Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В статье рассматривается роль информационного компонента, заключающемся во взаимосвязи мониторинговой и диагностической деятельности педагога, влияющей на уровень сформированности профессиональной культуры преподавателя специальных дисциплин средних профессиональных образовательных организаций строительного профиля. Рассмотрены сущность и цели педагогического мониторинга. Проанализирован комплекс условий реализации мониторинга с позиции системного подхода. Обоснованы виды и содержание педагогического мониторинга для выявления конкретных параметров качества профессиональной подготовки будущих специалистов, качества развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин. Рассмотрены методы педагогического мониторинга и диагностики, виды контроля. Акцентируется внимание на основных требованиях к осуществлению контроля по формированию профессиональных знаний и умений будущих специалистов строительного профиля. Выявлены основные направления диагностики профессионально-педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION COMPONENT IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES OF CONSTRUCTION PROFILE

The article examines the role of the information component, which consists in the relationship between the monitoring and diagnostic activities of a teacher, which affects the level of formation of the professional culture of a teacher of special disciplines in secondary professional educational organizations of a construction profile. The essence and goals of pedagogical monitoring are considered. The complex of conditions for the implementation of monitoring is analyzed from the position of a systematic approach. The types and content of pedagogical monitoring are substantiated to identify specific parameters of the quality of professional training of future specialists, the quality of development of the professional culture of teachers of special disciplines. Methods of pedagogical monitoring and diagnostics, types of control are considered. Attention is focused on the basic requirements for monitoring the formation of professional knowledge and skills of future construction specialists. The main directions of diagnostics of professional and pedagogical activity of teachers of special disciplines of secondary vocational education are revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ»

«своей» и «чужой» коммуникативных систем» [6, С. 38]. Опыт освоения концептами показал, что студенты как будущие лингвисты, способны не только корректно употреблять языковые понятия, но и правильно интерпретировать явления иноязычной действительности.

Выводы. Языковая картина мира не что иное, как отражение представлений об окружающем нас мире, как способ концептуализации реальной действительности средствами языка. Изучение и исследование иноязычных концептов, имеющих целью развитие концептуальной компетенции как компонента лингвокультурологической компетенции, направлено на формирование у бакалавров-лингвистов выпускного курса корректных представлений о иноязычной культуре и ее проявлениях, адекватное понимание и более точное раскрытие исследуемых сложных языковых явлений.

В курсе дисциплины «Лингводидактика» (7 семестр) студенты знакомятся с тремя подходами, в рамках которых авторы рассматривают понятие концепта: лингвокультурологическом, психолингвистическом, лингвокогнитивном. В курсе дисциплины «Лексикология французского языка» будущие лингвисты исследуют по предложенной преподавателем методике языковые репрезентации базовых эмоций человека в русской и французской лингвокультурах. Чтобы исследование было полным, в концепте базовых эмоций человека, помимо понятия, рассмотрению подлежат такие компоненты, как образ, ассоциации, оценка, ценностные смыслы. Так, поэтапно, учащимися более точно и полно постигаются образы и картины мира в родной, русской и французской культурах.

Как нам представляется, полноценное формирование современной поликультурной личности в процессе иноязычной учебно-воспитательной деятельности бакалавров-лингвистов невозможно без знакомства с богатейшим концептным пространством и его системным овладением. Умения и знания в области исследования концептов и способов их репрезентации в своей и чужих культурах имеют важное значение не только в межкультурном общении, но и при написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР).

Литература:

1. Белая Е.Н. Теория и практика МКК. - М.: «ФОРУМ», 2014. - С. 85.

2. Василенко С.С. Методика формирования концептной компетенции у студентов-лингвистов: немецкий язык как второй иностранный после английского: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Василенко С.С. - Санкт-Петербург, 2015. - C. 11.

3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - С. 127.

4. Кубрякова Е.С. Концепт // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М: Изд-во МГУ, 1996. - С. 90.

5. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2004. - С. 31.

6. Мошняга Е.В. Концептное пространство МКК в системе международного туризма: автореф.дисс. ... докт. фил. наук: 09.00.13 / Мошняга Елена Викторовна. - М., 2011. - С. 38.

7. Пименова М.В. Типы, классы и структура концептов. Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты / Материалы международной практической конференции. - Ростов-наДону, 2009. - С. 117-118.

8. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 41.

Педагогика

УДК 371.378

доктор педагогических наук, профессор кафедры автомального транспорта Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль информационного компонента, заключающемся во взаимосвязи мониторинговой и диагностической деятельности педагога, влияющей на уровень сформированности профессиональной культуры преподавателя специальных дисциплин средних профессиональных образовательных организаций строительного профиля. Рассмотрены сущность и цели педагогического мониторинга. Проанализирован комплекс условий реализации мониторинга с позиции системного подхода. Обоснованы виды и содержание педагогического мониторинга для выявления конкретных параметров качества профессиональной подготовки будущих специалистов, качества развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин. Рассмотрены методы педагогического мониторинга и диагностики, виды контроля. Акцентируется внимание на основных требованиях к осуществлению контроля по формированию профессиональных знаний и умений будущих специалистов строительного профиля. Выявлены основные направления диагностики профессионально-педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин СПО.

Ключевые слова: профессиональная культура, преподаватель специальных дисциплин, педагогический мониторинг, педагогическая диагностика, строительный профиль.

Annotation. The article examines the role of the information component, which consists in the relationship between the monitoring and diagnostic activities of a teacher, which affects the level of formation of the professional culture of a teacher of special disciplines in secondary professional educational organizations of a construction profile. The essence and goals of pedagogical monitoring are considered. The complex of conditions for the implementation of monitoring is analyzed from the position of a systematic approach. The types and content of pedagogical monitoring are substantiated to identify specific parameters of the quality of professional training of future specialists, the quality of development of the professional culture of teachers of special disciplines. Methods of pedagogical monitoring and diagnostics, types of control are considered. Attention is focused on the basic requirements for monitoring the formation of professional knowledge and skills of future construction specialists. The main directions of diagnostics of professional and pedagogical activity of teachers of special disciplines of secondary vocational education are revealed.

Keywords: professional culture, teacher of special disciplines, pedagogical monitoring, pedagogical diagnostics, building profile.

Введение. Одним из функциональных компонентов развития профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин строительного профиля, является информационный, поскольку он предоставляет информацию о результатах проведения педагогического мониторинга и диагностики сформировавшегося уровня как профессиональных

знаний и умений обучающихся, так и уровня сформированности составляющих профессионально-педагогической деятельности самих педагогов.

Считается, что любая деятельность, в том числе и педагогическая, носит мониторинговый характер, поэтому владение педагогом методами педагогического мониторинга и диагностики является обязательной составляющей его профессионально-педагогической деятельности в СПО.

Методологию педагогических измерений и мониторинга образования разрабатывали зарубежные и отечественные ученые Т. Гусейн, Б. Блум, Ричард, М. Вулф, Р. Райдер, В.В. Безрукова, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, А.И. Субетто и др.

Целью статьи является обоснование видов и методов проведения педагогического мониторинга и педагогической диагностики для определения уровня развитости составляющих компонентов профессиональной культуры преподавателя специальных дисциплин строительного профиля.

Изложение основного материала статьи. Практикой доказано, что мониторинг в образовательном учреждении направленный на обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования, аналитического обобщения результатов педагогической деятельности, разработки прогноза целостного развития.

Современный преподаватель специальных дисциплин должен не только уметь проектировать свою профессионально-педагогическую деятельность, но и создавать базу данных как результат этой деятельности: собирать информацию, связанную с процессом и результатом профессиональной подготовки будущих специалистов строительной отрасли, осуществлять научное исследование одной из актуальных проблем педагогики; реализовывать организацию управленческого контроля; осуществлять сбор данных об уровне сформированности профессиональных знаний и умений обучающихся различных профессиональных уровней.

С этой целью создаются системы педагогического мониторинга, связанные с целостной профессионально-педагогической деятельностью, отслеживанием затруднений, преград, возникающих в профессионально-педагогической деятельности преподавателей; получение информации об сформированности видов профессионально-педагогической деятельности; фиксация непредвиденных отклонений в учебно-воспитательном процессе [2, С. 36].

С точки зрения системного подхода мониторинг - это совокупность компонентов, взаимосвязь которых обеспечивает осуществление всех мониторинговых процедур, направленных на выявление и фиксацию результатов обученности.

Таким образом, педагогический мониторинг является одним из значимых компонентов педагогического процесса, благодаря которому повышается объективность и доступность информации, осуществляется обеспечение оперативного выявления всех изменений профессиональной подготовки специалистов в целом, уровня развития личности, конкретных параметров качества профессиональной подготовки будущих специалистов строительной отрасли.

Кроме мониторингов, обеспечивающих информацию об учебной деятельности обучающихся, можно выделить виды мониторинга, по определению уровня развитости профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин СПО. К основным видам такого мониторинга относятся: профессиональный мониторинг предусматривающий наблюдение за профессиональным ростом преподавателей специальных дисциплин; дидактический мониторинг заключается в наблюдении и анализе разных сторон учебно-воспитательного процесса в СПО, осуществляемый педагогом; инновационный мониторинг обеспечивает наблюдение за внедрением в практику работы СПО производственных и педагогических инновационных технологий; коммуникативный мониторинг предполагает наблюдение за системой педагогического взаимодействия, характером психолого-педагогических отношений в коллективе, взаимодействия на разных управленческих уровнях: преподаватель-обучающийся, педагог-педагог, преподаватель-родитель.

Необходимыми условиями проявления и реализации мониторинга как педагогической системы являются:

- непрерывность и длительность слежения за наблюдаемым объектом;

- соблюдения этапности проведения педагогического мониторинга;

- обеспечения последовательности выполнения всех входящих в него процедур;

- согласованность действий субъектов мониторинга, в соответствии с его целями;

- соответствие методов сбора информации критериям оценки, сочетание методов количественной и качественной оценки;

- многократности повторения циклов мониторинга с целью выявления динамики изменений наблюдаемого объекта;

- фиксирования и учета влияния положительного и отрицательного воздействия факторов, на процесс мониторинга;

- сравнение результатов, мониторинговых циклов информации.

Выявление уровня сформированности профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин осуществления с помощью различных методов исследования, в том числе: наблюдения, опроса, экспликации, анализа результатов учебной деятельности, беседы, тестирования.

Одним из наиболее распространенных методов мониторинга является наблюдение. В педагогике способ наблюдения подразумевает целенаправленный, планомерный и систематический поиск и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и действий.

Опросные методы, такие как беседа, анкетирование, опрос позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа устных или письменных ответов на поставленные вопросы относительно предмета исследования. По результатам опроса преподавателей специальных дисциплин строительного профиля определяется уровень сформированности профессионально-педагогических знаний и умений, а также развитости отдельных профессионально важных качеств и способностей. Беседа, как метод педагогического мониторинга, предполагает получение информации об изучении явления или процессе. В ходе беседы достигается более тесная связь между субъектами диалога, способствующая получению наиболее полной и глубокой информации. В то же время необходимо учитывать, что беседа не должна заменять анкетирование. Экспликация (от лат. ехрНсайо - разъяснение) - разъяснение содержания профессионально-педагогической деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать изменения в развитии личности, но и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс [3, С. 336].

В свою очередь тестирование является одним из субъективных методов сбора данных о развитии педагогических процессов, индивидуальном развитии субъектов образования и обучения. Понятие «тест» в переводе с английского означает «задание», «испытание». В педагогике различаются тесты диагностирования уровня обученности (развития), тесты достижений, итоговые тесты, тесты проблемного характера, тесты дифференциации (несколько вопросов по одному и тем же фактом, а ответ должен быть одним, правильным), конструктивные тесты разрабатываемые самостоятельно испытуемым. Каждый тест должен сопровождаться конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации полученных данных.

Показателями результативности педагогического мониторинга, по мнению Э.Ф. Зеера, являются данные связанные со значимостью полученной информации: информация, способствующая конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности личности педагога, обучающегося; информация, помогающая лучше оценить уровень профессиональной готовности педагога и определить наиболее эффективные способы профессионального

усовершенствования и самосовершенствования; информация, мотивирующая личность к повышение своего профессионального уровня через стимулирование личностного совершенствования, самосовершенствования и саморазвития; информация, способствующая конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности; информация, создающая условия для рационального решения профессионально-педагогических задач и проблем; информация, обеспечивающая повышение уровня общей и профессиональной культуры [2, С. 266].

То есть мониторинг является и эффективной технологией профессионального развития и саморазвития личности, а его результаты - это информационная основа для принятия управленческих решений и проектирования дальнейшего профессионально-педагогического роста.

Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности педагога, обучающегося, процесса образования и самообразования [4, С. 325].

Под диагностикой подразумевается процедура выявление уровня готовности к учебной деятельности определенного содержания и сложности [4, С. 128].

Развитие профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин невозможно и без инструментария в виде объективных методов педагогической диагностики. Целью диагностики является анализ учебно-воспитательного процесса с учетом его производительности. В научных источниках диагностика определяется, как диагностика обучения и воспитания, то есть достигнутых результатов, диагностика обученности - качеств самого процесса [1].

В диагностику обучаемости вкладывается более глубокий смысл, чем в традиционный контроль учебных достижений обучающихся. Проверка знаний и умений только констатирует результат, а диагностирование обучаемости рассматривает и как результат с учетом путей и способов его достижения. Таким образом, диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценку, получение статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития, обеспечивающее функции диагностики. Рассматривать контроль с точки зрения диагностики качества профессиональной подготовки специалистов можно в разных аспектах: как одно из средств обучения; как элемент управления процессом обучения; как способ определения результатов процесса обучения [3, С. 439].

Отметим, что в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов преподаватель применяет различные виды контроля, в том числе: - предварительный контроль, осуществляемый в начале учебного года, целью его является выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся, связанных с профессиональной деятельностью; текущий контроль - это систематическая проверка и оценка результатов сформированности профессиональных знаний и умений по конкретным учебным темам; тематический контроль охватывает систему профессиональных знаний и умений по соответствующей теме учебной дисциплины; периодический контроль обеспечивает проверку знаний и умений обучающегося, которые были приобретены за соответствующий период обучения; итоговый контроль способствует выявлению и уточнению объема строительных знаний, умений и навыков посредством экзаменов, государственной аттестации.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены основные требования к осуществлению контроля по формированию профессиональных знаний и умений обучающихся в соответствии с профессиональной напрвленностью.

Профессиональная направленность контроля определяется целевой подготовкой будущих строителей. То есть, контроль должен быть направлен на реализацию целей обучения и предусматривать формирование комплекса профессиональных знаний и умений, в соответствии с уровнями усвоения учебного материала и на основе стандарта профессиональной подготовки будущих специалистов строительного профиля. Объективность контроля заключается в определении и реализации такой системы контроля, которая полностью исключала бы ошибки и субъективные мнения педагога при оценке знаний и умений обучающихся.

Для достижения объективности оценивания, результатов обученности необходимо соблюдать требования информативности, валидности и надежности контроля, дифференцированности проверки [3, С. 437-438]. Информативность контроля предполагает создание такой системы контрольных средств, которая охватывала бы все содержание учебного материала и вместе с тем соответствовала всем необходимым уровням его усвоения. Валидность (достоверность) контроля обеспечивается соответствием содержания контроля целям профессиональной подготовки будущих строителей, поэтому проверять необходимо то, что было изучено обучающимися и, что нужно им уметь выполнять. Надежность контроля обеспечивает устойчивость его результатов, полученных при повторном контроле. Дифференцированность контроля предполагает выбор задач в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, его темперамента, образа мышления. Выбор способов контроля зависит от содержания и сложности профессиональной подготовки будущих специалистов. Систематичность контроля предполагает регулярность его проведения. То есть, организуя учебно-воспитательный процесс, преподаватель специальных дисциплин строительного профиля должен продумать всю систему контроля с учетом целей, функций, видов и методов. Гласность обеспечивает обсуждение результатов контроля, акцентирование внимания обучающихся на отдельных ошибках, дефектах выполнения работ. Для этого необходимо разработать критерии оценки профессиональных действий, ознакомить с ними обучающихся и при обсуждении отдельных аспектов выполнения профессиональных действий прокомментировать результаты контроля. Индивидуальность контроля предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося как при выдаче индивидуальных задач, так и при их выполнении.

В развитии профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин кроме диагностики обученности будущих специалистов важную роль играет и диагностика уровня сформированности личностной профессионально-педагогической деятельности педагога. Процесс диагностики профессионально-педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин осуществляется по следующим направлениям:

- выявление готовности преподавателя специальных дисциплин строительного профиля к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в СПО;

- определение уровня сформированности профессионально-педагогических знаний и умений;

- ориентация педагога на постоянное развитие, саморазвитие, профессиональное усовершенствование и самосовершенствование;

- определение выбора форм и методов организации обучения педагогов, необходимых для профессионального роста;

- исследование фактора субъект-субъектного взаимодействия в процессе коммуникативного общения с обучающимися и коллегами;

- оценка результативности профессионально-педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин строительного профиля в целом.

Выводы. Таким образом, содержание информационного компонента предполагает взаимосвязь мониторинговой и диагностической составляющих профессионально-педагогической деятельности педагога способствующих выявлению уровней развитости профессиональной культуры преподавателей специальных дисциплин СПО строительного профиля.

Литература:

1. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии / В.Г. Горб. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 2003. - 387 с.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие для студ. обуч. по спец. 030500 - Профессиональное обучение / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. - М.: Московский психол.-соц. и-т, 2005. - 211 с.

3. Методика професшного навчання: навч. поЫб. для студ. вищ. навч. закл. шж.-пед. спец. / [Коваленко О.С., Брюханова Н.О., Корольова Н.В., Шматков С.В.]. - Харюв: Контраст, 2008. - 488 с.

4. Педагогика: большая современная энциклопедия / [сост. Е.С. Рапацевич]. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Никейцева Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Симферополь)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития творческого потенциала студентов в условиях современного высшего медицинского образования в России; раскрывается возможность использования исследовательской работы студентов как средства развития их творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, исследовательская деятельность, исследовательская работа студентов, студенты вузов, научное творчество, научный интерес.

Annotation. This article discusses the problem of developing the creative potential of students in the conditions of modern higher medical education in Russia; reveals the possibility of using students' research work as a means of developing their creative abilities.

Keywords: creativity, research activity, research work of students, university students; scientific creativity; scientific interest.

Введение. Вступление цивилизации в постиндустриальную эпоху ознаменовано качественно новыми явлениями и процессами, охватывающими все аспекты современной общественной жизни. В то же время любые изменения в основном затрагивают систему образования, которая является главным показателем и катализатором социального развития. В этих условиях главной целью высшего профессионального образования должно быть развитие творческого потенциала каждого студента как ресурса обеспечения социального, культурного, научного и производственного развития страны в целом [11]. Поэтому в процессе подготовки специалистов предлагается развивать у студентов способность овладевать методами, позволяющими им самостоятельно обнаруживать, анализировать и использовать знания в профессиональной деятельности.

В качестве такой основы интересен принцип образовательных исследований, суть которого заключается в позитивном отношении к студентам в исследовательской деятельности, то есть «переориентация образовательного процесса на развитие личного творческого потенциала, воспитание культуры мышления, овладение научными методами и, в конечном счете, формирование специалистов, которые могут находить решения проблем в профессиональной, производственной и научной областях и сферах жизни» [10].

Учебный процесс, основанный на этом принципе, а также приобщение студентов к исследовательской деятельности, позволяют им сформировать необходимые профессиональные и общие способности.

Для воспитания творческой личности необходимо изменить сложившуюся образовательную парадигму, которая в основном связана с накоплением готовых знаний, и создать условия для самореализации и саморазвития творческого потенциала. Наличие «творческих» качеств определяет эффективность работы и влияет на профессионализм, что имеет существенное значение при подборе персонала [3].

Изложение основного материала статьи. Современный студент, готовящийся к профессиональной деятельности, располагает достаточно большим количеством инструментов и методов для достижения образовательных и исследовательских целей. Под руководством преподавателей они могут использовать свой интеллектуальный и волевой потенциал для изучения процессов и явлений, а также разработки проектов, имеющих личное и профессиональное значение.

Т.И. Торгашина считает, что творческий потенциал - это всеобъемлющее качество человека, которое отражает меру возможности реализации его творческих способностей [15]. В то же время содержательные характеристики творческого потенциала выражаются как единство и взаимозависимость мотивационно-личностного, интеллектуально-содержательного и программно-деятельностного компонентов. Ведущими элементами этих компонентов являются исследовательские навыки, исследовательские знания, независимость и продуктивность исследовательской деятельности.

В педагогическом исследовании В.Г. Рындак отмечает, что структура творческого потенциала представляет собой совокупность компонентов актуального потенциала (личностные психологические процессы, способности), мотивационных компонентов (убеждение, подготовка, как внутренняя структура личности, механизмы, обеспечивающие реализацию способностей), когнитивных компонентов (полученных благодаря образованию, творческой деятельности, знаниям, навыкам, методам деятельности и включенности в процесс социализации самовыражения) [11].

Творческие способности, направленные на создание чего-то нового в процессе деятельности, включают в себя способность использовать предыдущий опыт для переноса ранее приобретенных знаний, навыков и умений в новые ситуации, а также способность видеть новые функции объектов (И.Я. Лук) [7].

В процессе развития творческого потенциала необходимо формировать мотивацию к проявлению положительного отношения к развитию творческого потенциала студентов. Следует отметить, что вопрос о составляющих творческого потенциала человека все еще остается открытым, хотя в настоящее время существует несколько гипотез по этому вопросу. Многие ученые связывают способность заниматься творческой деятельностью с особенностями мышления.

Творческие люди склонны формировать новые комбинации элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом. Дивергентное мышление является основой творческого мышления, которое характеризуется следующими основными характеристиками:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.