Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля'

Компетентностный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР / АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / COMPETENCE APPROACH / BACHELOR''S DEGREE / MOTOR TRANSPORT PROFILE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (SVE)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманов Эрнест Сейдаметович, Эреджепов Марлен Керимович

В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля. Обосновывается необходимость выделения перечня компетентностей, требуемых для осуществления профессионально-педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании (СПО) при подготовке специалистов среднего звена. Определено содержание технической, общекультурной, дидактической, психологической, коммуникативной, мониторинговой и рефлекторной компетентностей преподавателя СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманов Эрнест Сейдаметович, Эреджепов Марлен Керимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS OF THE MOTOR TRANSPORT PROFILE

The article reveals issues related to the formation of professional competence of bachelors of the motor transport profile. The necessity of highlighting the list of competencies required for the implementation of professional and pedagogical activities in secondary vocational education (SVE) in the preparation of middle-level specialists is substantiated. The content of technical, general cultural, didactic, psychological, communicative, monitoring and reflex competencies of the teacher of secondary vocational education has been determined.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля»

Педагогика

УДК:378: 377:371.134

старший преподаватель Сулейманов Эрнест Сейдаметович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); старший преподаватель Эреджепов Марлен Керимович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля. Обосновывается необходимость выделения перечня компетентностей, требуемых для осуществления профессионально-педагогической деятельности в среднем профессиональном образовании (СПО) при подготовке специалистов среднего звена. Определено содержание технической, общекультурной, дидактической, психологической, коммуникативной, мониторинговой и рефлекторной компетентностей преподавателя СПО.

Ключевые слова: компетентностный подход, бакалавр, автотранспортный профиль, профессиональная компетентность, преподаватель, среднее профессиональное образование (СПО).

Annotation. The article reveals issues related to the formation of professional competence of bachelors of the motor transport profile. The necessity of highlighting the list of competencies required for the implementation of professional and pedagogical activities in secondary vocational education (SVE) in the preparation of middle-level specialists is substantiated. The content of technical, general cultural, didactic, psychological, communicative, monitoring and reflex competencies of the teacher of secondary vocational education has been determined.

Keywords: competence approach, bachelor's degree, motor transport profile, professional competence, teacher, secondary vocational education (SVE).

Введение. Изменения, происходящие в экономике России, диктуют новые требования к подготовке специалистов различных сфер деятельности, в том числе и автомобильной. Сегодня востребованы высококомпетентные специалисты, легко входящие в современное пространство социально-производственных отношений и продуктивно адаптируемые в нем. Рынок труда, требует эффективного взаимодействия учебных заведений с предприятиями-работодателями и этим самым обуславливают необходимость изменения целей, содержания, форм и методов обучения и естественно повышения качества образования в целом.

В последние годы произошли существенные изменения и в содержании высшего профессионального образования, которые отобразились и в системе подготовки специалистов для автомобильной отрасли. Выпускник вуза обязан обладать соответствующей компетентностью в широкой предметной области, соответствующим комплексом профессиональных компетентностей, профессиональной мобильностью, что соответствует требованиям рынка интеллектуального труда. Следовательно, образовательный процесс в высшей школе обязан обеспечивать формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, личностных и профессиональных качеств, которые будут гарантами их трудового становления как специалиста, профессионала.

Разные аспекты компетентностного подхода исследовали Б.Д. Ельконин, Дж. Равен, C.Short и др., компетентностный подход в образовании рассматривали И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, Г.К. Селевко и др.; формирование профессиональной компетентности изучали В.А. Адольф, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.В. Ягупов, и др.

Однако, вопрос формирования профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля не являлся предметом отдельных исследований.

Целью статьи является анализ сущности компетентностного подхода и на этой основе определение видов и содержания перечня компетентностей бакалавров автотранспортного профиля, необходимых для осуществления будущей профессионально-педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале 80-х годов прошлого века и прошла несколько этапов развития. И. А. Зимняя, обобщая научные исследования по данной проблеме, выделила три этапа развития: первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат понятия «компетенция», а также предпосылки разграничения категорий «компетентность», «компетенция»; второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием этих категорий в теории и практике обучения; третий этап (1990-2001 гг.) утверждение компетентностного подхода в теории, практике и активное его использование в образовательной сфере [2, с. 34-42].

Анализ научных исследований позволил выявить различные взгляды на содержание компетентностного подхода.

В педагогических источниках понятие «подход» используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. По мнению Е. Я. Коган, это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения с позиции учителя к обучению учащихся; должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы [3, с. 38].

По мнению Н.В. Яксы, компетентностный подход отображает интегральное проявление профессионализма, в котором объединяются элементы общей и профессиональной культуры, опыта педагогической деятельности и педагогического творчества, которые конкретизируются в определенной системе знаний, умений, готовности к профессиональной деятельности [12, с. 28].

Компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.).

В образовании компетентностный подход рассматривается через идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования [1, с. 19].

Компетентностный подход по мнению В.В. Ягупова, предусматривает наличие комплекса умений личности для решения различных проблем [10, с. 48].

В компетентностном подходе выделяют два базовых понятия - «компетентность» и «компетенция». Вопросам анализа этих понятий посвящены труды Е.В. Бондаревской, А.А. Деркача, И.А. Зимней, Н.Ф. Талызиной и др.

В педагогике сущность понятия «компетентность» рассматривается в разных аспектах. Так, в энциклопедии образования указано, что «компетентность» (лат. - competentia) круг вопросов, в которых человек хорошо разбирается [11, с. 408]. Компетентность, по мнению М. А. Чошанова, это не просто овладение знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, овладение оперативными и мобильными знаниями [8, с. 59]. Дж. Равен под компетентностью понимает социальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной отрасли, которая включает узкопрофессиональные знания, умения, навыки и готовность нести ответственность за свои действия [5, с. 209]. Шире раскрывает суть понятия «компетентность» В.В. Ягупов, который считает, что это «подготовленность (теоретическая и практическая), способность (интеллектуальная, деятельностная и субъективная), наличие позитивных отношений и сформированных качеств личности и их готовность (профессиональная, личностная, психологическая) как субъекта деятельности к определенному виду деятельности» [10, с. 51].

Для формирования профессиональных компетентностей бакалавров автотранспортного профиля имеют важное значение концепции компетентностей, сформулированных Эдмундом Шортом:

- первая концепция компетентности трактует ее как поведение или действие;

- вторая концепция компетентности - компетентность овладения знаниями и умениями. Восприятие компетентности таким способом означает выбирать и знать, что именно делать и что выбрать;

- третья концепция рассматривает компетентность как ступень или уровень способностей, который считается достаточным;

- в структуре четвертой концепции компетентность определяют, как качество человека. Задачей данного вида компетенций является определение характерных черт компетентности человека в целом [9, с. 8-12].

Следовательно, на основе изложенного можно сделать вывод, что компетентность предусматривает интеграцию знаний, практических действий и компетенций, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Сущность компетентностей составляют различные виды компетенций. Некоторые авторы рассматривают понятие «компетенция» и «компетентность» как личностную характеристику, связанную с определенной деятельностью. Рассмотрим подходы к содержанию этой категории.

Так, А. В. Хуторской считает, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности [7].

В энциклопедии педагогического образования компетенция рассматривается как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-то полномочий, прав [11].

По мнению некоторых ученых, термин компетенция отражает конкретные знания, качество подготовки выпускника, обозначает его интегральные характеристики [10,11]. То есть, использование этого термина для оценки качества подготовки выпускника позволяет оценить профессиональную, личностную, социальную подготовленность с ориентацией на требования рынка труда.

Как показал анализ различных литературных источников, наиболее часто рассматриваются ключевые и профессиональные компетенции. Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основой других компетенций, носят надпрофессиональный, надпредметный характер. Ключевыми называют компетенции, которые относятся к общему содержанию образования и являются универсальными, независимо от специальности, следовательно, создают основу для специфических компетенций [7].

В педагогической теории рассматривается понятие профессиональной компетентности.

Так, В. А. Сластенин профессиональную компетентность расценивает как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления целей данного рода деятельности [6, с. 49].

Профессиональная компетентность, по мнению А.К. Марковой, это овладение педагогом знаний, умений и их нормативных свойств, необходимых для осуществления педагогической деятельности [4].

В состав профессиональной компетентности входят профессиональные компетенции, которые рассматриваются как круг вопросов, к решению которых личность подходит, обладая широкими познаниями и опытом; как совокупность общепрофессиональных (инвариантных) и специальных профессиональных компетенций.

Помимо профессиональных компетенций, в образовательной практике используются общепрофессиональные компетенции, характерные для широкого круга профессий и специальные профессиональные компетенции, обеспечивающие конкретизацию общепрофессиональных компетенций при их привязке к конкретной области.

Исследуя теоретические и методические аспекты профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения, ученые выделяют различные виды профессиональной компетентности, в том числе: психологическую, определяющую уровень профессионально значимых качеств личности, необходимой для осуществления педагогической деятельности; аутопсихологическую компетентность -умение осознавать цели, содержания и результаты деятельности; дидактическую - направленную на выбор и структурирование содержание научно-технической информации, диагностику реализации целей, сопоставление результатов обучения; специальную (техническую) компетентность рассматривают через наличие технических знаний, способность творческого решения технических и технологических заданий, через трансформацию технической информации в педагогическую систему [4, 6].

Учитывая требования ФГОС, а также содержание будущей профессиональной деятельности бакалавров автотранспортного профиля, нами был определен перечень необходимых профессиональных компетентностей:

- техническая (специальная). Так как данная компетентность является основой осуществления профессиональной деятельности будущих преподавателей профессионального обучения, то к системе технических знаний и умений можно отнести: знания об устройстве и принципах действия различных

модификаций автомобилей, узлов и агрегатов; знания по анализу рабочих процессов в агрегатах и механизмах автомобиля; способность выявлять различные виды неисправностей узлов и агрегатов автомобиля; использование современных приборов и диагностических комплексов для проведения контроля состояния узлов и агрегатов автомобиля, методов и средств определения экологических характеристик автотранспортных средств; знания о содержании и проведении технического обслуживания, текущего, среднего и капитального ремонтов; способность проводить монтаж и демонтаж основных узлов и механизмов автомобиля; умения применять оптимальные многокритериальные решения по замене или ремонту неисправных узлов и агрегатов автомобиля; использование программно-целевых методов управления автотранспортным предприятием, автосервисом; выполнение необходимых расчетов по определению стоимости услуг автосервиса, амортизации оборудования с использованием современной электро-вычислительной техники.

- общекультурная компетентность рассматривается как наличие стойких систем духовных, моральных и культурных ценностей будущих преподавателей;

- дидактическая компетентность рассматривается как интегрированное единство теоретической и практической готовности будущего преподавателя профессионального обучения к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в СПО. Высоким уровнем дидактической компетентности педагогов является наличие у него методологических знаний, теоретических основ педагогической деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

- психологическая компетентность предусматривает владение будущими преподавателями профессионального обучения основами общей психологии труда, инженерной и педагогической психологии, психологических основ профессионально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки, обучающихся СПО в целом;

- методическая компетентность - предусматривает проектирование, организацию и управление учебно-воспитательным процессом в вузе. Будущий преподаватель профессионального обучения должен уметь разрабатывать учебно-планирующую документацию; излагать содержание учебного материала с учетом требований дидактических принципов обучения; выбирать и использовать в своей деятельности различные комбинации организационных форм и методов обучения; применять методики с использованием инновационных производственных и педагогических технологий, разрабатывать структуры и содержания различных типов и видов учебных занятий в СПО. Методическая компетентность предполагает, что преподаватель владеет в полной мере общеметодологическими знаниями, способами и методами научного исследования, организацией процесса исследования на различных этапах педагогического эксперимента;

- коммуникативная компетентность предусматривает формирование высокого уровня знаний о закономерностях общения, межличностных отношений, овладение принципами толерантности, использование средств интеркультурного взаимодействия, способность к эмпатии, самоконтролю, формирования культуры вербального и невербального взаимодействия;

- мониторинговая компетентность. Практикой доказано, что любая деятельность, в том числе и педагогическая носит мониторинговый характер. Так как объектом мониторинга в СПО является учебно-воспитательный процесс, уровень сформированности профессиональных знаний и умений, развитие творческих способностей обучающихся, то основными методами педагогического мониторинга являются наблюдение, опрос, беседа, тестирование, которые и позволяют получить реальную информацию о субъектах учебного процесса. Следовательно, мониторинговая компетентность позволяет педагогу на основе полученной информации принимать управленческие решения по проектированию дальнейших действий, касающихся повышения качества профессиональной подготовки специалистов в автотранспортной области;

- рефлексивная компетентность. Современный педагог профессионального обучения должен уметь не только реализовать свой потенциал в подготовке конкурентоспособных специалистов различного профиля, но и осуществлять рефлексивные самопознания. С помощью педагогической рефлексии можно на основе фиксации полученных результатов выполнить анализ своих действий, осознать свой индивидуальный уровень профессионализма, наметить последующие действия, касающиеся учебно-воспитательного процесса и выполнить корректирование намеченных действий.

Следовательно, в состав профессиональной компетентности бакалавров автотранспортного профиля входит система необходимых компетентностей, а именно: техническая, общекультурная, дидактическая, психологическая, методическая, коммуникативная, мониторинговая и рефлексивная, которые взаимодействуют между собой и направлены на интеграцию содержания профессиональной и педагогической деятельности.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ содержания понятий «компетентостный подход», «компетентность» и «профессиональная компетентность» позволил определить комплекс компетентностей, входящих в состав профессиональной компетентности бакалавров автотранспортной отрасли, необходимых для осуществления будущей профессионально-педагогической деятельности в СПО, связанную с подготовкой специалистов среднего звена конкурентоспособных на рынке труда.

В дальнейшем намечено проведение исследования в области совершенствования методики профессионального обучения бакалавров автотранспортного профиля.

Литература:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

3. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А.В. Великановой. - Самара: Профи, 2001 г.

4. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 -512 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. / М.А. Чошанов - М.: Народное образование, 1996. - 157 с.

9. Шорт Э. Концепция компетенции: ее правильное и неправильное использование в образовании / Эдмунд Шорт // Journal of Teacher Education. - 1985. - Vol. 36. - №2. - Р. 2-6.

10. Ягупов В.В. Провщш методолопчш характеристики основних видiв компетентност майбутшх фахiвцiв, яю формуються у системi професшно-техшчно! осв™ / В.В. Ягупов // Модершзащя професшно! освт i навчання: проблеми, пошуки i перспективи: зб. наук. пр. / [редкол.: В.О. Радкевич (голова) та ш.] -К.: 1н-т проф. техн. Освiти НАПН Укра!ни, 2012. - Вип. 2. - С. 45-49

11. Енциклопедiя осв™ / АПН Укра!ни; голов. ред. В.Г. Кремень; [заст. голов. ред. О.Я Савченко, В.П. Андрущенко]. - К.: Юршком 1нтер, 208. - 1040 с.

12. Якса Н.В. Професшна тдготовка майбутнiх учителiв: теорiя i методика мiжкультурноl взаемодп в умовах Кримського репону: [монографiя] / Н.В. Якса. - Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2008. - 568 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский архитектурно-строительный университета (г. Нижний Новгород); студент Добровкин Владислав Иванович

Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (г. Нижний Новгород) МЕСТО АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования автоматизированных рабочих мест в системе среднего образования. Проводится анализ существующих программных решений на рынке программного обеспечения по автоматизации среднего образовательного учреждения. Проводятся функциональные возможности АРМ классного руководителя.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, программное обеспечение, электронный журнал, электронный дневник, автоматизированная информационная система, информационная система, информационная среда.

Annotation. The article deals with the use of automated workplaces in the system of secondary éducation. The analysis of existing software solutions in the market of software for the automation of secondary educational institutions. Conducted functionality of the classroom ARM.

Keywords: automated workplace, software, electronic journal, electronic diary. automated information system, information system, information environment.

Введение. На всех этапах развития человечества, стояла задача хранения, обработки и обмена информацией. Первые автоматические системы управления, которые были нацелены на автоматизацию конкретных нужд производства не имели взаимодействия с пользователем. С целью обеспечения взаимодействия между автоматическими системами управления и человеком, потребовалась реализация автоматических рабочих мест (АРМ). Первые АРМ позволяли осуществлять небольшой набор функций, таких как ввод информации в ЭВМ, возможность вывода на экран ЭВМ [4].

В настоящее время, АРМ нашли широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. При этом не исключением являются и образовательные учреждения.

Повсеместное внедрение информационных систем, модули которых позволяют автоматизировать деятельность каждого отдельного сотрудника, значительно повысили качество обработки данных. Базы данных, которые лежат в основе автоматизации каждого компьютерного процесса, стали надежным и эффективным средством представления и структуризации данных [6, 7]. СУБД позволяют работать с большим объемом данных, реализовывать их физическое представление, поисковые запросы по данным, различные выборки по критериям. Деятельность учителя, который испокон веков являлся хранителем информации, безусловно, больше всего нуждалась в упрощении ведения документации путем внедрения в образовательные учреждения АРМ.

Цель статьи заключается в проведении анализа АРМ, предлагаемых для сферы образования. В том числе исследовать основные функции АРМ, выполнить сравнительный анализ наиболее представительных из них на наш взгляд. Рассмотреть уровень информатизации Ветлужской СОШ, Краснобаковского района, Нижегородской области и возможности автоматизации деятельности классного руководителя в частности.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время разработчики в сфере информационных технологий предлагают большой спектр АРМ для системы образования. Рассмотрим некоторые из них, которые на наш взгляд достойны особого внимания.

Программное решение от информационно-вычислительного центра «АВЕРС», позволяет частично автоматизировать деятельность образовательного учреждения. В своей основе, информационная система содержит в себе программные решения по автоматизации рабочих мест директора, секретаря, завуча, учителя, медицинского работника, библиотекаря. Система полностью интегрирована со школьными процессами [5]. Имеется единая база данных, которая содержит в себе информацию об учителях, учениках, расписании, учебном плане и учебной нагрузке. Автоматизированная информационная система «АВЕРС», позволяет вести делопроизводство, вести расчет базисного плана по учебной нагрузке, формировать отчеты по успеваемости учащихся за неделю, месяц, четверть, учебное полугодие. Также система позволяет вести аналитику, позволяющую отслеживает зависимость некоторых факторов, таких как, категория преподавателя, количество учебных часов, посещаемость, на качество знаний учащихся. Подсистема «Здоровье», позволяет вести учет состояния здоровья не только учащихся, но и всего рабочего коллектива учебного заведения, своевременно планировать профилактические мероприятия и диспансеризацию [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.