Зимовина О.А., Артур Эллис
индивидуализация обучения в информационно-образовательном пространстве вуза
В последние десятилетия в российском обществе происходят кардинальные изменения, что приводит к значительной трансформации молодежи России. Попытка оценить эту трансформацию была предпринята нами при исследовании воспитательно-ориентированных трендов в информационно-образовательном пространстве, отражающих отношения молодежи к проблемам личностно-раз-вивающего характера в информационно-образовательном пространстве вуза. Меняется сама жизнь, и она рождает новые ценности молодых людей. Однако приоритетными ценностями по-прежнему остаются дружелюбие, взаимопонимание, честность, доброта, хорошее чувство юмора, верность, искренность, ум, взаимовыручка, преданность. В последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни, заниматься разнообразными видами спорта, учиться играть на музыкальных инструментах. Особо актуальным является Интернет. Для изучения интересов и предпочтений современной молодежи мы провели социологическое исследование и детально изучили молодежные информационные порталы. Отметим, что портал четко отражает главные интересы студентов. Уже достаточно взрослые, но еще не зрелые - эти юноши и девушки интересуются всеми сторонами «взрослой» жизни. Семья, политика, вопросы трудоустройства, проблемы образования, профориентация, спорт, юмор - все это привлекает их внимание в силу того, что в эту чудесную пору они достаточно свободны для неограниченного полета мысли и созидательного творчества. Неограниченные в правах с юридической точки зрения, но всё ещё независимые от основных обязанностей, накладываемых обществом, молодые люди проводят самые прекрасные годы в учебе, поисках ответов на вечные вопросы и пробуют себя в самых разноплановых сферах и ролях. В ВУЗах создаются все условия, чтобы направить эту бурную энергию в русло творческого процесса, организовываются секции и объединения для студентов с разнообразными интересами: КВН, спортивные секции, студенческие театры, всевозможные мастер-классы, внеучебные научные работы и др. Эти занятия повышают коммуникативные навыки, позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой, развить кругозор, обрести новых друзей и установить полезные связи.
Однако интересы современной молодежи сегодня тесно связаны с Интернетом и поэтому его нельзя не поставить на первое место, потому что практи-
чески вся молодежь «зависает» в виртуальности. Юноши и девушки живут в нескольких мирах. И, как это не печально, виртуальный мир вытесняет реальность. Форумы, социальные сети, развлекательные порталы.... Они способны удерживать людей у мониторов компьютеров и ноутбуков чуть ли не сутками. Порой складывается впечатление, что юноши и девушки, «живущие» в онлайн режиме, не хотят выходить в реальный мир. Виртуальность очень удобна тем, что можно многое сказать, прокомментировать, обсудить и не бояться быть осужденным за собственное мнение. Что выбирают студенты в Интернете? В первую очередь следует отметить образовательные программы. И это не случайно. Получение образования считают главной предпосылкой в достижении материального достатка, выбора дела по душе 26,4% юношей и 36,6% девушек. Причем этот показатель стоит на первом месте с большим отрывом от других (особенно у девушек), демонстрируя, что место, которое отводится современной молодежью ценности образования, является не просто лидирующим, а рассматривается как непременное условие жизненного успеха, к которому другие показатели могут присоединяться с разной степенью частоты. Следовательно, получение образования может рассматриваться как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию, более характерную для девушек. Важное влияние в выборе образовательных программ оказывают ценностные ориентиры и профессиональные предпочтения, т.е. общее отношение человека к разным сторонам жизни. Как и прежде, студенческая молодежь стремится к свободе выбора и проявлению индивидуальности, что, в общем-то, свойственно людям этого возраста.
Среди актуальных вопросов, ответы на которые молодые люди ищут в Интернете, вопросы трудоустройства, профориентации, путей достижения материального достатка. Действительно, работа - та основа, на которой у подавляющего большинства молодежи строится её сегодняшнее материальное благосостояние. Вариантность социально-экономической и культурной жизни современной России формирует специфическую среду предложений, в том числе и на рынке труда. Стоит упомянуть о большом количестве центров по трудоустройству при вузах. Эти центры занимаются профориентацией, взаимодействием с бизнесом по вопросам стажировки и трудоустройства, организуют ярмарки вакансий и мастер-классы от работодателей. Активное распространение получили инкубаторы, организованные на базе вузов. Многие молодые россияне, находясь еще «на старте» своей профессиональной карьеры, лучше своих предшественников и лучше представителей старшего поколения оценивают свое материальное положение. Почти каждый пятый молодой человек оценивает свое материальное положение как благополучное (у старшего поколения этот показатель равен 15%). Стоит отметить, что для этого есть серьезные основания. Судя по доходам, молодежь реже старшего поколения попадает в группу бедных (18% молодого и 21% старшего поколения), зато чаще в группу высокообеспеченных (11% и 7% соответственно). Стабилизирующаяся ситуация в стране дает молодым людям уверенность, что если инвестировать в свое будущее, то оно будет таким, как они планируют. В связи с этим они эмоционально более свободны, над ними не
довлеет опасность неудачи. Как следствие, они могут позволить себе пробовать разные направления в жизни, не определяясь с карьерой окончательно. Молодые люди хотят быть активными круглые сутки. Институт, работа, досуг — все нужно успеть. Молодежь перестала глубоко погружаться во что-то одно, нужно что-то узнать в числе первых, рассказать кому-то и забыть. Студенты стали взрослеть раньше — целенаправленно начинают работать с первого курса, четко понимают, чего они хотят, относятся к своей деятельности очень серьезно, стремятся к финансовой независимости. В их среде рано возникают альянсы, например, гражданский брак. Самые перспективные молодые люди в понимании современных девушек — «трудоголики», которые одновременно умеют и успевают развлекаться. Они не избалованы, за ними перспектива, они сами сделают карьеру и помогут своей девушке, не будут зависеть от родителей.
В настоящее время существенно возрос интерес молодежи к политике. Это подтверждается нашими данными, результатами исследования Фонда Общественное Мнение, обращением студентов к политическим проблемам в Интернете. Данные исследований показывают, что политикой интересуются 32% - 42% молодежи. Для молодежи, традиционно имеющей много других увлечений, такой интерес к политике можно расценивать как довольно высокий. Отметим, что рост интереса к политике обеспечивается, прежде всего, повышением интереса к новостям, к информации о заметных событиях, а не к политической жизни страны в целом. Немного выросла доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности (с 1,4% до 2,1%), активно интересующейся политикой (13,2% и 16,68%). Сравнительно невысокий интерес молодежи к политике понятен. Прежде всего, потому что все внимание молодых людей направлено на вхождение во взрослую жизнь, а жизненный опыт слишком мал и ограничен узким кругом друзей и родных. Но по мере взросления круг общения расширяется, происходит перераспределение жизненных интересов, проявляется желание участвовать в политической жизни общества.
Досуг российской молодёжи. Сфера отдыха и досуга - одна из важнейших сфер повседневности, постоянно меняющаяся со временем. Связано это, к примеру, с тем, что расширяются возможности для заполнения досуга. Широкие социальные контакты, повседневное общение, формирующие различные типы социальных групп молодёжи, являются важными характеристиками избираемого стиля жизни, одним из критериев самоидентификации со средой или определённой группой. Сфера досуга тесно связана с новыми возможностями, открывшимися в наступившей эпохе, и устоявшимися привычками и традициями, менталитете народа в целом. В последнее время у людей появляется все больше возможностей для дальнейшего обогащения домашнего досуга (Интернет, DVD, MP3, спутниковое телевидение, разнообразный ассортимент печатной продукции и т.п.). Отметим наиболее предпочитаемые молодыми людьми сферы досуга и интереса молодых людей. Во-первых, клубы. Без них современная молодежь не представляет жизни. Клуб - это место для знакомств, отдыха и приятного времяпровождения. Многие современные личности не умеют отдыхать
по-другому. Современная молодежь интересуется модой. Модой увлекаются не только девушки, но и юноши. Они тоже любят выглядеть отлично, шагая только в ногу с модными тенденциями. Возрождается интерес молодежи к кино. Возросли рейтинги кинотеатров и кинопрокатов. Билеты в кинотеатры раскупаются с космической скоростью. Появились различные форматы видео. Завоевали популярность фильмы в формате 3D.
Несмотря на технический прогресс, в современном мире активно развивается спорт. Самые популярные его виды: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, фигурное катание, горнолыжные виды спорта. Нельзя не вспомнить о скейтбордистах, которые занимают площади и проспекты городов. Показателем увлечения спортом и значимости физической культуры для развития личности, в целом для оздоровления нации является введение обязательной сдачи молодыми людьми норм ГТО.
Компьютерные игры. Им посвящены журналы, статьи, сайты. Диски раскупаются на глазах. Особенно те игры, в которых парни и девушки находят себя. Пользуются успехом и игры, которые созданы по сюжету любимых фильмов или телепередач. К сожалению, ни девушки, ни юноши не задумываются об игровой зависимости, поэтому важным в данной ситуации является воспитание культуры использования компьютерных игр как средства досуга молодежи.
Современная студенческая жизнь насыщена событиями - бесконечные лекции, общение с друзьями, Интернет. Однако все это не мешает молодым людям интересоваться художественной литературой. Возможно, не в таком масштабе, как раньше, но ведь в минувшие годы источником знаний оставалась исключительно книга, сегодня же появилось масса дополнительных способов почерпнуть интересующую информацию. Отношение молодежи к чтению в последние годы начинает меняться в положительную сторону. Способствуют этому гаджеты, которые предлагают молодым людям более удобные электронные варианты книг. О том, какие книги читает молодежь сегодня и почему выбор останавливается именно на них и пойдет речь далее. В список «Топ-10 самых популярных книг для молодежи» на сегодняшний день входят следующие произведения:. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», Стефани Майер «Сумерки. Сага», Пау-ло Коэльо «Алхимик», Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», Януш Вишневский «Одиночество в сети», Джоан роулинг «Гарри Поттер», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», федор Достоевский «Преступление и наказание», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», «Дневник Анны Франк». Как видно из приведенного списка самыми популярными среди молодых читателей являются произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
результаты опроса показывают, что молодых людей волнуют следующие проблемы: получение доступного и качественного образования (35,3%), наличие образовательных курсов и программ (15,9%), хорошая работа и наличие достойной заработной платы (29,4%), наличие условий для досугового отдыха (35%) и творческого развития (20%), существование возможностей купить собственное жилье (42%) и иметь поддержку молодой семьи со стороны государства (47%).
Современная молодежь планирует многого добиться в жизни, при этом она рассчитывает на свои силы, полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого, каждый должен сам достигнуть успеха. В целом можно констатировать, что в нынешнем поколении молодежи сложилось во многом схожее восприятие реальной действительности, которое культивирует ставку на успешность и достижение высокого профессионального и социального статуса. Отношения молодёжи к проблемам личностно-развивающего характера в информационно-образовательном пространстве вуза исследовались нами в межличностном общении, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, досуговой и общественной деятельности. Межличностное общение относится к числу важнейших потребностей для молодых людей. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на стиль и содержание речи. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в молодежной среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» - «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. здраво, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Для выявления отношения студентов к проблемам учебно-профессиональной деятельности и ее влияния на развитие личности мы изучили значимые для них личностно-ориентированные компетенции. На основе исследования было определено, что среди значимых компетенций личностно-ориентирован-ного характера студенты отмечают развитие способности к прогнозированию своей успешности в образовательном процессе вуза; в создании вокруг себя психологически комфортной обстановки; способности к повышению социального статуса и созданию собственного имиджа.
Престижность профессиональной деятельности влияет на личностное развитие личности. Следует отметить, что в последнее время меняется само понятия престижности в глазах молодежи. Если в прошлом десятилетии престижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10 до 17%. Существенно потеряло свою привлекательность занятие бизнесом. Теперь только 9% представителей молодого поколения считают занятие бизнесом престижным, в то время как в прошлом таковых было 13%. Бизнес перестал быть единственным «социальным лифтом», зато приобрел дополнительные «риски преследования» со стороны госорганов.
Важной сферой деятельности, влияющей на развитие личности, является научно-исследовательская деятельность. Следует отметить, что в современных условиях модернизации отечественного образования, целевых ориентиров
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о привлечении обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников и необходимости формирования кадрового резерва для научных исследований, научно-исследовательскую деятельность студентов необходимо рассматривать как важнейший и обязательный компонент образовательного процесса современного вуза, как ценностно-оценочную деятельность и организационную культуру.
Научно-исследовательская деятельность студентов как неотъемлемая часть образовательного процесса вуза и как ведущий тип современной организационной культуры обеспечивает развитие познавательной активности студентов, оптимизирует процесс овладения социокультурным опытом и культурно- историческими ценностями научных школ и научных сообществ.
Мы изучили потенциальные возможностями научно-исследовательской деятельности для решения проблемы личностно-развивающего характера и определили отношения студентов к этим проблемам. Установлено признание ведущей роли исследовательской деятельности студентов как одного из условий развития кадрового потенциала для научных исследований, научной и научно-педагогической деятельности на уровне государственной политики, Федеральных образовательных стандартов, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отмечаются изменения в системе высшего отечественного образования его структуры, содержания, способов и форм организации образовательного процесса, форм и оценки качества, реализуемых в вузе разноуровневых образовательных программ. Установлена ценностно-целевая переориентация системы высшего образования на индивидуализацию образовательного процесса, дифференциацию, открытость и многовариативность предоставляемых образовательных услуг; возрастание роли и доли самостоятельной работы студентов, исходя из требований ФГОС, что должным образом влияет на профессиональное сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов при ярко выраженной у них ориентации на получение высшего образования как средства личностного роста, самоопределения, самовыражения, самореализации.
Существенную возможность реализовать свои предпочтения и интересы предоставляет молодым людям информационно-образовательное пространство. На основе проведённых исследований, обзора литературы, общений со студентами выявили, что наиболее предпочитаемыми способами общения молодёжи в информационной сети является проектный метод и общение в форуме. Студенты интересуются формами и способами общения в форуме. Кроме того, существуют различные сайты, на которых молодые люди высказывают своё мнение по поводу различных ситуаций, складывающихся в мире. Новости, комментарии, мысли и рассуждения - все это размещается на сайтах. На этих сайтах жизнь бьёт ключом. Этой молодёжи отнюдь не безразлична наша жизнь, жизнь наших соотечественников и будущее нашей России. У Интернета есть безграничные возможности для развития, образования, работы, развлечений. Молодёжь может
решать в Интернете олимпиадные задания, различные задания из экзаменов, просто совершенствовать свои навыки в чём-то. В Интернете можно интересно провести время: просмотр фильмов, новости, игры, электронные книги и т.д. Молодежь в сети Интернет интересуется проблемами личностно-развивающе-го (воспитывающего) характера в различных сферах межличностного общения, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, досуговой и общественной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берула-ва. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.
2. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 4. - С. 27.
3. Берулава М.Н Нация в опасности / М.Н. Берулава // Педагогика. - 2009.
- № 5. - С. 3-6.
4. Берулава М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-12.
5. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационной образовательной среде. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (Московский технологический институт «ВТУ», Москва, 24-25 октября 2013 года). - М.: ФГБОУ ВПО «МГИУ», 2013. - С. 95-98.
6. Зимовина О.А. Педагогические инновационные технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза. Материалы Международной научно-практической конференции «теория целостного и педагогического процесса - основа профессиональной подготовки будущего учителя» (28-29 марта 2014 г.). - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2014. - С. 428-431.
7. Зимовина О.А. Социально-педагогические аспекты региональной молодежной политики /УМеждународная научно-практическая конференция посвященная 80-летию Еврейской автономной области. «Современные проблемы регионального развития». Институт ИКАРП ДВО РАН (ФГБУН Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН).
- Биробиджан, 9-11 сентября 2014 г.
8. Зимовина О.А., Извеков И.Н. Генеалогическая культура студентов как результат изучения истории семьи. Вспомогательные и специальные науки истории в XX- начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. Москва, 14-15 апр. 2014 г. / ред-кол.: Ю.Э. Шустова (отв. ред.) и др.; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. - М.: РГГУ,
2014.- С. 190-192.
9. Зимовина О.А. Отношения молодежи к проблемам личностно-развива-ющего характера в электронной информационной среде. Гуманизация образования. - Сочи, 2014. - № 2.
10. Зимовина О.А., Извеков И.Н. Генеалогическая культура в системе влияний на развитие самосознания молодежи в регионах России. // Журнал «Региональные проблемы» ИКАРП ДВО РАН (ФГБУН Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН). - Биробиджан, 2014.
Извеков И.Н., Алалыкин В.Н.
генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности
В качестве технологии духовно-нравственного воспитания личности на основе формирования генеалогической культуры личности рассматривается генеалогическое исследование. Особенностью такого исследования при изучении будущими специалистами истории своей семьи является междисциплинарная дисциплина, основанная на интеграции научных дисциплин исторической генеалогии и педагогики и рассмотрен в образовательном курсе для студенчества «Родные корни: генеалогия, устные и семейные истории. Историография, методы и практика научного освоения». В генеалогии рассматривается человек с присущими ему особенностями, через которые преломляется его участие в истории семьи, ветви рода, рода, и на этих исторических фактах, имеющих общественное и личностное значение, обосновывается история общества и государства. В гуманистической педагогике в центр воспитательной системы поставлены субъектности индивидуумов с их индивидуальными особенностями, а процесс обучения и воспитания основывается на принципе гуманизации, отражающем учет индивидуальности каждой личности. В генеалогии и педагогике человек является истинной ценностью, независимо от его роли в обществе, семье, в системе воспитания. Цель и задачи генеалогического исследования как инновации в формировании генеалогической культуры студента, будущего специалиста-профессионала, предусматривают в процессе обучения и воспитания инновационными приемами педагогики и генеалогии раскрыть в нем подлинные гуманные, духовно-нравствнные факторы мировоззрения человека современного гражданского общества.
Образовательная теория и практика в советской России до конца XX века в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, в соответствии с которой считалось, что истинно научное знание должно носить строго объективный характер, то есть быть независимым от индивидуального