Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО (на примере подготовки специалистов строительного профиля)'

Педагогические условия формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО (на примере подготовки специалистов строительного профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ / EDUCATIONAL CONDITIONS OF FUTURE CONSTRUCTION WORKERS’ PROFESSIONAL MOTIVATION DEVELOPMENT / PROFESSIONAL MOTIVATION BY FOREIGN LANGUAGE MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березова Наталья Александровна

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО строительного профиля. Определен комплекс педагогических условий, реализация которого способствует формированию профессиональной мотивации будущих строителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL MOTIVATION FORMATION BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE STUDY AT SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS (CASE STUDY OF CONSTRUCTION INDUSTRY SPECIALISTS TRAINING)

The article is concerned with the problem of students’ professional motivation formation by means of foreign language study at secondary vocational schools with specialization in construction. The author denotes the complex of educational conditions, implementation of which may contribute to development of professional motivation of future construction industry employees.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО (на примере подготовки специалистов строительного профиля)»

УДК 377

Березова Наталья Александровна

соискатель кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, преподаватель иностранного языка Ульяновского строительного колледжа dom-hors@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ)

Berezova Natalia Aleksandrovna

PhD applicant of the Education Science Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University named after I.N. Ulyanov Foreign language teacher, Ulyanovsk Construction College dom-hors@mail.ru

EDUCATIONAL CONDITIONS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL MOTIVATION FORMATION BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE STUDY AT SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS (CASE STUDY OF CONSTRUCTION INDUSTRY SPECIALISTS TRAINING)

Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО строительного профиля. Определен комплекс педагогических условий, реализация которого способствует формированию профессиональной мотивации будущих строителей.

Ключевые слова:

профессиональная мотивация средствами иностранного языка, педагогические условия формирования профессиональной мотивации будущих строителей.

Summary:

The article is concerned with the problem of students’ professional motivation formation by means of foreign language study at secondary vocational schools with specialization in construction. The author denotes the complex of educational conditions, implementation of which may contribute to development of professional motivation of future construction industry employees.

Keywords:

professional motivation by foreign language means, educational conditions of future construction workers’ professional motivation development.

Формирование профессиональной мотивации является одной из составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста [1]. Анализ исследований в данной области показывает, что средством ее формирования может выступать иностранный язык [2], [3], [4].

В ходе нашего исследования мы уточнили понятие «профессиональная мотивация, формируемая средствами иностранного языка, у студентов учреждений среднего профессионального образования строительного профиля» как интегративное профессионально-личностное новообразование, характеризующее готовность и способность использовать иностранный язык для успешного овладения студентами учреждений среднего профессионального образования (СПО) строительного профиля профессиональными компетенциями.

Целью проведенного нами исследования было выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у будущих строителей, которые мы апробировали в ходе экспериментальной работы.

Первое условие, выделенное нами, - формирование иноязычной профессиональной компетенции, которое обеспечивается, в первую очередь, через усвоение студентами содержания профессионально-иноязычной подготовки и вооружает обучающихся языковыми знаниями и умениями в профессионально-важных видах речевой деятельности.

В связи с этим содержание профессиональной подготовки было направлено, прежде всего, на определение тематики и отбор содержания учебного материала, обусловленного требованиями будущей профессиональной деятельности. Учитывая требования ФГОС СПО, элементами формирования иноязычной профессиональной компетенции являются коммуникативные умения по видам речевой деятельности на основе общей и профессиональной лексики; языковые знания и навыки; учебные умения. Основным структурным элементом выступают коммуникативные умения. Так как будущие техники-строители должны владеть всеми видами речевой деятельности (чтением, аудированием, письменной и устной речью), то и коммуникативные умения должны различаться по этим видам: умения в области говорения, чтения, понимания на слух и письма.

Генератором устного и письменного общения выступали такие профессиональноориентированные тексты, как «Из истории жилищного строительства», «Жилые дома», «Части здания» и др., что создавало содержательную базу для обучения всем видам коммуникативной деятельности, служило материалом для деятельностных заданий, источником и средством новых языковых единиц, содержало образцы использования языка. Тексты представляли собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых или понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения.

Поиск дидактических процедур усвоения учебного материала, совершенствования умений и навыков в рамках определенной тематики изучаемого раздела связан, как правило, с выбором методов, форм и средств обучения. При формировании иноязычной компетенции у студентов строительного профиля, ведущими методами работы с учебным материалом являлись активные методы обучения (проблемные задания, языковые и речевые игры, диалоги социокультурной направленности). Например, на завершающем этапе изучения раздела «Из истории архитектуры» была использована учебно-ролевая профессионально-ориентированная игра «Строительные профессии», нацеленная на обучении диалогической и монологической речи. Проведение игр позволило комплексно решить задачи профессионального общения, включить самооценку и самокоррекцию обучающихся, открыть перспективы дальнейшего совершенствования обучения профессионально-ориентированного иностранного языка, а значит, формировать профессиональную мотивацию.

Основными организационными формами занятий по немецкому языку являлись аудиторные занятия под руководством преподавателя и различные виды самостоятельной работы. Причем использовались фронтальное обучение, которое было реализовано в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного; групповая форма работы, обеспечивающая тренировку под контролем ответственного за выполнение упражнения и создающая условия для общения; индивидуальная форма обучения предполагавшая, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Индивидуальная форма работы была организована с помощью раздаточного дифференцированного материала, составленного с учетом возможностей каждого обучающегося. Такие дифференцированные индивидуальные задания освобождают от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Тем самым создавались условия для развития профессиональной мотивации, так как содержание основывается на профессионально значимой информации.

Содержание профессионально-ориентированного материала, направленного на формирование профессиональной мотивации у студентов СПО строительного профиля, предполагало использование различных средств обучения:

1. Лингвистические средства (языковые) - специально отобранные, предназначенные для обучения немецкому языку, учебные материалы и единицы данного языка (словарь, учебная грамматика, правила, лингвистические значки и символы).

2. Методические средства - средства, включающие профессиональные понятия и термины, методические рекомендации, программы, учебные пособия (учебник, книга для чтения, рабочая тетрадь) и материалы, а также компоненты, составляющие их (упражнения, задания, алгоритмы и т.д.).

3. Технические средства - компьютерные технологии, электронные образовательные продукты, интернет-ресурсы и другие средства [5].

Важным условием успешного формирования профессиональной мотивации будущего специалиста строительного профиля средствами иностранного языка является обеспечение междисциплинарных связей иностранного языка с дисциплинами профессионального цикла, которые рассматриваются современными зарубежными и российскими учеными как системообразующий фактор образования XXI в. Данное условие было направлено на интеграцию содержания специальных дисциплин (архитектура, технология и основы строительства, инженерные сети и др.), рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимосвязи и развитии и применению этих знаний в практике на основе широкого переноса в новые ситуации.

Так, отобранные учебные элементы раздела 5 «Из истории архитектуры» рабочей программы дисциплины «Иностранный (немецкий) язык» для специальности 270802 органично связан с такими учебными дисциплинами, как:

- архитектура: формирует представление о развитии строительства, начиная с Древнего Египта до настоящего времени; дает характеристику стилям архитектуры, подчеркивает их роль в истории развития строительства; знакомит со всеми конструкциями, их взаимозависимостью;

- технология и основы строительства: дает представление о строительстве и реконструкции зданий и сооружений; знакомит с основными направлениями и положениями совершенствования технологий; дает характеристику передовым, в том числе, немецким методам строительства;

- инженерные сети: знакомит со схемами и элементами инженерного оборудования здания; даст представление об основных задачах инженерного благоустройства территорий.

В процессе усвоения системных знаний вырабатывается определенное отношение к ним и ценностные ориентации, развиваются познавательные потребности, реализующиеся в активной и самостоятельной познавательной деятельности, что обусловливает создание внутреннего плана действий.

Следующим важным условием, способствующим формированию профессиональной мотивации у будущих строителей, является использование профессионально-ориентированных технологий в обучении иностранному языку. Разработка технологии обучения немецкому языку в средних специальных учебных заведениях вызвана потребностью в изменении учебного процесса, который проходил с использованием традиционных взглядов в обучении и не мог обеспечить гарантированное достижение поставленных целей обучения, в том числе и формирование профессиональной мотивации учащихся. Технология позволяет организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности.

В основе профессионально-ориентированных технологий обучения иностранному языку лежит проектирование деятельности студентов и преподавателя иностранного (немецкого) языка, а исходными данными для их проектирования выступают образовательные и профессиональные стандарты с учетом целей и содержания обучения, а также позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые развиваются только в условиях комфортности обучения.

Раскроем особенности реализации преподавателем немецкого языка отдельных этапов проектирования профессионально-ориентированных технологий [6].

Первым и наиболее ответственным из них, от которого зависит результативность всего дидактического процесса, является этап целеполагания, осуществляемый на диагностическом уровне. Под результативностью в данном случае понимается степень достижения целей обучения, трансформированных в систему значимых профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников. Например, на занятии в форме мастер-класса с использованием элементов метода проекта <^г Ьаиеп ет Наиэ» студенты усваивают такие профессиональные компетенции, как участие в проектировании зданий и сооружений, организация видов работ строительных объектов, а на билингвальном занятии по немецкому языку и производственному обучению «Немецкие строительные технологии Кпаи1-гехнологии» -выполнение технологических работ при строительстве.

Следующий этап проектирования - отбор содержания дисциплины «Немецкий язык». В качестве его критериев используются: полное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности и профессионально подготовленного специалиста; практическая значимость содержания; соответствие его сложности возможностям студентов, времени, отводимому на его усвоение, а также наличию в учреждении строительного профиля учебно-методической и материально-технической баз. Для названного этапа имеет большое значение выбор форм наглядного представления, как элементов содержания, так и последовательности их изучения.

На этапе проектирования технологического подхода выступает задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала и определение исходных уровней обученности студентов. Определение данных уровней усвоения ориентирует преподавателя на подготовку в учреждении СПО специалиста с гарантированным качеством. Наряду с этим появляется возможность создания соответствующих тестов и тестовых заданий, позволяющих организовать контроль над качеством усвоения студентами содержания учебного материала.

Одним из наиболее трудоемких при профессионально-ориентированной технологии следует признать этап рефлексии. В этот период преподавателю немецкого языка необходимо разработать соответствующий инструментарий, позволяющий объективно оценить уровень сформированности у обучающихся требуемых профессиональных компетенций, соответствие полученных результатов поставленным целям. Наиболее целесообразным для этого следует признать также использование дифференцированных педагогических тестов, создаваемых с целью объективной оценки и измерения уровней обученности студентов.

Реализация модели формирования профессиональной мотивации у студентов СПО строительного профиля средствами иностранного языка предполагает определенный резуль-

тат, который может и должен быть проверен. Это предполагает наличие диагностических методик для выявления сформированности профессиональной мотивации, использование педагогической диагностики.

Эффективность реализации данного комплекса педагогических условий для формирования профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО строительного профиля подтверждена практическими результатами опытноэкспериментальной работы.

Ссылки:

1. Дельгас И.А. Формирование профессиональной мотивации у студентов в педагогическом колледже в контексте компетентностного подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Пермь, 2007.

2. Там же.

3. Богомолова Ю.И. Формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов в профессионально-педагогическом образовании: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008.

4. Березова Н.А. Критерии и уровни сформированности профессиональной мотивации средствами иностранного языка у студентов учреждений СПО строительного профиля // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 59-60.

5. Иванова О.Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Орел, 2005.

6. Образцов П.И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально ориентированной технологии обучения: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. П.И. Образцова. Орел, 2005.

References (transliterated):

1. Del'gas I.A. Formirovanie professional'noy motivatsii u studentov v pedagogicheskom kolledzhe v kontekste kompetent-nostnogo podkhoda: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Perm', 2007.

2. Ibid.

3. Bogomolova Y.I. Formirovanie motivatsii uchebno-professional'noy deyatel'nosti studentov v professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2008.

4. Berezova N.A. Kriterii i urovni sformirovannosti professional'noy motivatsii sredstvami inostrannogo yazyka u studentov uchrezhdeniy SPO stroitel'nogo profilya // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. № 11. P. 59-60.

5. Ivanova O.Y. Professional'no orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovykh fakul'tetakh vuzov: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. Orel, 2005.

6. Obraztsov P.I., Akhulkova A.I., Chernichenko O.F. Proektirovanie i konstruirovanie professional'no orientirovannoy tekhnologii obucheniya: ucheb.-metod. posobie / under general ed. of P.I. Obraztsov. Orel, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.