Научная статья на тему 'Информатизация в профессиональном образовании инвесторов'

Информатизация в профессиональном образовании инвесторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация в профессиональном образовании инвесторов»

3. Зиятдинова Ф.Г., Кучаева Е.И. Российское село в рыночных условиях. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 199 с.

4. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодёжи сельских терри-

торий (на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем. - (Электронный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - № 1. - URL: http://sisp.nkras.ru/issues/issues/2012/1/ stovba.pdf.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНВЕСТОРОВ С.А. Огарков, к.э.н., преп. Московского финансово-юридического университета

Система информатизации образования позволяет характеризовать современное общество как насыщенное информацией. Кризис системы образования, возникший от дефицита финансирования, обесценения и утраты для практики знаний планово-распределительного механизма, состоит в противоречии содержания образования, масштабов и уровня развития образовательных методик рыночному направлению развития общества.

Именно поэтому, проблеме финансовой грамотности посредством многоступенчатого образования уделяют все большее внимания в профессиональной среде инвесторов. Информатизация финансового образования начинает осознаваться обществом как важнейший фактор не только технологического и социально-экономического заполнения вакуума, но и выживания цивилизации, как условие предотвращения и преодоления глобальных экономических кризисов. Информация становится научной и философской категорией, объектом инвестиций.

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности требует появления новых информационных технологий на основе применения электронных средств обработки информации.

Меняются формы представления знаний в учебном процессе, продвигая новые средства их представления в дидактическом процессе и методы преподавания.

В обучение все масштабнее внедряется визуальное образование (изображение, образ, модели, знаки) при рассмотрении динамики экономических показателей, финансовых потоков, моделей прогноза. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре инвесторов, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с финансовой информацией.

Медиа-образование, изучающее средства массовых коммуникаций, подготавливающее к инвестиционной деятельности в информационном пространстве, сформировывает навыки пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, т.е. осу-

ществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на субъект инвестиций средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В этой связи, необходимо изучать специальный предмет инвестология, призванный решать эти задачи.

Значение современных знаний в теории инвестологии определяется важностью реализуемой стратегии модернизации основных фондов на предстоящие десятилетия, привлечением инвестиций в сельское хозяйство для ускорения темпов роста производительности труда и удовлетворения потребностей повышения роста благосостояния населения.

Многообразие форм собственности и хозяйствования, развитие рыночных отношений на основе механизма инвестирования позволяют обосновать новое направление получения научных знаний практической деятельности по дисциплине «Инвестология сельского хозяйства». Вместе с тем, в настоящее время изучается дисциплина «Инвестиции» по направлению 080200.62 профиля подготовки (программа бакалавриат) «Финансовый менеджмент»; по специальности 080105 «Финансы и кредит» и разработаны учебно-методические материалы. Однако, передача знаний о формах и источниках инвестиций является недостаточным и неполным для освещения, следуя из понимания сущности самого названия преподаваемой дисциплины «Инвестиции». Инвестиции лишь одна из категорий концепции инвестологии.

Основным условием повышения научного уровня принятия решений, роста инициативы и активности в управлении является экономическая подготовка специалистов по направлениям и специальностям. Обобщения научных положений и наращиваемый опыт инвестиционной деятельности позволяют сформировать инве-стологию сельского хозяйства как отрасль научных знаний, изучающую экономические закономерности, сопровождаемых инвестициями в_ механизме инвестиции-капитал. Инвестология изучает состав и структуру инвестиций, устанавливает присущие им закономерности на этапах расширенного, инволюционного (свёртываемого), простого вида воспроизводства капитала, организационно-экономический меха-

| низм инвестирования. Система инвестиции-капитал это единство формируемых и реализуемых в процессе воспроизводства закономерно связанных её элементов инвестиций и капитала. Подобные системы с участием инвестиций формируют отношения на фондовом, ва-лютно-товарном рынке, а также в сфере услуг и информационном пространстве [1].

Предметом новой специальности «Инве-стология сельского хозяйства», должно являться изучение закономерностей формирования производственных отношений между субъектами инвестиционной деятельности во взаимной связи с другими сферами экономики с учетом результатов исследований других общественных наук. Важная задача предмета инвесто-логия сельского хозяйства заключается в определении эффективности инвестиций и принимаемых решений [2].

Совокупность дисциплин в теории инве-стологии объединяет общий объект изучения категория инвестиции: организация и финансирование инвестиций, экономическая оценка инвестиций, оценка инвестиций, инвестиционное право, инвестирование, инвестиционная стратегия, инвестиционные стратегии, инвестиционный анализ, инвестиции, иностранные инвестиции, конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионов, маркетинг на предприятии с иностранными инвестициями, международные банки и инвестиционные институты, основы инвестиционно-ипотечного анализа, управление инвестициями, управление инвестициями в недвижимость, управление инвестициями в торговле, управление инвестициями и инновационная деятельность, экономическая оценка недвижимости и инвестиции, антикризисная инвестиционная политика, бухгалтерский учет в инвестиционных фондах, международные инвестиции. Это позволяет приступить к разработке проекта научно-методического электронного журнала «Инве-стология».

В перспективе государственный образовательный стандарт следует дополнить квалификацией инвестолог и разработать инновационную программу обучения по дисциплине «Инвестология в сельском хозяйстве» в высших учебных заведениях на кафедрах инвестологии, учебных заведениях дополнительного профессионального образования. Ядром теории инве-стологии в вузах должны стать вопросы изучения читаемых дисциплин.

Инвестология широко использует содержание учебно-методических комплексов и курсов лекций смежных дисциплин [3-10]. Важная роль при изучении курса отводится глубокому

усвоению новых знаний об инвестициях и правового обеспечения инвестиционной деятельности. В то же время инвестология сельского хозяйства, как отраслевая наука, дает базу для изучения последующих дисциплин экономического профиля, таких как: организация производства, анализ хозяйственной деятельности, экономико-математические методы, финансирование и кредитование, управление производством, международные экономические связи, предпринимательство, экономика отрасли (сельского хозяйства).

На семинарских занятиях обсуждаются тексты ситуаций для анализа, задания, задачи, деловые игры, диспуты, ток-шоу, дебаты.

Ситуация 1. Вам очень хотелось быстро в считанные месяцы нажить свой капитал, вы не были знакомы с правилами рынка, законно-дательством. И вот, потеряли весь свой депозит - разорилась структура, куда вы вложили последние деньги. Теперь у вас прединфарктное состояние, - кто вас тащил за руку?

Ситуация 2. Вложились в квартиру, купили на стадии котлована. Обманутые дольщики - как защитить их права?

Ситуация 3. Вы пришли в банк с бизнес-планом за деньгами, Вам говорят: а где гарантии что все окупится? - Ваши доказательства...

Ситуация 4. Вам же сказали на телевизоре : «.через полгода сахар «45», котировка акции «100».», а почему все наоборот в реальности получилось?

Ситуация 5. Как пересидеть кризис и в чем? Что предвещает разворот рынка? Кого надо слушать для принятия решения по инвестированию? Стоит ли на заемные рисковать?

Источники

1. Огарков С. А. Инвестология в сельском хозяйстве: Монография. - М.: Издательство «Спут-ник+»,2010. - 92 с.

2. Огарков С. А. Инвестология как инновационная программа обучения вузов. Модернизация России: социально-экономический, культурный и правовой аспект: Материалы XI научно-практических чтений памяти А.Н.Радищева . М.: МФЮА, 2011. - 104 с.

3. Огарков С.А. Оценка инвестиций: Учебно-методический комплекс./Сост.:к.э.н. Огарков С. А. -М.:МФЮА,2011. - С.57

4. Огарков С.А. Инвестиции: Учебно-методический комплекс./Сост.: к.э.н. Огарков С. А. - М.: МФЮА, 2011. - 73 с.

5. Там же. 73 с.

6. Огарков С.А. Экономическая оценка инвестиций: Учеб.-метод. комплекс /Сост.: к.э.н. Огарков С. А. - М.: МУГУ, 2011. - 57 с.

7. Огарков С.А. Инвестирование. Конспект лекций для студентов обучающихся по специальности

9.

"Антикризисное управление"080503». - М.: МФЮА, 2011. - Часть 1. - 391 с. Часть 2. - М.: МФЮА, 2011. - 391с.

Огарков С.А. Инвестирование: Учеб.-метод. комплекс по специальности 080503 «Антикризисное управление». - М.: МФА, 2008. - 72 с. Огарков С.А. Иностранные инвестиции: Учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов

всех форм обучения по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент «Финансовый менеджмент»- М.: МФЮА, 2011. - 69 с.

10. Огарков С.А. Инвестиции: Учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки Менеджмент 080200.62(«Финансовый менеджмент») -М.: МФЮА, 2012. - С. 77.

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Н.С. Зонова, к.э.н., доц., зав. кафедрой, Т.В. Гребенкина, ст. преп., Р.В. Ливанов, ст. преп., Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Современный аграрный комплекс страны невозможно представить без использования достижений современной науки и передового опыта, внедрения новых технологий, повышения профессионального уровня и экономической культуры. В условиях развития малого предпринимательства в аграрном секторе возникла острая потребность в юридических, экономических и профессиональных знаниях у широкого круга сельхозтоваропроизводителей. Это обусловило необходимость организации информационной и консультационной поддержки во всех сферах АПК. Отечественный и зарубежный опыт показал, что создание и работа информационно-консультационной службы является одной из действенных форм поддержки аграрного производства и его конкурентоспособности.

К настоящему времени информационно-консультационные службы (центры) созданы в большинстве регионов России. Координирующую роль в деятельности ИКЦ осуществляет «Ассоциация сельскохозяйственных консультационных организаций сельскохозяйственного консультирования» (АСКОР). По данным этой организации на начало 2010 г. функционируют 531 районных (межрайонных) организаций сельскохозяйственного консультирования, из которых 209 являются структурными подразделениями региональных формирований, 7 образовательных учреждений, 181 центр организован в форме муниципального учреждения (предприятия). Существенное снижение в 2010 г. наблюдается в организации деятельности районных центров в виде некоммерческих и коммерческих структур, на конец, 2010 г., без бюджетной поддержки «выжило» только 38 центров из 79, что можно объяснить снижением платежеспособности сельских товаропроизводителей.

Наиболее активно развитие ИКЦ идет в Центральном и Приволжском федеральных ок-

ругах, где сейчас работают около трети всех консультантов и наиболее развита районная сеть. В последние годы наблюдается возрастающий интерес к развитию районного звена системы в Сибирском федеральном округе, где создано 137 районных центров.

В системе сельскохозяйственного консультирования занято 3115 человек, из которых 1333 чел. (43%) работают в региональных центрах, 1787 чел. (57%) в районных центрах. 2014 сотрудников (67%) являются штатными, а 1141 (37%) работают по совместительству. В 2010 году развитие консультационной помощи сельским товаропроизводителям и сельскому населению и консультационная деятельность были профинансированы в объеме 500 млн руб. (156,5 млн руб. к 2009 г.). В структуре финансирования средств из внебюджетных источников наблюдается положительная динамика, в 2010 г. их объем достиг 116,2 млн руб. В 2010 г. формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано около 740 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Более 90% сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей сельских территорий имеют возможность оперативно получать консультационную помощь, при этом 66% респондентов дают хорошую и 33 % удовлетворительную оценку качества предоставления консультационных услуг.

Наиболее востребованными в 2010 г. остаются консультационные услуги в области растениеводства (15,3%) и животноводства (13,9%). Возрос и достиг 12,1% объем услуг по бухгалтерскому учету и вопросам по экономике - 10,6% (в 2009 году 8%). Увеличился интерес сельских жителей к консультационной помощи по оформлению кредитов (9,8%). На уровне 2009 г. остались объемы консультационных услуг в области маркетинга, правовых и других вопросов.

Одним из важных условий успешной работы ИКЦ является развитие информатизации и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.