Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING / TECHNOLOGICAL COMPONENT / KNOWLEDGE / SKILLS / PEDAGOGICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманов Эрнест Сейдаметович

В данной статье рассматривается технологический компонент формирования профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. Рассмотрено содержание основных понятий исследования. Обоснована система профессионально-педагогических знаний и умений, необходимых будущему педагогу профессионального обучения автомобильного профиля для осуществления профессионально-педагогической деятельности в средних профессиональных образовательных учреждениях с целью подготовки специалистов среднего звена. Определены подходы к классификации различного рода педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманов Эрнест Сейдаметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPONENT OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE AUTOMOTIVE PROFILE

This article examines the technological component of the formation of professional competence of future vocational training teachers. The content of the basic concepts of the research is considered. The system of professional and pedagogical knowledge and skills necessary for a future teacher of vocational training of an automotive profile for the implementation of professional and pedagogical activities in secondary vocational educational institutions with the aim of training mid-level specialists has been substantiated. The approaches to solving various kinds of pedagogical problems have been determined.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ»

На основе анализа научных источников было выявлено, что к основным видам профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения относятся: организационная, аналитическая, проектная, технологическая, коммуникативная. Качественный уровень сформированное™ этих видов деятельности определяет система профессионально-педагогических знаний и умений,

В педагогической литературе знания рассматриваются как усвоение результатов познавательной деятельности в форме понятий, теорий, суждений. На основе анализа различных подходов к определению групп знаний {И. Ломпшер, МИ, Махмутов, H.H. Павелко, И.Ф. Исаев}, мы выделили те, которые имеют отношение к формированию профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения автотранспортного профиля, а именно:

- обобщенные знания, к которым относятся понятия, законы, правила, сведения об объектах и явлениях;

-знания различных способов действий, касающиеся производственного и педагогического процессов;

- научные знания, являющиеся упорядоченной системой научных теорий, необходимых для решения различных профессионально-педагогических задач;

- знания норм субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения и норм межличностных отношений в целом, необходимых для осуществления будущей профессионально-педагогической деятельности в СПО.

Суть теоретических знаний заключается в описании, анализе и систематизации явлений и закономерностей, выявленных случайным или экспериментальным путем, чтобы заключить настоящую реальность в целостное структурированное понятие.

Общие теоретические знания в области гуманитарных и социально-экономических наук позволяют проводить анализ социальных процессов и явлений, а также применять методы, принципы и подходы этих наук е профессиональной и общественной деятельности.

Знания в области этических и правовых норм, отношений в обществе, окружающей среде позволяют руководствоваться или при реализации социальных и экологических программ и планов действий

Научные знания - являются интегрированными знаниями о законах, процессах и явлениях, протекающих в неорганической и органической окружающей среде, необходимы для решения естественнонаучных проблем, возни-

кающих при выполнении профессионально-педагогических функций.

Считается, что современные научные знания являются объемной взаимосвязанной структурой из различных областей познания, научных дисциплин, уровней и форм, объединяющее в себе большое количество информации о законах природы, общества, усвоения результатов познавательной деятельности, культурных ценностей, которые отображают характер мировоззренческих, эстетических и этических ориентации в их целостном измерении.

Данные знания могут быть получены будущими педагогами профессионального обучения автотранспортного профиля при изучении психолого-ледагогических и инженерных дисциплин, таких как: теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин, эксплуатация автомобильного транспорта и др. На основе сформированного знания данных дисциплин, обучающиеся способны решать проблемы изнашивания механизмов и машин, понимать процессы коррозии металлов и потери прочности конструкций из различных видов материалов, состав и строение топливо-смазочных материалов и специальных жидкостей, применяемых в технике и рациональное их использование, теорию вероятности возникновения неисправностей и отказов узлов и агрегатов и т.д.

Общие профессиональные знания - инвариантны к направлению профессиональной подготовки и формируются в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Они вооружают выпускника вуза теоретической базой для решения инженерных задач в конкретной предметной отрасли производства и готовят к работе со специфическими объектами и предметами труда.

Для специалиста автотранспортного профиля важными являются знания о функционировании отрасли и ее структуре, представляющей собой совокупность: перевозочных средств, путей сообщений, различных технических устройств, осуществляющих погрузку и разгрузку, средств управления и связи, а также зданий и сооружений, обеспечивающих работу автотранспорта.

Особое значение в профессиональной подготовке будущих педагогов профессионального обучения автотранспортного профиля уделяется формированию системы специальных функционально-ориентированных (технических и технологических) знаний. Считается, что технологические знания являются: результатом познания технологических систем как в

области производства, так и в образовательной сфере; результатом влияния различных технологий на формирование профессиональной мобильности личности; результатом взаимосвязи отдельных технологических процессов, способов действий и технических средств с закономерностями образовательного процесса, методами, дидактическими средствами, организационными формами, способами управления учебным процессом.

Так, к технико-технологическим знаниям будущих педагогов профессионального обучения автомобильного профиля можно отнести: конструктивные особенности и эксплуатационные факторы, влияющие на эффективность работы автомобиля, влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей; основы системы технического обслуживания и ремонта; методы диагностики автомобилей; управления производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей; теоретические основы технической диагностики.

То есть, знания будущего педагога профессионального обучения являются обобщенной системой, выраженной в научных теориях, законах, понятиях, способах действий.

Профессионально-педагогические знания являются основой для формирования профессионально-педагогических умений. При формировании умений, знания приобретают систематизированный и обобщенный конструкт, между элементами которого устанавливаются тесные логические связи.

В педагогической теории педагогические умения рассматриваются как совокупность педагогических действий, основанных на соответствующих теоретических знаниях, направленных на решение задач творческого развития личности обучающихся.

По мнению В.А. Сластенина, все педагогические умения можно объединить в четыре группы;

- умение по превращению содержания объективной педагогической деятельности в конкретные педагогические задачи;

- умение по выстраиванию и реализации логически завершенной педагогической системы;

- умение по выделению и установлению взаимосвязей между разными компонентами и факторами образования;

- умение по оцениванию результатов педагогической деятельности [6, с.42].

Согласно концепции А.К. Марковой, в педагогике выделяются группы умений, которые способствуют эффективной организации учеб-

ного процесса. К основным педагогическим умениям ученая отнесла следующие:

- умение формировать проблему в виде педагогической задачи и предусматривать различные способы решения проблемы;

- умение определять междисциплинарные связи и осуществлять интеграцию учебного содержания;

- умение осуществлять профессиональное саморазвитие, самосовершенствование;

- умение использовать различные способы педагогического взаимодействия;

- умение владеть средствами вербальной и невербальной коммуникации;

- умение предвидеть перспективу профессионального развития, личностного творческого потенциала;

- умение оценивать продуктивность педагогической деятельности, определять свои сильные и слабые стороны [3, с. 17-18].

Учитывая подходы ученых к классификации умений и специфику профессионально-педа-готической деятельности педагога профессионального обучения по подготовке специалистов среднего звена автотранспортного профиля, мы выделили такие умения:

- аналитические - это такие умения, которые направлены на решение технических, технологических, методических и коммуникативных задач. Именно аналитические умения способствуют анализу и осмыслению каждого педагогического явления или производственного процесса, выработке навыков по созданию нестандартных ситуаций, а также по определению способов их оптимального решения;

- проектные умения предполагают: проектирование целей и задач профессионально-педагогической деятельности; выбор результативных организационных форм и методов обучения, способствующих творческому развитию личности обучающихся; проектирование различных видов дидактических средств обучения и контрольно-оценочных средств; проектирование содержания самообразовательной деятельности;

- технические умения, связанные с разработкой технической документации, анализом технических характеристик механизмов и оборудования, определением основных неисправностей рабочих узлов и деталей, диагностикой систем автомобиля;

- технологические умения, связанные с планированием профессионально-педагогической деятельности, а также выполнением различных технологических операций и процессов, осуществлением анализа про из в од-

ственной и технико-технологической среды, организацией места трудовой деятельности;

- методические умения. Эффективность учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения зависит от комплекса умений, связанных с разработкой учебно-планирующей и учебно-методической документации; анализа, отбора и структурирования содержания учебного материала; моделирования различных проблемных задач и ситуаций, определения способов и методических приемов их решения; умения выбирать оптимальные формы, методы, средства и технологии обучения в зависимости от этапа профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена; умения моделировать структуру и содержание лекционных, практических и лабораторных занятий, умения рефлексировать и оценивать свою деятельность;

- коммуникативные умения - это умения педагогического общения по установлению психологического контакта с обучающимися, способствующие как эффективной передаче системы знаний педагогом, так и восприятием ее обучающимися, установление эмоциональной обратной связи в процессе диалогового общения.

Таким образом, вышеперечисленные умения являются основой для осуществления будущей профессионально-педагогической деятельности педагогами профессионального обучения в СПО, они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, влияют на качественный показатель формирования профессиональной компетентности.

Принято считать, что высокий уровень сформированности технологического компонента влияет на выбор способов решения профессионально-педагогических задач, в том числе в условиях средних образовательных учреждений. По мнению И.Ф. Исаева, способы решения педагогических задач имеют два основных направления:

- алгоритмический, - который применяется в том случае, когда процедура решения задач состоит из последовательных эффективных операций по решению определенного типа задач;

- квазиалгоритимический способ, - предусматривающий неоднозначный подход к решению задач, которому в педагогической практике отводится главная роль [1, с. 15].

А.Г. Казакова определила типы педагогических задач, связанные с этапами учебного процесса, а именно: задачи этапа педагогической диагностики; задачи этапа педагогического целеполагания; задачи прогнозирования и

планирования учебной деятельности; задачи этапа практической реализации запланированных действий; задачи анализа результатов, выполненной профессионально-педаготической деятельности [2, с.82].

В зависимости от времени и этапности профессионал ьно-педа гогической деятел ьности, педагогические задачи можно разделить на такие группы:

- стратегические задачи, - которые определяются в соответствии с общими образовательными целями и отражают потребности общества, а также определяют начальные цели и конечные результаты педагогической деятельности;

- тактические задачи - реализуются на конкретных этапах учебного процесса. Содержательными характеристиками данных задач являются решение проблем, связанных с организацией и управлением учебно-произ-водственным и учебно-воспитательным процессом в СПО;

- оперативные задачи, - направленные на повседневные решения педагогических проблем, связанные с обучением и развитием личности обучающихся ¡4, с. 86-87].

Таким образом, основой технологического компонента по формированию профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения автотранспортного профиля является система профессиональных знаний и умений, необходимых для решения различного рода задач, связанных с профессиональной подготовкой специалистов среднего звена автотранспортного профиля.

Литература:

1. Исаев И. Ф. Профессионал ь но-педагог и ческа я культура преподавателя :учеб. пособие для сгуд. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002.- 208 с.

2. Казакова А. Г. Педагогика средней профессиональной шкапы : мегод. пособие для руководителей и преподавателей средних спец. учеб. заведений/ А.Г. Казакова. - М.: Ремдер, 2004.- 320 с.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма / Л.К. Маркова. М,: Знание, 1996.-308 с,

4. Михнюк M.I. Розвиток профеайно! культури викладач(в спец(альиих дисциплж буддельного профшю : монография / М. Михнюк. - К. : Педагог ¡чна думка, 2015. ■ 411 с.

5. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студенте педагогических вузов / [£. И.Серкова и др.]; под рсд, В. Д. Симоненко - М. : Вентана Граф, 2007. - 365, И] е.:табл.; 22 см, - (Педагогическое образование).; ISSN 978-5-360-00570-4

6. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С Подымова. -М.: Магистр, 1997. - 221 с.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS OF SECONDARY MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Urs Nova Leyla Zakaevna, Lecturer, Dagestan Basic Medical College named after P.P. Askerkhanov, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article considers the process of formation of professional orientation of students of secondary medical schools. It is concluded that due to the formation and development of specific professionally significant qualities, it is possible to achieve optimal professional orientation and high labor efficiency.

Keywords: professional orientation; student; secondary medical educational institution; nurse.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.91

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной направлен ф УрсиловаЛ.З., 2020 ности студентов средних медицинских учебных заведений. Сделан вывод, что благодаря формированию и развитию специфических профессионально значимых качеств, можно достичь оптимальной профессиональной направлен ности и высокой эффективности труда.

Ключевые слова: профессиональная направленность; студент; среднее медицинское учебное заведение; медицинская сестра.

Современному обществу необходимы квалифицированные медицинские кадры среднего профессионального образования. Наряду с тем, что количество студентов, поступающих в средние профессиональные образовательные медицинские учреждения с каждым годом только увеличивается, количество студентов, не желающих работать по выбранной специальности, остается на критически высоком уровне, из-за падения престижа профессии медицинской сестры, поэтому первостепенной задачей является целенаправленное формирование и развитие профессиональной направленности студентов.

Тенденции модернизации образования, в том числе, в системе среднего профессионального образования, профильного и высшего специального образования, демонстрируют движение в сторону повышения уровня самостоятельности студентов и активизацию практической, поисковой, аналитической и экспериментальной работы. При этом активное внедрение в образовательную среду информационно-коммуникативных технологий переориентирует педагогов на поиск новых, дистанционных, смешанных, интерактивных технологий, в которых ведущая роль принадлежит самообразовательной деятельности и личностному саморазвитию студентов.

На сегодняшний день способность специалиста к решению профессиональных задач, как правило, связывается с наличием у него профессиональной направленности, т.е., системы приоритетов и ценностей, связанных с деятельностью в определенной сфере и стремлением развиваться в данном направлении. При этом в задачи педагогов профессионального образования входит формирование набора компетентностей специалиста, позволяющих реализо-вывать будущую трудовую деятельность на максимально высоком уровне. 8 этом отношении компетентность выступает интегральной характеристикой студента, определяющей его способность решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникаю- УРСИЛОВА Лейла Закаевна, шие н овальных оабочих ситуациях, с использованием знаний. преподаватель,Дагестане-

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

фессиональными способностями понимают не предрасположен- еа, Махачкала, Республика ность, а умение специалиста осуществлять профессиональную дея Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.