Научная статья на тему 'Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения'

Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕЗЫ / ТЕКУЩАЯ ПРОВЕРКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / KNOWLEDGE CONTROL / PEDAGOGICAL ASSESSMENT / CURRENT CONTROL / INDIVIDUALIZATION / LECTURER / STUDENT / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменная Евгения Шамилевна, Ягафарова Хафиза Нургалиевна

Отсутствием единых требований к измерению уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений технического профиля обусловлена необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов. В качестве формы контроля знаний предлагаются педагогические срезы, проводимые по всем дисциплинам у студентов Октябрьского нефтяного колледжа в 2015-2018 учебных годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменная Евгения Шамилевна, Ягафарова Хафиза Нургалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The absence of unified requirements to the evaluation of the development’s level of professional competence of the graduates of educational institutions of technical training program is caused by the necessity of the development of different kinds of knowledge control in general professional and special circles of disciplines taking into account individual students’ peculiarities. There are suggested pedagogical assessments which were conducted by all the disciplines in Oktyabrsky Oil Industry College in 2015-2018.

Текст научной работы на тему «Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения»

Е.Ш. КАМЕННАЯ, Х.Н. ЯГАФАРОВА (Октябрьский)

функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения

Отсутствием единых требований к измерению уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений технического профиля обусловлена необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов. В качестве формы контроля знаний предлагаются педагогические срезы, проводимые по всем дисциплинам у студентов Октябрьского нефтяного колледжа в 2015-2018 учебных годах.

Ключевые слова: контроль знаний, педагогические срезы, текущая проверка, индивидуализация, преподаватель, студент, тестирование.

В современных условиях российского образования в рамках ФГОС поднимается вопрос о выстраивании и развитии внутри образовательного учреждения системы оценки качества знаний обучающихся. При оценке знаний студентов технического профиля возникают трудности, связанные с отсутствием единых требований формирования профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений технического профиля. В связи с этим появляется необходимость разработки различных видов контроля знаний по общепрофессиональным и специальным циклам дисциплин с учетом индивидуальных особенностей студентов.

При правильно организованном текущем контроле учебной деятельности студентов, находящемся во взаимодействии с самоконтролем, преподаватель оценивает полученные знания и приобретенные навыки обучающихся, вовремя оказывает помощь, таким образом, индивидуализирует обучение и добивается поставленных учебных целей. Несомненно, индивидуализация будет заключаться в доработке определенных частей учебного материала отстающими студентами, рекомендациями к этому со стороны преподавателя каждому обучающемуся [6].

О Каменная Е.Ш., Ягафарова Х.Н., 2019

'КИЕ НАУКИ -

Если вникнуть в педагогический процесс обучения, он будто бы состоит из множества шагов обучения. Шаг обучения обусловлен наличием следующих составляющих - студента, преподавателя и объема информации (знаний), доносимой преподавателем до студента, который, в свою очередь, обязан усвоить этот объем. При этом возникает следующая проблема: преподавателю важно создавать такие педагогические условия для передачи информации, которые бы позволили каждому обучающемуся осваивать эту информацию и уметь применять полученные знания и навыки в дальнейшем на производстве. Наличие различных приемов передачи информации усложняет процесс обучения студентов, т. к. из множества путей передачи порции знаний преподавателю важно выбрать наиболее оптимальный вариант - такой, который обеспечит наилучшее восприятие студентом, имеющим свои индивидуальные особенности - быстроту усвояемости, личностные данные, тип мышления и т. д. Решение данной проблемы возможно при проведении текущего контроля знаний студентов, где важным аспектом является закрепление знаний. Другими словами, преподавателю важно проконтролировать, как закрепилась переданная им часть знаний и в процессе контроля узнать индивидуальные особенности студента, а с учетом этих особенностей выбрать оптимальный вариант передачи объема изучаемого материала. И здесь имеют большое значение методика контроля знаний обучающихся и умение преподавателя применить эту методику. Важно, чтобы контроль знаний студентов осуществлялся как динамический процесс, который направлен на анализ и коррекцию образовательной деятельности студентов технических специальностей.

В процессе осуществления текущего контроля знаний перед преподавателем открывается широкий спектр возможностей для совершенствования учебного процесса, в частности индивидуализации обучения студентов технических специальностей, поскольку текущая проверка является действенным средством для улучшения формирования знаний и умений общих и профессиональных компетенций, позволяет лучше узнать обучающихся и их индивидуальные особенности [7].

Педагогические срезы знаний являются одним из основных источников получения информации о результативности собственной обучающей деятельности преподавателя. Приме-

Таблица 1

Итоги контрольных срезов знаний студентов специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» при самообследовании за шесть семестров обучения

Специальность Количество проведенных срезов Средний балл Общая успеваемость Качественная успеваемость Средний процент верных ответов Низкий (не достигли базового уровня) Средний (достигли базового уровня) Высокий (достигли повышенного уровня)

1-й семестр 2015/2016 уч. г. 63 3,7 96 57 74 4 39 57

2-й семестр 2015/2016 уч. г. 19 3,83 99 63 77 1 35 64

1-й семестр 2016/2017 уч. г. 49 3,6 97 54 72 3 43 54

2-й семестр 2016/2017 уч. г. 21 3,6 94 52 72 6 42 52

1-й семестр 2017/2018 уч. г. 50 3,8 99,6 61,5 75,4 0,4 38,0 61,5

2-й семестр 2017/2018 уч. г. 51 3,9 99,3 71,7 79,7 0,4 27,7 71,8

Таблица 2

Общая и качественная успеваемо стьспециальности«Монтажн техническая эксплуатация

промышленного оборудования»

Семестр Успеваемость

качественная общая

1-й семестр 2015/16 уч. г. 57 96

2-й семестр 2015/16 уч. г. 63 99

1-й семестр 2016/17 уч. г. 54 97

2-й семестр 2016/17 уч. г. 52 94

1-й семестр 2017/18 уч. г. 64,3 99,4

2-й семестр 2017/18 уч. г. 71,7 99,3

Среднее 60,33 97,45

Таблица 3

Итоги контрольного среза знаний за 2-й семестр 2016/2017 уч. г. по дисциплинам различного цикла специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Группа Наименование учебных дисциплин Средний балл Общая успеваемость (процент без 2) Качественная успеваемость (процент на 4 и 5)

1М1-13 Иностранный язык 3,4 100 39

1М1-13 Математика 3 70 35

1М1-16 Основы безопасности жизнедеятельности 4,6 100 100

1М2-16 Иностранный язык 3,3 100 26

1М1-16 Информатика 4 100 76

1М2-16 Информатика 3,6 100 44

1М2-13 Математика 3,1 80 20

1М2-13 История 4,1 100 95

1М2-13 Обществознание 3,8 90 65

2М1-15 Иностранный язык 3,4 100 43

2М1-15 Инженерная графика 3,8 100 71

2М1-15 Электротехника и электроника 4 100 70

2М1-15 Гидромашины и гидравлические системы 3,8 89 59

2М2-15 Иностранный язык 3,3 100 33

2М2-15 Инженерная графика 3 75 50

2М2-15 Электротехника и электроника 3,8 100 44

2М2-15 Гидромашины и гидравлические системы 3,7 100 50

3М1-14 Основы термодинамики и ДВС 4,1 95 68

1М1-16 История 4,17 100 87

1М1-16 физика 3,5 100 48

1М2-16 физика 3,1 87 13

нение срезов позволяет выполнять ряд функций [1]:

- контролирующую;

- диагностическую;

- воспитывающую и мотивирующую;

- развивающую;

- информационную;

- сравнительную;

- прогностическую.

Инновацией для октябрьского нефтяного колледжа являются педагогические срезы знаний. Педагогическим коллективом было принято решение о проведении срезов знаний среди обучающихся всех курсов специально-

стей в каждом семестре обучения для получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности. По данным срезов можно судить об учебных возможностях (степени обученности, обучаемости), а также установить дидактические причины слабой успеваемости по отдельным дисциплинам.

По различным дисциплинам составлены комплекты тестовых заданий с учетом обязательных минимумов содержания по развитию знаний, навыков и умений общих и профессиональных компетенций и овладению ими, а также федерального государственного обра-

зовательного стандарта среднего профессионального образования [4].

Из табл. 1 мы можем видеть общую (процентное соотношение ответов без 2) и качественную (процентное соотношение ответов на 4 и 5) успеваемость студентов специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» при выполнении контрольных срезов знаний, а также средний процент правильных ответов, базовые уровни верных ответов: низкий уровень - не достигли базового уровня (процент обучающихся, не набравших 60% правильных ответов), средний - достигли базового уровня (процент обучающихся, набравших от 60 до 74% процентов правильных ответов), высокий - достигли повышенного уровня (процент обучающихся, которые набрали от 75 до 100% правильных ответов).

Как видно из табл. 2, качественная успеваемость со второго семестра 2016/17 уч. г. возросла с 52 до 71,7%, а средний показатель за обследуемые шесть семестров обучения составил 60,33%.

Из табл. 3 видно, что низкий результат общей успеваемости по дисциплине «Математика» (70 и 80%) и «Инженерная графика» (75%) качественной успеваемости составляют итоги по следующим дисциплинам: «Иностранный язык» (39, 26, 43, 33%), «Математика» (35, 20%), «Физика» (13%).

В пределах нашего исследования приведем пример заданий по педагогическому срезу знаний по дисциплине «Техническая механика».

1. Что изучает статика?

1) силы, их действия, сложение, разложение

и равновесие;

2) статистические движения тел;

3) механическое движение тел.

2. На какие разделы делится теоретическая механика?

1) статика, кибернетика, механика;

2) статика, кинематика, динамика;

3) кинематика, механика, кибернетика.

3. Когда расстояние между двумя точками тела остается неизменным, его называют:

1) абсолютно твердым;

2) прочным;

3) материальным.

4. Векторная величина, представляющая собой меру механического воздействия одних тел на другие, это:

1) механическое воздействие;

2) сила;

3) удар.

5. Материальной точкой называется:

1) абсолютно твердое тело, размерами которого можно пренебречь, сосредоточив всю

массу тела в точке;

2) точка, сосредоточенная в центре тела.

6. Тело массой 5 кг движется по горизонтальной линии. Сила трения равна 6 Н. Чему равен коэффициент трения?

1) 8,3; 2) 0,83; 3) 1,2; 4) 0,12.

7. Действия системы сил на одно и то же твердое тело, производящие одинаковое воздействие, называются:

1) эквивалентными;

2) внутренними;

3) внешними.

8. Если система сил эквивалентна одной силе, то эта сила называется:

1) уравновешенной;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) равнодействующей.

Рассмотрим некоторые функции срезов знаний. Контролирующая функция предполагает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определяет состояние усвоенных знаний, умений и навыков, в большей мере контролирующая функция находит свое отражение в контрольно-измерительных материалах. Диагностическая функция является важным условием повышения качества учебного процесса. Педагогическая диагностика открывает уникальные возможности в индивидуализации обучения. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений обучающихся выявляются индивидуальные особенности. С помощью контрольных срезов знаний диагностируются трудности, с которыми приходится сталкиваться обучающимся при выполнении заданий, устанавливаются их причины, а затем на основе анализа этих причин обучающимся индивидуально предъявляются разъясняющие образцы правильных действий и рекомендуются индивидуальные программы коррекции, дифференцированные в соответствии с результатами диагностики. В учебных заведениях срезы знаний несут в основном контролирующую функцию. Прогностическая функция несет свое предназначение для выявления способности к умению усваивать новый материал и априори отражает уровень усвоения предшествующего обучения, и потому ее можно спрогнозировать по результатам контроля. Если для получения результатов контроля использовались лишь традиционные средства, то предвидеть вероятную успешность обучения студента только на их основе будет невозможно. Однако задача становится вполне разрешимой, если применить тесты, прогностиче-

ская способность которых была заранее подтверждена специальными аналитическими методами [3]. Можно говорить о том, что контрольные измерительные материалы обладают высокой прогностической способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших студентов, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения [4].

результаты педагогических срезов знаний позволяют выявить некоторые проблемы в обучении, и на основании всего вышеизложенного можно дать некоторые общие рекомендации педагогам. Следует обращать внимание на формирование знаний и умений в ходе обучения и исключить форсированное продвижение вперед, пропуская изучение новых понятий, определений и методов. Важно для обеспечения понимания привлекать наглядные средства, иными словами, индивидуализировать работу студентов в ходе всего учебного процесса в целом [5]. Судя по данным табл. 3, низкая успеваемость по дисциплинам «Математика», «Физика», «Иностранный язык» у студентов 1-го курса, поскольку на 1-й курс образовательного учреждения поступают обучающиеся с различной базовой подготовкой - выпускники городских и сельских школ разных районов. рекомендовано включить работу по ликвидации пробелов школьных знаний по математике, физике, иностранному языку в содержание индивидуальной работы и контроль за самостоятельной работой студентов и с учетом этих данных провести срезы во 2-м семестре следующего года. Следует организовать проведение входного диагностического контроля для студентов 1-го курса в сентябре-октябре по математике, физике, иностранному языку для выявления школьных пробелов. Для этого на уровне администрации учебного заведения надо найти возможность проведения дополнительных занятий (кружки, семинары) с учетом индивидуальных особенностей. В ходе учебного процесса слабым студентам следует дать возможность проработать базовые знания и умения, а не навязывать необходимость решения задач повышенного уровня, в то же время не задерживать сильных студентов на решении задач базового уровня, т. е. индивидуализировать подход к обучению. О сильных и слабых студентах говорит нам прогностическая функция срезов знаний, поскольку она позволяет не только выделить лучших студентов, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения [2].

Попытка создания разноуровневых заданий была проделана нами по дисциплине «Теоретическая механика», которая в конечном ито-

ге представлена в виде методической разработки «Индивидуальные задания итогового контроля знаний».

Список литературы

1. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. Усиление практической подготовки студентов к деятельности в условиях рыночной экономики // Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов. 2001. № 21. С. 21-25.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

3. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003.

4. Каменная Е.Ш. Реализация принципа индивидуализации обучения в современном образовательном пространстве для подготовки студентов технического профиля // Педагог. 2018. № 1. С. 20-24.

5. Кулибаба И.И., Красновский Э.А., Коган Т.Л. Дидактический анализ качества знаний учащихся. Проблемы и методы исследования качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся. М., 1976.

6. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

7. Ibatova A.Z., Ippolitova N.V., Mukhametgali-yeva S.K., Rodionova A.E., Yagafarova K.N., Ikon-nikova L.N. Lifelong professional education in the Russian Federation: personal aspect // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 16. P. 9426-9436.

* * *

1. Andreev A.B. Komp'yuternoe testirovanie: si-stemnyj podhod k ocenke kachestva znanij studentov. Usilenie prakticheskoj podgotovki studentov k deya-tel'nosti v usloviyah rynochnoj ekonomiki // Materialy Vserossijskogo prakticheskogo seminara rektorov (prorektorov) vuzov. 2001. № 21. S. 21-25.

2. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. 1997. № 4. S. 11-17.

3. Efremova N.F. Sovremennye testovye tekhno-logii v obrazovanii. M., 2003.

4. Kamennaya E.Sh. Realizaciya principa indi-vidualizacii obucheniya v sovremennom obrazova-tel'nom prostranstve dlya podgotovki studentov tekh-nicheskogo profilya // Pedagog. 2018. № 1. S. 20-24.

5. Kulibaba I.I., Krasnovskij E.A., Kogan T.L. Didakticheskij analiz kachestva znanij uchashchihsya. Problemy i metody issledovaniya kachestvennyh i kolichestvennyh harakteristik znanij, umenij i navykov uchashchihsya. M., 1976.

6. unt I. Individualizaciya i differenciaciya ob-ucheniya. M., 1990.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Functions of current knowledge control of students of technical training program in pedagogical conditions of learning individualization

The absence of unified requirements to the evaluation of the development's level of professional competence of the graduates of educational institutions of technical training program is caused by the necessity of the development of different kinds of knowledge control in general professional and special circles of disciplines taking into account individual students' peculiarities. There are suggested pedagogical assessments which were conducted by all the disciplines in Oktyabrsky Oil Industry College in 2015-2018.

Key words: knowledge control, pedagogical assessment, current control, individualization, lecturer, student, testing.

(Статья поступила в редакцию 30.04.2019)

и.Л. смагина (омск)

обучение студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности

Описывается авторская кейсовая методика обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности на занятиях по иностранному языку. В основе предложенной методики лежит идея о поэтапном освоении студентами стратегий и входящих в их состав техник обучения.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, учебные стратегии, техники обучения, кейсовая методика.

В настоящее время проблема развития самостоятельной учебной деятельности студентов в системе высшего образования имеет особую значимость. федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в основе которых лежит компетент-ностный подход, предусматривают увеличение самостоятельности обучающихся и повы-

шения степени их ответственности за результат обучения.

Согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из основных задач является «создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому» [4]. Поэтому сегодня, на наш взгляд, нужно обратить внимание на развитие методической составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов, которая позволила бы выпускнику вуза самостоятельно организовывать учебную и дальнейшую профессиональную деятельность. Другими словами, образовательный процесс должен быть направлен не только на формирование предметных знаний, умений и навыков, но и на обучение студентов умению учиться, т. е. овладение ими различными приемами организации и осуществления учебной деятельности. Этому способствует обучение студентов различным стратегиям учебной деятельности.

О необходимости овладения студентами учебными стратегиями говорится как в трудах западных исследователей С. Вайнштейн (C. Weinstein), Р. Майер (R. Mayer), Р.И. Оксфорд (R.I. Oxford), Дж.О. Мэйли (J.O'Malley), А.У. Чамот (A.U. Chamot), П. Биммель (P. Bimmel), У. Рампиллон (U. Rampillon), А. Венден (A. Wenden), Дж. Данлоски (J. Dan-losky), так и в отечественной психолого-педагогической литературе (С.Н. Михалёва, Ф.П. Хакунова, Ю.Б. Дроботенко, Г.Ю. Титова, А.В. Щепилова, Т.А. Дворникова, С.Н. Ко-стромина [1; 3; 5]).

Большинство авторов рассматривают учебные стратегии как устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач. учебные стратегии определяют содержание и технологию самостоятельной учебной деятельности и требуют навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Основываясь на работах Т.А. Дворниковой и С.Н. Костроминой, можно выделить следующие базовые компоненты учебных стратегий:

О Смагина И.Л., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.