Научная статья на тему 'Индивидуализация образования в условиях компетентностного подхода в информационно-образовательном пространстве вуза'

Индивидуализация образования в условиях компетентностного подхода в информационно-образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимовина О.А.

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации обучения с учетом когнитивных стилей в условиях информационно-образовательного пространства вуза. Автор анализирует проблемы инновационных педагогических технологий индивидуализации обучения студентов в условиях сетевой образовательной среды вуза. Разработка педагогических технологий индивидуализации обучения рассматривается автором как обязательное условие создания интеллектуальной базы информационного общества. Использование инновационных технологий индивидуализации образования служит радикальному повышению эффективности и качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация образования в условиях компетентностного подхода в информационно-образовательном пространстве вуза»

AN INDIVIDUAL STYLE OF TEACHING ACTIVITIES AND THINKING OF THE UNIVERSITY PROFESSOR: CORRELATION

L.N. Makarova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Russia, Tambov. e-mail: mako20@inbox.ru

The article contains methodological background elaborating ideas of the integrative resource-based approach at revelation of essence of individual style of teaching activities of the university professor. The structure of ISTA is

substantiated as a stable logical correlation of internal and external components that set qualitative certainty and individual and typological distinction of style. The content of intellectual component in ISTA structure is revealed; ration of mentality and thinking is defined. There is also the analysis of influence of various styles of thinking on the ISTA development of the university professor.

Key words: university professor, individual style of teaching activities, individual and typological peculiarities, neurodynamic properties, structure, mentality, style of thinking, convergent and divergent thinking, thinking capacity.

УДК: 378.016

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

О.А. Зимовина

Институт образовательных технологий РАО, Россия, г. Сочи. е-mail: zimovina@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации обучения с учетом когнитивных стилей в условиях информационно-образовательного пространства вуза. Автор анализирует проблемы инновационных педагогических технологий индивидуализации обучения студентов в условиях сетевой образовательной среды вуза. Разработка педагогических технологий индивидуализации обучения рассматривается автором как обязательное условие создания интеллектуальной базы информационного общества. Использование инновационных технологий индивидуализации образования служит радикальному повышению эффективности и качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, информационно-образовательное пространство, педагогические инновационные технологии, когнитивные стили, сетевая образовательная парадигма.

Приоритеты образования, определяющие модернизацию общества, предусматривают обеспечение социальной мобильности молодежи через освоение молодыми людьми возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное общество. Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждой личности и должно быть заказом не только государства, но и исходить из интересов семьи, личности. Одним из направлений развития профессионального образования, отвечающего требованиям современного общества, является реализация компетентностного подхода, сущность которого определяется принципами, структурой и содержанием профессионального образования и организацией учебно-воспитательного процесса.

В связи с переориентацией в последние десятилетия в России оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «вос-

питанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, вопрос о компетентностном подходе в образовании начинает активно исследоваться (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Е.Я. Коган, А.М. Новиков, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Ши-шов, Б.Д. Эльконин и др.).

Компетентностный подход как ориентация на освоение умений, способов деятельности был ведущим в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В.В. Краев-ский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.П. Щед-ровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. На этой основе были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании целью выступает формирование компетентного специалиста. При этом компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности. Традиционно при этом различают пред-

метную, методологическую и социальную компетентность. Б.Д. Эльконин полагает, что «компетентность - мера включенности человека в деятельность» [1, с. 15]. С.Е. Шишов рассматривает категорию компетенции «как общую способность, основанную на знаниях, ценностях, склонностях, дающую возможность установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [2, с. 24].

Формирование и развитие профессиональной компетенции, разработка и реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования. Национальная доктрина образования Российской Федерации - основной документ, определяющий стратегию и тактику развития отечественного образования, - рассматривает качество образования основным результатом реализации доктрины. Прежде всего это достигается посредством создания демократической образовательной системы, гарантирующей необходимые условия для полноценного образования каждой личности.

Решающая роль в достижении поставленных задач принадлежит гуманизации образования, характеризующей не только научное направление современной педагогической теории, но и сложившуюся образовательную парадигму. В последние годы в отечественной науке появилось немало работ, авторы которых прямо или косвенно исследуют различные аспекты гуманизации образования. Это работы философов и социологов - Г.С. Батищева, И.В. Бестужева-Лады, В.С. Библера, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, И.С. Кона, психологов - К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Асмолова, А.А. Бодалева, И.В. Дубровиной, И.А. Зимней, В.П. Зинчен-ко, Е.А. Климова, И.Н. Семенова и др. В настоящее время исследуются различные направления теории и практики гуманизации образования (М.Н. Берулава, Е.В. Бондарев-ская, Ю.П. Ветров, И.А. Зимняя, В.В. Краев-ский, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, С.Е. Шишов, И.С. Якиманская и др.).

Гуманизация образования предполагает такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, на

формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях, в реализации творческого потенциала, в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стилями. Это находит отражение в качестве сформированных компетенций.

Основным условием гуманизации образования в условиях компетентностного подхода является индивидуализация образовательного процесса с учетом многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности личности. Проблема индивидуализации обучения активно разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А. Адлера, П.П. Блонского, А.А. Бударного, К.Н. Вентцеля, И.Н. Горбунова-Посадова, И.В. Дубровиной, П.Ф. Каптерева, А.А. Кирсанова, Т. Линса, Э. Неймана, И.Н. Семенова, В.Н. Сороки-Россинского, И.Э. Унт, С. Холла, СТ. Шацкого, К. Юнга, И.С. Якиманской и др.

Решение задачи индивидуализации обучения предполагает повышение профессионального мастерства педагога. Этим вопросам посвящены исследования Г.Н. Александрова, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Ф.Н. Го-ноболина, В.И. Загвязинского, Н.М. Талан-чука и других авторов.

По мнению Д.И. Фельдштейна, педагогическая и психологическая науки не могут «игнорировать своеобразный вызов со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие: социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологии, социологии, информатики» [3, с. 5]. Основой развития цивилизации в современном информационном обществе выступают процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии в сфере деятельности человека способствуют возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая явля-

ется одним из важнейших условий реформирования системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Разработка педагогических технологий должна учитывать становление глобального информационного пространства, смену форм социальной коммуникации, обусловившие вхождение в жизнь человека мировой информационной сети. Следовательно, усиливается тенденция комплексного, междисциплинарного, компетентностного подходов, в том числе к изучению педагогических проблем. Вопросы индивидуализации обучения, внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использования компьютерных технологий исследуются нами в русле теоретической платформы гуманизации образования и теории сетевого образования и направлены на разрешение основных противоречий образовательного процесса - индивидуализация обучения в условиях его всеобщности [4; 5; 6]. Обучение в условиях сетевой образовательной среды вуза рассматривается сегодня как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества [7].

Цель сетевого образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формировании новой информационной культуры путем индивидуализации образования. В имеющихся исследованиях проблема индивидуализации обучения изучалась в аспектах учета доминирования индивидуальных феноменов: стилей деятельности, видов мышления, индивидуальных когнитивных стратегий (в рамках деятельностного подхода) в плане анализа

самого теоретического конструкта индивидуального стиля деятельности и в аспекте его проявления в различных видах деятельности.

В системе образования длительное время осуществлялся преимущественный учет внешних детерминант, влияющих на индивидуальные характеристики учебной деятельности. Проблема индивидуализации обучения интенсивно разрабатывалась в рамках теории индивидуального стиля деятельности (Б.А. Вяткин, Г.Б. Дикопольская, С.Ю. Жданова, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, О.А. Коноп-кин, В.С. Мерлин, Э.И. Маствилискер, Г.Н. Неустроев), а также в аспекте его проявления в различных видах учебной (Л.А. Вяткина, Г.Б. Дикопольская, С.Ю. Жданова, О.А. Конопкин, Э.Н. Маствилискер, Г.Н. Неустроев, П.С. Прыгин, А.И. Сухарева), спортивной (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Н.В. Приставкина, Л.А. Соколова, В.А. То-лочек), коммуникативной (И.П. Шкуратова), познавательной (К.А. Абульханова-Славская) деятельности, а также деятельности саморегуляции (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова). Значительное место в отечественном образовании занимают работы, посвященные исследованию индивидуального стиля деятельности педагога (Р. Бернс, Е.С. Гуртовой, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Макарова, А.Т. Маркова, Н.Д. Никандров, А.Я. Ни-конова, В.И. Петрова, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Г.И. Щукина и др.). В данных исследованиях анализируются, прежде всего, специфические характеристики самой педагогической деятельности в аспекте адаптации человека к ее требованиям.

Субъектный подход к индивидуализации обучения связан с учетом индивидуальных особенностей личности как педагога, так и обучаемых. В качестве доминирующих факторов выбора индивидуальной познавательной стратегии в исследованиях рассматривался фактор психофизиологических и психических характеристик индивидуальности. Наиболее многочисленны работы по учету межполушарной асимметрии в организации учебной деятельности (Ж.А. Аминов, Э.А. Го-лубева, С.А. Изюмова, М.К. Кабардов, И.А. Ле-вочкин, М.А. Матова, В.В. Суворова и др.). Роль доминирующей сенсорной стратегии

анализировалась в исследованиях, проводимых учеными с позиции концепции нейро-лингвистического программирования (Р. Бэнд-лер и Д. Гриндер).

Значительное место в зарубежных исследованиях индивидуальных стилевых особенностей личности отводилось изучению когнитивных стилей как процессуальной характеристики познавательной деятельности (A. Adler, R. Gardner, G. Klein, R. Stanger, G. Witkin,), отражающей особенности отдельных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций). Влияние различных когнитивных стилей на выбор стратегии познавательной деятельности исследовано в работах отечественных психологов (М.С. Егорова, И.Н. Козлова, В.А. Колга, А.В. Либин, В.И. Мороса-нова, А.И. Палей, М.А. Холодная и др.).

Переход к личностно-ориентированной парадигме развития личности способствовал появлению направления, в рамках которого в центре внимания оказывалась уже не деятельность, но сам человек, поведение которого во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерефлексируемыми процессами. Мы исследуем проблемы индивидуализации обучения в русле индивидуальных когнитивных стилей в рамках теории стиля индивидуальности [7]. Стиль индивидуальности рассматривается как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смыслового поля. До настоящего времени проблема учета когнитивных стилей как основания индивидуализации обучения в рамках информационного образовательного пространства не являлась объектом специальных исследований.

Информационно-образовательное пространство вуза открывает новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения, так как внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использование компьютерных технологий позволяет разрешить основные противоречия образовательного процесса - индивидуализация обучения в условиях его всеобщности. Обучение в информационно-образовательном пространстве должно обеспечить студентов максимальным многообрази-

ем форм и приемов обучения, отвечающих потребностям и ожиданиям студентов с различными стилями обучения, ведущими репрезентативными системами, познавательными стратегиями и др.

В педагогической литературе педагогическая инновационная технология определяется как система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Педагогическая инновационная технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие «педагогическая инновационная технология» означает инновационные приемы работы в сфере обучения и воспитания. Исходя из этого, мы можем заключить, что понятие «педагогическая инновационная технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания». В педагогике известны два пути появления педагогических инновационных технологий: из теории и из практики.

Качественными признаками любой педагогической инновационной технологии являются следующие положения: четкая разработанность целей обучения и воспитания; структурирование подлежащей усвоению информации; комплексное применение инновационных обучающих и контролирующих средств [8]. Применительно к индивидуализации обучения при разработке педагогических инновационных технологий должны учитываться особенности индивидуальности обучаемого при выборе тех или иных педагогических технологий. Именно использование педагогических инновационных технологий позволяет разрешить основное противоречие процесса обучения: между фронтальным способом обучения и индивидуальным процессом овладения знаниями.

Разрешение проблемы индивидуализации обучения следует рассматривать с точки зрения изменений в сфере профессионального знания, положений психологической нау-

ки, развития рыночных отношений, в которых спрос на носителей образовательных услуг должен удовлетворяться во всем многообразии индивидуальных возможностей личности. Основой профессионального развития системы образования является педагог, его нравственная позиция, многоплановая образовательная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.

Понятия «образованность» и «компетентность» все чаще заменяют понятие «профессионализм». Профессионал понимается чаще как «узкий» специалист, а образованность более широкое понятие и высокообразованный специалист - это не только безукоризненный работник в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в психологии, методологии, в сложных сферах науки и культуры, знающий иностранные языки. Профессионализм предполагает высокий уровень владения производственными технологиями. Компетентность подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов. Это такие качества специалиста, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, гибкость мышления, владение диалогом, коммуникабельность.

В рыночной экономике знания, квалификация становятся капиталом специалиста. Проблемы дисциплины и мотивации студентов к учению отступают на второй план -студент сам хочет учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности, основанная на учете индивидуальных предпочтений. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в малых группах и командах, игровых форм и т.д. Во многих странах в связи с этим учебная нагрузка студентов

университетов снижена до 12-15 учебных часов в неделю, студентов колледжей - не более 20 часов.

В самостоятельной работе студенты могут реализовать индивидуальный темп изучения материала, определить направление изучения: от частного к общему или от общего к частному, т.е. реализовать присущий им индивидуальный стиль познания. Речь идет не просто о совершенствовании профессиональной подготовки, а именно о разностороннем развитии личности студента с учетом его когнитивных стратегий, обеспечивающем высокую степень индивидуальной познавательной, коммуникативной и творческой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям развивающейся производственной системы. В логике индивидуального подхода, в противоположность логике технократизма, идея опережающего обучения может быть сформулирована однозначно: уровень образования профессионала должен опережать уровень развития производства.

Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей информационно-образовательного пространства в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы образовательной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования информационно-образовательного пространства.

Обучение в информационно-образовательном пространстве выступает как динамическая система, представляющая собой целостную совокупность поступательно сменяющих друг друга образовательных ситуаций как совокупности психолого-педагогических и дидактических условий. Она ставит человека перед необходимостью осознанного выбора, корректировки и реализации собственной индивидуальной модели обучения, т.е. осуществления самостоятельной учебной деятельности в соот-

ветствии со своими индивидуальными особенностями и сформированными познавательными стратегиями. В специально организованном информационно-образовательном пространстве вуза студенты при помощи продуктивной рефлексии познавательных стратегий в значимой степени самостоятельно выявляют собственные познавательные стратегии, сравнивают их с нормативными, индивидуализируя, таким образом, образовательную деятельность, собственное развитие и приходя к саморазвитию, самоорганизации, самообразованию.

Формирование общеучебных познавательных стратегий существенно влияет на аналитико-синтетическую деятельность студентов, мотивацию, комфортность обучения и академическую успеваемость, а формирование специальных познавательных стратегий значимо влияет на развитие предметных умений, формирование интеллектуальных актов, повышение интереса к предмету и мотивации к учению, развитие рефлексивной деятельности, качество образовательных результатов, согласование различных компонентов индивидуального опыта студента с нормативным опытом культуры; студент выступает субъектом своего образования благодаря тому, что его самостоятельная деятельность постепенно превращается в самообразование, саморазвитие, самореализацию.

Литература

1. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. Самара, 2001.

2. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 23-28.

3. Фельдшейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке // Педагогика. 2013. № 1. С. 3-16.

4. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи, 2007.

5. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения студентов с учетом доминирующих у них когнитивных стилей. Сочи, 2003

6. Зимовина О.А. Проблемы индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: мат-лы IX Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Тамбов, 2013. С. 158-161.

7. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М., 2009.

8. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М., 2014.

References

1. Jel'konin B.D. Ponjatie kompetentnosti s pozicii razvivajushhego obuchenija. Samara, 2001.

2. Shishov S.E. Ponjatie kompetencii v kontekste kachestva obrazovanija // Standarty i monitoring v obrazovanii. 1999. № 2. S. 23-28.

3. Fel'dshejn D.I. Problemy psihologo-pedago-gicheskih nauk v HHI veke // Pedagogika. 2013. № 1. S. 3-16.

4. Zimovina O.A. Teoreticheskie osnovy individua-lizacii obuchenija. Sochi, 2007.

5. Zimovina O.A. Individualizacija obuchenija stu-dentov s uchetom dominirujushhih u nih kogni-tivnyh stilej. Sochi, 2003

6. Zimovina O.A. Problemy individualizacii obuchenija v informacionno obrazovatel'nom pro-stranstve vuza // Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushhego specialista: mat-ly IX Mezhdunar. nauch.-prakt. Internet-konf. Tambov, 2013. S. 158-161.

7. Berulava G.A. Metodologija sovremennoj psiho-logii. M., 2009.

8. Izvekov I.N. Istorija sem'i v istorii Otechestva: genealogija v uchebnom processe vysshej shkoly. M., 2014.

PEDAGOGICAL INNOVATION TECHNOLOGY OF THE CUSTOMIZATION

TRAINING IN INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE OF HIGH SCHOOL

O.A. Zimovina

Institute of Educational Technology of Russian Academy of Education, Russia, Sochi. e-mail: zimovina@mail.ru

The article deals with the questions of training's indi-vidualization based on cognitive styles in information and educational space of the school. The author analyzes the problems of innovative educational technologies of student's individualization training in the network educational space of the university. Development of educational technology training individualization is considered by the author as an obligatory condition for creating an intellectual framework for the information society. Using innovative technologies individualization of education helps to improve the efficiency and quality of training.

Key words: training's individualization, information and educational space, pedagogical innovative technology, cognitive styles, network educational paradigm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.