экономический потенциал. Таким образом, в информационном обществе меняется отношение к проблеме ресурсоэкономии. При накоплении необходимых информационных ресурсов, при расходовании на это финансовых средств предприниматели получают дополнительную прибыль на экономии других ресурсов (материальных, трудовых и т.д.).
Этот факт очень важен для российского агробизнеса. Сельскохозяйственное производство в нашей стране до сих пор отличается высокой материало-, энерго- и трудоемкостью. Увеличение затрат на информацию в расчете на единицу продукции может привести к снижению себестоимости из-за удешевления трудовых затрат, затрат на энергию и материалы. Поэтому при выборе покупок фермер должен исходить не только из цены покупаемых ресурсов, предполагаемого роста производства продукции; приоритет он должен отдать приобретению информации, так как использование многих ее видов приводит к существенной экономии на других ресурсах, и при том такая экономия может возникать многократно.
Жизнь в сельской местности всегда отличалась замкнутостью, оторванностью от цивилизации. В этих условиях веками складывался сельский менталитет, отличающийся консерватизмом, строгим выполнением обычаев и традиций, не принимающий быстрых изменений, в том числе вызываемых развитием культуры, техники, технологии.
Широкое развитие информатизации на базе электронной техники и телекоммуникаций способно привести к преодолению узости, обособленности и оторванности деятельности крестьянских хозяйств от мировых социальноэкономических и социокультурных процессов. Все это способно изменить крестьянскую культуру, привести к глобализации не только экономических, но и всей совокупности общественных отношений в аграрной сфере. В настоящее время этими процессами еще не затронуто русское крестьянство, во всяком случае, основная его часть. Но так как в историческом развитии мировой цивилизации альтернативы электронной информатизации и телекоммуникации нет (ни для одной страны мира, ни для
одной сферы деятельности), то в будущем, и, вероятно, не в столь отдаленном, жизнь и традиции наших фермеров и других аграрных предпринимателей существенным образом будут изменяться, приобретая общие черты, свойственные постиндустриальному обществу.
Как отмечают Е.П. Велихов, В.Б. Бетелин, А.Г. Кушниренко, для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке надо провести перевооружение предприятий на базе массовых информационных технологий. Эта задача не из простых, для ее решения требуются крупные инвестиции, что (при отсутствии государственной поддержки) ведет к чрезмерным рискам и, в конечном счете, может затормозить радикальное переоснащение предприятий. Это в полной мере относится и к аграрному сектору.
В перспективе одной из важнейших задач аграрных предпринимателей и мелких производителей является укрепление их общей технико-технологической базы, в том числе за счет подключения к всемирной сети Интернет. Это даст возможность модернизировать человеческий потенциал в аграрной сфере.
Социально-экономическая среда в АПК РФ, сформировавшаяся в последние годы, в значительной мере криминализирована, имеет большой удельный вес теневых отношений, продовольственный рынок перегружен посредниками. Осуществление операций по покупке-продаже товаров через Интернет напрямую даст возможность быстрее решить проблему сокращения посредников, тем самым снизить цены при повышении доходности сельскохозяйственных производителей, уменьшить общую криминальность среды продовольственного рынка.
Источники
1. Велихов, Е.П., Бетелин, В.Б., Кушниренко, А.Г. Промышленная политика, инновации, массовые информационные технологии, отечественные системообразующие компании/ Е.П.Велихов, В.Б.Бетелин, А.Г. Кушниренко. - М. : Энергоиз-дат, 2007. - С. 52.
АНАЛИЗ ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ В АПК
Н.И. Лушенкова, доц. Мордовского гуманитарного института
В современных условиях в аграрном сек- временного получения и использования которо-
торе экономики информация становится одним го в решающей мере зависят обоснование
из важнейших ресурсов производства, от свое- управленческих решений, выбор эффективного
направления развития, минимизация коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки планов развития и оценка их выполнения. Создание системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства регламентируется ст. 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», который был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г. Однако этот нормативный акт не решает всех проблем в этой области. Проведенное исследование действующей практики формирования специализированных информационных систем в аграрном секторе экономики Республики Мордовии позволяет сделать вывод, что это направление становится актуальной, многоаспектной и глобальной проблемой, которая является объектом научно-исследовательской и проектно-конструкторской работы.
Особое внимание уделяется техническим аспектам создания информационных систем и программно-ориентированных баз данных. В сельскохозяйственном производстве потоки плановых, нормативных, статистических, бухгалтерских, оперативных сведений, их хранение, переработку и использование можно рационально организовать на научной основе, на основе математической теории информации. Математическая теория информации исследует способы определения и оценки количества информации, процессов хранения и передачи ее по каналам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи. Известными здесь являются лишь множества, из которых могут быть выбраны эти данные, или же вероятности выбора тех или иных данных. Однако для специализации и целевой ориентации информации принципиально важно провести ее предварительную обработку, классификацию, группировку, т.е. использовать специальные методы анализа базы данных. Это определяет роль анализа в информационных системах как информационно-образующего фактора, так как именно на его основе формируются программно-целевые базы данных, где четко выделяются целевая ориентация данных, основные факторы и условия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и последствия, которые вызывают изменения, происходящие под влиянием принимаемых решений.
Вместе с тем комплексность, достоверность, результативность, эффективность и объективность аналитических выводов в решающей мере зависят от качества информационного обеспечения. Таким образом, четко прослеживается диалектическая взаимосвязь между информатизацией и экономическим анализом. С
помощью анализа данных разных источников дается оценка достоверности, надежности и актуальности информации. В свою очередь, полнота и оперативность информационного обеспечения системы управления в АПК позволяют углубить экономический анализ, осуществить системный и комплексный подход в его проведении и на этой основе убедительно аргументировать выводы, выявить резервы и возможности повышения эффективности хозяйствования.
В настоящее время приходится пересматривать границы информационного обеспечения аналитической работы в субъектах хозяйствования в аграрном секторе экономики, поскольку в условиях рыночной экономики они самостоятельно решают вопросы выбора клиентов, партнеров, определяют направления деятельности, продумывают стратегию своего развития, что связано с коммерческими и финансовыми рисками. Расширение границ информационного обеспечения связано также с формированием крупных корпоративных структур диверсифицированного типа, в которых реализуются не только все стадии воспроизводственного процесса, но и самые разнообразные виды деятельности, осуществляются самые широкие контакты как внутри страны, так и с партнерами других стран.
Одним из важнейших требований рациональной организации учета, анализа и контроля на всех предприятиях АПК является соблюдение принципа оперативности информации. Однако действующая система бухгалтерского и статистического учета этому требованию отвечает не в полной мере. Так, данные отчетности не используются для нужд оперативного управления. В лучшем случае они применяются как исходный материал в процессе разработки планов на будущее. Для текущего управления деятельностью аграрных предприятий необходимы данные оперативного учета, вопросы методологии и техники которого требуют совершенствования в обозначенном направлении. На наш взгляд, обработка первичных данных с помощью быстродействующих специализированных компьютерных программ позволяет создать принципиально другую систему экономической информации, которая обеспечивает поступление необходимых сведений в реальном режиме времени. Особое значение получает дистанционная передача первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства компьютеров.
Единая система экономической информации себя полностью оправдает, если на ее основе будут своевременно делаться выводы, если анализ компьютерных данных (полученных
производных показателей, динамических рядов, выполненных группировок и сопоставлений, оптимальных значений переменных величии и т.д.) будет оперативным и будет использоваться для нужд управления производством. Взаимосвязь экономического анализа и информации выражается в том, что в процессе анализа осуществляется контроль над качеством информации, которая, в свою очередь, служит исходной базой для его проведения. Проверка исходных данных всегда считалась одним из важных этапов организации аналитической работы. В связи с перестройкой информационной службы контрольная функция анализа значительно усиливается.
Исследование полезности экономической информации, рациональности информационного потока в условиях его систематического увеличения - процесс сложный: уточняются взаимосвязи экономических явлений и процессов; иногда меняются традиционные представления о связях между экономическими показателями; осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более, что в данном случае речь идет об информации, характеризующей наступающие события, имеющие
вероятностный характер. К тому же постоянно приходится учитывать критерий информационной полезности. Систему экономической информации современного аграрного предприятия можно охарактеризовать следующим образом. Экономическая информация крайне неоднородна, и четко проявляется тенденция к ее дальнейшему увеличению. Возрастание потока информации приводит к избыточности данных. Однако наряду с систематическим увеличением объема информации ощущается нехватка ее для обоснования и принятия управленческих решений.
Потребности научной организации управления вызывают необходимость изучения информационного потока в направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов и ликвидации информационной недостаточности за счет устранения излишних данных.
Таким образом, экономический анализ, выступая основным потребителем информационных данных, используемых в процессе оперативного, текущего и перспективного анализа, выявляет достоинства и недостатки действующей системы экономической информации и является одним из основных факторов формирования рационального потока информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Е.А. Быкова, к.э.н., доц. Омского государственного аграрного университета Института экономики и финансов
Для эффективного функционирования аг-ропродовольственного рынка в Омской области необходима доступная и своевременная рыночная информация о ценах, объемах продаж на данном рынке, наличии запасов продукции. Рынок должен хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых агропродовольст-венных товаров. В программном документе Российской Федерации - «Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы» констатируется, что одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является именно несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков.
Следует отметить, что основными источниками информации на данном рынке являются
информационно-аналитические системы в сети Интернет, отчеты статистических органов и местные средства массовой информации.
К информационно-аналитическим системам относят крупные торговые площадки и специализированные информационно-аналитические системы. Торговые площадки предлагают аналитическую информацию по заказу и на любой период времени своим клиентам, но не составляют аналитических отчетов. Специализированные информационно-аналитические
системы на различных условиях предоставляют аналитические материалы и ценовые обзоры. Так, на сайтах Института аграрного маркетинга и СибАгро все внимание уделено ценам на российских и мировых рынках. Из предоставляемой ими информации полезными для омского товаропроизводителя являются сведения о ценах в Западно-Сибирском регионе.