педагогические науки
Ибатова Айгуль Зуфаровна, Мухутдинов Рафис Хабреевич, Ставрук Марина Александровна РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0096
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2019
Ибатова Айгуль Зуфаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ в Сургуте (628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, 38, e-mail: [email protected])
Мухутдинов Рафис Хабреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Казанский Федеральный Университет (423602, Россия, Елабуга, улица Казанская, 89, e-mail: [email protected]) Ставрук Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
иностранных языков Сургутский государственный университет (628400, Россия, Сургут, улица Ленина, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Образование играет важную роль социализации подрастающего поколения, вместе с этим, институт образования испытывает на себе влияние информационной среды современного общества. Производство информации стало индустрией 21 века. Использование информационных средств, в процессе обучения, является актуальным. Современные технологии позволяют реализовать многие задачи, стоящие сейчас перед образованием. Это дистанционное обучение, вебинары, чат-обучение и т.д. Современный школьник и студент должны научиться разбираться в информационном изобилии и уметь правильно использовать ту или иную информацию. Это возможно лишь при соприкосновении с информационными средствами в процессе обучения. В данной статье рассматриваются вопросы реализации информационного проекта в современном образовании.
Ключевые слова: образование, информационные средства, информационные технологии, электронные носители, обучение.
THE ROLE OF MEDIA IN MODERN EDUCATION
© 2019
Ibatova Aigul Zufarovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Natural Science and Humanities" Tyumen Industrial University, the Branch of IUT in Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthusiastov Str, 38, e-mail: [email protected]) Mukhutdinov Rafis Habreevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of General Engineering Training Kazan Federal University (423602, Russia, Elabuga, Kazanskaya Street, 89, e-mail: [email protected]) Stavruk Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Surgut State University (628400, Russia, Surgut, Lenin Street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Education takes an important part in the socialization of the younger generation. At the same time, the institution of education is under the influence of the information environment of modern society. The production of information has become the industry of the 21st century. The use of information tools in the learning process is relevant. Modern technology allows us to realize many of the challenges facing education today. These are distance learning, webinars, chat training, etc. Modern schoolchildren and students must learn to understand the information abundance and be able to use this or that information properly. This is only possible if it comes into contact with the media in the learning process. This article deals with the implementation of an information project in modern education.
Keywords: education, information media, information technology, electronic media, training.
Постановка вопроса. Образовательные технологии развиваются вместе с социальной и технической сферой. Очевидно, что система образования ориентирована на социализацию будущих граждан страны и общества. Это, в свою очередь, накладывает ответственность на весь процесс образования. В условиях развития технических средств, способствующих улучшению и упрощению жизни человека, есть необходимость с одной стороны адаптировать учащихся к техническим новинкам и научить пользоваться ими. С другой стороны, возникает проблема использования технических средств, в самом процессе образования. «Общим для современного педагогического дискурса является убежденность в том, что основное дидактическое назначение средств обучения - это ускорение процесса обучения, а сами средства обучения это некая совокупность объектов, которая включена в учебный процесс постольку, поскольку это необходимо для его оптимизации и освоения учебного материала. Некоторые авторы прямо указывают: средства обучения находятся между учителем и учеником» [1; С.66]. Важным моментом является в данном вопросе методика и задачи применения новых информационно-технических средств. Данные средства могут быть разработаны специально для системы образования и одо-
брены соответствующим министерством, но вместе с этим, эти средства могут быть и не адаптированы для системы образования, но активно в ней использоваться. Например, мобильный телефон современного поколения вполне может быть источником знаний практически из всех областей.
Анализ основных концепций данного вопроса. «При определении понятия информационной образовательной среды конкретного вида обучения целесообразно рассматривать ее в «системе координат» реализуемой образовательной технологии, отражающей взаимосвязь всех ее структурных компонентов» [2; с.160]. Информационная образовательная среда, таким образом, включает в себя методологические принципы, связывающие все компоненты образования в единое целое [3-11]. В школе, например, важную роль играет такой предмет, как обществознание, ведь именно обществоз-нание концептуализирует все получаемые учениками знания. Важно сформировать целостное отношение к обществу и природе, не прибегая к дифференцированному пониманию устройства мира.
Информационная среда целиком поглощает человека и человек самостоятельно уже не в силах разобраться в потоке информации. Что бы не стать заложником и ору-
Ibatova Aigul Zufarovna, Mukhutdinov Rafis Habreevich, Stavruk Marina Aleksandrovna THE ROLE OF MEDIA IN MODERN ...
pedagogical sciences
дием в чужих руках, современному человеку нужен наставник, коуч (Коучинг (англ. coaching), что бы давать рекомендации для деятельности и помогать в выборе, тех или иных, жизненно важных вопросов. Необходимо разобраться в основных подходах при определении роли информационных средств, в современном образовании.
Изложение основного материала. В описанной ситуации можно выделить два главных аспекта заявленной проблемы:
1. Обучение учащихся пользоваться техническими новинками во благо;
2. Использование информационно-технических средств не предназначенных специально для обучения в процессе образования.
Решение данной проблемы требует системного анализа ситуации в обществе, целей социального развития и стабильности в экономической и политической сфере. Для более правильного понимания поставленной задачи определим основные рабочие категории. Итак, под информационно-техническими средствами обучения будем понимать всю совокупность современных технических средств, несущих информацию или адаптирующих ту или иную информацию к соответствующим социальным условиям. Учащиеся старших классов школ и студенты ВУЗов вполне могут использовать те или иные электронные средства для получения новых знаний и проверки ранее полученных знаний. Однако, ввиду изобилия информации по различным вопросам, есть опасность, что учащиеся не смогут самостоятельно разобраться с поиском знаний в интернете. Роль педагога, учителя и преподавателя состоит в данной ситуации в определении необходимых сайтов для проверки знаний и более углублённого изучения предмета. Определяя роль учителя в современном образовании как помощника, наставника, так же необходимо указать на компетентность педагога в вопросах правильного гуманистического воспитания и широкого кругозора в изучаемой дисциплине.
При рассмотрении первой поставленной задачи данной темы, можно говорить о правильном воспитании и отношении к информационно-техническим средствам. Учащиеся школ (студенты ВУЗов в большей степени владеют техническими средствами обучения и их использования) нуждаются в пояснении многих вопросов, касаемых использования технических средств. «Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Однако наиболее эффективный способ их освоения лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки, а в плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирование компетенции» [12; С.161]. Главным образом, овладение информационно-техническими средствами способствует усвоению современного социального опыта и определяет перспективы на будущее. Учащиеся, умеющие оперативно находить нужную информацию при помощи технических средств, смогут быть более успешными и своевременно определять нужный вектор развития и личностного роста. В личностном росте большую роль играет постановка задач, требующих длительного решения. Краткосрочные задачи при этом решаются быстро и не всегда верно, а часто и зависят от тех, у кого в руках знание и перспектива. Поэтому важной задачей системы образования является определение новых актуальных критериев использования информационно-технических средств и формирование ценностных гуманистических идеалов, позволяющих оценивать важность и значимость той или ной информации «Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего
занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса» [13; С.16]. Концептуализация знаний зависит от педагога и именно педагог обязан научить своих учащихся отличать хорошее от плохого. Расстановка приоритетов в оценке поступков, явлений жизни, поведения себя и других зависит от того, как педагог сориентировал учащихся. Это важное понятие в современном обществе, позволяющее не стать заложником информационной путаницы.
Овладение всеми необходимыми навыками применения технических средств, для получения знаний и социализации, позволит быть в курсе событий и инноваций и успешнее к ним адаптироваться. «В современных условиях развитая личность, владеющая знаниями и умениями использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития» [14; 101]. Традиционные привычные способы использования различных технических средств обучения уступают место новым, информационно-техническим. Значимость последних в том, что они несут гораздо больше информации, нежели предыдущие технические средства, а так же способны не только передавать информацию, но и воспроизводить её. Воспроизводство информации должно быть связано с гуманистическими методами, однако техника не знает различий в передаваемой и воспроизводимой информации. Роль человека так же важна в программировании техники и создании информационных технологий.
В образовательном процессе роль информации важна, так как учащимся приходится непрерывно сталкиваться с возрастающим количеством её. «Современные информационные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения. Знание, добытое путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью»[15;С.31]. Определить важную информацию и необходимую для процесса получения знаний необходимо на ранних этапах обучения. В противном случае, под воздействием какой-либо информации процесс получения знаний может пойти не тем путём и привести к неожиданным и нежелательным результатам и убеждённостям учащихся. Например, эффект «Манделы», ярко показывает, что люди могут верить, что событие уже случилось, а на самом деле этого ещё не произошло. Другими словами, в педагогической сфере, управление потоком информации и её концептуализация, могут быть важным дополнением к новым знаниям. Это могут быть какие-то примеры, которых не было в учебниках по предмету, дополнения и прочее. Учащиеся старших классов могут проверить достоверность и подлинность полученных на уроке знаний при помощи новой информации в интернете, которая не была озвучена на уроке. Данный способ проверки знаний является важным в условиях роста информации. Информационная среда требует от человек в целом особой подготовленности и рациональности мышления, для правильной расстановки жизненных приоритетов. Ориентация в мире информации позволит выбрать более подходящие для человека способы и направления деятельности. «Виртуальные социальные среды в Интернете - это глобальный источник, приносящий пользу миллиардам людей, но одновременно с этим являющейся для них информационной угрозой» [16; с.232].
В школе использование электронных носителей и средств обработки информации позволит расширить
234
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Ибатова Айгуль Зуфаровна, Мухутдинов Рафис Хабреевич, Ставрук Марина Александровна РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ...
сферу применения получаемых знаний, помимо их проверки на подлинность. Опыт, конечно же, играет важную роль в жизни человека, но учащиеся уже в школе должны понять, что опыт будет зависеть от той деятельности, которую они выберут.
Основные результаты статьи. Таким образом, использование информационных средств обучения в современном образовании, способно определить будущее применимости знаний учащихся более точно, нежели это было прежде. Вместе с этим, учащиеся будут точнее представлять весь спектр вопросов, касаемых изучаемого предмета в рамках школьной программы, а возможно и вероятность этого очень высока, будут лучше представлять свою будущую профессию. Грамотно воспитанный и информационно подготовленный ученик сможет занять достойное место в социальном пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шабалин Ю.Е. Средства обучения информационно-образовательной среды // Совет ректоров. 2014. № 3. С. 62-73.
2. Слепухин А.В. К вопросу о построении понятийного аппарата информационных образовательных сред //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 153-163.
3. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.
4. СимоноваИ.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
5. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
6. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
7. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
8. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.
9. Исмаилова Н.П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 250-254.
10. Сергиевская И.Л. Технология создания информационной образовательной среды в системе военно-технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 108-116.
11. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
12. Колосов К.А., Якунин В.Е., Королёва Е.Н. Информационное обеспечение и информационная культура как эффективные средства формирования мотивации учащихся к обучению в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 160-164
13. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
14. Новиков С.И. Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся к обучению // Наука и образование сегодня. 2015. № 1. С. 101-105.
15. Миронова Е.Д. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности обучения // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. № 19 (19). С. 30-31.
16.Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Лонцов В.В. Безопасность виртуальных социальных сред в информационном обществе//Пространство и Время. 2013. № 4 (14). С. 231-236.
Статья поступила в редакцию 13.04.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019