В рамках единого информационного пространства России должно функционировать и сельское хозяйство, развитие которого невозможно без оптимального информационного обеспечения. Так, Федеральный закон от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» за № 2 64-ФЗ (ст. 17) предусматривает создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Основой системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, вырабатывающего государственную политику и осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа исполнительной власти, формирующего официальную статистическую информацию, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанный закон специально выделил виды информации, которая в обязательном порядке включается в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, в частности, информацию о реализации федеральных и отраслевых целевых программ; о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства; о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении; о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве; о мониторинге земель сельскохозяйст-
венного назначения; о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных, вредителей растений; о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности; о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании; о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, и другую информацию.
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой для внедрения новых информационных технологий.
Важным условием успешного выполнения в сжатые сроки работ по формированию единого информационного пространства России, в частности, в сельском хозяйстве, является законодательное установление персональной ответственности высших должностных лиц органов государственной власти за информатизацию этих органов, формирование своей части государственных информационных ресурсов и организацию доступа к ним физических и юридических лиц, а также за эффективное использование государственных информационных ресурсов подчиненными подразделениями и организациями.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ АПК А.А. Рубинштейн, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики РАН
Современное инновационное развитие АПК во многом зависит от расширения информационного обеспечения.
АПК и крестьянство в XXI в. уже не могут оставаться без получения необходимой информации, без включения в глобальные информационные системы. Информатизация АПК означает электронное обеспечение управленческих и технологических процессов; становление разветвленной системы экономической и технологической информации, доступной широкому кругу пользователей; формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации.
В ХХ в. сельскохозяйственное предпринимательство получало отдельные виды информационных услуг, тем самым появлялась возможность предотвращения некоторых хозяйственных рисков, повышения эффективности бизнеса. В XXI в. деятельность предпринимателей сможет осуществляться только при условии предоставления им всего необходимого комплекса информации; информатизация постепенно становится определенной средой, окружающей всю хозяйственную деятельность, социальные и культурные проявления жизни предпринимателей. Появилось новое понятие «информационная среда» (ИС), кото-
рое определяет информационную работу в ее полном цикле.
Среди предпринимателей аграрного сектора в нашей стране электронное оборудование используется только отдельными хозяйственными субъектами в системе управления и образования, а также некоторыми доходными акционерными обществами, крупными кооперативами и корпорациями. Малые формы бизнеса АПК, за редким исключением, не входят в состав предприятий, располагающих электронной вычислительной техникой.
Общие условия рынка, в которые были поставлены сельскохозяйственные производители в начале 1990-х гг., стали формировать их спрос на информацию, необходимую для самостоятельного производства и реализации продукции, для ведения всех хозяйственных дел. Той информации, которую они получали в прежнее время, стало недостаточно. С другой стороны, изменяются подходы административных органов (всех территориальных уровней) к созданию и передаче информации аграрным хозяйственным субъектам; появляются различные службы (коммерческого и некоммерческого типа), собирающие, обрабатывающие информацию и готовые к ее передаче. В настоящее время информационный рынок для сельскохозяйственных товаропроизводителей еще не создан, но отдельные его фрагменты стали появляться и постепенно должны получить дальнейшее развитие.
Со второй половины XX в. в развитых странах мира информация превратилась в определенный ресурс экономического развития, потерялась четкая отраслевая технологическая принадлежность, технологии все чаще стали приобретать межотраслевое применение. Но специфика той или иной отрасли, как правило, сохраняется. Аграрный сектор и его предпринимательство всегда отличались существенными особенностями, многие из которых сохраняются и на стадии постиндустриализма, без их учета формирование аграрной ИС, по нашему мнению, невозможно.
Нам представляется, что при формировании ИС должны учитываться, прежде всего, следующие особенности аграрного сектора:
- повышенные риски хозяйственной деятельности из-за тесной связи с природными факторами, территориальная обособленность хозяйств, особый сельский менталитет, которые характерны для большинства стран мира;
- относительная отсталость аграрной сферы, что особенно характерно для российских условий;
- скудость отраслевых финансовых ресурсов.
Эти особенности, с одной стороны, вызывают острую необходимость в быстрых темпах создания отраслевой ИС, а с другой, свидетельствуют о том, что собственные силы предпринимателей этой сферы крайне ограниченны, поэтому аграрная информационная инфраструктура может формироваться только при существенной помощи и внимании со стороны федеральных и региональных структур, а также коммерческих организаций других отраслей и сфер.
Информатизация представляет собой не только экономический, но и социотехнический и социокультурный процесс. Использование передовой информационной технологии меняет организацию общества и экономики, а также всю жизнедеятельность человека. Информатизация надстраивается над технологическим базисом, охватывая все сферы жизни общества и вызывая в них глубинные изменения. Центральной проблемой становится производство, передача, распространение, преобразование и хранение, прежде всего, общедоступной информации. Степень и уровень информированности общества (от высших эшелонов власти до сферы бизнеса и отдельного индивида) становятся в наше время одним из главных критериев продвину-тости общества.
Главным фактором развития предпринимательства становится информационный ресурс, превратившийся в непосредственную производительную и социальную силу. Если еще несколько десятилетий назад главными факторами, влияющими на прибыль в аграрной экономике, были: капитал, земля, труд, предпринимательский талант, то сейчас на первый план выступает информированность. Информационный ресурс наряду с материальными, финансовыми, трудовыми затратами формирует стоимость произведенных товаров и услуг.
Использование информационного ресурса выравнивает конкурентные условия на рынке предпринимателей, работающих в экономически развитых центрах и в удаленных регионах; предпринимателей, занятых в разных сферах бизнеса и имеющих разный потенциал (малый, средний, крупный); сельских и городских предпринимателей. При этом результаты деятельности аграрных предпринимателей приобретают большую предсказуемость, меньшую зависимость от погодных колебаний и удаленности от крупных финансово-промышленных конгломератов.
Мы согласны с утверждениями многих исследователей, которые считают, что, приобретая информацию, предприниматели не только производят затраты, но и увеличивают свой
экономический потенциал. Таким образом, в информационном обществе меняется отношение к проблеме ресурсоэкономии. При накоплении необходимых информационных ресурсов, при расходовании на это финансовых средств предприниматели получают дополнительную прибыль на экономии других ресурсов (материальных, трудовых и т.д.).
Этот факт очень важен для российского агробизнеса. Сельскохозяйственное производство в нашей стране до сих пор отличается высокой материало-, энерго- и трудоемкостью. Увеличение затрат на информацию в расчете на единицу продукции может привести к снижению себестоимости из-за удешевления трудовых затрат, затрат на энергию и материалы. Поэтому при выборе покупок фермер должен исходить не только из цены покупаемых ресурсов, предполагаемого роста производства продукции; приоритет он должен отдать приобретению информации, так как использование многих ее видов приводит к существенной экономии на других ресурсах, и при том такая экономия может возникать многократно.
Жизнь в сельской местности всегда отличалась замкнутостью, оторванностью от цивилизации. В этих условиях веками складывался сельский менталитет, отличающийся консерватизмом, строгим выполнением обычаев и традиций, не принимающий быстрых изменений, в том числе вызываемых развитием культуры, техники, технологии.
Широкое развитие информатизации на базе электронной техники и телекоммуникаций способно привести к преодолению узости, обособленности и оторванности деятельности крестьянских хозяйств от мировых социально -экономических и социокультурных процессов. Все это способно изменить крестьянскую культуру, привести к глобализации не только экономических, но и всей совокупности общественных отношений в аграрной сфере. В настоящее время этими процессами еще не затронуто русское крестьянство, во всяком случае, основная его часть. Но так как в историческом развитии мировой цивилизации альтернативы электронной информатизации и телекоммуникации нет (ни для одной страны мира, ни для
одной сферы деятельности), то в будущем, и, вероятно, не в столь отдаленном, жизнь и традиции наших фермеров и других аграрных предпринимателей существенным образом будут изменяться, приобретая общие черты, свойственные постиндустриальному обществу.
Как отмечают Е.П. Велихов, В.Б. Бетелин, А.Г. Кушниренко, для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке надо провести перевооружение предприятий на базе массовых информационных технологий. Эта задача не из простых, для ее решения требуются крупные инвестиции, что (при отсутствии государственной поддержки) ведет к чрезмерным рискам и, в конечном счете, может затормозить радикальное переоснащение предприятий. Это в полной мере относится и к аграрному сектору.
В перспективе одной из важнейших задач аграрных предпринимателей и мелких производителей является укрепление их общей технико-технологической базы, в том числе за счет подключения к всемирной сети Интернет. Это даст возможность модернизировать человеческий потенциал в аграрной сфере.
Социально-экономическая среда в АПК РФ, сформировавшаяся в последние годы, в значительной мере криминализирована, имеет большой удельный вес теневых отношений, продовольственный рынок перегружен посредниками. Осуществление операций по покупке-продаже товаров через Интернет напрямую даст возможность быстрее решить проблему сокращения посредников, тем самым снизить цены при повышении доходности сельскохозяйственных производителей, уменьшить общую криминальность среды продовольственного рынка.
Источники
1. Велихов, Е.П., Бетелин, В.Б., Кушниренко, А.Г. Промышленная политика, инновации, массовые информационные технологии, отечественные системообразующие компании/ Е.П.Велихов, В.Б.Бетелин, А.Г. Кушниренко. - М. : Энергоиз-дат, 2007. - С. 52.
АНАЛИЗ ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ В АПК
Н.И. Лушенкова, доц. Мордовского гуманитарного института
В современных условиях в аграрном сек- временного получения и использования которо-
торе экономики информация становится одним го в решающей мере зависят обоснование
из важнейших ресурсов производства, от свое- управленческих решений, выбор эффективного