Научная статья на тему 'Информационное обеспечение сельского хозяйства Российской Федерации'

Информационное обеспечение сельского хозяйства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение сельского хозяйства Российской Федерации»

Реестре программ для ЭВМ Роспатента (свидетельства № 2002611825, № 2005610149, № 2007611478) и прошла опытно-производственную проверку в условиях Северо-Кавказской машинно-испытательной станции (1991 г., 2004 г.). Система апробирована в условиях совхоза им. Ленина Московской области, колхоза «Новая жизнь» Тульской области, в ОАО «Зирганская МТС» (РБ, 2003 г.), в МУП «Спец-автохозяйство» (г. Агидель, 2003 г.), в Дюртю-линском и Чекмагушевском филиалах ГУСП МТС «Башкирская» (РБ, 2004 г.), внедрена и используется в ГУП ППФ «Чермасан» (РБ, 20062008 гг.).

Эксплуатация системы показывает, что слежение за динамикой УРТ позволяет оперативно обнаруживать признаки отказов МТА, вызывающих повышение удельного расхода топлива. ПС СОКРАТ-П позволяет своевре-

менно обнаруживать как постепенные, так и в н е запные отказы, выявлять случаи перерасхода топлива по организационным причинам (слив топлива из бака, выполнение «левых работ» и т. д.) и принимать оперативные меры по устранению причин перерасхода.

Также система позволяет следить за режимами загрузки машин на различных операциях, оценивать эффективность организационно-технических мероприятий (новые технологии выполнения работ, качество технического и технологического обслуживания машин и т.д.) и сравнивать экономичность работы однотипных агрегатов.

Только за счет оперативного обнаружения и устранения причин перерасхода ПС СОКРАТ позволяет сэкономить 7-10% годового объема топлива, расходуемого МТА.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Р. Ханнанов, д.юр.н., проф., Э.Н. Гибадатов, асп. Башкирского государственного

аграрного университета

Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере.

В последние десятилетия мир переживает переход от индустриального общества к обществу информационному. Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такие понятия, как «информация», «информатизация», «информационные технологии» и т.д.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. Целью информатизации во всем мире, в том числе и в России, является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, в частности, и в сельском хозяйстве.

В России формирование рыночной экономики объективно привело к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного

управления, хозяйствующих субъектов и граждан оставляет желать лучшего.

В основе целенаправленной деятельности по созданию информационного пространства лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставит им возможность использования новых информационных технологий на базе широкого применения информационновычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи. В России эту основу составляют сетевые технологии - область достаточно новая и быстро развивающаяся. Ведется широкомасштабное оснащение вычислительной техникой самых разных предприятий и организаций.

Для создания единого информационного пространства, по нашему мнению, необходимо разработать экономико-правовые основы,

включающие:

- законодательные и подзаконные нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;

- экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов.

В рамках единого информационного пространства России должно функционировать и сельское хозяйство, развитие которого невозможно без оптимального информационного обеспечения. Так, Федеральный закон от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» за № 2 64-ФЗ (ст. 17) предусматривает создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Основой системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, вырабатывающего государственную политику и осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, федерального органа исполнительной власти, формирующего официальную статистическую информацию, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Указанный закон специально выделил виды информации, которая в обязательном порядке включается в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, в частности, информацию о реализации федеральных и отраслевых целевых программ; о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства; о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении; о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве; о мониторинге земель сельскохозяйст-

венного назначения; о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных, вредителей растений; о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности; о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании; о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, и другую информацию.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой для внедрения новых информационных технологий.

Важным условием успешного выполнения в сжатые сроки работ по формированию единого информационного пространства России, в частности, в сельском хозяйстве, является законодательное установление персональной ответственности высших должностных лиц органов государственной власти за информатизацию этих органов, формирование своей части государственных информационных ресурсов и организацию доступа к ним физических и юридических лиц, а также за эффективное использование государственных информационных ресурсов подчиненными подразделениями и организациями.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ АПК А.А. Рубинштейн, к.э.н., ст. науч. сотр. Института экономики РАН

Современное инновационное развитие АПК во многом зависит от расширения информационного обеспечения.

АПК и крестьянство в XXI в. уже не могут оставаться без получения необходимой информации, без включения в глобальные информационные системы. Информатизация АПК означает электронное обеспечение управленческих и технологических процессов; становление разветвленной системы экономической и технологической информации, доступной широкому кругу пользователей; формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации.

В ХХ в. сельскохозяйственное предпринимательство получало отдельные виды информационных услуг, тем самым появлялась возможность предотвращения некоторых хозяйственных рисков, повышения эффективности бизнеса. В XXI в. деятельность предпринимателей сможет осуществляться только при условии предоставления им всего необходимого комплекса информации; информатизация постепенно становится определенной средой, окружающей всю хозяйственную деятельность, социальные и культурные проявления жизни предпринимателей. Появилось новое понятие «информационная среда» (ИС), кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.