Рассматривая эволюционное развитие национальных экономик, М. Портер предложил новый подход, который отражает динамично развивающийся характер конкуренции и основан на теории инноваций [4]. Автор дает три расширенных объяснения влиянию кластеров на конкурентоспособность: повышение конкурентоспособности через открытие доступа для специализированного вклада и работников-специалистов; расширение доступа к информации, институтам и общественным благам и поощрение дополняющей хозяйственной деятельности; повышение инновационного потенциала фирмы путем более быстрого распространения технологических знаний и инноваций. Конкурентное давление в рамках каждого кластера повышает мотивацию компаний к инновационной деятельности, стимулирует высокие темпы создания новых предприятий через создание работниками фирмы собственных предприятий путем отделения (spin-off). Однако необходимо заметить, что методологически правильным с точки зрения инновационного развития отечественной системы аграрного сервиса при рассмотрении вопроса оценки конкурентоспособности исходить из реалий, которые состоят в том, что в настоящее время в большинстве случаев конкурентоспособность машинно-технической продукции или услуг для агросек-тора отечественного производства связывается с более низкими ценами на аналогичные товары иностранного происхождения. Таким образом, возможности повышения конкурентоспособности сегментов системы материально-технического обеспечения через внедрение инноваций в значительной степени связаны с нацеленностью на повышение производительности и снижение всех видов издержек. Такой подход не исключает и в некотором роде стимулирует и создает мотивацию для внедрения прорывных инноваций, которые в значительной степени могут способствовать достижению высокой эффективности. Результативность при этом во многом зависит от уровня материального вознаграждения. Важно понять, что в условиях ограниченности ресурсов и доступа к новейшим технологиям, неблагоприятной конъюнктуры на внутреннем рынке перво-
степенной задачей является концентрация всех усилий на формирование способности к конкуренции предприятия, сегмента, отрасли.
Особенностью исследований общего подхода к оценке конкурентных преимуществ с учетом ранее высказанных замечаний является понимание того, что для уровня индустриального развития в первую очередь необходимо проанализировать экономию на издержках, оценить производительность и качество товара, а затем переходить к ценовым и неценовым конкурентным преимуществам. Системный поиск решения в ситуации осознания идеи о том, «что информация и инновации сегодня являются центральными движущими силами эволюции мировой экономики» [5], является важной исследовательской задачей в аграрной экономике. Формирование в отечественном аграрном секторе открытого доступа к новейшей информации и инновациям будет способствовать поиску оптимальных решений в исследовательских центрах. Внедрение инноваций в сложившихся условиях в значительной степени зависит от экономической политики государства.
Источники
1. Александрова, В.П., Скрипниченко, М.И., Феду-лова, Л.И. Прогнозирование влияния инновационных факторов на развитие экономики Украины/ В.П. Александрова, М.И. Скрипниченко, Л.И. Федулова // Экономика и прогнозирование. - 2007. - № 2. - С. 9-26.
2. Ушачев, И.Г. Перспективы формирования и развития аграрного рынка государств-участников единого экономического пространств а: доклад на XI конгрессе ЕААЕ (European Association of Agricuktural Economists)/ И.Г. Ушачев. - М. - 2005.
3. Федулова, Л.И. Интеграционные процессы корпоративных структур: возможности для инновационного развития экономики Украины/ Л.И. Феду-лова // Экономика и прогнозирование. - 2007. -№ 3. - С. 9-31.
4. Портер М. Конкуренция/ М. Портер; пер. с англ.- М.: Изд дом «Вильямс», 2002. - 496 с.
5. Деминг У. Эдвард. Новая экономика / Эдвард У. Деминг; [пер. с англ. Т.Гуреш]. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ НА УКРАИНЕ В ПРИБЛИЖЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША
Н.Н. Лубяной, к.т.н., проректор, В.А. Терновский, ассист. Таврического государственного
агротехнологического университета
Появление консультационной деятельно- следствием глобального процесса реформиро-
сти в новейшей истории Украины является вания отношений собственности в аграрном
секторе и перехода к принципам частной собственности и частной инициативы, характерных для современной рыночной экономики.
Информационно -консультационная деятельность в сельском хозяйстве связана с деятельностью юридических и физических лиц (сельскохозяйственных информационно-консультационных служб - ИКС, сельскохозяйственных консультантов и экспертов-консультантов) и направлена на удовлетворение нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в повышении уровня знаний и усовершенствовании практических навыков прибыльного хозяйствования, улучшении благосостояния сельского населения и развития сельской местности [2].
В данный момент в развитии ИКС важное значение имеет определение основных целей предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, основанных на выявлении их потребностей.
Вопросами деятельности ИКС и их основными направлениями занимались и продолжают заниматься много украинских, российских и других иностранных ученых. Среди них можно отметить О.Д. Витвицкую, А.Т. Цвигуна, Н.И. Лобанова, В.В. Дерлемен-ко, а также представителей России В.Г. Позднякова, И. Санду, М. Веселовского.
Система ИКС в Украине проходит сложный путь становления: давние исторические традиции растеряны в колхозные времена, а понимание того, что консультирование несет селу новые знания, современные технологии, рыночные методы хозяйствования и информацию, оказывает содействие уменьшению безработицы и активизирует потенциал сельских общин, приходит довольно медленно, как и того, что ни в какой стране сельское хозяйство не смогло бы развиваться эффективно, динамично без ИКС, а такие службы не могут работать и развиваться без государственной поддержки.
В июне 2004 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О сельскохозяйственной консультационной деятельности», который вступил в действие с 1 января 2005 г. Однако реализация положений этого закона практически еще не началась. Среди причин - непонимание сущности консультационной деятельности, неоднозначное трактование положений закона разными учреждениями, призванными реали-зовывать его, включая органы исполнительной власти и местного самоуправления, отсутствие «сигнала» для последних от центральных органов
власти об поддержке такой деятельности, прежде всего - финансовой [1].
Государство должно быть основной движущей силой развития сельского хозяйства на Украине, но, выдавая соответствующие постановления и указы относительно поддержки сельского хозяйства, государство должно опираться на поддержку ИКС, которые должны выступать объединяющим звеном между фермером и государством, а также всей сельскохозяйственной инфраструктурой.
Очень важными при работе с фермерами являются определение и удовлетворение нужд консультационными службами. Согласно Закону Украины «О сельскохозяйственной консультационной деятельности», можно выделить несколько основных задач и направлений их деятельности:
— повышение уровня знаний и усовершенствование практических навыков эффективного ведения хозяйства субъектами, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельского населения в условиях рыночной экономики;
— предоставление субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сельской местности, и сельскому населению консультационных услуг по вопросам экономики, технологии, управления, маркетинга, учета, налогов, права, экологии и т.п.;
— предоставление консультационных услуг органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по вопросам подготовки и реализации планов социально-экономического развития, формирования гражданского общества;
— распространение и внедрение в производство современных технологий, новейших достижений науки и техники;
— содействие развитию несельскохозяйственного предпринимательства в сельской местности, в том числе сельского зеленого туризма, занятости сельского населения и т.п.;
— работа с сельской молодежью, инициирование и реализация молодежных программ;
— другие задачи, определенные законом.
В европейских странах консультационная
деятельность в сельском хозяйстве имеет длинную историю и является достаточно развитой. На наш взгляд, более близким для Украины является опыт ведения такой деятельности в Польше, и поэтому целесообразно изучение этого опыта.
w к В Я
<С w В 2
^ w
ч ,
о л
W "
W _ Л А
m ^ о
U Рч
о н
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОНСАЛТИНГ
УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ (ПРАВО И ФИНАНСЫ)
ТЕХНОЛОГИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ
Е
л
Н
Н
Е
В
Т
С И
Й К
Я З О к
л
Х Р
О
К
С
Ь
Л
Е
С
Рис. 1. Позиция и окружение фермера в стране
По данным консультационных служб Польши, их услугами начиная с 70-х гг. пользуются около 90% сельхозпроизводителей. Основные вопросы, по которым проводится консультирование, можно подразделить на следующие направления:
— технологическое; получило свое развитие в 80-х гг. прошлого века; в это время появились новые технологии в производстве сельскохозяйственной продукции и удобрений; в животноводстве произошел скачек в проведении селекционной работы и переход на кормление животных смешанными кормами с использованием примесей;
— организационное; суть этого направления - в помощи фермеру в проведении реструктуризации хозяйства и его функционирования на рынке и в организации разных видов кооперации;
— финансово-экономическое; получило развитие после перехода к свободной рыночной экономике, а особенно после вступления в ЕС; основными задачами этого вида консультирования является помощь фермеру в составлении бизнес-планов, проведении расчетов и оформлении документов на получение кредитов;
— юридическое; консультирование, связанное с заключением договоров с различными субъектами хозяйствования и решением других вопросов в этой сфере;
— социально-бытовое; направлено на социальную помощь семье фермера, работа с бедными фермерами и работа с сельскими женщинами.
— кросс-компляйнс (англ. cross-compliance); это новое направление получило свое развитие после вступления в ЕС; основными вопросами, которые помогают решить консультанты, являются стандартизация качества продукции,
а также составление документов для получения субсидий и грантов.
Структура услуг, предоставляемыми польскими ИКС фермерам, находится в постоянной динамике, которая изображена на рис. 1.
Как видим, польские ИКС по своим прогнозам в будущем отдают значительную роль предоставлению консультаций по финансово-экономическому направлению и cross-compliance.
После проведения анализа направлений деятельности ИКС Польши, а также причин, побудивших работать именно по этим направлениям, государствам соседям следует принять это во внимание как один из возможных вариантов развития собственных ИКС.
В последние годы производители, как Украины, так и всех стран СНГ стремятся к проникновению на рынки других стран, в том числе и ЕС. Для устойчивого положения на рынке этих стран производители продукции, в том числе сельскохозяйственной, должны соблюдать стандарты, по которым работают производители соответствующей продукции в этих странах. Можно отметить, что успешными будут лишь те производители, которые готовы работать по этим стандартам, особенно это касается стандартов качества производимой продукции.
Также не следует забывать о том, что в данное время существует большое количество программ поддержки развития сельского хозяйства со стороны как отечественных, так и международных доноров, а также различного рода программы государственной поддержки. В своем дальнейшем развитии ИКС должны обращать внимание на вышеперечисленные факторы и быть готовыми обеспечить фермеров информацией по данным вопросам в будущем.
—•— Организационное —в— Финансово - економическое —Технологическое
—*— Социально - бытовое —5*— Сгозз-сорНапсе —•— Юридическое
Рис. 2. Динамика структуры видов предоставляемых услуг консультационными службами в Польше за период 1960-2007 гг.
Источники
1. Поабник для сшьськогосподарських дорад-ниюв/ за ред. Антошя Гайдачука. - Поморсь-кий Осередок дорадництва, вщдш в Старому Поль - 2005. - 325 с.
2. Закон Украши «Про сшьськогосподарську до-радчу д1яльнють» /науково-практичний комен-тар. Р.Я. Коршець, М.П. Гриценко, Ю.М. Бе-
рездецький, Ю.Я. Кухарук та ш. / за ред. Р.Я.Коршця. - Львiв: НВФ «Украшсью технологи», 2007. - 248 с.
3. Доклад директора Поморского центра ИКС, отдел в Старом Поле, Антония Гайдачука на тему «Опыт ИКС в Польши». Проект «Роль ИКС в стимулировании социально-экономических перемен в украинском селе», 08.07.2007.
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В АПК
Н.Г. Гончаренко, к.э.н., доц. Харьковского национального аграрного университета
им. В. В. Докучаева
Как неоднократно отмечалось в экономической литературе, первой стадией любого инновационного процесса является этап фундаментальных и прикладных исследований [1]. В связи с этим главное внимание необходимо уделить формированию информационной системы. С ее помощью можно получить представление об инновационном процессе и, соответственно, провести предварительные расчеты возможностей внедрения и объеме его финансирования на предприятии. Необходимо отметить, что принятие соответствующих решений в условиях неопределенности инновационных процессов, угрозы природных, производственных, заготовительно-сбытовых и финансовых рисков требует учесть не только внутреннее состояние предприятия, но и внешние факторы. Все это требует улучшения обеспечения сельскохозяйственных предприятий законодательной, рыночной, технологической и прогнозной информацией.
Существенное влияние на усовершенствование информационного обеспечения сельскохо-
зяйственных предприятий должны оказывать как государство, так и негосударственные структуры, которые специализируются на информационно-консультативном обслуживании села.
Наряду с этим сами товаропроизводители должны формировать свою информационную систему на основе использования технических средств информатизации, систематизации видов информационных материалов и использования данных о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятий как единой составляющей управления сельскохозяйственными предприятиями на научной основе.
Оформление поступления информации, которая необходима для проведения инновационного процесса, должно базироваться на таких принципах:
- определение информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения;
- объективность отображения процессов производства;