Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕЗЫ / СТУДЕНТ / МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ / QUALITY CONTROL OF TRAINING / PEDAGOGICAL SECTIONS / STUDENT / TRAINING MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменная Евгения Шамилевна

Повышение качества и эффективности учебного процесса является важной задачей среднего профессионального образовательного учреждения при подготовке конкурентоспособных специалистов. Возникает необходимость создания педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения студентов технического профиля при разработке методики контроля знаний студентов. Внедрение новых, более прогрессивных технологий контроля знаний студентов, являются важным условием повышения качества учебного процесса и индивидуализации обучения. В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменная Евгения Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF CONTROL OF KNOWLEDGE OF STUDENTS OF TECHNICAL PROFILE IN PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INDIVIDUALIZATION OF TRAINING

Improving the quality and efficiency of the educational process is an important task of a secondary professional educational institution when training competitive specialists. There is a need to create educational conditions that ensure the individualization of learning of technical students in the development of knowledge control methods of students. Introduction of new, more advanced technologies to control students’ knowledge is an important condition for improving the quality of educational process and individualization of learning. In this regard, there is a need to develop various knowledge control methods in accordance with the general professional and special courses, taking into account individual differences of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию критического мышления, культуры общения, умению выполнять различные социальные роли.

Литература:

1. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.

2. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.

3. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы - Ялта, 2016.

4. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

5. Носков И. А. Организационно-педагогические основы индивидуализированной системы повышения квалификации учителя: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2002. 391 с.

6. Романова И.А. Модель информатизации учреждений дополнительного образования // Концепт. - 2015.

7. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.

8. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birova J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.

Педагогика

УДК:377.5

преподаватель, аспирант Каменная Евгения Шамилевна

Октябрьский нефтяной колледж имени С.И. Кувыкина (г. Октябрьский), Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Повышение качества и эффективности учебного процесса является важной задачей среднего профессионального образовательного учреждения при подготовке конкурентоспособных специалистов. Возникает необходимость создания педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения студентов технического профиля при разработке методики контроля знаний студентов. Внедрение новых, более прогрессивных технологий контроля знаний студентов, являются важным условием повышения качества учебного процесса и индивидуализации обучения. В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Ключевые слова: контроль качества подготовки, педагогические срезы, студент, мониторинг подготовки.

Annotation. Improving the quality and efficiency of the educational process is an important task of a secondary professional educational institution when training competitive specialists. There is a need to create educational conditions that ensure the individualization of learning of technical students in the development of knowledge control methods of students. Introduction of new, more advanced technologies to control students' knowledge is an important condition for improving the quality of educational process and individualization of learning. In this regard, there is a need to develop various knowledge control methods in accordance with the general professional and special courses, taking into account individual differences of students.

Keywords: quality control of training, pedagogical sections, student, training monitoring.

Введение. Для технического специалиста будущая трудовая деятельность представляет собой конкретные и очень высокие требования к профессиональным компетенциям выпускника. Повышение качества и эффективности учебного процесса является важной задачей среднего профессионального образовательного учреждения при подготовке конкурентоспособных специалистов. Необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения студентов технического профиля, разработку методики контроля знаний студентов [9]. "Под педагогическими условиями мы понимаем устойчивые обстоятельства, выраженные требованиями образовательной среды, определяющими ход и специфику протекания данного процесса и направленными на достижение оптимально возможных результатов индивидуализации обучения" [2]. В рамках ФГОС отсутствуют единые требования измерения уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений технического профиля.

Решение этой задачи предполагает становление системы образования, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, где значимое место принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний студентов. При этом важно внедрение новых, более прогрессивных технологий контроля знаний студентов, что повлияет на эффективность учебного процесса [10].

Контроль качества подготовки студентов технического профиля в колледжах, обеспечивающих получение среднего профессионального образования является неотделимой частью образовательного процесса. Контроль качества позволяет оценить содержание, средства, методы обучения, динамику усвоения учебного материала и уровень сформированности умений и навыков студентов, общих и профессиональных компетенций, а так же дает возможность своевременно корректировать процесс обучения.

В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Изложение основного материала статьи. Педагогическим коллективом Октябрьского нефтяного колледжа было принято решение о проведении педагогических срезов знаний среди обучающихся всех курсов специальностей в каждом семестре обучения, что является инновацией для колледжа. Педагогические срезы выступают важным источником получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности. В решении задачи проведения срезов знаний в Октябрьском нефтяном колледже был организован отдел менеджмента качества, который проводит внутренний мониторинг качества подготовки специалистов, т.е. в образовательном учреждении выстроена и развивается система оценки качества знаний студентов технического профиля.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний [5]. В процессе проведения педагогических срезов знаний реализуется целый комплекс функций: контролирующая; диагностическая; воспитывающая и мотивирующая; развивающая; информационная; сравнительная; прогностическая.

При правильно организованном текущем контроле учебной деятельности студентов, находящимся во взаимодействии с самоконтролем происходит оценивание преподавателем полученных знаний и навыков обучающихся, позволяет вовремя оказать помощь, таким образом индивидуализировать обучение и добиться поставленных учебных целей. Несомненно, индивидуализация будет заключаться в доработке определенных частей учебного материала отстающими студентами, рекомендациями к этому со стороны преподавателя каждому обучающемуся [6].

Алгоритм методики достаточно прост:

Для организации и реализации индивидуализации обучения устанавливаются процедуры планирования, организации, проведения и анализа педагогических срезов с целью установления соответствия общей и качественной успеваемости по результатам промежуточной аттестации контрольных срезов знаний [5]. Создается база контрольно-измерительных материалов, отвественность за создание осуществляется председателями предметно-цикловых комиссий. Ведущий инженер по качеству отвечает за организацию и проведение контрольных педагогических срезов.

При составлении базы контрольно-измерительных материалов, к их содержанию предъявляют следующие требования:

- соответствие объему изученного материала на момент их проведения и учет проверки образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО;

- представляемые задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочими программами дисциплин, междисциплинарных курсов, программных модулей;

- представлены в виде тестов с выбором ответа (4 варианта по 20 вопросов);

- рассмотрены на заседании предметно (цикловой) комиссии, утверждены заместителем директора по учебной работе;

- текст задания должен исключать всякую двусмысленность и неясность формулировок;

- используемая в заданиях терминология входит в рамки учебной программы по дисциплине;

- экземпляр контрольно-измерительных материалов передается в отдел менеджмента качества и методический кабинет на бумажном и электронном носителях для формирования банка данных по контролю знаний студентов всех специальностей.

Планирование по проведению контрольных срезов происходит заранее. Составляется график, согласно которого будут проведены срезы знаний в каждом семестре для всех специальностей всех курсов (таблица 1).

Несомненно, контрольные срезы является одним из основных механизмов оценки качества подготовки обучающихся (согласно требованиям ФГОС) и формой контроля учебной работы. В связи с этим важно их тщательное планирование.

Таблица 1

Описание планирования, организации и проведения педагогических срезов знаний в Октябрьском

нефтяном колледже

Потго-ковая диаграмм -ма

Шаг/действие

Ответственный/ исполни гель

Кому передается информация

Документ, регламентирую щий дейсiвне

Запись, подтверждаю гцая дейс i вне

1

2

3

1

4

1

1

1

6

I. Разработка КИМ

1. Ведущий преподаватель

2. Председатель предме пю( цикловой ) комиссии

Ведущему

преподавателю.

отделу

менеджмента

качеств

ФГОС Cl 1С).

рабочая

программа

2. Планирование

контрольных

срезов

1. Начальник отдела менеджмента качества

2. Ведущий

преподаватель_

Предметно (цикловой) комиссии

CT1I МИ 04 ОСИ ОI

2.1. Назначение комиссии для проведения контрольных срезов

1. Начальник отдела менеджмента качест ва

2. Председатель предме пш( цикловой ) комиссии

Методический кабине!

СП 1 МИ 04 ОСН ОI

3. Проведение

контрольных

срезов

I. Начальник отдела менеджмента качест ва

1 .Отдел

менеджмента

качества

2. Методический кабинет

СП 1 МИ 04 ОСН ОI

4. Подведение итогов, оценка рабо г

1. Начальник отдела менеджмента качества

2. Ведущий пренодавагель

1. Ведущий преподаватель

2. Отдел менеджмента качества

СП 1 МИ 04 ОСН 01

5. Анализ

1. Начальник отдела менеджмента качества

2. Ведущий пренодава гель

1.

1[реподаватели 2. Председатели цредмегпо(цикло -вой) комиссии

СП 1 МИ 04 ОСН ОI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Разработка

корректирующих

и

предупреждают их мероприя тий по резуль тат ам контрольных срезов

1. Ведущий пренодавагель

2. Председатели предметно! цикловой ) комиссии

1. Директор

2. Отдел менеджмента качества

3.

Преподаватели

СГ11 Д1Ю1-У 8.5.2-04 СГ11Д1Ю1-У 8.5.3-05

Контрольно-измерительные ма I ериа.ты

Ф МИ 04 ОСН

01 01

Ф МИ 04 ОСН

01 01

Ф МИ 04 ОСН

01 02

Ф МИ 04 ОСН

01 02

Сводная

ведомость,

протокол

мегодсовета,

педсовета

План

Условием при проведении педагогического среза выступает обеспечение присутствия всех студентов, обучающихся в конкретной группе. Допустимым является присутствие 95% от численности группы при наличии уважительных причин у отсутствующих.

Срез знаний студентов проводится в письменной форме, а при наличии компьютерных тестов, допускается компьютерное тестирование.

Вариант контрольного задания должен быть подписан студентом, черновики подписаны учебной частью.

Так, таблица 1 описывает планирование, разработку и проведение срезов знаний.

1. Планирование- деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей.

Целями проведения контрольных срезов знаний являются:

• совершенствование деятельности колледжа по повышению качества и эффективности учебного процесса;

• установление фактического уровня теоретических знаний студентов и практических навыков по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов;

• выявление недостатков и корректировка действий, направленных на их устранение;

• укрепление дисциплины и усиление ответственности преподавателей и студентов за результаты своей деятельности;

• выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков.

2. Разработка срезов знаний осуществляется ведущим преподавателем, а к контрольно-измерительным материалам предъявляются требования, перечисленные выше. Контроль за разработкой ведется председателями предметно (цикловых) комиссий, а контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете.

3. Проведение педагогических срезов знаний проводится согласно установленному графику проведения (таблица 2) для каждой специальности по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов в каждом учебном семестре.

4. Анализ проведенных срезов знаний выполняет ведущий преподаватель- отмечается количество неверных ответов на поставленные вопросы - производится изучение неверных ответов на те темы, на

которые в дальнейшем следует произвести акцент при изучении учебного материала и подготовке к аттестации обучающихся.

5. Разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий осуществляется по результатам проведенного анализа. Мероприятия направлены на рекомендации педагогам, а также рекомендации по проведению дополнительных занятий- кружки, семинары на уровне администрации учебного заведения.

Таблица 2

График проведения педагогических срезов знаний студентов специальности "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" 2015-2016 уч. г. - 1 семестр

Группа Преподаватель Наименование учебных дисциплин Дата проведения Аудитория Состав комиссии

1М1-15 Газиева О.Ф Физика 08.12.2015 305 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

1М1-15 Топорова Н.А Химия 18.12.2015 404 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

1М2-15 Габдракипова Р.Ф Русский язык 15.12.2015 311 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

1М2-15 Габдракипова Р.Ф Литература 15.12.2015 311 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

1М2-15 Шагимарданова А.А Информатика 14.12.2015 205 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

1М2-15 Минина В.В История 14.12.2015 411 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М1-14 Каменная Е.Ш. Техническая механика 10.12.2015 115 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М1-14 Майорова Г.Г / Булатова А.А Инженерная графика 15.12.2015 229 ЛК 208 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М2-14 Каменная Е.Ш. Техническая механика 08.12.2015 115 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М2-14 Габдракипова Р.Ф Русский язык и культура речи 16.12.2015 306 УК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М2-14 Шагимарданова А.А Информатика 08.12.2015 205 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М2-14 Ахметзянова Р.М / Сайфуллина Г.М. Башкирский язык 07.12.2015 106ЛК 206 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

2М2-14 Булатова А.А / Густова И.Г Инженерная графика 15.12.2015 208 ЛК 222 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М1-13 Янцевич О.В Технологическое оборудование 12.12.2015 222 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М1-13 Проворова Н.Н. Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности 30.11.2015 214 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М1-13 Каменная Е.Ш. Передача в машинах и механизмах 15.12.2015 115 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М2-13 Янцевич О.В Технологическое оборудование 17.12.2015 222 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М2-13 Проворова Н.Н. Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности 09.12.2015 214 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

3М2-13 Каменная Е.Ш. Передача в машинах и механизмах 14.12.2015 115 ЛК Пятибратова Н.К. Кирсанова А.Ш.

Как видно из таблицы 2 педагогические срезы проводятся в конце ноября- начале декабря, а экзаменационная сессия, согласно учебному графику, наступает в конце декабря- в январе у групп нового набора. Тоесть обучающемся заблаговременно дается возможность "подтянуть" свои пробелы, это и есть педагогическое условие индивидуализации обучения. В данном случае диагностируется подготовленность

обучающихся к предстоящей сессии, определяется характер затруднения и выявляются индивидуальные особенности. А также диагностируются трудности, возникающие при выполнении заданий а также возможно установление причин и на основе анализа этих причин обучающимся индивидуализировано предъявляются разъясняющие образцы правильных действий и рекомендуются индивидуальные программы коррекции, дифференцированные в соответствии с результатами диагностики.

При проведении среза знаний в состав комиссии входят начальник отдела менеджмента качества, заведующая отделением и ведущий преподаватель, проводящий срез знаний.

По итогам проведения срезов знаний осуществляют записи по качеству.

Результат среза знаний оформляется в ведомость, при этом используются следующие критерии оценивания:

51-64% (11-12 верных ответов из 20)- оценка удовлетворительно

65-84%(13-17 верных ответов из 20)-оценка хорошо

85-100%(18-20 верных ответов из 20)-оценка отлично

По итогам ведомостей по группам и специальностям проводится сводный анализ результатов контрольных срезов знаний. Провдятся записи по качеству.

Таблица 3

Итоги контрольных срезов знаний студентов при самообследовании за 2015-2018 учебные года

Специальность 2015-2016 у.г. 2016-2017 у.г. 2017-2018 у.г. Среднее значение за 3 года

Общая успеваемость (% без «2») Качествен-ная успе-ва- емост ь (% на «4» и «5») Общая успе-вае-мость (% без «2») Качествен-ная успе-вае-мость (% на «4» и «5») Общая успеваемость (% без «2») Качествен-ная успеваемость (% на «4» и «5») Общая успеваемость (% без «2») Качествен-ная успеваемость (% на «4» и «5»)

1. Прикладная геодезия 96 54 96,5 67,5 96 60 96,16 60,5

2. Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений 96,5 53 97,5 60 96,5 61 96,83 58

3. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений 95,5 52,5 96,5 60 95,5 55 95,83 55,83

4. Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых 94 50,5 96 57,5 99 53,5 96,33 53,83

5. Бурение нефтяных и газовых скважин 96 52 96,5 60,5 96 53 96,17 55,17

6. Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования 96 56 97,5 60 96 53 96,5 56,33

7. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ 94 46,5 95 55 94 50 94,33 50,5

8. Рациональное использование природохозяйствен-ных комплексов 97,5 53,5 96,5 60,5 97,5 55,5 97,17 56,5

9. Компьютерные сети 98 60 97,5 68 98 68 97,83 65,33

10. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханическог о оборудования 92,5 37,5 95 53 92,5 34 93,33 41,5

Среднее 95,6 51,55 95,91 59,98 95,6 54,3 95,7 55,28

В таблице 3 представлена общая и качественная успеваемость за три года (с 2015 по 2018уч.г.) по всем специальностям Октябрьского нефтяного колледжа (10 специальностей). По ней мы можем анализировать качественную и количественную успеваемость, при этом средняя количественная успеваемость за 2015-2018 учебные года варьирует от 93,33% (для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования") до 97,83% (для специальности "Компьютерные сети"). Если говорить о средней качественной успеваемости, то она составляет от 41,5% (для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования") и максимальное количество 65,33% приходится на специальность "Компьютерные сети").

Из чего же складывается 41,5%, который является самым минимальным показателем средней качественной успеваемости? На рисунке 1 представлен сводный график итогов срезов знаний для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" за 6 семестров -2015-2018 учебные года.

Рисунок 1. Итоги срезов знаний для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования" за 6 семестров -2015-2018 учебные года

По рисунку 1 видно, что в 1 и 2 семестре 2015-2016уч.года качественная успеваемость составляла 50% и 56%, 1 семестр 2016-2017 уч.года -51%, а самым низким показателем качественной успеваемости выступает 2 семестр 2016-2017 учебного года, что составляет 17%. Необходимо произвести анализ причин столь низкой качественной успеваемости- изучить на каких курсах и по каким дисциплинам был не высокий процент качественной успеваемости, причины большого количества неверных ответов. При низком проценте ответов обучающимися первого курса, необходимо проводить входной контроль знаний студентов, поскольку поступившие на первый курс студенты имеют разный уровень школьной подготовки. По результатам проведенного анализа выполняются предписания для преподавателей. Во 2 семестре 2017-2018 г мы видим улучшение качества до 71,5 %, что говорит о том, что предписания для преподавателей были эффективны.

Выводы. Применение педагогических срезов знаний позволяет осуществлять систематический контроль за результатами обучения, определять состояние усвоенных знаний, умений и навыков [1].

Проведение педагогических срезов до экзаменационной сессии, позволяет обучающемуся увидеть свои пробелы в знаниях, на какие темы следует обратить пристальное внимание и дополнительно самостоятельно доработать.

Срезы знаний являются педагогической диагностикой и важным условием повышения качества учебного процесса и индивидуализации обучения [8]. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений обучающихся выявляются индивидуальные особенности. С помощью контрольных срезов знаний выявляются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий, устанавливаются их причины, а затем на основе анализа этих причин обучающимся индивидуализировано предъявляются разъясняющие образцы правильных действий и рекомендуются индивидуальные программы коррекции, дифференцированные в соответствии с результатами диагностики [4].

По результатам контроля можно спрогнозировать уровень усвоения обучения, а так же выявлять способности к умению усваивать новый материал. Если для получения результатов контроля использовались лишь традиционные средства, то предвидеть вероятную успешность обучения студента только на их основе будет невозможно. Однако задача становится вполне разрешимой, если применить тесты, прогностическая способность которых была заранее подтверждена специальными аналитическими методами [3]. Можно говорить о том, что контрольные измерительные материалы КИМ обладают высокой прогностической

способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших студентов, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения [7].

Литература:

1. Барабанский Ю.К."Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся." "Педагогика". "Просвещение", Москва, 1983 г., С. 117

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баранова Ю.Ю. "Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования." "Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров." 2012 г. №2 С. 123

3. Ефремова Н.Ф. "Современные тестовые технологии в образовании." - М., 2003., С. 108

4. Збираник Т.В. "Педагогические условия обеспечения индивидуализации обучения." "Научные исследования в образовании" 2006 г. №6 С. 68-72

5. Kabanov S.V "Advances in current natural sciences." - 2011. № 8 P. 229-230

6. Каменная Е.Ш. "Реализация принципа индивидуализации обучения в современном образовательном пространстве для подготовки студентов технического профиля" "Педагог"№1, 2018 г., С. 20-24

7. Каменная Е.Ш., Ягафарова Х.Н. "Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения" "Известия волгоградского государственного педагогического университета" 2019 г. №7 С. 71-76

8. Скибина Я.В. "Проблема индивидуализации обучения в современных условиях" "Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета" 2016 г. №123 (09) С. 1-6

9. Шапошникова Н.Ю. "Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия" "Педагогическое образование в России" 2015 г. №4 С. 39-43

10. Якимович Н.В. "Индивидуализация образовательного процесса на основе поисково-исследовательской деятельности" // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012 г., С. 22-24

Педагогика

УДК:37.08

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья выявляет возможности методического сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов с помощью инновационных форм формального повышения квалификации, тьюторской поддержки учителей, изучения опыта коллег, диссеминации педагогического опыта, создания сетевых педагогических сообществ, формирования индивидуальных маршрутов развития ИКТ-компетентности. Приведены примеры различных сетевых активностей, способы накопления успешных педагогических практик школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов. Обобщен опыт развития ИКТ-компетентности педагогов Нижегородской области в рамках сетевого сообщества участников регионального проекта «Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ-компетентности педагога».

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, повышение квалификации, тьюторское сопровождение, диссеминация, сетевое сообщество, сетевые активности.

Annotation. The article reveals the possibilities of methodological support for the formation of ICT competence of teachers with the help of innovative forms of formal training, tutor support for teachers, studying the experience of colleagues, disseminating pedagogical experience, creating network pedagogical communities, and forming individual routes for the development of ICT competence. Examples of various network activities, ways of accumulating successful pedagogical practices of schools in the field of development of ICT competence of teachers are given. The experience of the development of ICT competence of teachers of the Nizhny Novgorod region in the framework of the network community of participants in the regional project "Professional networking as a resource for the continuous development of the ICT competence of the teacher" is summarized.

Keywords: Teacher ICT competency, continuing education, tutoring, dissemination, network community, network activities.

Введение. В мае 2018 Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12]. Разработка национального проекта «Образование» - одна из задач, поставленных Президентом. Среди целей проекта -внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Важнейшей составляющей профессионального роста педагогических работников является непрерывное совершенствование их ИКТ-компетентности.

В 2011 году вышли Рекомендации ЮНЕСКО, которые обобщают мировой опыт формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогов. Эти рекомендации послужили основой для введения понятия профессиональной ИКТ-компетентности педагога, сформулированной в профессиональном стандарте педагога [9]. В ряде публикаций обосновываются способы методической поддержки формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогов. Это: изучение опыта, представленного в виде методических маршрутов педагогов в сети Интернет [6]; тьюторское сопровождение педагогов на базе образовательных организаций [1]; накопление успешных педагогических практик в учреждениях дополнительного профессионального образования [3]; создание профессиональных сетевых сообществ [4],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.