Аграрная наука Евро-Северо-Востока, № 3(34), 2013 г. УДК 338.43+004
Социально-экономическая значимость информатизации в развитии аграрной сферы
Ирина Викторовна Стукова, кандидат экон. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Россия
E-mail: [email protected] В статье приведены результаты авторского исследования эволюции и функционирования отраслевой информационной среды, выделены причины разработки концепции информатизации, приведена схема информационно-сетевой инфраструктуры и компоненты информатизации агросферы.
Ключевые слова: аграрная сфера, концепция информатизации, информационно-сетевая инфраструктура, агрообразование, информационные ресурсы
Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики тесно связано с совершенствованием информационного обеспечения всех его отраслей и уровней управления, возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями своевременной, качественной и полной информации. При этом основным направлением в развитии информационного обеспечения АПК и сельского хозяйства является формирование и эффективное пользование информационных ресурсов, выражающиеся через экономию времени и живого труда, снижение материалоемкости, повышение фондоотдачи, качества продукции и т.д. Аграрная наука и агропромышленное производство в целом представляют собой часть народно-хозяйственного комплекса и, следовательно, их информатизация должна реализовываться с учетом политики формирования единого информационного пространства.
Цель исследований - обосновать социально-экономическую значимость информатизации в аграрной сфере на современном этапе развития экономических взаимоотношений.
Информатизацию АПК можно определить как процесс создания и внедрения новейших средств электроники, компьютерной техники и программного обеспечения организационно-экономической, научной и социальной деятельности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни сельского населения, повышения эффективности всех видов сельхозпроизводства, многоплановых преобразований в соответствии с мировыми тенденциями.
Современные экономические условия хозяйствования предъявляют жесткие требования к органам управления АПК, методам их работы, определяя необходимость образования в их составе новых организационных структур, ориентированных на развитие экономики, и пол-
ную самостоятельность хозяйствующих субъектов; предстоит значительная интенсификация темпов роста агропроизводства, с тем чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, финансовое оздоровление и высокую платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, устойчивое развитие сельских территорий.
В информационной сфере страны функционирует отраслевой проект АЯВ, в структуру которого входит Аграрная российская информационная система, включающая в себя множество элементов. Проект предусматривает четыре основных направления:
- развитие рыночной инфраструктуры, системы информации о рынке, спросе и предложении;
- создание и распространение сети информационно-консультационных служб и обеспечение их необходимой информацией;
- развитие индустрии семеноводства, поддержка организаций, занимающихся семеноводством, улучшение работы по сортоиспытаниям;
- организация оптовых рынков сельскохозяйственных продуктов.
На сегодняшний день разработана новая редакция концепции информатизации АПК, обусловленная причинами:
- быстрое устаревание большинства концепций в области информатизации;
- на фоне достижения аграрной сферой определенного уровня информатизации появилась необходимость комплексного подхода к решению проблемы совершенствования информационных систем АПК.
В соответствии с этим приоритетными задачами развития информатизации в сельском хозяйстве являются создание:
- баз данных и знаний по агропромышленному производству для органов управления на различных его уровнях;
- информационных систем поддержки принятия решений на базе экономико-математических моделей и экспертных систем;
- информационно-технологических систем по вопросам, относящимся к компетенции регионов (сортосеменная, племенная, ветеринарная, карантинная и другие службы);
- территориальных информационных систем для рынка материально-технических средств и продукции сельскохозяйственного производства по вопросам, относящимся к компетенции районов и регионов [1].
Исследуя информационно-сетевую инфраструктуру аграрной сферы России, можно сказать, что в сети Интернет она представлена очень слабо. Как правило, объекты сельского хозяйства являются потребителями информационных услуг, а их поставщиками - государство. Сельскохозяйственным производителям принадлежит малая доля в области поставки информационно-сетевых услуг населению и организациям. Схема информационно-сетевой инфраструктуры сельского хозяйства приведена на рисунке 1.
Предприятия и организации сельского хозяйства
Потребители услуг в се льском хозяйстве
Рис. 1. Информационно-сетевая и
Для развития общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время характеризуется небывалым увеличением объема информационных потоков. В России развитие экономики объективно привело к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. На фоне этого на передний план выдвинуто решение следующих задач в области информатизации сельского хозяйства: изучение современного состояния информационного обеспечения сельского хозяйства как в целом, так и на уровне регионов; выявление основных проблем информационного обеспечения отрасли на различных уровнях; выработка предложений по их решению, в т.ч. по совершенствованию системы государственного управления сельским хозяйством и его информационным обеспечением.
Анализируя эволюцию развития информатизации отрасли, можно отметить, что государство постоянно вкладывает в инфор-
аструктура в сельском хозяйстве
матизацию сельского хозяйства значительные средства (создавались территориальные отраслевые вычислительные центры, подразделения в научно-исследовательских институтах), что позволяло сохранять отставание от Запада на уровне, не превышающем 10 лет. Была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ, где один из разделов - пункт 1.2.6 -«Электронизация сельского хозяйства».
Но в то время, когда в западных странах проводилась активная работа по переводу на персональные компьютеры большого количества программных средств, в России практически с нуля разрабатывались информационные системы. Именно в этот период, исходя из открывающихся возможностей персональных компьютеров, появился термин «функционально-полные информационно-управляющие системы», включающие все режимы обработки информации и создание соответствующих инструментальных
средств проектирования, разработки и их сопровождения [2].
Тенденции развития техники, интеграция информационных процессов, средств их передачи и обработки обусловливают необходимость комплексного и скоординированного решения новых, современных проблем информатизации. Создание же ее сбалансированной инфраструктуры в России на различных уровнях возможно в результате своевременной реализации государственных программ. Также необходимо проведение согласованной технической, информационной, экономической и организационной по-
литики в области разработок и приобретения средств и систем информатизации, осуществляемых различными органами управления за счет бюджетов разных уровней. В настоящее время более 30 федеральных министерств и ведомств, большинство субъектов Федерации, в т.ч. и Республика Марий Эл, имеют программы и планы работ по информатизации, т.к. без реализации интегрирующей федеральной программы информатизации невозможно решить проблему развития единого информационного пространства в России [3]. Компоненты информатизации АПК приведены на рисунке 2.
Сферы информатизации
Социальная сфера
- здравоохранение;
- наука, образование;
- культура, спорт, досуг;
- средства массовой информации;
- трудовые ресурсы и занятость населения;
- социальная защита населения;
- торговля и услуги;
- охрана окружающей среды.
Сфера материального производства
- машиностроение;
- энергетика;
- топливная промышленность;
- химическая промышленность;
- транспорт;
- сельское хозяйство;
- строительство
Сфера управления
- законодательная деятельность;
- регулирование экономического развития АПК;
- финансы, кредит и денежное обращение.
Информационно-вычислительные системы и сети межреспубликанского и межведомственного назначения
Отраслевые и ведомственные информационно-вычислительные системы и сети
Региональные (территориальные) информационно-вычислительные системы и сети
Информационно-вычислительные системы и сети объединений, предприятий, организаций
Автоматизированные системы управления производственного назначения
Системы автоматизированного проектирования и научных исследований
Персональные системы граждан
Средства информатизации
ЭВМ различного класса и назначения
Средства связи и передачи информации
Автоматизированные рабочие места и рабочие станции
Системы искусственного интеллекта и экспертные системы
Программные средства ЭВМ
(операционные системы, языки программ-мирования, трансляторы, компиляторы, пакеты прикладных программ)
Информационный ресурс АПК
Фонды социально-экономической кой, производственной и научно-технической информации
Базы и банки данных (знаний) различного класса и назначения
Факторы, воздействующие на развитие информатизации в АПК
Наука и техника
Правовое регулирование
Экономическое регулирование
Подготовка кадров
Международное сотрудничество
Рис. 2. Компоненты информатизации АПК
Одно из генеральных направлений развития государства на современном этапе -развитие инновационной экономики и ее интеграция в мировую систему. Источниками информации об инновациях для агропромышленных предприятий могут быть базы данных Министерства сельского хозяйства, Федерального института промышленной собственности РФ [4], каталоги новых технологий Российской академии сельскохозяйственных наук, региональных академий и университетов, базы знаний информационно-консультационных служб, доступные через Интернет.
Особое значение имеет информатизация образовательных учреждений, где она должна развиваться в направлении создания сетевой инфраструктуры объединенных образовательных и инновационных ресурсов. В сельском хозяйстве важная роль принадлежит системе непрерывного профессионального агрообразова-ния. Совершенствование беспроводных, спутниковых технологий и снижение стоимости телекоммуникаций практически ликвидировали пространственные и временные барьеры для информационного обмена между образовательными учреждениями и доступа к информации. Это позволяет говорить о создании единого пространства в сельскохозяйственном образовании. В результате революции в области информации и связи произошли изменения в организации и методах обучения. Создаются распределенные базы данных, мультимедийные и дистанционные технологии обучения, обеспечивающие открытый доступ к информационным ресурсам с помощью современных Интернет-технологий, включающих в себя Web-технологии, электронную почту и базы данных с удаленным доступом, тематический поиск информации, электронный документооборот и др.
Важным источником информации об интеллектуальной собственности является база данных по изобретениям Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Необходимо отметить значимость изучения патентной статистики как индикатора новизны научных направлений. В качестве примера создания новых информационных ресурсов по инновациям в агросфере может служить предлагаемая корпорацией «Диполь» [5] электронная энциклопедия, где собраны современные научные знания об инновационной деятельности в АПК и практические результаты ее реализации в России. Она интегрирует и упорядочивает систему взглядов на инновации в целом по отраслям экономики, акцентируя внимание на
инновационных процессах, происходящих в агропромышленном комплексе.
Электронная энциклопедия - это первый опыт создания отраслевых специализированных информационных ресурсов в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. В ней отражены новые знания по развитию инновационной, инвестиционной, научно-технической деятельности в различных сферах АПК, предложены современные воззрения по вопросам защиты и использования интеллектуальной собственности, впервые дана наиболее полная оценка объектов интеллектуальной собственности (ОИС), например, селекционного достижения.
Заключение. Развитие информационно-сетевой инфраструктуры, обеспечение ресурсов, необходимых для осуществления коммерческой деятельности, повышают уровень деловой активности как на рынке в целом, так и на отраслевых рынках. Своевременное решение проблем информатизации значительно влияет на эффективность функционирования агропромышленного комплекса и сельского хозяйства и интенсивность развития экономической деятельности государства.
Список литературы
1. Медведев Д.А. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию информационного общества в России [Электронный ресурс]. URL: http://news. kremlin.ru/transcripts /8296 (дата обращения 09.01.2013).
2. Агеев С. Экономика знаний - М.: Институт проблем предпринимательства, 20012009. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. ippnou. ru/article.php/_zip/article .php ?idart icle=000081 (дата обращения 07.01.2013).
3. Указ Президента Российской Федерации о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ (дата обращения 07.01.2013).
4. Перечень мероприятий к Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплексам России на 2007-2012 годы». Приложение №2 // Наука Москвы и регионов, 2006. №3. С. 29-33.
5. Корпорация «Диполь» - разработчик обучающих программ и учебно-тренажерных комплексов [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tacis-dipol.ru/category/elektronnye-kursy/ demo-kursov/apk (дата обращения 24.02.2013).