Научная статья на тему 'Создание системы информационного обеспечения регионального агропродовольственного рынка'

Создание системы информационного обеспечения регионального агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание системы информационного обеспечения регионального агропродовольственного рынка»

производных показателей, динамических рядов, выполненных группировок и сопоставлений, оптимальных значений переменных величии и т.д.) будет оперативным и будет использоваться для нужд управления производством. Взаимосвязь экономического анализа и информации выражается в том, что в процессе анализа осуществляется контроль над качеством информации, которая, в свою очередь, служит исходной базой для его проведения. Проверка исходных данных всегда считалась одним из важных этапов организации аналитической работы. В связи с перестройкой информационной службы контрольная функция анализа значительно усиливается.

Исследование полезности экономической информации, рациональности информационного потока в условиях его систематического увеличения - процесс сложный: уточняются взаимосвязи экономических явлений и процессов; иногда меняются традиционные представления о связях между экономическими показателями; осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более, что в данном случае речь идет об информации, характеризующей наступающие события, имеющие

вероятностный характер. К тому же постоянно приходится учитывать критерий информационной полезности. Систему экономической информации современного аграрного предприятия можно охарактеризовать следующим образом. Экономическая информация крайне неоднородна, и четко проявляется тенденция к ее дальнейшему увеличению. Возрастание потока информации приводит к избыточности данных. Однако наряду с систематическим увеличением объема информации ощущается нехватка ее для обоснования и принятия управленческих решений.

Потребности научной организации управления вызывают необходимость изучения информационного потока в направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов и ликвидации информационной недостаточности за счет устранения излишних данных.

Таким образом, экономический анализ, выступая основным потребителем информационных данных, используемых в процессе оперативного, текущего и перспективного анализа, выявляет достоинства и недостатки действующей системы экономической информации и является одним из основных факторов формирования рационального потока информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Е.А. Быкова, к.э.н., доц. Омского государственного аграрного университета Института экономики и финансов

Для эффективного функционирования аг-ропродовольственного рынка в Омской области необходима доступная и своевременная рыночная информация о ценах, объемах продаж на данном рынке, наличии запасов продукции. Рынок должен хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых агропродовольст-венных товаров. В программном документе Российской Федерации - «Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы» констатируется, что одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является именно несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков.

Следует отметить, что основными источниками информации на данном рынке являются

информационно-аналитические системы в сети Интернет, отчеты статистических органов и местные средства массовой информации.

К информационно-аналитическим системам относят крупные торговые площадки и специализированные информационно-аналитические системы. Торговые площадки предлагают аналитическую информацию по заказу и на любой период времени своим клиентам, но не составляют аналитических отчетов. Специализированные информационно-аналитические

системы на различных условиях предоставляют аналитические материалы и ценовые обзоры. Так, на сайтах Института аграрного маркетинга и СибАгро все внимание уделено ценам на российских и мировых рынках. Из предоставляемой ими информации полезными для омского товаропроизводителя являются сведения о ценах в Западно-Сибирском регионе.

С 1998 г. функционирует торговая интернет-площадка «Омская ярмарка», в которой вся информация построена на основе единого классификатора товаров и услуг. Объявления и новости публикуются как на представительствах предприятия, так и в единых базах данных в соответствующих разделах. В бесплатном сервере пользователи могут публиковать объявления, остальные серверы платные.

Данные системы в сети Интернет имеют ряд недостатков: получение информации доступно ограниченному кругу потребителей; полную информацию можно получить за плату; бесплатный материал дан с отставанием в несколько месяцев.

Для участников рынка отчеты статистических органов не дают необходимой рыночной информации для принятия управленческих решений. Отчеты устаревают в связи с разрывом между датами написания и публикации.

Наиболее доступными источниками информации для производителя являются местные средства массовой информации. Однако информация в этих изданиях не дублируется из номера в номер и не обладает полнотой освещения. К преимуществам данных изданий следует отнести: наибольшую приближенность к проблемам своего района; освещение их изнутри и предоставление той информации, которая интересует население больше всего.

Таким образом, участники рынка не могут получить информацию в полном объеме, так как существующие организации предоставляют сведения по ограниченному кругу вопросов, а для получения всей информации необходимы значительные затраты денежных средств.

Разработка общего информационного обеспечения является одним из важнейших факторов успешной работы аграрного рынка в целом. Информационное обеспечение рынка предусматривает:

- создание общедоступной региональной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией;

- развитие и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование системы для передачи и обработки информации;

- формирование системы наблюдения за состоянием рынка и механизмов распространения информации и рекламы;

- разработку методического и программного обеспечения, а также формирование информационных банков данных.

Информационно-коммуникационная система рынка должна эффективно координиро-

вать производство, товародвижение и сбыт агропродовольственной продукции на основе полной и достоверной информации о потребностях, состоянии и потенциале данного рынка. К основным задачам данной службы следует отнести: построение обмена информацией между производителями и потребителями агропродо-вольственной продукции; непрерывный контроль за состоянием рынка; поддержку управленческих решений администрации по вопросам продовольственной безопасности Омской области; издание собственной газеты, аналитических обзоров, отчетов, каталогов.

Информационно-коммуникационная система объединит межрайонные рынки, производителей, оптовиков и покупателей, банки, страховые компании, транспортников, предприятия сфер сопутствующих услуг, заинтересованные в деятельности агропродовольственного рынка (рис. 1).

В перспективе данная система рынка должна быть интегрирована с другими информационными системами города и регионов. Следует отметить, что в России создано единое информационное поле - современная информационно-аналитическая компьютерная сеть,

осуществляющая обработку и передачу данных

о наличии и объеме товаров, ценах, ходе торгов на рынке и изменениях конъюнктуры рынка в целом. Такая информация позволит маневрировать запасами продовольствия в тех или иных регионах России, регулировать цены, устранять дефицит.

На региональном уровне функции оперативного взаимодействия с продовольственными рынками по привлечению производителей, оптовых торговцев и потребителей должны быть возложены на службу Аграрной российской информационной системы. Она была создана в 1996 г. при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Эта структура ведет сбор, обработку и распространение сведений, поступающих из районов, передачу информации на федеральный уровень.

К основной функции информационнокоммуникационной службы относится изучение спроса покупателей и факторов, его определяющих. Естественно, это помогает выявить текущие его изменения, мотивы совершения покупок, степень соответствия потребительских свойств и цен товаров запросам покупателя. Анализ полученной информации способствует более точному определению структуры ассортимента и объемов закупаемых товаров на продовольственном рынке. При этом на рынке уменьшится риск закупки ненужных потребителю товаров, возрастут объе-

мы продажи и, как следствие, ускорится товарооборот аграрной продукции.

В обязанности данной службы включено издание отчетов. Так, информация, собранная работниками на межрайонном уровне, компонуется в отчеты, которые доводятся до общественности через государственную и коммерческую прессу, радиостанции и телевизионные станции, Интернет и справочные системы. Подготавли-

ваемые для средств массовой информации аналитические обзоры рынка должны отражать различные уровни: межрайонный, региональный, страны, мировой. Таким образом, отчеты учитывают интересы всех участников рынка и государственных органов, а также позволяют давать объективную картину торговли на продовольственном рынке.

В нешняя среда

• Рынки других регионов

• Торго во-промышленная палата Омской области

• Админнистрация области

• Бюдж етные государственные организации

• Федеральный и регио-нальн ый фонды продовольствия

• Областной комитет по статистике

• Правительство области

• Администрации районов

• Общепит

• Ярмарки, выставки

Служба Аграрной российской информационной системы (АРИС)

Информационнокоммуникационная система рынков

Внутренняя среда

• Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия

• Интегрированные объединения

• Оптовые предприятия

• Покупатели

• Кредитно-финансовые организации

• Страховые компании

• Транспортные компании

• Тароупаковочные предприятия

Рис. 1. Схема информационных потоков единой информационно-коммуникационной системы на агропродовольственном рынке Омской области

Следовательно, сформированная информационно-коммуникационная система продовольственного рынка даст возможность:

- сельскохозяйственным производителям - планировать объем производства на перспективу, иметь краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития агропродовольственного рынка, ориентироваться в сезонных колебаниях цен на агропродовольственную продукцию;

- руководству рынка - принимать решения по увеличению интенсивности торговой деятельности за счет привлечения продавцов и

покупателей, а также получения прибыли за оказанные услуги;

- потребителям - сориентироваться по объему и ассортименту закупаемой продукции, прогнозировать следующие закупки, минимизировать время купли-продажи.

Источник

1 Стукач, В. Ф. Региональная инфраструктура

АПК: учеб. пособие / В.Ф. Стукач. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. - 320 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В.П. Сергеев, соискатель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Развитая информационная инфраструктура является одним из важнейших факторов развития сельскохозяйственного производства, так как способна обеспечить оперативный доступ государственных органов власти, местного са-

моуправления, сельского населения к маркетинговой информации, информации по агротехнике, агрохимии, защите растений, ветеринарии, животноводству, жилищному строительству, юридическим вопросам и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.