4. Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания. Кемерово, 2007. 203 с.
5. Поляров А. С., Кузьмин А. А., Панихина А. В. Здоровый студент - будущее России // Региональные социогуманитарные исследования. История и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. Пенза ; Семипалатинск ; Прага, 2011. С. 69-73.
6. Усачев В. А. Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2012. С. 85-154.
References
1. Zaitsev V. P. Formirovaniye kul'tuny zdorov'ya studentov [Forming a culture of student health].Technologist, 2006, no. 8 (47), pp. 22-27. (In Russian).
2. Zdonov'yesbenegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obnazovaniya: teoniya i pnaktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Ed. E. M. Casin. Kemerovo, 2009, 347 p. (In Russian).
3. Meleshkova N. A. Otnosheniye studentov vuza k distsipline "Fizicheskaya kul'tura" kak faktoru gotovnosti k zdorov'yesberezheniyu [Attitude of university students to the discipline "Physical Education" as a factor in health preparedness]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 72-76. (In Russian).
4. Meleshkova N. A. Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni studentov vuza v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Formation of a healthy lifestyle of high school students in the process of physical education]. Kemerovo, 2007, 203 p. (In Russian).
5. Polyarov A. S., Kuzmin A. A., Panikhina A. V. Zdorovyy student - budushcheye Rossii [A healthy student is the future of Russia]. Proceedings of the international scientific-practical conference "Regional socio-humanitarian studies. Past and Present". Penza, Semipalatinsk, Prague, 2011, pp. 69-73. (In Russian).
6. Usachev V. A. Formirovaniye gotovnosti studentov uchrezhdeniy srednego professional'nogo obrazovaniya k sokhraneniyu i ukrepleniyu zdorov'ya [Formation of the readiness of students of institutions of secondary vocational education to the preservation and strengthening of health]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2012, pp. 85-154. (In Russian).
УДК/UDC 378.146 Н. Г. Ходырева, Л. Г. Устинова
N. Khodyreva, L. Ustinova
ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В МОДУЛЬНО-ЦИКЛОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ASSESSMENT OF THE QUALITY OF STUDENTS' KNOWLEDGE WITHIN THE MODULAR AND CYCLIC SYSTEM OF TRAINING
IN HIGHER EDUCATION
Введение. Повышение качества подготовки специалистов в системе высшего образования во многом зависит от эффективности системы оценивания знаний, умений и компетенций, формируемых в процессе освоения основной образовательной программы. Важнейшей задачей является выбор методов и средств диагностики, которые позволяли бы своевременно выявлять пробелы в усвоении программного материала и оперативно вносить изменения в образовательный процесс с целью его совершенствования. Эта проблема становится еще более актуальной при переходе на новую форму организации образовательного процесса. В филиале ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г Волжском в рамках эксперимента был осуществлен переход на модульно-цикловую систему обучения. В связи с этим основной целью исследования является разработка системы оценивания качества знаний (на примере дисциплины «Высшая математика») на этапе внедрения в образовательный процесс технического вуза модульно-цикловой системы обучения.
Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, наблюдения за педагогическим процессом и проведения занятий по высшей математике. Представлены авторские тестовые задания, апробированные в рамках внедрения модульно-цикловой системы в образовательный процесс энергетического вуза.
Результаты заключаются в том, что описана суть организации учебного процесса и системы оценивания качества знаний в модульно-цикловой системе обучения в энергетическом вузе;
поставлены диагностические цели обучения бакалавров дисциплине «Высшая математика»; обосновано применение тестовых технологий для контроля уровня усвоения программного материала; разработаны и апробированы тесты по ряду тем и методика анализа результатов тестирования.
Заключение. Приведенная методика контроля знаний и умений студентов позволяет оперативно выявлять уровень усвоения деятельности, оценивать качество работы преподавателя и эффективно управлять образовательным процессом.
Introduction. Improving the quality of student's training in higher education largely depends on the effectiveness of the system of assessment of knowledge, skills and competences formed in the process of development of the basic educational program. The most important task is to choose the methods and means of diagnosis that would allow to identify gaps in the learning of the program material in a timely manner and promptly make changes to the educational process in order to improve it. This problem becomes even more urgent in the transition to a new form of organization of the educational process. The transition to the module-cyclic learning system has been done in the experiment in the Volzhsky Branch of the National Research University "Moscow Power Engineering Institute". In this regard, the main purpose of the study is to develop a system of assessment of the quality of knowledge (on the example of the discipline of "Higher mathematics") within the module and cyclic system of training.
Materials and Methods. Implementation of research tasks has been achieved on the basis of analysis of psychological and pedagogical, methodical and educational literature, monitoring of the pedagogical process and conducting classes in the higher mathematics. The authors present the test tasks, tested in the framework of the implementation of the module-cycle system in the educational process of this university.
Results. The essence of the educational process organization and the system of knowledge quality assessment in the framework of module-cycle system of education in the energy University has been described. Diagnostic goals of bachelors' training in the discipline of "Higher mathematics" have been set. The application of test technologies to control the level of assimilation of the program material is justified. The tests on a number of topics and methods of analysis of test results have been developed and tested.
Conclusions. The use of this method of students' control knowledge and skills of allows to quickly identify the level of assimilation of activities, to assess the quality of teaching and effectively manage of the learning process.
Ключевые слова: модульно-цикловая система обучения, цикл, модуль, тестовые технологии, целеполагание.
Keywords: module-cycle training system, cycle, module, test technologies, goal setting.
Введение
В настоящее время одной из важнейших задач высшего образования является обеспечение качества подготовки специалистов на основе современных образовательных программ и обучающих технологий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль в повышении качества образовательной деятельности отводится системе оценивания результатов обучения, которая может сочетать как традиционные (контрольная работа, зачет, экзамен), так и современные методы оценивания (тестирование, портфолио, балльно-рей-тинговая система).
Эффективным средством контроля знаний и умений студентов являются тестовые технологии, которые обеспечивают преподавателя оперативной и объективной информацией об уровне усвоения учебного материала, позволяют совершенствовать рабочие программы, выбирать методы и технологии обучения, ликвидировать пробелы и создавать индивидуальные обучающие траектории для будущих бакалавров.
Проблемы разработки и использования тестовых заданий как инструмента для оценивания знаний широко отражены в педагогической литературе. Вопросы комплексного использования тестовых технологий, их виды, функции, общие подходы к разработке, показатели качества рассмотрены в работах В. С. Аванесова, В. П. Беспалько, А. В. Романова, А. Н. Майорова и других авто-
ров. Методике составления тестовых заданий и проведения тестирования посвящены исследования Л. П. Квашко, А. Т. Лялькиной, М. Ю. Праховой, А. А. Тонхоноевой, И. В. Ульяновой и др.
В настоящей статье использование тестовых технологий оценивания рассматривается в контексте модульно-цикловой системы обучения (МЦСО), реализуемой в рамках эксперимента в филиале ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Волжском. Данная система обучения представляет собой новую форму структурирования и организации образовательного процесса на основе модульного представления учебной информации во временных циклах [Ю, с. 37].
Учебный год включает в себя два семестра, каждый из которых состоит из пяти последовательных учебных циклов. Цикл — это временной отрезок, за который студент под руководством преподавателя осваивает модуль. Модуль — единица содержания обучения, включающая в себя логически и дидактически завершенные разделы лекционного и практического курсов, фонды оценочных средств, литературу по дисциплине учебного плана.
Цикл содержит 16 учебных дней аудиторной работы, подготовку к итоговой аттестации и итоговую аттестацию (зачет или экзамен). Освоив модуль, студент переходит к следующему циклу и изучает следующий модуль. Таким образом, МЦСО в учебном плане предусматривает изучение модулей друг за другом и пять этапов сессии за семестр [10, с. 37].
В структуре учебного плана по дисциплине «Высшая математика» при подготовке бакалавров по направлениям «Теплоэнергетика и теплотехника» и «Электроэнергетика и электротехника» выделяются два модуля (части 1 и 2), которые изучаются в первом и втором семестрах на 1-м курсе. Первый модуль включает в себя элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, теорию пределов, дифференцирование функции одной и нескольких переменных, интегралы. Второй модуль содержит теорию дифференциальных уравнений, кратные интегралы, элементы векторного анализа, ряды и теорию функций комплексного переменного. Изучение каждого модуля заканчивается экзаменом.
Модульно-цикловая система обучения предусматривает высокую степень самостоятельности студентов при усвоении программного материала, что усиливает значимость диагностики знаний и умений в процессе изучения модуля. При разработке методического обеспечения образовательного процесса в рамках МЦСО было принято решение о проведении ежедневного контроля качества знаний студентов с целью повышения их мотивации, а также получения своевременной и объективной информации, необходимой для эффективного управления образовательным процессом. При этом к средствам оценивания предъявлялись требования небольшой трудоемкости для студентов и минимума временных затрат. В качестве основных методов текущего и промежуточного контроля были выбраны тестовые технологии.
Методология
Для разработки концепции системы оценивания в рамках МЦСО за основу были взяты идеи ученого-педагога В. П. Беспалько, который считает, что для построения определенного дидактического процесса необходимо диагностичное определение целей обучения. Суть диагностического целеполагания заключается в постановке таких образовательных целей, которые бы допускали объективный и однозначный контроль степени их достижения [2, с. 30].
С точки зрения В. П. Беспалько, качество подготовки обучающихся характеризуется различными показателями, такими как широта опыта, уровень и прочность усвоения определенных способов деятельности, автоматизация умений, осознанное применение знаний. Автор выделяет четыре уровня усвоения способов деятельности как способности решать определенные задачи.
Первый уровень предполагает узнавание ранее усвоенной информации и воспроизведение действий по алгоритму «с подсказкой». Второй уровень — самостоятельное воспроизведение ранее усвоенных знаний, репродуктивное алгоритмическое действие по решению типовой задачи. Третий уровень заключается в применении усвоенных знаний в новой ситуации без предъявления алгоритма решения. Четвертый уровень — это продуктивная деятельность творческого типа, в процессе выполнения которой рождается объективно новая информация [2, с. 55].
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, бакалавр по направлениям «Теплоэнергетика и теплотехника» и «Электроэнергетика и электротехника» должен демонстрировать «базовые знания в области естественнонаучных дисциплин» [11; 12], достаточные для понимания и усвоения дисциплин профессионального цикла. Следовательно, изучение высшей математики при подготовке бакалавров в области энергетики
требует усвоения программного материала на втором уровне, что подразумевает постановку следующей диагностической цели: содержание обучения, заложенное в рабочей программе, должно быть освоено студентами таким образом, чтобы они могли решать типовые задачи, воспроизводя по памяти алгоритмы деятельности.
В качестве объективного метода диагностики качества знаний обучающихся В. П. Беспалько предлагает специально разработанные тесты, соответствующие перечисленным выше уровням усвоения деятельности [2, с. 58]. Тест включает в себя задание и эталон выполнения, по которому определяется число существенных операций (р), необходимых для выполнения теста. Коэффициент
ос
усвоения теста вычисляется по формуле К= — (0<К<1), где а — количество правильно выполненных операций. При K> 0,7можно считать, что программный материал на данном уровне освоен и обучающийся в дальнейшем способен самостоятельно развивать свои знания и умения. При K< 0,7 обучающийся будет совершать систематические ошибки, которые он не в состоянии сам исправить, соответственно, нужно вносить изменения в образовательный процесс.
В педагогической литературе представлены различные классификации видов тестовых заданий. Наиболее часто авторы выделяют тесты закрытого и открытого типов [1, с. 16; 3, с. 164; 5, с. 83; 7, с. 30], которые, в свою очередь, делятся на несколько видов.
К закрытому типу относятся задания:
• альтернативных ответов (на опознание) — подразумевают два варианта «верно» / «неверно»;
• множественного выбора (на различение) — предполагают выбор одного или нескольких правильных вариантов из предложенных;
• на восстановление соответствия (на классификацию) — требуют установления соответствия между элементами двух списков;
• на восстановление последовательности — используются в том случае, если присутствует алгоритмическая деятельность [2, с. 61; 6, с. 17; 8, с. 143].
Задания открытого типа включают в себя:
• задания на дополнение (подстановки) — подразумевают заполнение пропусков;
• свободного изложения (конструктивные) — предполагают свободные ответы по сути задания [2, с. 62; 5, с. 99].
Для диагностики усвоения учебного материала на первом уровне В. П. Беспалько предлагает тесты закрытого типа, то есть на опознание, различение или классификацию изученных объектов (тесты I уровня). На втором уровне студенты должны воспроизводить информацию без подсказки для решения типовых задач. В этом случае рекомендуется использовать задания открытого типа на дополнение и свободное изложение (тесты II уровня) [2, с. 61]. Тесты III и IV уровней в данной работе не рассматриваются, так как отсутствует соответствующая цель обучения.
Результаты
Приведем методику оценивания качества знаний и умений студентов на первом и втором уровнях усвоения способов деятельности при изучении темы «Пределы» в рамках модульно-цикловой системы обучения.
Цикл, в котором изучается модуль «Высшая математика (часть 1)», рассчитан на 16 учебных дней, в каждом из них отводится 4 часа на аудиторную и 2 часа на самостоятельную работу студентов над изучаемым материалом. Преподаватель занимается с одной академической группой, распределяя аудиторные часы между лекционным и практическим курсом исходя из целей и задач обучения. Таким образом, при МЦСО поточные лекции отсутствуют. Рабочая программа по дисциплине включает график изучения модуля. В таблице 1 приведена часть графика, отражающая изучение раздела «Теория пределов. Непрерывность (разрывы) функции».
На изучение раздела 1 отводится 12 аудиторных часов (6 лекционных и 6 практических), которые приходятся на первые три дня учебного цикла. В первый день проводится входной контроль (тест II уровня) с целью проверки знаний и умений по математике, которыми владеют студенты первого курса на момент поступления в технический вуз. На второй и третий дни запланирован текущий контроль усвоения темы «Пределы» (тесты I уровня). Четвертый день цикла предполагает промежуточный контроль по всему разделу 1, используется тест II уровня, после чего обучающиеся переходят к изучению следующего раздела модуля.
Таблица 1
Часть графика изучения модуля «Высшая математика (часть 1)»
День Содержание лекций, практических занятий Формы контроля
Раздел 1. Теория пределов. Непрерывность (разрывы) функции
1-й Лекции 1-2. Понятие функции. Предел функции в бесконечности. Числовая последовательность как функция натурального аргумента. Предел функции в точке. Первый и второй замечательные пределы. Практические занятия 1-2. Простейшие приемы вычисления пределов. Предел числовой последовательности. Первый и второй замечательные пределы Входной контроль: тест 1
2-й Лекции 3-4. Бесконечно малые и бесконечно большие функции. Основные теоремы о бесконечно малых функциях. Сравнение бесконечно малых функций. Практические занятия 3-4. Бесконечно малые функции, их свойства. Эквивалентные бесконечно малые функции, их применение при вычислении пределов Текущий контроль: тест 2
3-й Лекции 5-6. Непрерывность функции. Точки разрыва функции. Сложная функция. Асимптоты графика функции. Практические занятия 5-6. Классификация точек разрыва. Асимптоты графика функции Текущий контроль: тест 3
Раздел 2. Функции одной переменной. Дифференцирование
4-й Промежуточный контроль: тест 4
Тесты I уровня включают в себя задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных или задания на установление соответствия. Они проводятся в начале первого аудиторного часа в течение 10-15 минут, после чего студенты сдают работы преподавателю. Затем тест выводится с помощью проектора на экран, и организуется совместное обсуждение заданий с указанием правильных ответов.
Тесты II уровня рассчитаны на 45 минут и требуют либо привести развернутое решение задачи, либо заполнить пропуски в формулировке определения или теоремы. Результаты проверки сообщаются студентам на следующий день, после чего следуют анализ заданий и работа над ошибками.
Рассмотрим разработанные и апробированные варианты тестов 2 и 4, а также методику оценивания результатов тестирования. В приведенных ниже примерах для каждого задания указан эталон правильного ответа и число существенных операций (р), необходимых для выполнения задания.
Тест 2 (I уровень)
Тема «Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке»
1. Установите соответствие между левым и правым столбцами таблицы.
А. limf(x) = а х-*х0 1. Последовательность Хп является бесконечно малой
Б. lim хп = а П-* оо 2. Последовательность Хп сходится к числу а
В. limf(x) = оо х->х, 3. Функция/(х) имеет предел, равный а, в точке Хд
П lim хп = 0 П -* оо 4. Предел функции/(х) при X ^ Хд равен бесконечности
Эталон выполнения: А — 3, Б — 2, В — 4, Г — 1. Число существенных операций р = 4. 2. Первым замечательным пределом является предел:
, я'пх гдх 5/п х . , гдх .
а) 1т-= 0 ; б) кт —— = 0 ; в) кт-= 1 ; г) Ьт —— = 1
х-* О X х->0 X х->0 X х->0 X
Эталон выполнения: а — нет, б — нет, в — да, г — нет. Число существенных операций р = 4.
3. Вторым замечательным пределом является предел: а) Нт{1 + -} =1 ; б) Ит{1 + —\ =0 ;
Х-»00 ^ X) х-»оо V X)
в) Ит\1 + — \ =е ; г) Ит[1 + х)1А=е.
Х-»00 ^ X ) Х-* оо
Эталон выполнения: а — нет, б — нет, в — да, г — нет. Число существенных операций р = 4.
4. В левом столбце таблицы записаны следствия второго замечательного предела, в правом — их значения. Установите соответствие между левым и правым столбцами таблицы.
Г Л1/* А. Iim[l + x) = х-*0 1. ln a
1п[1 + х) Б. lim—-- = *-»о х 2. 1
В. lim-= х->0 X 3. e
Эталон выполнения: А — 3, Б — 2, В — 1. Число существенных операций p = 3.
5. Предел числовой последовательности Ит-- равен:
Л-»00 П +1
а) 0 ; б) 1 ; в) от ; г) 2 .
Эталон выполнения: а — да, б — нет, в — нет, г — нет. Число существенных операций р = 4.
6. В левом столбце таблицы записаны пределы, в правом — методы их нахождения. Установите соответствие между левым и правым столбцами таблицы.
ЗХ2-5Х-2 А. lim-г— 10-4х 1. Разложить числитель и знаменатель на множители, сократить на общий множитель
г Vх + 1-3 Б. lim —г- »-в х -8х 2. Вынести в числителе и знаменателе за скобки X в наивысшей степени, сократить на общий множитель
х2-4 в. lim—5- 2х2- 7х + 6 3. Умножить числитель и знаменатель на выражение, сопряженное к числителю
Эталон выполнения: А — 2, Б — 3, В — 1. Число существенных операций p = 3.
-, гп , 4х
7. Предел функции hm- равен:
х->0 х
а) 0 ; б) 1/4 ; в) 1 ; г) 4 .
Эталон выполнения: а — нет, б — нет, в — нет, г — да. Число существенных операций p = 4.
( 1 1Х
8. Предел функции lim\l + — \ равен:
х -> 00 ^ ¿X )
а) 1; б) e; в) Че: г) e2.
Эталон выполнения: а — нет, б — нет, в — да, г — нет. Число существенных операций p = 4.
При построении оценочной шкалы был учтен опыт педагога-исследователя Л. П. Квашко, который предложил для интерпретации результатов тестирования установить соответствие между коэффициентом усвоения теста и отметкой по пятибалльной шкале следующим образом: 0,91 < K < 1 - отметка «5», 0,81 < K < 0,9 - отметка «4», 0,7 < K < 0,8 - отметка «3», K < 0,7 -отметка «2» [4, с. 52]. Тест 2 содержит 30 существенных операций, и его шкала оценок представлена в таблице 2.
Таблица 2
Шкала оценок теста 2
Коэффициент усвоения теста Количество правильно выполненных существенных операций Оценка
0,91 < K < 1 28-30 5
0,81 < K < 0,9 25-27 4
0,7 < K < 0,8 21-24 3
K < 0,7 < 20 2
Тест 4 (II уровень)
Раздел 1. «Теория пределов. Непрерывность (разрывы) функции»
1. Дополните определение.
С1) (2)
Если каждому числу х из промежутка X по некоторому ... поставлено в соответствие ...
число у, то говорят, что на множестве X задана .? у=/(х).
Эталон выполнения: (1) — «закону/», (2) — «единственное», (3) — «функция». Число существенных операций р = 3.
2. Дополните определение.
(Ц
Число а называется пределом функции/(х) при х^ +<х, если для любого ... существует такое
.. _ С2) СЗ)
число М, что для всех значений х, ..., выполняется неравенство ...
Эталон выполнения: (1) — «е > 0», (2) — «больших М», (3) — «| /(х) -а| < е ». Число существенных операций р = 3.
3. Дополните формулировку теоремы.
Для того чтобы число А было пределом функции /(х) при х^хд, необходимо и достаточно,
(1) С2) [3)
чтобы функция ... была бесконечно ... при ...
Эталон выполнения: (1) — «а(х) = /(х) - А», (2) — «малой», (3) — «х^хд». Число существенных операций р = 3.
4. Дополните определение.
Функция / (х), определенная на промежутке X, называется непрерывной в точке хд Е X, если
существует ..., и он равен ... функции/ (х) в этой ....
Эталон выполнения: (1) — «предел Ит/(х)», (2) — «значению», (3) — «точке». Число существенных операций р = 3.
5. Вычислите предел: Ит
х2-4
х-»2
Зх+2
(Ц
(3) (5)
Эталон выполнения: Ит
х2—4 Гх-2)Гх+2) х+2 „
;- = /ПИ ^-^-= 11ТП-. = 4
хх -Зх+2
х->2 (х-2)(х-1) х-* 2 х-1
(2) (4)
Число существенных операций р = 5.
.. Ух+25-5
6. Вычислите предел ит-^-.
х +2х
Ух+25-5
(1)
Эталон выполнения: Ит
= Ит
. (^х +25-5)(^х +25+5)
СЗ)
«-"> х2 +2х (х2 + 2х)(Чх+25+5)
(2)
С4)
х
= Ит
.. (Чх+25)2-25 .. = ит —-- -= Ит - - .....
(х2+2х)(У1х+25+5) х(х + 2) -10 10(х + 2) (4) (5) (6] (7)
Число существенных операций р = 8.
20 (8)
7. Вычислите предел с использованием эквивалентных бесконечно малых функций:
1 -соз4х
(1)
0 .. 2х(е3х-1) Эталон выполнения: ит-
1 - с05 4х
Число существенных операций р = 5.
Зх
е -1~ Зх, при Зх -* О,
2
А (4Х) А П
1 - С05 4х ~ -——, при 4x^0 2
(2)
= Ит
СЗ) (5)
2х-3х _ 3 ~ 4
(4)
Тест 4 содержит 30 существенных операций, поэтому можно воспользоваться шкалой оценок, представленной в таблице 2.
Для обработки результатов тестирования вычисляются следующие величины.
1. Процент выполнения теста: С— ^->100% , где т — число студентов, справившихся
с тестом (имеют коэффициент усвоения теста К > 0,7), п — общее число студентов, выполнявших тест.
1 "
2. Математическое ожидание средней оценки по группе: Мг= — Ух, , где X. — оценка /-го сту-
П '
дента. <=1
3. Среднее квадратическое отклонение оценки от математического ожидания:
[4' с.
* " /=1
Продемонстрируем анализ результатов тестов 2 и 4, выполненных студентами одной из групп первого курса направления «Теплоэнергетика и теплотехника» (табл. 3).
Таблица 3
Результаты выполнения тестов 2 и 4
Тест Число студентов, получивших соответствующую оценку (чел.) Доля выполненных тестов( %) Средняя оценка по группе Mx Среднее квадратическое отклонение ст
«2» «3» «4» «5»
Тест 2 1 5 8 6 95 3,95 0,9
Тест 4 5 5 6 4 75 3,45 1,1
Сравнение данных дало следующие результаты. Средняя оценка по тесту 2 достаточно высокая, по тесту 4 — существенно ниже. Доля выполненных заданий в первом случае составляет 95 %, а во втором — 75 %. Эти показатели говорят о том, что студенты достаточно хорошо усвоили тему на I уровне и гораздо хуже на II. Более того, пять человек не освоили программный материал на II уровне. Отсюда следует вывод, что при объяснении темы в основном преобладали объяснительно-иллюстративные методы обучения, а для повышения качества знаний необходимо переходить на репродуктивные и частично-поисковые методы и активизировать самостоятельную работу студентов.
Среднее квадратическое отклонение (а) характеризует степень индивидуализации успеваемости в группе. Чем он меньше, то есть чем ближе оценки студентов к среднему баллу, тем лучше идет обучение и плодотворнее работает преподаватель. В. П. Беспалько считает, что идеальное значение а = 0,25 [2, с. 143]. Однако, как указывает в своем исследовании Л. П. Квашко, после трех лет систематических замеров этого показателя у школьных учителей был сделан вывод, что показатель колеблется от а = 0,6 до а = 1,5, а его среднее значение равно а = 1 [4, с. 54].
Заключение
Подводя итоги, можно утверждать, что применение тестов для диагностики результатов обучения способствует успешной реализации функции контроля в образовательном процессе, определяет, на каком уровне студенты освоили программный материал. Анализ результатов тестирования дает возможность оценить эффективность работы преподавателя, адекватность используемых методов и форм обучения. В целом все это позволяет управлять образовательным процессом, своевременно вносить изменения и совершенствовать в методику преподавания дисциплины, что позволяет повысить качество подготовки выпускников-бакалавров.
Литература
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М., 2002. 240 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.
3. Володко И. М., Черняева С. В. Оценивание знаний студентов при использовании тестов по математике // Физико-математическое образование. 2018. № 1 (15). С. 163-166.
4. Квашко Л. П. Тесты - в практику преподавания математики // Математика в школе. 1996. № 6. С. 50-55.
5. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., 2001. 296 с.
6. Рябинова Е. Н., Буланова И. Н. Мониторинг успеваемости студентов с помощью педагогических тестов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4 (27). С. 16-20.
7. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. М., 2007. 172 с.
8. Сафиулин Р. З. Развитие технологий тестирования в образовании // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 1 (17). С. 139-149.
9. Седов М. С., Соколов Н. Е., Соколова Е. В. Исследование влияние формы проведения педагогического теста на объективность оценки // Гуманитарные науки. Педагогика. 2015. № 4 (36). С. 269-279.
10. Султанов М. М. Модель модульно-цикловой системы обучения в вузе: проектирование и запуск учебного процесса // Актуальные задачи и пути их решения в области кадрового обеспечения электро- и теплоэнергетики. М., 2016. С. 37-39.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. № 1081. URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/fgosvob/130301.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. № 955. URL: http://fgosvo.nu/uploadfiles/fgosvob/130302.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
1. Avanesov V. S. Kompoziciya testovyh zadanij [Composition of test items]. Moscow, 2002, 240 p. (In Russian).
2. Bespalko V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology[. Moscow, 1989, 192 p. (In Russian).
3. Volodko I. M., Cernajeva S. V. Ocenivanie znanij studentov pri ispol'zovanii testov po matematike [Evaluation of students' knowledge using tests on mathematics]. Physical and Mathematical Education, 2018, no. 1 (15), pp. 163-166. (In Russian).
4. Kvashko L. P. Testy - v praktiku prepodavaniya matematiki [Tests - in the practice of teaching mathematics]. Mathematics in school, 1996, no. 6, pp. 50-55. (In Russian).
5. Majorov A. N. Teoriya i praktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya (Kak vybirat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlya celej obrazovaniya) [Theory and practice of creating tests for the education system (how to choose, create and use tests for education purposes)]. Moscow, 2001, 296 p. (In Russian).
6. Ryabinova E. N., Bulanova I. N. Monitoring uspevaemosti studentov s pomoshch'yu pedagogicheskih testov [Monitoring of student performance through pedagogical tests]. Vector Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology, 2016, no. 4 (27), pp. 16-20. (In Russian).
7. Samylkina N. N. Sovremennye sredstva ocenivaniya rezul'tatov obucheniya [Modern means of evaluation of learning results]. Moscow, 2007, 172 p. (In Russian).
8. Safiullin R. Z. Razvitie tekhnologij testirovaniya v obrazovanii [Technology development of testing in education]. Education management: theory and practice, 2015, no. 1 (17), pp. 139-149. (In Russian).
9. Sedov M. S., Sokolov N. E., Sokolova E. V. Issledovanie vliyanie formy provedeniya pedagogicheskogo testa na ob»ektivnost' ocenki [Research of the influence of pedagogical test format on assessment objectivity]. Humanities. Pedagogy, 2015, no. 4 (36), pp. 269-279. (In Russian).
10. Sultanov M. M. Model' modul'no-ciklovoj sistemy obucheniya v vuze: proektirovanie i zapusk uchebnogo processa [Model of modular and cyclic system of higher education: designing and startup of academic process]. Actual problems and ways of their decision in the field of personnel support of electro- and heat power engineering. Moscow, 2016, pp. 37-39. (In Russian).
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.03.01 Teploenergetika i teplotekhnika (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 13.03.01 heat power Engineering and heat engineering (bachelor's level)]. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 01.10.2015 no. 1081. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130301. pdf (accessed 20.08.2018). (In Russian).
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 13.03.02 Elektroenergetika i elektrotekhnika (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 13.03.02 power and electrical engineering (bachelor's level)]. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 03.09.2015 no. 955. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130302.pdf (accessed 20.08.2018). (In Russian).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
USE OF ELECTRONIC MONITORING DATA IN THE EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL IN THE CONTEXT OF THE TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY
Введение. В статье авторы рассматривают способы использования данных электронного мониторинга АИС «Управление образованием региона» в управлении качеством образования на муниципальном уровне в условиях перехода к цифровой экономике.
References
УДК/UDC 005.6:37+338.2:004.9
Н. Ю. Дашковская, Л. В. Трушкина
N. Dashkovskaya, L. Trushkina