ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зимовина О.А.
ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМАМ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА в электронной информационной СРЕДЕ
Основным результатом реализации Национальной доктрины образования Российской Федерации, определяющей стратегию и тактику развития отечественного образования, является качество образования. Прежде всего, это достигается посредством создания демократической образовательной системы, гарантирующей необходимые условия для полноценного образования каждой личности. Решающая роль в достижении поставленных задач принадлежит гуманизации образования, характеризующей не только научное направление современной педагогической теории, но сложившуюся образовательную парадигму. Гуманизация образования предполагает такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, на формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях, реализации творческого потенциала, в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стилями. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Разработка педагогических технологий должна учитывать становление глобального информационного пространства, смену форм социальной коммуникации, обусловившие вхождение в жизнь человека мировой информационной сети. Обучение в условиях сетевой образовательной среды вуза рассматривается сегодня как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества [1]. Цель сетевого образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования.
Мы исследовали отношения молодежи к проблемам личностно-развивающего характера в электронной информационной среде. Меняется сама жизнь, и она рождает новые ценности молодых людей. Однако приоритетными ценностями по-прежнему остаются дружелюбие, взаимопонимание, честность, доброта, хорошее чувство юмора, верность, искренность, ум, взаимовыручка, преданность. В последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни, заниматься разнообразными видами спорта, учиться играть на музыкальных инструментах. Особо актуальным является Интернет. Для изучения интересов и предпочтений современной молодежи мы провели анализ ее отношений к проблемам личностно-развивающего (воспитывающего) характера. Выделены
18
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
сферы межличностного общения, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, досуговой и общественной деятельности.
Межличностное общение относится к числу важнейших потребностей для молодых людей. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на стиль и содержание речи. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в молодежной среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» - «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. здраво, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Следует отметить,что речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. Свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В настоящее время среди молодежи популярен так называемый общий жаргон - заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета и он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в средствах массовой теле-радио-коммуникации. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Общение с товарищами становится большой ценностью для молодых людей. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. Мы разработали опросник для студентов и включили в него положения развивающего характера, которые служили бы целям активизации позитивного межличностного общения.
Опросник по проблемам общения для студентов.
№п/п Содержание вопроса Ответ Да,нет, другое
1 Я поступаю следующим образом при общении с другими людьми:
1.1 Я ищу в словах людей истинный смысл произносимого
1.2 Я даю необходимые пояснения, когда обращаются с просьбой или предложением
1.3 Я стараюсь приспособить свою позицию к нуждам и целям других заинтересованных лиц
19
ISSN 1029-3388
1.4 Я разбираюсь в возникающих конфликтах без закулисной возни
2. Для развития мастерства оратора и рассказчика я поступаю следующим образом:
2.1 Я стараюсь изложить информацию наиболее доступным и понятным образом
2.2 Я приспосабливаю свою манеру общения к потребностям и опыту аудитории
2.3 При возникшей необходимости я способен провести эффективную презентацию или семинар
Содержание задаваемых для ответа вопросов имеет воспитательный характер, что является основой для выделения направлений развития общения и использования их при построении своего взаимодействия с другими людьми.
Для выявления отношения студентов к проблемам учебно-профессиональной деятельности и ее влияния на развитие личности мы изучили значимые для них личностноориентированные компетенции. На основе исследования было определено, что среди значимых компетенций личностно-ориентированного характера студенты отмечают развитие способности к прогнозированию своей успешности в образовательном процессе вуза; в создании вокруг себя психологически комфортной обстановки; способности к повышению социального статуса и созданию собственного имиджа.
Престижность профессиональной деятельности влияет на личностное развитие личности. Следует отметить, что в последнее время меняется само понятия престижности в гла—зах молодежи. Если в прошлом десятилетии престижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10 до 17%. Существенно потеряло свою привлекательность занятие бизнесом. Теперь только 9% представителей молодого поколения считают занятие бизнесом престижным, в то время как в прошлом таковых было 13%. Бизнес перестал быть единственным «социальным лиф—том», зато приобрел дополнительные «риски преследования» со стороны госорганов. Мы изучили динамику престижности получаемых студентами профессий. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика престижности получаемых студентами профессий
Виды профессиональной деятельности,профессии
Количество студентов 1 курса в %%
Количество студентов -выпускников в %%
20
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
Экономическая (в том числе): 32 33
Финансист 8 6
Бухгалтер 9 9
Экономист 7 7
Банковский служащий 8 11
Маркетолог 5 4
Юридическая (в том числе): 23 20
Адвокат 3 2
Прокурор 5 3
Нотариус 8 3
юрист 7 12
Государственный служащий 8 10
Руководитель 3 2
Менеджер 12 9
Сотрудник МВД 3 5
Сотрудник ГАИ 6 5
Программист 5 9
Предприниматель, бизнесмен 3 3
Наши данные показывают, что отношение студентов к получаемым профессиям и признание их престижными незначительно изменяется от первого к выпускному курсу. Это касается профессий в сфере государственной службы, что соответствует общей тенденции в этой сфере деятельности, профессий в сфере информационной деятельности (программист).
Важной сферой деятельности, влияющей на развитие личности является научноисследовательская деятельность. Следует отметить, что в современных условиях модернизации отечественного образования, целевых ориентиров Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о привлечении обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников и необходимости формирования кадрового резерва для научных исследований, научно-исследовательскую деятельность студентов необходимо рассматривать как важнейший и обязательный компонент образовательного процесса современного вуза, как ценностно-оценочную деятельность и организационную культуру.
Научно-исследовательская деятельность студентов, как неотъемлемая часть образовательного процесса вуза и как ведущий тип современной организационной куль-
21
ISSN 1029-3388
туры, обеспечивает развитие познавательной активности студентов, оптимизирует процесс овладения социокультурным опытом и культурно историческими ценностями научных школ и научных сообществ.
Мы изучили потенциальные возможностями научно-исследовательской деятельности для решения проблемы личностно-развивающего характера и определили отношения студентов к этим проблемам. Установлено признание ведущей роли исследовательской деятельности студентов как одного из условий развития кадрового потенциала для научных исследований, научной и научно-педагогической деятельности на уровне государственной политики, Федеральных образовательных стандартов, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отмечаются изменения в системе высшего отечественного образования, его структуры, содержания, способов и форм организации образовательного процесса, форм и оценки качества, реализуемых в вузе разноуровневых образовательных программ. Установлена ценностно-целевая переориентация системы высшего образования на индивидуализацию образовательного процесса, дифференциацию, открытость и многовариативность предоставляемых образовательных услуг; возрастание роли и доли самостоятельной работы студентов, исходя из требований ФГОС, что должным образом влияет на профессиональное сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов при ярко выраженной у них ориентации на получение высшего образования как средства личностного роста, самоопределения, самовыражения, самореализации.
Мы разработали анкету «Модель студента-исследователя» для выявления направлений научно-исследовательской деятельности, которые, по мнению студентов, влияют на решение проблем личностно-развивающего характера. Ниже мы приводим содержание данной анкеты.
Анкета «Модель студента-исследователя»
Уважаемые студенты! Выберите из числа имеющихся наиболее
значимый для вас ответ на поставленный вопрос, и в специальную графу
таблицы против выбранного ответа поставьте знак «+».
1. На какие способности влияет научно-исследовательская деятельность в большей степени?
• к социокультурной адаптации;
• к эмоциональной устойчивости;
• к коммуникативному взаимодействию и межличностному общению;
• не определились.
2. Какие методы и методики можно использовать для определения уровня личностного развития?
• методы самоанализа ценностных ориентаций;
• методики самодиагностики направленности личности;
• способы самоопределения творческого потенциала;
• не определились.
3. Какие из перечисленных ниже характеристик развиваются в научноисследовательской деятельности?
22
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014
• коммуникативного взаимодействия;
• межличностного общения;
• ценностно-смысловая сфера;
• не определились.
В настоящее время существенно возрос интерес молодежи к общественной деятельности. Это подтверждается нашими данными, результатами исследования Фонда Общественное Мнение, обращением студентов к политическим проблемам в Интернете. Данные исследований показывают, что в общественной жизни участвует до 30 % молодых людей. Для молодежи, традиционно имеющей много других увлечений, такой интерес к общественной жизни можно оценить как довольно высокий.
Существенную возможность реализовать свои предпочтения и интересы предоставляет молодым людям Интернет. На основе проведённых исследований, обзора литературы, общений со студентами выявили, что наиболее предпочитаемыми способами общения молодёжи в сети Интернет является проектный метод и общение в форуме. Студенты интересуются формами и способами общения в форуме. Кроме того существуют различные сайты, на которых молодые люди высказывают своё мнение по поводу различных ситуаций, складывающихся в мире. Новости, комментарии, мысли и рассуждения - все это размещается на сайтах. На этих сайтах жизнь бьёт ключом. Этой молодёжи отнюдь не безразлична наша жизнь, жизнь наших соотечественников и будущее нашей России. У Интернета есть безграничные возможности для развития, образования, работы, развлечений. Молодёжь может решать в Интернете олимпиадные задания, различные задания из экзаменов, просто совершенствовать свои навыки в чём-то. В Интернете можно интересно провести время: просмотр фильмов, новости, игры, электронные книги и т.д. Задача образовательных учреждений направить внимание молодежи в сети Интернет на проблемы личностно-развивающего (воспитывающего) характера в различных сферах межличностного общения, учебно-профессиональной, научно-исследовательской, досуговой и общественной деятельности и использовать поисковое поле информационной электронной среды для решения проблем личностно-развивающего характера.
Библиографический список
1. Берулава Г. А. Психология развития личности: М.: Издательство Университета Российской академии образования, 2009. - 234 с.
2. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. - Сочи, 2007. - 189 с.
3. Зимовина О.А. Статья из журнала «Гуманизация образования» № 1.
4. Извеков И.Н. Генеалогический феномен идентификации личности // Народное образование. Серия «Школа и воспитание». - М., 2011. №4. С. 128-137.
5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: Аналитический доклад РАН Институт социологии. М. 2007. // http://www.fesmos.ru/Publikat/ Jugendstudie2007.pdf
6. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // Социс. 2006. №10, с.84.
23