Научная статья на тему 'Элективный курс как основа достижения личностных (познавательных) результатов обучаюшихся'

Элективный курс как основа достижения личностных (познавательных) результатов обучаюшихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ЛИЧНОСТНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ХИМИЯ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / STATE EDUCATIONAL STANDARD / CHOREOGRAPHIC COLLEGE / PERSONAL (COGNITIVE) RESULTS / CHEMISTRY / HEALTHY NUTRITION / HEALTH CULTURE / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Саргылана Александровна, Егорова Ксения Егоровна, Ибатова Айгуль Зуфаровна

В данной статье рассматриваются подходы к проблеме формирования познавательного интереса обучающихся балетной школы (колледжа). Установлено, что в реальном учебном процессе при формировании познавательного интереса главную роль играют достижения личностных результатов обучающихся в познавательной и ценностно-ориентационной сферах, как умения управлять своей познавательной деятельностью, грамотно организовывать свою профессиональную деятельность в здоровьесберегающем режиме. В качестве средств доказательства достижения заявленного результата выступают различные средства, в том числе и элективные курсы, раскрывающие связь химических знаний обучающихся с реальной их жизнью. Содержание предлагаемого элективного курса позволит выработать учащимся балетной школы рациональное отношение к своему здоровью; умения адаптироваться к меняющимся условиям жизни; способности выявлять свои возможности и склонности, определяя будущую траекторию. Спроектированный нами элективный курс, являющаяся по своей сути методической системой реализации основных идей ФГОСа нацелена на решение задач в сфере познавательной деятельности, ориентирована на формирование определенных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий как объяснять, овладевать методами научного познания и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Саргылана Александровна, Егорова Ксения Егоровна, Ибатова Айгуль Зуфаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSE AS A BASIS FOR ACHIEVEMENTS OF PERSONAL (COGNITIVE) RESULTS OF STUDENTS

This article discusses approaches to the problem of the formation of the cognitive interest of students of the ballet school (college). It has been established that in the real educational process the formation of cognitive interest is played mainly by the achievement of students' personal results in the cognitive and value-oriented areas, such as the ability to manage their cognitive activity, competently organize their professional activities in the health-saving mode. As means of evidence of the achievement of the stated result are various means, including elective courses, revealing the connection of chemical knowledge of students with their real life. The content of the proposed elective course will allow the students of the ballet school to develop a rational attitude towards their health; the ability to adapt to changing conditions of life; the ability to identify their capabilities and inclinations, determining the future trajectory. The elective course we have designed, which is in its essence a methodical system for implementing the basic ideas of the GEF, is aimed at solving problems in the field of cognitive activity, is focused on the formation of certain types of activities of students at the level of learning activities how to explain, master methods of scientific knowledge, etc.

Текст научной работы на тему «Элективный курс как основа достижения личностных (познавательных) результатов обучаюшихся»

педагогические науки

Федорова Саргылана Александровна, Егорова Ксения Егоровна, Ибатова Айгуль Зуфаровна ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ...

УДК [377.6:792.8]:613.24

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0067

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮШИХСЯ

© 2019

Федорова Саргылана Александровна, аспирант Егорова Ксения Егоровна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель образовательной программы педагогического отделения Института естественных наук Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000,Россия, Якутск, улица Кулаковского 48, e-mail: [email protected]) Ибатова Айгуль Зуфаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ в г. Сургуте (628400, Россия, Сургут, ул. Энтузиастов, 38. [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к проблеме формирования познавательного интереса обучающихся балетной школы (колледжа). Установлено, что в реальном учебном процессе при формировании познавательного интереса главную роль играют достижения личностных результатов обучающихся в познавательной и ценностно-ориентационной сферах, как умения управлять своей познавательной деятельностью, грамотно организовывать свою профессиональную деятельность в здоровьесберегающем режиме. В качестве средств доказательства достижения заявленного результата выступают различные средства, в том числе и элективные курсы, раскрывающие связь химических знаний обучающихся с реальной их жизнью. Содержание предлагаемого элективного курса позволит выработать учащимся балетной школы рациональное отношение к своему здоровью; умения адаптироваться к меняющимся условиям жизни; способности выявлять свои возможности и склонности, определяя будущую траекторию. Спроектированный нами элективный курс, являющаяся по своей сути методической системой реализации основных идей ФГОСа нацелена на решение задач в сфере познавательной деятельности, ориентирована на формирование определенных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий как объяснять, овладевать методами научного познания и т.д.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, хореографический колледж, личностные (познавательные) результаты, учебный предмет химия, здоровое питание, культура здоровья, элективные курсы.

ELECTIVE COURSE AS A BASIS FOR ACHIEVEMENTS OF PERSONAL (COGNITIVE) RESULTS OF STUDENTS

© 2019

Fedorova Sargylana Aleksandrovna, post-graduate student Egorova Ksenia Egorovna, professor, doctor of pedagogical sciences, the Head of the educational program of the pedagogical department of the Institute of Natural Sciences Northeastern Federal University named after M.K. Ammosova (677000, Russia, Yakutsk, Kulakovskogo street 48, e-mail: [email protected]) Ibatova Aygul Zufarovna, сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Natural Science and Humanities" of Tyumen Industrial University Tyumen Industrial University, the Branch of IUT in the city of Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthusiastov Str, 38, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses approaches to the problem of the formation of the cognitive interest of students of the ballet school (college). It has been established that in the real educational process the formation of cognitive interest is played mainly by the achievement of students' personal results in the cognitive and value-oriented areas, such as the ability to manage their cognitive activity, competently organize their professional activities in the health-saving mode. As means of evidence of the achievement of the stated result are various means, including elective courses, revealing the connection of chemical knowledge of students with their real life. The content of the proposed elective course will allow the students of the ballet school to develop a rational attitude towards their health; the ability to adapt to changing conditions of life; the ability to identify their capabilities and inclinations, determining the future trajectory. The elective course we have designed, which is in its essence a methodical system for implementing the basic ideas of the GEF, is aimed at solving problems in the field of cognitive activity, is focused on the formation of certain types of activities of students at the level of learning activities how to explain, master methods of scientific knowledge, etc.

Keywords: state educational standard, choreographic college, personal (cognitive) results, chemistry, healthy nutrition, health culture, elective courses.

Введение. Проблема сохранения здоровья, поддержания определенной массы тела, тип питания, обусловленные климатогеографическими условиями и ряд других факторов полноценного развития ребенка занимают основное место в теории и практике подготовки артистов балета. Как указывают литературные источники, эти факторы связаны с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением в обучении хореографии [1, с. 152]. Считается, что балетная форма, или тренированность артиста балета складывается из различного состояния организма: а) сердечно-сосудистой системы; б) опорно-двигательного аппарата; в) органов дыхания [2]. В этой связи одной из важнейших задач современного образования считается воспитание личной ответственности за свое здоровье, понимания таких основополагающих понятий как «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «культура питания», непосредственно связанные с такими учебными дисци-

плинами медико-биологического цикла в учебных планах балетных школ как биология, химия, физика. Для ее решения учащимся в общем виде необходимы знания, связанные с механизмами влияния питания на состояние организма человека, о составе пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их изготовления, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.

Имеются ряд публикаций, раскрывающие функцию и роль питания в организме человека, что изменением питания можно существенно повлиять на функциональное состояние организма и особенности его обмена веществ. В рамках нашей работы интерес представляют исследования, связанные с типом питания в условиях Крайнего Севера. Так, исследования показывают, что в условиях Севера потребности в энергии превышают примерно на 10-15 %, чем у жителей других климатиче-

Fedorova Sargylana Aleksandrovna, Egorova Ksenia Egorovna, Ibatova Aygul Zufarovna ELECTIVE COURSE AS A BASIS FOR ACHIEVEMENTS OF PERSONAL ...

pedagogical sciences

ских зон. Например, Н.П.Семенова, С.Л.Сафонова, изучая тип питания коренного населения, проживающих в различных климато-географических условиях районов Республики Саха (Якутия) отмечают, что в районах северной береговой зоны среди коренного населения преобладает рыба (включая строганину в сочетании с горячим чаем), а в северной глубинной зоне у коренного населения в суточном рационе преобладает мясо [3,4]. В.П. Казначеев указывает что, несомненно, этот обычай есть выражение поиска источника различных витаминов, в первую очередь водорастворимых витаминов, а может быть и других биологически активных соединений, природных адаптогенов, микроэлементов и т.д [5, с. 76]. Рассмотренные источники нацеливают на то, что в условиях балетной школы (колледжа) несмотря на то, что изучаемое содержание (например, химия) не учитывает специфику профессиональной деятельности учащихся и не связана с их профессиональными интересами в будущем, одним из требований личностных результатов ФГОСа по учебному предмету химия является, что каждый современный человек должен обладать химической грамотностью, уметь правильно применять химические знания в повседневной жизни [6]. По существу, речь идет о формировании у учащихся культуры использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоение правил рационального и сбалансированного питания в повседневной жизни. Анализ содержания учебного предмета химии показывает, что по структуре и логике своего содержания химия имеет большие дидактические возможности для достижения личностных результатов обучающихся в познавательной и ценностно-ориентационной сферах, как умения управлять своей познавательной деятельностью, грамотно организовывать свою профессиональную деятельность в здоровьесберегающем режиме. Мы считаем, что одним из оптимальных путей управления своей познавательной деятельностью и грамотной организации профессиональной деятельности в здоровьес-берегающем режиме может стать создание и внедрение элективного курса по химии, раскрывающего связь химических знаний обучающихся с реальной их жизнью. Содержание предлагаемого элективного курса, которое является логическим продолжением изучаемого предмета химии, позволит выработать рациональное отношение к своему здоровью; умения адаптироваться к меняющимся условиям жизни; способности выявлять свои возможности и склонности, определяя будущую траекторию своего жизненного пути, отвечающего насущным потребностям развития хореографического училища. Таким образом, как пишет Нахова Н.А. один из разработчиков факультативного курса «Химия минералов» «...традиционно являющийся условием дифференциации обучения, элективный курс может выступать, с одной стороны, как средство совершенствования основного курса химии, а с другой - способствовать обобщению предметных знаний учащихся, связывать полученные химические знания с жизнью.» [7, с.4] и поэтому создание подобного элективного курса в условиях хореографического колледжа может служить одним из методических условий решения данной проблемы.

Материалы и методы исследования. Проведенный теоретический анализ в аспекте изучаемой проблемы в области дидактики, теории и методики обучения химии, отдельных отраслей науки биохимии, физиологии и гигиены питания позволил выявить, что практически все авторы существующих публикаций [И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Г.И.Щукина, А.А.Покровский и другие] едины во мнении, что для формирования и развития познавательной деятельности обучающихся необходимо опираться на знаниях большего числа фундаментальных и прикладных дисциплин. Такой подход способен выступить в качестве основного системообразующего фактора и напрямую связан с проблемой достижения личностных результатов обуча-

ющихся - умения управлять своей познавательной деятельностью в здоровьесберегающем режиме. Вместе с тем, обзор по проблеме совершенствования содержания предметного обучения в хореографических училищах показывают, что практически нет публикаций, посвященных проблемам предметного обучения. Имеются незначительные теоретические исследования М.Я Жорницкой, Н.С.Посельской касающихся организации учебно-воспитательного процесса в хореографических училищах республики [8, 9]. Авторы этих работ, формируя теоретическую конструкцию региональной направленности содержания хореографического образования, исходят из общей методологической установки - её социальной обусловленности. Безусловно, эти исследования дали положительные результаты в региональном балетном искусстве.для решении многих общих и частных вопросов. Они явились основой для выработки теоретических позиций и методологических положений, особенно в контексте этносоциологических и этнопедагоги-ческих проблем. Следует отметить, что нет практически исследований, посвященных изучению и объективному анализу состояния, роли и функций учебных предметов медико-биологического цикла при формировании и построении содержания обучения, где бы отражались специфические особенности и региональное своеобразие культуры их быта, традиции микросреды; использование возможностей базового компонента содержания для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению, суть которого - чтобы «.найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самоидентификации, необходимых для становления самобытного личностного образа, формирования человека как субьекта собственной жизнедеятельности» [10, с.16].

На констатирующем этапе исследования для получения объективных результатов и выявления общей картины нацеленности студентов колледжа на учебный предмет химии, нами было проведено исследование, главной целью которого - выявление мотива и ориентированности их на предмет химии.

Результаты предварительного этапа эксперимента нами описаны в научно-методическом журнале «Концепт» [11].

Следует констатировать, что учебный предмет «Химия» среди общеобразовательных дисциплин по значимости занимает только 14-ое место, что девятиклассники не проявляют достаточного интереса к предмету химии. Конечно, полученные результаты можно объяснить тем, что: а) профессиональные интересы учащихся находятся в другой плоскости, имеющие мало общего с химией и химическими веществами; б) отсутствием надлежащего методического обеспечения обучения химии в системе среднего профессионального образования; в) изучаемое содержание химии не учитывает специфику профессиональной деятельности учащихся балетной школы (колледжа), слабо связано с повседневной жизнью будущих артистов балета. Вместе с тем, независимо от направленности учебного заведения, одной из задач учебного предмета химии в хореографической школе (колледже) согласно ФГОСа является формирование у учащихся культуры использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоение правил рационального и сбалансированного питания в повседневной жизни. Это указывает на то, что каждый современный человек должен обладать химической грамотностью, уметь правильно применять химические знания в повседневной жизни, что является одним из требований личностных результатов.

Результаты. Для реализации основных идей предлагаемого элективного курса «Химия и здоровое питание», основной целью которого является расширение и углубление знаний учащихся о природе как факторе здоровья, о влиянии отдельных химических элементов и их соединений на организм человека, о причинах ро-

педагогические науки

Федорова Саргылана Александровна, Егорова Ксения Егоровна, Ибатова Айгуль Зуфаровна ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ...

ста уровня заболеваемости и их причин (недостаточная адаптированность людей к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природы, загрязненность среды, стрессовые ситуации, характер питания, режим труда и отдыха, отношение к алкоголю, никотину, наркотикам и т.п) нами был выявлен мотив и ориентированность обучающихся на изучение предмета химии. В связи с этим перед началом проведения элективного курса была изучена картина их питания. Выборка составляла 23 учащихся 9 класса. Учащимся были заданы 11 вопросов, включающие такие вопросы: как часто в течение одного дня вы питаетесь, завтракаете или нет, каков рацион вашего питания и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты анкетирования «Правильно ли Вы питаетесь?»

В процессе изучения элективного курса стояла задача достижения учащимися умения управлять своей познавательной деятельностью, грамотно организовывать свою профессиональную деятельность в здоровьесбере-гающем режиме. Для достижения этих результатов в теоретической части были рассмотрены: сущность и значение питания; классификация продуктов питания (растительного и животного происхождения); химические элементы организма человека; содержание элементов в продуктах питания; основы рационального питания; пищевой рацион и другие вопросы, которые в целом направлены на достижение запланированных результатов.

Практическая часть элективного курса включала различные виды деятельности обучающихся как изучение и анализ литературы, освоение методики качественного определения химического состава некоторых веществ, например, шоколада и обобщение на основании полученных результатов. Так, используя методику Л.Я.Яковишина, нами была предложена учащимся экспериментальная исследовательская работа «Качественное определение химического состава шоколада «LUX».

Цель работы: определения качества шоколада «LUX».

Задачи: 1) поиск информации об истории и применении шоколада; 2) изучение состава шоколада по упаковке; 3) выбор методики определения качественного состава шоколада; 4) изучение органолептических свойств шоколада; 5) выполнение эксперимента - качественное определение химического состава шоколада «LUX»; 6) оформление и интерпретация полученных результатов.

В результате поиска информации ребята нашли, что в состав шоколада входит много различных химических соединений, в том числе жиры, углеводы, белки и.т.д. Поэтому было решено определить их содержание в шоколаде опытным путем.

Опыт №1. Обнаружение в шоколаде непредельных жиров.

Опыт №2. Обнаружение в шоколаде углеводов.

Опыт №3. Фосфорсодержащие компоненты шоколада.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.

В результате проведенного исследования учащиеся

приходят к выводу о том, что анализ состава шоколада «LUX» подтверждает, что шоколад является качественным и содержит химические вещества такие как: жиры, углеводы, фосфорсодержащие компоненты, белки и кофеин.

Дальнейшим этапом исследования для учащихся является выяснение - является ли шоколад «LUX» полезным с точки зрения энергетической ценности, соотношения белков, жиров, углеводов конкретно для тех учащихся, которые в дальнейшем будут связывать свою деятельность с балетным искусством.

Обсуждение. Существующая практика обучения химии в Якутской балетной школе свидетельствует о недостаточной связи изучения учебного предмета химии с их реальной жизнью. В результате чего, подтверждается, что «.. .изучаемый материал приобретает для них абстрактный характер и становится отдаленным от жизни учащихся» [13, с. 83]. Установлено, что одним из ключевых моментов в обучении хореографии является организация деятельности обучающихся балетной школы, связанные с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением и соответственно - их правильное полноценное питание, обеспечивающее потребности организма и поддержание определенной массы тела. На практике зачастую питание сопряжено с высокой частотой заболеваний желудочно-кишечного тракта, железодефицитных анемий, нарушений становления репродуктивной функции, снижением параметров физического развития.

Поэтому здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, признанным улучшить жизнь не только в смысле материального благополучия, но также в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения. Для достижения этих целей необходим творческий подход к обучению учащихся балетной школы (колледжа) основам здорового образа жизни [20, с. 574]. В этой связи предлагаемый нами элективный курс в рамках учебного предмета химии рассматривает связь учебного предмета с повседневной жизнью обучающихся балетной школы о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и грамотного поведения в различных жизненных ситуациях. Социальная значимость проблемы здорового образа жизни побуждает дополнять учебный курс химии материалом, отражающим свойства и действие того или иного вещества на молодой организм обучающихся.

Заключение. Таким образом, одним из основных путей достижения личностных (познавательных) результатов обучающихся балетной школы выступает элективный курс «Химия и здоровое питание». Данный элективный курс становится механизмом реализации основных идей нового нормативного документа - федерального государственного образовательного стандарта в системе среднего специального образования.

Проведенный констатирующий эксперимент в виде анкетирования «Правильно ли вы питаетесь?» для учащихся 9 класса Якутской балетной школы (колледжа) показал, что большинство обучающихся не придерживаются принципов рационального питания, как разнообразие и сбалансированность пищи, у многих нарушен режим питания.

Проведенная практическая работа исследовательского характера «Качественное определение химического состава шоколада «LUX», показала, что учащиеся проявляют обобщенный учебно-познавательный интерес к выполнению практической работы, что проявляется в охотном включении их в процесс выполнения заданий, отвечают на вопросы о её содержании и тем самым учебная деятельность приобретает форму активного исследования.

Следовательно, элективный курс «Химия и здоровое питание», отражая специфические особенности питания учащихся балетной школы (колледжа) с точки зрения

Fedorova Sargylana Aleksandrovna, Egorova Ksenia Egorovna, Ibatova Aygul Zufarovna ELECTIVE COURSE AS A BASIS FOR ACHIEVEMENTS OF PERSONAL ...

pedagogical sciences

химического компонента в условиях северного региона, будет способствовать устойчивому формированию познавательного интереса к учебному предмету химия и достижению личностных результатов обучающихся, как умения управлять своей когнитивной и интеллектуальной деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федорова С. А., Климова Т. М. К проблеме рационального питания учащихся хореографического колледжа в экстремальных условиях Севера // Вестник Академии русского балета. 2015. №5(40). С. 152-154.

2. Баднин И. А. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.: Медицина, 1987. 204 с.

3. Семенова Н.П. Эколого-гигиеническая характеристика среды обитания и состояние здоровья населения Республики Саха(Якутия): дисс. ... канд. биол. наук. — Иркутск., 2015. — 156 с.

4. Сафонова С. Л. Исследования и оценка питания населения различных зон Республики Саха (Якутия): дисс. ... канд. биол. наук. — М., 1995. —194 с.

5. Казначеев В.П. Роль эндокринных факторов в процессе адаптации к экстремальным условиям высоких широт // Вестник АМН СССР. 1980. № 7. С. 76-85.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования - URL: https://classinform.ru/ fgos/2-standarty-srednego-professionalnogo-obrazovaniia.html

7. Нахова Н.А. Принцип региональности как основа осуществления связи преподавания химии с жизнью (на примере факультативного курса «Химия минералов». Автореф. на соискание уч. степ. к.н., М, 2001.- 20 с.

8. ЖорницкаяМ.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Восточной Сибири. М.: Наука, 1983. 152 с.

9. Посельская Н.С. Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия): дисс. ... канд. пед. наук. -Якутск, 2010. — С. 230.

10. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

11. Федорова С.А., Егорова К.Е. Элективный курс «Химия и здоровое питание» как компонент формирования познавательного интереса обучающихся хореографической школы (колледжа) в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 11. — С.17-27.

12. Яковишин Л.Я. Химические опыты с шоколадом // Химия в школе. 2006. №8. С. 73-75.

13. Н.К. Ибраева, Р.К. Ашкеева, Л.М. Тугелбаева. Элективный курс «Химия и здоровье» как содержательная основа профильного обучения в высшей медицинской школе // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2016. №1. С. 574-575.

Статья поступила в редакцию 11.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.