Научная статья на тему 'Развитие процессов информаизации и инновации в системе сельскохозяйственного консультирования'

Развитие процессов информаизации и инновации в системе сельскохозяйственного консультирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие процессов информаизации и инновации в системе сельскохозяйственного консультирования»

9.

"Антикризисное управление"080503». - М.: МФЮА, 2011. - Часть 1. - 391 с. Часть 2. - М.: МФЮА, 2011. - 391с.

Огарков С.А. Инвестирование: Учеб.-метод. комплекс по специальности 080503 «Антикризисное управление». - М.: МФА, 2008. - 72 с. Огарков С.А. Иностранные инвестиции: Учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов

всех форм обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент «Финансовый менеджмент»- М.: МФЮА, 2011. - 69 с.

10. Огарков С.А. Инвестиции: Учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки Менеджмент 080200.62(«Финансовый менеджмент») -М.: МФЮА, 2012. - С. 77.

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Н.С. Зонова, к.э.н., доц., зав. кафедрой, Т.В. Гребенкина, ст. преп., Р.В. Ливанов, ст. преп., Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Современный аграрный комплекс страны невозможно представить без использования достижений современной науки и передового опыта, внедрения новых технологий, повышения профессионального уровня и экономической культуры. В условиях развития малого предпринимательства в аграрном секторе возникла острая потребность в юридических, экономических и профессиональных знаниях у широкого круга сельхозтоваропроизводителей. Это обусловило необходимость организации информационной и консультационной поддержки во всех сферах АПК. Отечественный и зарубежный опыт показал, что создание и работа информационно-консультационной службы является одной из действенных форм поддержки аграрного производства и его конкурентоспособности.

К настоящему времени информационно-консультационные службы (центры) созданы в большинстве регионов России. Координирующую роль в деятельности ИКЦ осуществляет «Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций сельскохозяйственного консультирования» (АСКОР). По данным этой организации на начало 2010 г. функционируют 531 районных (межрайонных) организаций сельскохозяйственного консультирования, из которых 209 являются структурными подразделениями региональных формирований, 7 образовательных учреждений, 181 центр организован в форме муниципального учреждения (предприятия). Существенное снижение в 2010 г. наблюдается в организации деятельности районных центров в виде некоммерческих и коммерческих структур, на конец, 2010 г., без бюджетной поддержки «выжило» только 38 центров из 79, что можно объяснить снижением платежеспособности сельских товаропроизводителей.

Наиболее активно развитие ИКЦ идет в Центральном и Приволжском федеральных ок-

ругах, где сейчас работают около трети всех консультантов и наиболее развита районная сеть. В последние годы наблюдается возрастающий интерес к развитию районного звена системы в Сибирском федеральном округе, где создано 137 районных центров.

В системе сельскохозяйственного консультирования занято 3115 человек, из которых 1333 чел. (43%) работают в региональных центрах, 1787 чел. (57%) в районных центрах. 2014 сотрудников (67%) являются штатными, а 1141 (37%) работают по совместительству. В 2010 году развитие консультационной помощи сельским товаропроизводителям и сельскому населению и консультационная деятельность были профинансированы в объеме 500 млн руб. (156,5 млн руб. к 2009 г.). В структуре финансирования средств из внебюджетных источников наблюдается положительная динамика, в 2010 г. их объем достиг 116,2 млн руб. В 2010 г. формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано около 740 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Более 90% сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей сельских территорий имеют возможность оперативно получать консультационную помощь, при этом 66% респондентов дают хорошую и 33 % удовлетворительную оценку качества предоставления консультационных услуг.

Наиболее востребованными в 2010 г. остаются консультационные услуги в области растениеводства (15,3%) и животноводства (13,9%). Возрос и достиг 12,1% объем услуг по бухгалтерскому учету и вопросам по экономике - 10,6% (в 2009 году 8%). Увеличился интерес сельских жителей к консультационной помощи по оформлению кредитов (9,8%). На уровне 2009 г. остались объемы консультационных услуг в области маркетинга, правовых и других вопросов.

Одним из важных условий успешной работы ИКЦ является развитие информатизации и

инноваций в данной сфере. Однако данный процесс настолько не однозначен и носит разноплановый характер, что требует его исследования и выявления общих закономерностей развития.

В мировой практике существует целый ряд моделей организации деятельности информационно-консультационной службы для сельских производителей на основе использования современных информационных технологий.

Высокий уровень организации университетской науки в сочетании с развитием средств телекоммуникации стали предпосылками создания системы информационно-консультационного обслуживания фермеров США, являющейся самой мощной и эффективной в мире.

Центральным государственным ядром этой службы является университетская система "экстеншн". Задачами системы являются реализация образовательных программ для фермеров, инновационное консультирование и обслуживание. Система имеет собственную учебно-методическую базу, демонстрационные и экспериментальные предприятия и фермы. Следует отметить особенности в работе американской системы "экстеншн". В частности она не участвует в оперативном повседневном консультировании фермеров. Ее агенты на местах только предоставляют информацию о том, где они могли бы эти консультации получить. В этом смысле первичное звено американской системы "экстеншн" можно назвать информационным посредником. Весь процесс оперативного консультирования реализуется сетью частных консалтинговых и сервисных структур, а также коммерческими компаниями - производителями и поставщиками сельскохозяйственной техники, скота, семенного материала, удобрений, ядохимикатов.

Исследование английской модели инфор-мационно-консультацинного обслуживания фермеров позволило выявить ее полную экономическую, политическую и юридическую независимость. Это ориентирует работу только на потребности клиента-фермера, что является основой доверия и авторитета системы у всего фермерского сообщества страны. К недостаткам английской модели можно отнести ее изолированность от университетской и отраслевой науки, что затрудняет пропаганду научных разработок. Кроме того, следует признать, что полная коммерческая самостоятельность имеет и обратную сторону - стремление компании расширяться за счет увеличения объема капитала и его оборота неизменно приведет к распространению ее внимания на другие сферы деятельности и на другие отрасли, помимо сельского хозяйства.

Исследование скандинавских моделей и стран Прибалтики так же позволили выявить их сильные и слабые стороны.

Изучение зарубежного опыта инновационной деятельности ИКС позволило сделать вывод о том, что ни одна из изученных моделей не может быть принята в однозначном варианте на вооружение в российской практике. Аргументами могут служить следующие выводы.

1. Во многих странах сельскохозяйственное производство носит узко специализированный характер с вертикальной интеграцией мелких, средних и крупных ферм и предприятий. В условиях России сельскохозяйственные предприятия имеют многоотраслевой характер, поэтому возникающие перед ними проблемы могут носить разноплановый характер даже в масштабах одного предприятия.

2. Отличия в источниках и размерах финансирования деятельности ИКЦ и их технической оснащенности ограничивают выбор форм и методов их работы.

3. Наличие слабой правовой базы, определяющей статус и регламентирующей деятельность ИКС России, затрудняет осуществление взаимодействия с государственными и коммерческими организациями. Назрела необходимость разработки и принятия ФЗ «О сельскохозяйственном консультировании».

Определенный опыт развития инноваций и информатизации в информационно-консультационной деятельности накоплен и в Кировской области. На сегодня подобного рода услуги оказывают «Кировский региональный ИКЦ» Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр сельскохозяйственного консультирования "Клевера Нечерноземья", вузы г. Кирова и в частности «Центр инноваций» Вятской ГСХА.

Наиболее богатый опыт накоплен у Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК на базе, которого функционирует учебно-информационный консультационный центр, оказывающий широкий спектр услуг, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

В 1998 г. по распоряжению Администрации Кировской области, Центр получил официальный статус. Основная задача, поставленная перед Кировским региональным ИКЦ - создание единой информационно-консультационной сети в агропромышленном комплексе Кировской области, что позволяет сделать всю систему информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей оперативной, маневренной, удобной и доступной.

Основными направлениями развития информатизации деятельности Кировского регионального ИКЦ на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК в настоящее время являются:

1) модернизация технической базы: замена устаревших ПК, модернизация компьютерных сетей на основе Wi-Fi технологий, доступ в высокоскоростной Интернет;

2) создание, пополнение и сопровождение информационных баз данных, в частности: нормативно-правовых, инженерно-технического обеспечения, ценового мониторинга, экономико-статистических показателей, оперативной информации (например, по объемам производства с.-х. продукции и продажам), о новых технологиях в растениеводстве и животноводстве, о товарах и товаропроизводителях и другие.

3) создание сети районных отделений ИКЦ и обеспечение оперативного консультирования специалистов организаций АПК;

4) расширение практики проведения ве-бинаров с привлечением высококомпетентных специалистов.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о необходимости построения концептуально новой модели ИКС, которая потребует решения следующих задач:

- создание условий для эффективного взаимодействия органов государственного управления сельским хозяйством разных уровней между собой и с товаропроизводителями на основе широкого внедрения информационно-компьютерных технологий;

- формирование и использование информационных ресурсов: создание интегрированных справочно-информационных фондов, создание информационно-мониторинговых систем, подготовка и издание печатной информационной продукции (каталогов, справочников, журналов, бюллетеней, учебно-методической литературы для консультантов и др.);

- мониторинг различных категорий пользователей ИКС и удовлетворение их информационных потребностей;

- целенаправленный поиск, апробация и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта;

- активное взаимодействие с научными и учебными центрами, продвижение результатов их исследований в производство;

- использование современных информационных технологий для активного обновления информационных баз и оперативного консультирования потребителей услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.