информировать заинтересованных лиц о технических особенностях разработок. Еще одним способом продвижения наукоемких товаров и услуг является их публикация в средствах массовой информации, а также создание интернет-сайта организации.
Для эффективного управления инновационным проектом должна быть предусмотрена возможность гибкой корректировки финансов и сроков на промежуточных этапах выполнения. В целом способы управления содержанием, стоимостью, рисками и качеством инновационного проекта в авиамашиностроении сходны с другими областями инновационного менеджмента. При выполнении крупных проектов выполнение этих функций стоит возложить на профильных специалистов (менеджеров и экономистов), которые должны обеспечивать непрерывный процесс интеллектуальной деятельности творческого коллектива.
Специфические особенности имеет управления контрактами и поставками при проведении НИОКТР в авиамашиностроении. Часто требуемый товар или услуга предлагается единственным поставщиком. Это
может затруднять вопросы согласования условий договора и приводить к увеличению сроков их заключения.
Управление инновационными проектами, проводимыми в интересах авиамашиностроительных предприятий, имеет ряд ранее не рассмотренных особенностей и в условиях роста интереса к ним со стороны государства и промышленных предприятий является перспективным направлением для дальнейшего исследования.
Представленная в рамках данной статьи работа проводится при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Минобрнауки России) в рамах комплексного проекта «Автоматизация и повышение эффективности процессов изготовления и подготовки производства изделий авиатехники нового поколения на базе научно-производственной корпорации «Иркут» с научным сопровождением Иркутского государственного технического университета».
Статья поступила 13.03.2015 г.
Библиографический список
1. Агарков С.А. [и др.]. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учеб. пособие. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2011. 215 с. 2 Анисимов Ю.П., Борисенко И.А. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / под общ. ред. Ю.П. Анисимо-ва. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 67 с. 3. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул [и др.]; СПб.: Гуманистика, 2006.
4. Организационно-экономические методы повышения эффективности выпуска самолетов XXI века / А.Г. Братухин [и др.] // Наука и технологии в промышленности. 2013. № 1-2. С. 85-90.
5. Рупосов В.Л. Анализ экономической деятельности малых инновационных предприятий ИрГТУ // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4. С. 208-213.
УДК 378.091
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© И.П. Медведева1, С.В. Миндеева2
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассматривается практический опыт внедрения модульно-рейтинговой системы в процессе обучения математике студентов технического вуза. Авторами разработаны и представлены этапы деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения математике, контрольно-измерительные материалы модульно-рейтинговой системы обучения и система оценивания результатов учебной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: модуль; рейтинг; модульное обучение; качество обучения; рейтинговый контроль.
A MODULE-RATING SYSTEM AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING MATHEMATICS AT A TECHNICAL UNIVERSITY I.P. Medvedeva, S.V. Mindeeva
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with the practice of module-rating system introduction in the process of teaching mathematics to technical university students. The authors have developed and presented the stages of teacher's activities directed at the
1Медведева Ирина Петровна, кандидат технических наук, доцент кафедры математики, тел.: 89041418295, e-mail: [email protected]
Medvedeva Irina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Mathematics Department, tel.: 89041418295, e-mail: [email protected]
2Миндеева Светлана Вильсуровна, старший преподаватель кафедры математики, тел.: 89027614369, e-mail: [email protected]
Mindeeva Svetlana, Senior Lecturer of the Mathematics Department, tel.: 89027614369, e-mail: [email protected]
development and application of a module-rating technology of teaching mathematics, as well as monitoring and testing materials of the module-rating educational system and an assessment system of students' educational activity results. Keywords: module; rating; modular training; training quality; rating control.
«В настоящее время существует дефицит высококвалифицированных инженерных кадров, способных решать поставленные задачи на абсолютно новом техническом уровне, полноценно владеть фундаментальными знаниями, проектными умениями, обладать лидерскими качествами, навыками работы в команде. Задача его преодоления представляется весьма актуальной. Вызовы и реальность последнего времени требуют подготовки технических специалистов нового уровня, которые способны интегрировать, обрабатывать информацию из различных источников и областей и на ее основании принимать эффективные решения» [1, с. 20]. Далее, возможно, последует вопрос: «Как же подготовить инженера нового уровня?» Однозначного ответа со стороны ученых и педагогов нет. Единственное, что является очевидным, - это мнение абсолютного большинства: как раньше, учить уже нельзя, и оценивать качество образованности по той или иной дисциплине по результатам одного экзамена не объективно.
Как известно, в настоящее время широко внедряются активные методы обучения, нацеленные на индивидуализацию обучения, получение мобильного знания, формирование гибкого критического мышления у будущих специалистов. Разрабатываются и используются новые, более объективные способы контроля знаний студентов, позволяющие установить оптимальную обратную связь. Одновременно с этим идет процесс совершенствования управления обучением. Одной из таких технологий, сочетающих в себе элементы классического подхода и новые формы обучения и контроля, является модульно-рейтинговая система обучения (МРСО).
Цель исследования состоит в разработке, внедрении и оптимизации модульно-рейтинговой системы обучения, с помощью которой повышается качество подготовки студентов по математике.
Объект исследования - процесс обучения математике студентов технического вуза.
Предмет исследования - проектирование содержания, способов организации, управления и контроля при модульно-рейтинговой системе обучения математике студентов технического вуза.
Внедрение: группы по направлению подготовки «Управление качеством», «Приборостроение», «Тех-носферная безопасность», «Экономика», также группы специальности «Эксплуатация железных дорог», курсы повышения педагогического мастерства для молодых преподавателей ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений».
Основой модульной системы является разбиение курса на модули, которое по своей сути близко к принятому разбиению курса на темы, сложившемуся на основе определенных традиций. Такой подход позволяет выделить группы основных фундаментальных понятий, логично и компактно сгруппировать материал. Для обучаемого модульная система дает целост-
ное представление об учебной дисциплине, создает основу для формирования принципиально новой системы оценки качества знаний.
Рейтинговая система оценки качества знаний основана на рейтинге студента. В этой системе выделяются этапы текущего, промежуточного и итогового контроля, связанные со структурой содержания изучаемой дисциплины. Результаты, достигнутые на каждом этапе, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс студента - рейтинг. Цель студента - набрать максимальное число баллов.
Исследования по данной теме и внедрение МРСО в учебный процесс на кафедре математики ФГБОУ ВПО Иркутского государственного университета путей сообщения ведется с 2008 года по следующим направлениям:
1. Изучение и анализ педагогических исследований проблемы совершенствования подготовки по математике студентов вузов в рамках модульно-рейтинговой системы обучения, изучение научно-методической литературы по данной проблеме, опыта применения технологии МРСО в других высших учебных заведениях.
2. Изучение методологических и технологических основ МРСО.
3. Разработка учебно-методических материалов.
4. Детальная разработка структуры деятельности преподавателя при проектировании модульно-рейтинговой технологии (МРТ) и ее реализации в учебном процессе.
5. Разработка контрольно-измерительных материалов для определения уровня усвоения теоретического материала.
6. Разработка критериев и оценочных уровней (высокий, средний, низкий) оценивания результатов учебной деятельности.
7. Мониторинг результатов обучения математики с использованием МРСО.
Рассмотрим более подробно результаты, полученные авторами статьи по вышеназванным пяти направлениям. Шестое и седьмое направления подробно были описаны авторами статьи ранее, приведены результаты практического опыта [2].
Изучению проблем, связанных с разработкой и применением модульной технологии обучения, посвящены исследования многих авторов. В научных трудах П.А. Юцявичене рассмотрены вопросы проектирования модульных программ обучения [3]. Задача обучения техническим дисциплинам с использованием модульной технологии решается в работах Н.В. Бородиной, В. Герстенбергера, Т. Мартыновой, В. Наделя-ева, Н.Е. Эргановой [4]. В исследованиях М.А. Чоша-нова раскрыты различные аспекты разработки и применения проблемно-модульного обучения в профессиональном образовании [5]. Система модульно-компетентностного обучения рассматривается в рабо-
тах С.А. Ефимовой, А.Н. Лейбович, Н.Ю. Посталюк. Модульное обучение как целостную систему и как способ реализации индивидуального подхода исследовали Р.С. Бекирова, М.Д. Миронова, С.В. Рудницкая. Оригинальная система установления обратной связи в учебном процессе проанализирована в работах И.И. Грандберга, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимова [6]. Исследовательские разработки ведущих сотрудников Новосибирского государственного технического университета Т.И. Монастырской, Н.Ш. Никитиной, Г.Б. Скок и других авторов посвящены модульно-рейтинговой системе обучения. Исследователи модульных образовательных технологий (С.А. Кайнова, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.) отмечают высокий уровень достижения запланированных результатов обучения и их воспроизводимость, структурную, содержательную и технологическую гибкость модульных программ обучения. Во многих университетах страны эти разработки уже внедрены в практическую деятельность.
Вместе с тем проблема определения структурных элементов модульной программы и выделения соответствующего им содержания образования продолжает оставаться актуальной для теории модульного обучения. Под модульным обучением мы понимаем организацию образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули. Зарубежные исследователи, такие как В. Гольдшмидт, Дж. Рассел и др., под модулем понимают самостоятельную единицу учебной деятельности, помогающую достичь четко определенных целей, или же построение автономной порции учебного материала. Российский ученый А.А. Вербицкий рассматривает совокупность деятельных модулей как модель работы специалиста. М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене видят сущность модульной системы в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. И.В. Галковская, Х.М. Инусова рассматривают модуль как завершенный узел и в то же время как звено в развитии процесса обучения.
Дадим свое представление о понятии «модуль». По мнению Р.С. Бекировой, можно выделить три подхода к определению и формированию модуля [7, с. 9]:
1) модуль как структурная единица учебного плана по специальности, которая представляет набор учебных дисциплин, отвечающих требованиям квалификационной характеристики;
2) модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;
3) модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.
Наше определение модуля лежит в русле третье-
го подхода. Под модулем мы понимаем логически завершенную часть учебного материала, обязательно сопровождаемую контролем знаний и умений студентов. Считаем, что основной целью модульного обучения является такая организация учебного процесса, которая позволяет адаптировать его к индивидуальным возможностям и способностям обучаемых, развивает их познавательную самостоятельность.
Эффективность модульной технологии во многом обусловливается системой контроля результатов обучения. Многочисленными исследователями для этих целей обоснованы преимущества применения рейтинговой системы контроля качества обучения (Г.В. Бука-лова, Л.И. Варенова, Е.В. Зачесова, А.Н. Новиков, М.А. Чошанов и др.).
Ведущие специалисты в области высшего образования отмечают, что перед высшей школой России сегодня встала необходимость перейти на новую модель обучения студентов, которая требовала бы от преподавателя активности не только в преподавании, но и в объективном контроле результатов обучения, а от студента - активности в самостоятельной учебной деятельности, нацеленной на достижение высоких показателей в профессиональной подготовке. По мнению коллектива авторов Артемова А., Павлова Н., Сидоровой Т., «возможностью каким-то образом активно влиять на процесс обучения является улучшение функциональных характеристик самого процесса обучения, которые позволили бы поднять интерес студентов к учебному процессу, следствием чего явилось бы повышение их успеваемости. Это улучшение может быть достигнуто использованием модульно-рейтинговой системы обучения. Применение этой системы оказывает положительное влияние на успеваемость и учебную дисциплину студентов, повышает прочность знаний студентов» [8, с. 122].
Авторы данной статьи также придерживаются мнения, что повышению качества обучения математике в техническом вузе может способствовать МРСО, в основе которой лежат понятия «рейтинг», «система», «управление». Заметим, что в МРСО важное место занимает управление процессом обучения (и самообучения) студентов, когда преподаватель является организатором их познавательной деятельности, поэтому иногда говорится также о модульно-рейтинговой системе управления обучением. В настоящее время модульное обучение проходит качественно новый виток своего развития, находя применение на всех уровнях образования - от начального и среднего до высшего.
Предварительный анализ теоретических исследований, опыта педагогических коллективов других вузов, а также собственный практический опыт показывают, что систематическое и целенаправленное применение модульно-рейтинговой системы обучения позволяет достичь необходимого качества математического образования студентов и существенно повысить его эффектность для формирования профессиональных знаний, умений и навыков студентов технического вуза.
Целью внедрения модульно-рейтинговой системы
является:
- повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы студентов;
- осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими модулей;
- реализация таких педагогических принципов, как системность и последовательность, индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный подход.
На этапе предварительной разработки (педагогическое проектирование) нами была проведена работа по структурированию и представлению учебного материала в виде модулей и учебных элементов:
- определение числа модулей, их наполнения, очередности изучения;
- выделение внутри каждого модуля содержания, обязательного для целостного восприятия математики, и уровней усвоения этого содержания;
- определение для каждого уровня усвоения конкретного содержания и степени владения им;
- отбор форм и содержания модульного контроля;
- разработка критериев оценки заданий (зачетных единиц) в рамках каждого модуля и каждого уровня усвоения;
- составление графика выполнения зачетных единиц.
Поскольку в рамках каждого модуля студент осваивает не только определенные математические знания, но и виды деятельности, связанные с получением и использованием этих знаний, то контролю подвергаются как знания, так и соответствующие умения.
Методика формирования модуля, как структурного элемента модульно-рейтинговой технологии, включает в себя:
- проектирование структуры модуля (определение целей модуля, выделение учебных элементов модуля и выявление связей между ними);
- формирование содержания модуля (отбор учебного материала на установленном уровне сложности, выбор средств и методов изложения учебной информации, применение фреймов и других способов визуализации для структурирования и представления учебной информации);
- планирование способа обучения (выбор организационных форм и методов обучения, определение видов деятельности);
- создание средств обучения;
- формирование содержания контрольных заданий модуля и системы рейтингового оценивания результатов обучения.
Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле:
- излагается принципиально важное содержание учебной информации;
- дается разъяснение к этой информации;
- определяются условия погружения в информацию (с помощью средств информационных компьютерных технологий, конкретных литературных источ-
ников, методов добывания информации);
- приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
- даются практические задания.
В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала и теоретического в модуле: 80% к 20%.
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Математика» для специальностей «Управление качеством», «Приборостроение» разработана структура модульной программы изучения математики и содержание модулей. Содержание дисциплины 1, 2, 3 семестров представлено в виде 14-ти модулей:
1 семестр
М-1. Элементы линейной алгебры.
М-2. Векторная алгебра.
М-3. Аналитическая геометрия.
М-4. Комплексные числа.
М-5. Введение в анализ.
М-6. Дифференциальное исчисление функции одной переменной.
2 семестр
М-7. Интегральное исчисление функции одной переменной.
М-8. Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных.
М-9. Интегральное исчисление функции нескольких переменных.
М-10. Дифференциальные уравнения.
3 семестр
М-11. Ряды.
М-12. Теория вероятностей. Случайные события.
М-13. Теория вероятностей. Случайные величины.
М-14. Математическая статистика.
В качестве примера приводится авторская разработка модуля М-3. Аналитическая геометрия.
На рисунке представлена структурная схема названного модуля.
Коллектив авторов определил характеристики входа (перечень основных понятий и умений для освоения модуля) и выхода (перечень основных понятий и умений в результате освоения модуля):
Характеристики входа
Необходимо знать:
Метод координат на плоскости и в пространстве. Понятие вектора, проекции вектора на ось модуля вектора. Сложение и вычитание векторов, умножение векторов на число. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов. Условия коллинеарности, перпендикулярности и компланарности векторов.
Необходимо уметь:
Находить координаты вектора, его модуль, уметь строить вектор на плоскости и в пространстве; выполнять линейные операции над векторами, вычислять угол между векторами. Вычислять скалярное, векторное, смешанное произведение. Устанавливать коллинеарность, перпендикулярность, компланарность векторов. Вычислять определители, решать системы ал-геброических уравнений.
МОДУЛЬ 3
Аналитическая геометрия
Структурная схема модуля
Характеристики выхода
Необходимо знать:
Простейшие задачи аналитической геометрии: расстояние между двумя точками, деление отрезка в данном отношении, координаты середины отрезка.
Уравнение линии на плоскости и в пространстве. Прямая линия на плоскости, основные виды уравнения: общее, через точку в данном направлении, через две точки, каноническое, параметрические, в отрезках, нормальное. Условия параллельности и перпендикулярности прямых, угол между прямыми.
Кривые второго порядка: уравнение окружности; эллипс, его уравнение, эксцентриситет, фокусы; гипербола, ее уравнение, фокусы, эксцентриситет, асимптоты; парабола, ее уравнение, фокус, директриса. Полярная система координат, линии в полярной системе координат, формулы перехода.
Плоскость в пространстве, основные виды уравнения: общее, через точку и нормальный вектор, через три точки, в отрезках, нормальное. Угол между плоскостями, условия параллельности и перпендикулярности плоскостей, пересечение плоскостей.
Прямая в пространстве, основные виды уравнения: общее, через две точки, канонические, параметрические. Угол между прямыми, условия параллельности и перпендикулярности прямых.
Пересечение прямой и плоскости, угол между ними, условия параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости.
Поверхности второго порядка: эллипсоид, параболоид, гиперболоид, цилиндры, конус. Метод сечений.
Необходимо уметь:
Находить расстояние между точками, координаты точки деления отрезка в данном отношении, строить прямые, кривые II порядка. Составлять уравнения линий на плоскости, находить точки их пересечения. Совершать переход от декартовых координат к полярным и наоборот. Вычислять угол между прямыми, Проверять условия параллельности и перпендикулярности прямых. Строить в трехмерной системе координат плоскости, прямые, поверхности II порядка по их уравнениям. Вычислять углы между плоскостями и прямыми, находить точки пересечения и линии пересечения плоскостей, прямых и поверхностей.
Авторами был разработан рейтинг контрольных мероприятий, предлагаемый ниже.
Текущий контроль, балл:
ДЗ-7. Прямая на плоскости - 1.
ДЗ-8. Кривые второго порядка - 1.
ДЗ-9. Прямая плоскость в пространстве -1.
ПР-7.Прямая на плоскости - 5.
ПР-8. Кривые второго порядка - 5.
РГР-2. Аналитическая геометрия -5.
Альбом кривых -10.
Конспект -3.
Повышение рейтинга - 5.
Рубежный контроль, балл:
Коллоквиум -5
Минимальная сумма баллов модуля -24.
Максимальная сумма баллов модуля - 41.
Структура учебно-методического обеспечения мо-дульно-рейтинговой системы более подробно представлена в сборнике статей научно-методической конференции [9, с. 101] и методических указаниях [10].
Модуль представляет собой целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по следующим составляющим:
- содержанию;
- методам обучения;
- уровню самостоятельности;
- темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Важную роль в реализации модульно-рейтинговой системы обучения студентов играет выбор методов обучения. Необходимо выбирать методы, которые помогают обучаемым осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализовываться как личность. Функции преподавателя при этом должны варьироваться в зависимости от уровня обучающихся - от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Кроме того, меняется характер и содержание подготовки преподавателя к занятиям: он продумывает не только как доступно объяснять материал, но и как лучше управлять учебной деятельностью студентов.
В процессе исследования была выявлена необходимость оптимизации деятельности преподавателя при проектировании модульно-рейтинговой технологии (МРТ) и ее реализации в учебном процессе, что обусловило необходимость разработки структуры его деятельности.
Разработанная структура отображает этапы деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения математики:
- комплексную диагностику педагогических условий;
- проектирование модульно-рейтинговой технологии;
- реализацию модульно-рейтинговой технологии;
- оценку результатов применения модульно-рейтинговой технологии;
- коррекцию элементов технологии.
Одним из инструментов реализации индивидуализации обучения посредством модульного построения содержания дисциплины является рейтинговая система контроля. Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРСО от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРСО производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу. Контроль по модулям производится в течение семестра согласно графику учебного процесса. При этом используется накопительная система формирования рейтинговой оценки с возможностью ее повышения.
В первом семестре к 1-й контрольной точке должны быть изучены модули М-1 и М-2. По каждому из них студент набирает баллы исходя из выполнения и защиты индивидуального домашнего задания (ИДЗ) или типового расчета (ТР), а также контрольных работ (КР) или проверочных работ (ПР) на аудиторных практических занятиях по математике. ИДЗ и ТР студенты выполняют дома в рамках самостоятельной работы. При этом они могут выяснить и обсудить с преподавателем появившиеся вопросы на консультациях, о которых сообщается заранее или одновременно с выдачей ТР. На практических аудиторных занятиях по математике студенты выполняют по изучаемой теме ПР или КР. Количество зачетных единиц в них и соответствующие оценки могут быть различными. Однако общая сумма баллов за все ПР или КР по каждому модулю должна составлять от 0 до 36 и 34 балла соответственно. Оценка, полученная на 1-й контрольной неделе (1-я контрольная точка), формируется как среднее арифметическое оценок за изучение модулей М-1, М-2, которые, в свою очередь, являются средним арифметическим баллов, полученных за ТР, КР, ПР и ДЗ, К полученной сумме баллов добавляются баллы за работы, повышающие рейтинг (от 0 до 5 баллов).
Первая контрольная точка определяет первоначальный рейтинг студента в группе и на потоке. Она дает возможность каждому студенту реально оценить свои достижения в изучении математики и при необходимости внести коррективы в организацию своей самостоятельной работы. Студентам дается возможность повторно решить полностью или частично задания из ТР, КР, ПР. При необходимости студенты отрабатывают пропущенные или неверно решенные задания и получают за это дополнительные баллы на текущей или следующей контрольной неделе.
За промежуток времени между 1-й и 2-й контрольными точками должны быть изучены модули М-3 и М-4 и проведен коллоквиум по материалу модулей М-2 и М-3. 2-я контрольная точка будет получена как среднее арифметическое набранных баллов (от 0 до 41 и 15) за выполнение ТР и ПР по модулям М-3 и М-4 и коллоквиум по модулям М-2 и М-3.
За последний отрезок семестра (между 2-й и 3-й контрольными точками) должны быть изучены модули М-5 и М-6. Формирование 3-й контрольной точки осуществляется аналогично 1-й с добавлением результатов компьютерного тестирования.
Компьютерное тестирование применялось для контроля текущих знаний по модулю М-6. Тестовый компьютерный контроль обладает рядом преимуществ:
- исключает недостатки, присущие традиционному контролю, такие как субъективность оценки и фактор лотереи;
- позволяет за короткое время охватить большое количество студентов;
- обеспечивает репрезентативность тестовой выборки и демократичность контроля в силу равных условий для тестируемых.
Третья контрольная точка подводит итог работе студентов по изучению математики в 1-м семестре. По результатам всех 3-х контрольных точек преподавателем может быть выставлена оценка по дисциплине на экзамене. Студентам, не согласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, дается возможность ее повышения на экзамене или зачете.
Отметим достоинства модульно-рейтинговой системы обучения.
1. Модульное построение содержания обучения позволяет осуществить индивидуальный подход к обучению и более эффективно организовать самостоятельную деятельность студентов. Каждый студент может выбрать свою последовательность изучения модулей, индивидуальный темп и уровень изучения материала, так как заранее известны требования к качеству изучения каждого модуля.
2. Накопительная система оценки учитывает
большее число видов учебной деятельности, тем самым увеличивает объективность итоговой оценки и позволяет получить характеристику динамики результатов обучения каждого студента.
3. Открытая информация о текущем рейтинге стимулирует студентов к регулярным и планомерным занятиям, что приводит в итоге к повышению прочности знаний.
4. Рейтинговая система психологически готовит студентов к жизни в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции.
Несмотря на достоинства, использование модуль-но-рейтинговой системы в обучении математике выявило следующие проблемы:
1. Значительные трудозатраты преподавателя на этапе педагогического проектирования.
2. Отсутствие достаточного количества разноуровневых дидактических материалов по курсу высшей математики, в том числе ориентированных на будущую профессиональную деятельность студента.
3. Отсутствие тщательно разработанных критериев оценки заданий (зачетных единиц) в рамках каждого модуля и каждого уровня усвоения, позволяющих максимально избавиться от субъективности преподавателя.
Решение обозначенных проблем обеспечит более широкое внедрение модульно-рейтинговой системы в процесс обучения математике.
В целом модульно-рейтинговая система создает условия для эффективной реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения математике, обеспечивает гибкость и динамизм учебного процесса, что позволяет в итоге говорить о возможности повышения качества обучения математике.
Статья поступила 10.02.2015 г.
Библиографический список
1. Бутакова Е.С., Замятина О.М., Мозгалева П.И. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 20-25.
2. Бекирова Р.С., Медведева И.П., Миндеева С.В. Мо-дульно-рейтинговая система при обучении математике в техническом вузе // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 188194.
3. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения: монография. Каунас, 1989. 271 с.
4. Наделяев В., Мартынова Т., Герстенбергер В. [и др.] Рейтинговая система оценки знаний при изучении общетехнических дисциплин // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 103-107.
5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
6. Гранберг И.И., Зинченко В.Я., Касимов Р.Я. Рейтинговый контроль (в вузе) // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 83-92.
7. Бекирова Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла (на примере курса математики в техническом вузе) автореф. дис. ... канд. пед. Наук. М., 1998. 23 с.
8. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 121-126.
9. Кудряшева Л.А., Медведева И.П., Миндеева С.В. Мо-дульно-рейтинговая система обучения как эффективное средство организации самостоятельной работы студента // Проблемы и перспективы развития регионально-отраслевого университетского комплекса ИрГУПС: сб. статей науч.-метод. конференции, посвященной 35-летию со дня образования Иркутского государственного университета путей сообщения. Иркутск: ИрГУПС, 2010. С. 100-104.
10. Медведева И.П., Миндеева С.В., Кудряшева Л.А. Математика. Модульно-рейтинговая система обучения. I семестр: метод. указания. Иркутск: ИрГУПС, 2010. 45 с.