Научная статья на тему 'О необходимости формирования единой системы сельской информационной инфраструктуры в Курской области'

О необходимости формирования единой системы сельской информационной инфраструктуры в Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования единой системы сельской информационной инфраструктуры в Курской области»

мы продажи и, как следствие, ускорится товарооборот аграрной продукции.

В обязанности данной службы включено издание отчетов. Так, информация, собранная работниками на межрайонном уровне, компонуется в отчеты, которые доводятся до общественности через государственную и коммерческую прессу, радиостанции и телевизионные станции, Интернет и справочные системы. Подготавли-

ваемые для средств массовой информации аналитические обзоры рынка должны отражать различные уровни: межрайонный, региональный, страны, мировой. Таким образом, отчеты учитывают интересы всех участников рынка и государственных органов, а также позволяют давать объективную картину торговли на продовольственном рынке.

В нешняя среда

• Рынки других регионов

• Торго во-промышленная палата Омской области

• Администрация области

• Бюдж етные государственные организации

• Федеральный и регио-нальн ый фонды продовольствия

• Областной комитет по статистике

• Правительство области

• Администрации районов

• Общепит

• Ярмарки, выставки

Служба Аграрной российской информационной системы (АРИС)

Информационнокоммуникационная система рынков

Внутренняя среда

• Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия

• Интегрированные объединения

• Оптовые предприятия

• Покупатели

• Кредитно-финансовые организации

• Страховые компании

• Транспортные компании

• Тароупаковочные предприятия

Рис. 1. Схема информационных потоков единой информационно-коммуникационной системы на агропродовольственном рынке Омской области

Следовательно, сформированная информационно-коммуникационная система продовольственного рынка даст возможность:

- сельскохозяйственным производителям - планировать объем производства на перспективу, иметь краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития агропродовольственного рынка, ориентироваться в сезонных колебаниях цен на агропродовольственную продукцию;

- руководству рынка - принимать решения по увеличению интенсивности торговой деятельности за счет привлечения продавцов и

покупателей, а также получения прибыли за оказанные услуги;

- потребителям - сориентироваться по объему и ассортименту закупаемой продукции, прогнозировать следующие закупки, минимизировать время купли-продажи.

Источник

1 Стукач, В. Ф. Региональная инфраструктура АПК: учеб. пособие / В.Ф. Стукач. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. - 320 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В.П. Сергеев, соискатель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Развитая информационная инфраструктура является одним из важнейших факторов развития сельскохозяйственного производства, так как способна обеспечить оперативный доступ государственных органов власти, местного са-

моуправления, сельского населения к маркетинговой информации, информации по агротехнике, агрохимии, защите растений, ветеринарии, животноводству, жилищному строительству, юридическим вопросам и т.д.

Современную информационную инфраструктуру можно представить в виде сложнейшей системы инженерных сооружений, с помощью которой осуществляется упорядоченно организованное взаимодействие между государственными органами власти, местного самоуправления, товаропроизводителями, потребителями, другими субъектами рыночной экономики, возникающее на основе объединения разрозненной информации в единое информационное поле.

В настоящее время в Курской области отсутствует единая система сельского муниципального информационного обеспечения. Большинство информационных систем функционирует на базе локальных вычислительных сетей, которые работают обособленно и не дают возможности координировать деятельность многочисленных субъектов рыночных отношений. Отчасти, поэтому сельхозтоваропроизводители и потребители в каждый данный момент времени не обладают достоверными данными о количестве и ценах производимой и реализуемой на рынках продукции, поскольку информация об осуществляемых сделках разрозненна. Данное обстоятельство не позволяет сельхозтоваропроизводителям и потребителям принимать решения, которые соответствовали бы их собственным интересам. В процессе взаимодействия государственных властных структур, местных органов самоуправления, различных экономических субъектов используются разнородные, несовместимые между собой аппаратно-программные средства, что еще более обостряет проблему координации деятельности субъектов государственного и муниципального управления, многочисленных потребителей и товаропроизводителей.

Среди регионов Центрального федерального округа Курская область занимает последнее место в рейтинге развития информационной инфраструктуры, причинами чего являются «низкое финансирование, ведомственная разобщенность, недостатки кадрового обеспечения региональной информатизации, недостаточное количество и невысокий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления» [1, с. 104-105].

В рамках комплексной программы «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» разработана областная целевая программа «Информатизация Курской области (2007-2008 годы)». Несмотря на то, что основной целью данной программы является «повышение эффективности функционирования экономики, государственного и местного самоуправления Курской

области за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий», все же приоритетное направление реализации программы - «повышение эффективности государственного управления», так как для решения этой задачи в 2007-2008 гг. предусмотрено выделить из областного и федерального бюджетов 398,847 млн р. (в том числе из областного - 214,171 млн р., из федерального

- 184, 676 млн р.), а на информатизацию местного самоуправления - 44,918 млн р., т.е. в 8,9 раза меньше [2].

Для формирования единой системы сельской информационной инфраструктуры необходимо увеличить государственное финансирование.

Информационная инфраструктурная система включает в себя: подсистему ведомственной телефонной сети; подсистему передачи компьютерной информации; структурированную кабельную подсистему; подсистему гарантированного электропитания, необходимого для защиты информации от искажения по причине различных аварийных ситуаций; подсистему аварийной и оперативной связи; подсистему кабельного телевидения; подсистему видео- конференций; подсистему диспетчерской связи [3, с. 392 ].

Каждая из подсистем информационной инфраструктуры выполняет присущие ей функции. Так, подсистема ведомственной телефонной сети обеспечивает конференц-связь, передачу вызова и обратный вызов, переадресацию вызовов, доступ к свободной линии при занятости одной из них и т.д. Подсистема передачи компьютерной информации строится на основе высокоскоростной волоконно-оптической сети, и, поскольку объектами информатизации являются региональные властные государственные структуры, местные органы самоуправления, сельхозтоваропроизводители и другие субъекты, она обеспечивает между ними оперативную связь, быстрый доступ каждого из них к телефонной сети и к глобальной сети Интернет. Структурированная кабельная подсистема на оптоволоконной основе применяется для передачи видеоинформации и данных, необходимых для принятия оперативных управленческих решений [3, с. 392].

Оптоволоконной информационной инфраструктурой необходимо охватить все 28 административных районов и 480 сельских муниципальных образований Курской области.

Наряду с развитой информационной инфраструктурой важнейшим фактором ее успешной деятельности является образование таких организационных структур, которые способны были бы обеспечить эффективное взаимодействие всех участников информационного

пространства. Для этого предлагается создать некоммерческое партнерство, которое условно назовем «Курский муниципальный информационный центр». Учредителями последнего могут являться областные и районные законодательные и исполнительно-распорядительные органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и другие субъекты. При Курском муниципальном информационном центре целесообразно организовать совет информационной службы, функциями которого могут быть: предоставление консультаций по юридическим, организационным (например, по вопросам создания кредитных, производственных, торгово-снабженческих,

жилищных накопительных и иных кооперативов), финансовым и другим вопросам; создание и постоянное обновление баз данных; обработка информации, необходимой для планирования организации производства, переработки и реализации продукции; проведение различных семинаров и конференций государственных и муниципальных служащих, занятий по освоению и совершенствованию компьютерных технологий; демонстрация инноваций в области производственной, маркетинговой, научной и иных сферах деятельности и т.д.

Чтобы расширить возможности сельской информационной инфраструктурной системы, необходимо создать единый сельский муниципальный Интернет-портал, который позволит виртуально объединить государственные органы власти и местного самоуправления, товаропроизводителей, других субъектов рыночных отношений для обмена информацией и сотрудничества, а также в режиме ой-line осуществлять различные экономические, юридические и другие операции.

Развитая сельская муниципальная информационная инфраструктура и адекватная организация управления ею предоставляют возможность интеграции в системы более высокого уровня, например, в Российскую сельскую информационную сеть, применения космических информационных технологий (ГЛОНАСС, GPS) и др., что открывает неограниченные возможности для развития отечественного сельскохозяйственного производства и сельской торговли.

Широкое использование информационнокосмических технологий позволяет «повысить точность, однородность, объективность и частоту наблюдений...». Это дает возможность, например, странам Европейского союза использовать методы «прецезионного (точного)» земледелия, в частности, планировать урожайность, посевные площади, валовые сборы, цены и другие экономические показатели производства и

реализации сельскохозяйственных культур и проводить адекватную макроэкономическую политику [4, с. 17].

С помощью Российской сельской информационной сети возможно, в частности, построение электронной торговой системы, которая позволит проводить открытые электронные торги. Составными элементами электронной торговой системы являются: электронная витрина, представленная веб-сайтом с активным содержанием; внутренняя торговая система -программный продукт, интегрированный с электронной витриной и направленный на обработку заказов; система оплаты заказов; система доставки заказов [3, с. 389]. Организованная таким образом электронная торговая система позволит: в сфере торговли - повысить оборот сельской розничной торговли за счет размещения рекламы в Интернете, сформировать развитые торговые связи не только между сельскими муниципальными образованиями, но и за них пределами; в сфере управления - повысить качество торгового обслуживания сельского населения, сформировать единое информационное поле, указывающее объемы, цены, качество и другие показатели производимых и реализуемых сельскохозяйственных товаров; в финансовой сфере - увеличить денежные поступления в бюджеты сельских муниципальных образований, повысить скорость денежного обращения внутри региона, активизировать внедрение в сельских муниципальных образованиях безналичных платежных систем; в социальной сфере

- реализовывать различные муниципальные и региональные целевые комплексные программы и тем самым повысить инвестиционнопривлекательный имидж территорий сельских муниципальных образований.

Источники

1. Диагностика уровня и динамика регионального развития (на материалах Курской области за период 2000-2005 гг.): монография /Е.Д. Барыбина и др.; под ред. канд. экон. наук, доц. А.В. Евченко. - Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2007. -147 с.

2. Постановление Курской областной думы от 27 июня 2006 г. № 120 - IV ОД «Об областной целевой программе «Информатизация Курской области (2007-2008 годы)».

3. Муниципальный менеджмент: справ. пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 718 с.

4. Акаткин, Ю., Темников, В. Применение геоин-формационных систем и спутникового мониторинга в сельском хозяйстве России/ Ю.Акаткин, В.Темников// АПК: экономика, управление. 2007. - № 1. - С. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.