КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метоаическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
Огарков Сергей Анатольевич,
кандидат экономических наук, преподаватель АОЧУ ВПО «Московский финансовоюридический университет», г. Москва [email protected]
Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии
Аннотация. В статье изложены методические подходы к преподаванию теории инвестологии в вузах по соответствующим направлениям и специальностям, раскрыта необходимость введении дисциплины «Инвестология» для распространения научных знаний в среде высшего образования, предложена тематика обучения, приведены примеры и особенности ведения семинарских занятий по этой дисциплине. Ключевые слова: дисциплина «Инвестология», учебно-методические материалы, механизм инвестирования.
Значение современных знаний в теории инвестологии определяется важностью реализуемой стратегии модернизации основных фондов на предстоящие десятилетия, привлечением инвестиций в экономику для ускорения темпов роста валового внутреннего продукта и удовлетворения потребностей благосостояния населения. Инвестиции противостоят кризисам и войнам, ускоряют экономический рост валового внутреннего продукта, являются источником расширенного воспроизводства основных фондов, одним из условий достижения благосостояния производительных сил общества.
Многообразие форм собственности и хозяйствования, развитие рыночных отношений на основе механизма инвестирования позволяют обосновать новое направление изучения научных правил и практической деятельности по дисциплине «Инвестология». Вместе с тем, в настоящее время изучается дисциплина «Инвестиции» по направлению подготовки 080200.62 профиля подготовки «Финансовый менеджмент». В рамках специальности 080105.65 «Финансы и кредит» также разработаны учебнометодические материалы. Однако передача знаний о формах и источниках инвестиций является недостаточным и неполным для освещения, следуя из понимания самого названия существующей дисциплины «Инвестиции».
Основным условием повышения научного уровня принятия решений, роста инициативы и активности в управлении является экономическая подготовка студентов по соответствующим направлениям и специальностям. Обобщения научных положений и наращиваемый опыт инвестиционной деятельности позволяют сформировать инвесто-логию как дисциплину, требующую освоения экономических закономерностей, сопровождаемых инвестициями в механизме «инвестиции - капитал». Инвестология изучает состав и структуру инвестиций, устанавливает присущие им закономерности на этапах расширенного, инволюционного (свёртываемого), простого вида воспроизводства капитала. Система «инвестиции - капитал» - это единство формируемых и реализуемых в процессе воспроизводства закономерно связанных её элементов инвестиций и капитала. Подобные системы с участием инвестиций формируют отношения на фондовом, валютно-товарном рынках, а также сфере услуг и информационном пространстве.
Цель дисциплины «Инвестология» - получение студентами глубоких знаний о сущности и современной роли инвестиций, теоретической и практической областях изучения инвестиций.
Задачи дисциплины:
- уяснить экономическую сущность и содержание категории инвестиции;
- постичь научную методологию инвестиционной деятельности, знать научнообоснованную классификацию инвестиций, их источники;
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНЦЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
- наглядно представлять формы инвестиционного процесса;
- освоить инвестиционные инструменты и механизмы их функционирования на открытом рынке и корпоративном уровне, которые соответствуют современной теории заключения сделок;
- раскрыть сущность оценки рисков в инвестиционной деятельности;
- изучить федеральные законы и нормативные акты в области инвестиционной деятельности;
- сформировать навыки расчета показателей эффективности инвестиций;
- обеспечить единство и преемственность в изучении курса инвестологии с другими учебными дисциплинами;
- выработать у студентов умение с пониманием относиться к планированию инвестиций в условиях ограничений мусульманского фактора;
- получить представление об инвестиционной деятельности в условиях циклически развивающихся процессов в экономике, организационных формах инвестирования, финансовом планировании в кластерах экономики;
- получить практические навыки выбора метода амортизации основных средств, способствующие росту капитализации компании.
Дисциплина «Инвестология» изучается на старших курсах и закладывает фундамент для понимания движения капитала, является базовым теоретическим и практическим основанием, в том числе и для направления «Финансовый менеджмент», использующего методы управления инвестиционным проектом и портфелем.
В сферу компетенции обучающегося, формируемой в результате освоения дисциплины, входит обеспечиваемое инструментарием формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций по направлению (специальности): владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность анализировать экономически значимые проблемы и процессы, происходящие на финансовом рынке и в реальном секторе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; умение использовать нормативные правовые документы; способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
По расчетно-экономической деятельности: способность выполнять оценку экономических и финансовых показателей, необходимых для составления бизнес-планов, программ и проектов, инвестиционных позиций; способность определять индикаторы устойчивости финансовых потоков, эффективности использования источников инвестиций; проводить мониторинг соответствия основных характеристик инвестиционной деятельности международным требованиям и стандартам.
По аналитической, научно-исследовательской деятельности: способность давать оценку влиянию инвестиций на социально-экономические процессы; способность проводить систематизацию и анализ программных и нормативных документов, определяющих организацию и развитие инвестиционной деятельности;
«VI О <х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
способность анализировать риски в управлении инвестициями, осуществлять мероприятия по их снижению.
По организационно-управленческой деятельности: способность осуществлять функции должностных лиц в корпорациях, частном бизнесе, государственных и иных органах, наделенных властными полномочиями в области финансовых и денежнокредитных отношений; способность разрабатывать и обосновывать предложения по повышению эффективности формирования и использования государственных и частных инвестиций, совершенствованию управления государственными и частными капиталами; способность использовать зарубежный опыт в целях совершенствования механизма инвестирования в российском экономическом пространстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание инвестиций, их место в экономике;
- организацию инвестиционной деятельности; классификацию инвестиций;
- содержание и состав источников инвестиций;
- особенности функционирования механизмов привлечения инвестиций по лизингу, ипотеке, соглашениям о разделе продукции, в особые экономические зоны;
- основы управления инвестициями, инструменты управления инвестициями на финансовом рынке, программное обеспечение интернет-трейдинга;
- современные тенденции развития международной инвестиционной деятельности в Российской Федерации, подходы и приемы оценки их эффективности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить анализ организации инвестиций, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие;
- оценивать показатели эффективности инвестиций, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования прибыли;
- применять нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственных и частных инвестиций;
- давать оценку риска инвестиций, анализировать качество управления портфельными инвестициями, определять условия и направления совершенствования инвестиционной деятельности в бизнес структурах по управлению финансовыми потоками;
- осуществлять поиск открытой информации для выполнения самостоятельного задания, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных задач;
- представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
- теорией инвестологии, методологией фундаментального и технического исследования в области инвестиций;
- методиками расчета и анализа показателей формирования и использования капитала проекта и портфеля, эффективности управления финансовыми потоками;
- способами выявления и обработки открытой информации, необходимой в процессе управления инвестициями.
Общая трудоемкость дисциплины может составить 4 зачетные единицы или 144 часа. Структура разделов дисциплины раскрывают темы: «Предметная область изучения инвестиций. Инвестология»; «Классификация и источники инвестиций»; «Российское инвестиционное законодательство, риски, инвестиционный климат»; «Экономический цикл и инвестиции. Рост, равновесие»; «Амортизация и основные фонды»; «Институты, механизмы и инструменты инвестиционной деятельности»;
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНЦЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
«Формы инвестиций: лизинг, ипотека, соглашение о разделе продукции, венчур, концессии»; «Особенности отраслевого размещения инвестиций»; «Метод портфеля и бизнес-плана. Программно-целевой метод»; «Инвестиции в исламе»; «Эффективность инвестиций»; «Защита экономического пространства в кризис».
В частности, тема «Инвестиции в исламе» раскрывает важное понятие исламской финансовой системы и включает изучение следующих вопросов: «Исламский банк»; «Особенности исламского управления банковскими активами»; «Принципы исламского инвестирования»; «Понятийный аппарат исламских инвестиции и этнические инвестиционные инструменты: риба, гарар, сукук, мурабаха, мудараба, иджара, мушарака, ваад, мейсир, мусакат, закат, садака»; «Проникновение исламской философии инвестирования в российское экономическое пространство»; «Механизмы реализации исламских инвестиционных проектов»; «Устойчивость исламских инвестиций от поражения мировыми кризисами»; «Внутреннее и внешнее инвестиционное равновесие»; «Частные исламские инвестиции»; «Классификация исламских инвестфондов»; «Правовые источники исламских финансов»; «Российский рынок конфессиональных финансовых услуг, появление ПИФов, специализирующихся для мусульман»; «Исламские биржевые индексные фонды»; «Принцип разделения рисков и прибыли»; «Ненарушаемость договора».
Для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине следует придерживаться следующих рекомендаций. Учитывая индивидуальные наклонности и способности студентов, преподаватель ставит задачу. К семинару необходимо подготовиться и преподавателю, и студентам, определяя свою индивидуальность в нем. На начальном этапе подготовки к семинарским занятиям студентам закладываются умения, необходимые для самостоятельной работы: занятия с научной литературой и средствами массовой информации; владение речью; создание небольших устных и письменных работ для участия в семинаре. Настроится на ведение диалога. Перед семинаром преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данной темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить вопросы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Следует проговаривать, а не читать подготовленный материал, исключениями могут быть цифровые данные, цитаты, высказывания. Выступление необходимо строить четко, обоснованно, короткими фразами.
Подготовиться слушать и критически оценивать выступления товарищей, быстро включаться в обсуждение, не нарушая внутренней логики развития темы.
Использовать дополнительные учебно-методические материалы, позволяющие изучить более глубоко рассматриваемые вопросы: рабочий макет бизнес-плана промышленного предприятия, инвестиционная декларация управляющей компании, проект двустороннего инвестиционного договора, экспертное заключение эффективности инвестиций, структура портфеля финансовых инструментов трейдера, аналитическая записка консалтинговой структуры или рейтингового агентства о состоянии инвестиционного климата, рекламные проспекты эмитентов, инвесторов о перспективах инвестиций, сборники инвестиционного законодательства, раздаточные материалы семинарских занятий учебных центров и подразделений профессиональных участников фондового рынка РТС, Финам, Алор и других.
Реализовать навыки в игровой манере позволят семинарские занятия, где обсуждаются тексты ситуаций для анализа, задания, задачи.
Ситуация 1. Вам очень хотелось быстро в считанные месяцы увеличить свой капитал, но Вы не были знакомы с правилами рынка и законодательством. И потеряли весь свой депозит - разорилась структура, куда Вы вложили последние
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
деньги. Теперь у Вас предынфарктное состояние, - кто Вас тащил за руку?
Ситуация 2. Вложились в квартиру, купили на стадии котлована. Обманутые дольщики - как защитить их права?
Ситуация 3. Вы пришли в банк с бизнес-планом за деньгами, а Вам говорят: «Где гарантии, что все окупится?» - Ваши доказательства...
Ситуация 4. Вам же сказали по телевизору: «.Через полгода сахар «45», котировка акции «100».», а почему все наоборот в реальности получилось?
Задание 1. Сходите на портал библиотеки по финансам, или возьмите в руки словарь, например англо-русский по экономике, и повторите термины в области инвестиций, с которыми вы познакомились на лекциях.
Задание 2. Если у вас есть доступ послушать бесплатный семинар Финам по теме «Инвестиции» - не пропустите, это можно сделать, просмотрев архив сайта компании, а также посетить офис во время его проведения - расписание на сайте: www.finam.ru.
Задача 1. Дивиденд по привилегированной акции 10% ежегодно от номинала 100. Будете брать? При каких обстоятельствах, с какой целью?
Задача 2. Вы собираетесь жить на пенсию, как инвестировать свои сбережения?
Задача 3. Какое дело открыть в России, используя иностранные инвестиции, и как это возможно?
Занятия проводятся в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу). Приведем примеры.
Деловая игра.
Цель занятия: убедить инвестора.
Правила проведения: организуется кредитный комитет финансово-банковской структуры, разрабатываются критерии предоставления инвестиций и доводятся для разработчиков бизнес-плана, проводятся переговоры со стороной испрашивающей инвестиции.
Распределение ролей: до пяти человек - кредитный комитет, до трех человек -составители бизнес-плана.
Функции: кредитному комитету подготовить опросник и задавать вопросы второй стороне переговорного процесса. Цель - не соглашаться, сделать макет резюме бизнес-плана по критериям, разработанным в финансово-банковской структуре, убеждать в целесообразности вложений.
Схема взаимодействия участников: полчаса сторонам на подготовку
виртуальной документации, согласование ее внутри каждой группы, направления инвестиций произвольные, объемы и условия в интересах кредитного комитета, согласование, обсуждение с преподавателем тонкостей планирования инвестиций и приемов по разрешению споров, не заводить в тупик вопрос.
Система оценки: поддержка со стороны преподавателя.
Ролевая игра.
Цель занятия: формирование навыков портфельного инвестирования.
Правила проведения: организовать виртуальный инвестиционный фонд,
объявить портфель с группой до пяти человек, остальная часть группы занятий -вкладчики, создать условия для приема вкладов, рассказывать вкладчикам о преимуществах своей организации, «инвесторам» вести переговоры и пытаться вкладывать. (Пауза. Кризис. Дефицит ликвидности - как вариант 1, нарастили портфель - вариант 2). Вкладчики собрались у дверей - просят вернуть сбережения. Действия сторон рассмотреть с преподавателем.
Распределение ролей: поделить присутствующих на фонд и толпу,
преподавателю комментировать действия помогать решать вопросы.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
Функции: спланировать стратегии поведения участниками игры.
Схема взаимодействия участников: 15 минут на разработку портфеля, далее собираются вкладчики, может возникнуть острая непредвиденная ситуация - «бунт у дверей», ажиотаж, рассчитать показатели доходности портфеля и рассказать о рисках, посмотреть выигрыш сторон.
Система оценки: сколько же виртуальных денег привлек фонд (потеряли вкладчики), преподавателю отметить наиболее находчивых игроков.
Дебаты 1. Место инвестиций в экономическом пространстве. Динамика инвестиций резидентов и нерезидентов в российскую экономику. Этапы развития инвестологии. Дуализм инвестиций.
Цель занятия: закрепить лекционный материал и достичь понимания теоретических аспектов предмета инвестологии.
Правила проведения: присутствующие делятся своими знаниями, выдвигают гипотезы, идеи, формируют свою позицию в отношении категории инвестиции и их роли в экономическом пространстве.
Распределение ролей: реплики, высказывания, изложение собственного мнения участниками, обсуждение вопросов.
Функции: поддержание тона беседы, урегулирование споров.
Схема взаимодействия участников: все участники ведут открытый диалог.
Система оценки: отметить единство мнения в группе.
Дебаты 2. Цикличность инвестиций. Характерные свойства этапов каждого цикла. Волны в экономике.
Цель занятия: определить тенденции инвестиций в обозримом будущем и составить прогноз-консенсус.
Правила проведения: студенты в роли экспертов в частных вопросах: лизинг, ипотека, ценные бумаги, макропоказатели и т. д. Методом экспертных оценок составить прогноз динамики инвестиций по наиболее привлекательному сектору экономики.
Распределение ролей: студенты - эксперты, преподаватель - координатор.
Функции: работа каждого участника в группе состоит и подготовке оценки показателя инвестиционного климата, преподавателю необходимо согласовать мнения между группами и объявить результирующий тренд.
Схема взаимодействия участников: разбить группу на подгруппы,
периодически заслушивать преподавателю оценки и формировать позицию.
Система оценки: отметить оценки экспертов близкие к реальностям
Диспут. Как защитить свое предприятие (портфель) от кризиса? Угрозы экономической безопасности. Доступность капиталов на рынке.
Цель занятия: разрешить спор о благополучии и видимости благополучия, как ранней стадии предупреждения развала экономической системы хозяйствующего субъекта и не попасть в инвестиционную ловушку.
Правила проведения: посетителей семинара распределить на пессимистов и активистов, упрямых и находчивых, чтобы развеять миф о постоянстве благополучия в экономике и инвестиционной сфере.
Распределение ролей: преподаватель задает вопросы, в аудитории спорят два кандидата от каждого лагеря, остальные подключаются к центрам мышления.
Функции: обеспечить равный доступ участников к беседе и обсуждению, регулировать накал страстей вокруг вопросов среди участников, как можно активнее и острее ставить вопросы для дискуссии.
Схема взаимодействия участников: преподаватель между рядов следит за происходящим, двоих спорщиков - на передние парты, масса в рядах конферирует.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
Система оценки: кто победит, того отметить преподавателю перед аудиторий и высказать свое мнение.
Ток-шоу. Попытаться связаться по Интернет (сайты ученых, блоги, сетевое пространство Интернет) с учеными, профессиональными консультантами на различные существующие темы занятий по дисциплине. Рассказать, что думаем сами о рецессии, пробелах в законодательстве и как надо решать наболевшие проблемы.
Цель занятия: соединить полученные на лекциях знания с мнениями профессиональных экспертов в области инвестиционной деятельности в интерактивной форме, в реальном времени услышать компетентное мнение специалиста и осмыслить ситуацию, прибегая к верному решению.
Правила проведения: преподаватель очерчивает круг вопросов перед
студентами по выбранной теме, устанавливается связь по Интернет (предварительно преподаватель может сделать закладку, договориться с оппонентами), заслушав все стороны, подготавливается особое мнение.
Распределение ролей: студенты - интересующиеся граждане, преподаватель -комментатор-ведущий.
Функции: подготовить опрос мнений среди аудитории и внешней среды.
Схема взаимодействия участников: преподаватель находится в контакте с оппонентами в сети, слушатели следят за комментариями.
Система оценки: определить наиболее развитого в знаниях студента.
Необходимое материально-техническое обеспечение для проведения занятий включает: аудиторию, доступ в Интернет, лекционные материалы, письменные принадлежности, бумагу для записи, книги по теме, актуальную информацию конъюнктуры инвестиционной сферы.
Предметом новой дисциплины «Инвестология» должно являться изучение закономерностей формирования производственных отношений между субъектами инвестиционной деятельности во взаимной связи с другими сферами экономики и учетом результатов других общественных наук. Важная задача предмета инвестологии заключается в определении эффективности инвестиций и принимаемых решений.
В связи с этим, объектом теории инвестологии являются инвестиции, направленные на повышение эффективности воспроизводства основных фондов, расширение капитала корпораций, увеличение объемов услуг и предоставления информации различными консультационными и инжиниринговыми организациями.
В основе инвестологии лежит диалектика инвестиций, рассматривающая их распределенный во времени поток финансовых средств и запасы будущих периодов основного капитала (национального богатства). Для анализа динамики показателей инвестиций, происходящих изменений в инвестиционных процессах и экономических явлений используются фундаментальные и технические методы.
Способы познания окружающей действительности составляют метод науки. В основе науки инвестологии лежит диалектический метод, который предполагает рассмотрение процесса развития в состоянии непрерывного движения и изменения, когда каждое явление характеризуется единством и борьбой противоположностей, между старым и новым на принципах системности.
Разработанные теоретико-методологические подходы к управлению механизмом «инвестиции - капитал» использованы автором в подготовке учебных программ и многолетнем преподавании дисциплин: «Инвестиции», «Иностранные инвестиции», «Инвестиционная стратегия», «Инвестирование», «Организация и финансирование инвестиций», «Экономическая оценка инвестиций», «Оценка инвестиций» в Московском финансово-юридическом университете МФЮА.
пи ~J пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
Совокупность дисциплин, всесторонне раскрывающая теорию инвестологии, объединяет общий объект изучения - категория инвестиции: «Организация и финансирование инвестиций»; «Экономическая оценка инвестиций»; «Оценка инвестиций»; «Инвестиционное право»; «Инвестирование»; «Инвестиционная стратегия»; «Инвестиционные стратегии»; «Инвестиционный анализ»; «Инвестиции»; «Иностранные инвестиции»; «Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионов»; «Маркетинг на предприятии с иностранными инвестициями»; «Международные банки и инвестиционные институты»; «Основы инвестиционно-ипотечного анализа»; «Управление инвестициями»; «Управление инвестициями в недвижимость»; «Управление инвестициями в торговле»; «Управление инвестициями и инновационная деятельность»; «Экономическая оценка недвижимости и инвестиции»; «Антикризисная инвестиционная политика»; «Бухгалтерский учет в инвестиционных фондах»; «Международные инвестиции». Дисциплина «Инвестология» должна обеспечить расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе их изучения.
Дисциплина «Инвестология» предусматривает междисциплинарные связи по актуальным проблемам экономики с разделами: «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Антикризисное управление», «Бизнес-планирование», «Биржи и биржевая деятельность», «Бухгалтерский управленческий учет», «Валютные и фондовые рынки».
В перспективе государственный образовательный стандарт следует дополнить квалификацией инвестолог и разработать инновационную программу обучения по дисциплине «Инвестология» в высших учебных заведениях на кафедрах инвестологии. Ядром теории инвестологии в вузах должны стать вопросы изучения перечисленных выше дисциплин.
Инвестология широко использует содержание учебно-методических комплексов и курсов лекций смежных дисциплин. Важная роль при изучении курса отводится глубокому усвоению новых знаний об инвестициях и правового обеспечения инвестиционной деятельности в отраслях экономики. Инвестология сельского хозяйства, как отраслевая дисциплина, дает базу для изучения последующих дисциплин экономического профиля, таких как: «Организация производства»; «Анализ хозяйственной деятельности»; «Экономико-математические методы»; «Финансирование и кредитование»; «Управление производством»; «Международные экономические связи»; «Предпринимательство»; «Экономика отрасли (сельского хозяйства)».
Научные корни инвестологии проникают вглубь минувших столетий российской экономической мысли. А. Н. Радищев отмечал: «Если мы, следуя всем законоучителям, разыщем цены вещей, то мы увидим, что цена вещи есть то определительное сравнение вещи, которое мы ей постановляем вследствие пользы, от вещи происходящей. И так, польза вещи определяет ее цену. Если цена вещи бывает для всех одинакова, то вещь таковая есть цены обыкновенной. Если же станем исчислять пользу, которую можно иметь от вещи, то цена уже будет необыкновенная, ибо время, обстоятельство, нужда и проч. могут цену возвысить или понизить. Если же вещь ради каких-либо причин или ради ея качеств, уважается особо, тогда вещь бывает драгоценная. Если же качества вещи, или паче ея цену, ни с чем не можно постановить в сравнение, то вещь становится безценною» [1]. В этом тезисе отражаются основные законы рыночных цен, спроса и предложения, а также сравнительной и абсолютной полезности (эффективности) непотребляемых вещей. Инвестиции это ценности: обыкновенные (основные фонды), драгоценности (золото) или бесценные предметы (антиквариат).
Важную роль в изучении теории инвестологии играет механизм инвестирования, раскрытие которого прививает системные навыки мышления у студентов в ин-
IVI g r>j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНТ ТЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
вестиционных процессах. Отношения между инвесторами и подрядчиками порождают инвестиционную деятельность, направленную на строительство и обустройство жизненно необходимых условий населения. Непосредственная роль трудовых ресурсов состоит в обеспечении рабочей силой воспроизводства основных фондов. В свободное от работы время трудовые ресурсы обязаны восстанавливать свои силы, опираясь на услуги жилищно-коммунальной и социально-бытовой сфер.
Взаимодействие факторов инвестиций и капитала, обусловливаемое причинноследственной связью и целевым характером, позволяет рассматривать их как механизм, воздействующий на развитие экономики отраслей, служащий основанием заинтересованным структурам для формирования и реализации стратегии, влияющей на рост валовой добавленной стоимости. Организационно-экономический механизм инвестирования - это регулируемое спросом и предложением взаимодействие элементов инвестиций и капитала посредством совокупности научных методов, финансовых приемов с участием нормативно-правового и информационного обеспечения инвестиционной деятельности в целях воспроизводства капитала. Результатом данного взаимодействия является решение проблемы повышения эффективности инвестиций в воспроизводство капитала. Он должен обеспечить эффективную реализацию основных функций воспроизводства капитала: организацию, координацию, контроль, равновесие, мотивацию, прогнозирование. Сущность организационно-экономического механизма определяется совокупностью организационно-экономических отношений, возникающих как внутри субъекта хозяйствования, так и в его взаимоотношениях с внешней средой, способствующих созданию необходимых условий для повышения эффективности воспроизводства капитала. Цель организационно-экономического механизма инвестирования состоит в обеспечении непрерывности, ритмичности и эффективности воспроизводства капитала. Главная функция механизма инвестирования состоит в сохранении движения инвестиций соразмерно темпам воспроизводства капитала [2-4].
На рисунке показан организационно-экономический механизм воспроизводства капитала (рис. 1).
Рис. 1. Модель организационно-экономического механизма инвестирования
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНЦЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
Факторы инвестиции и основные фонды, находящиеся во взаимосвязанной пропорции, образуют определенную целостность и единство в комплексе с трудовыми ресурсами, что позволяет прогнозировать их развитие в различных фазах инвестиционного цикла, контролировать, предотвращать риски, нормализовать ритмичность воспроизводства.
Нарушение целостности механизма, проявившейся в дефиците инвестиций, сокращении трудовых ресурсов, нарастающем во времени износом капитала, в отрыве от рыночных закономерностей, определяющих стоимость в зависимости от спроса и предложения, внесло существенные негативные последствия в процесс воспроизводства, лишившегося источников централизованного распределения ресурсов.
Открытость механизма проявляется на входе в него вложением инвестиций, спроектированных заказчиком. Находясь в эксплуатации, основные фонды морально и физически снашиваются, и новые инвестиции, поступающие для замены действующего капитала, продолжают срок их полезного использования. На графоалгебраической модели ряд инвестиционных платежей принято обозначать отрицательным знаком (долгосрочные займы), стоимость капитала отмечают знаком плюс (долгосрочные активы). Инвестиционный проект, программа это места проявления и устранения противоречий финансового антагонизма внутри механизма, экономическая форма организации воспроизводства капитала.
Действие диалектического закона единства и борьбы противоположностей между инвестициями и капиталам, придаёт механизму инвестирования развитие. Износ капитала свидетельствует о физическом их исчезновении. Значения срока окупаемости инвестиций, рентабельности, эластичности инвестиций это места равновесия, перемен в развитии механизма.
Организационно-экономический механизм инвестирования регулирует процесс изменения объёмов инвестиций и стоимости капитала во времени под воздействием рыночного спроса и предложения методами инвестиционного проектирования в направлении распределения большей доли доходности.
Принцип отбора эффективных инвестиционных проектов проявляется при экспертизе вариантов строительства. Оценка является решающей основой трансформации инвестиций в капитал на этапе внедрения проекта.
Режимность это внешняя среда функционирования механизма инвестирования, отношения внутри которого просчитываются на стадии разработки стратегии. Организованность механизма это динамичное, в каждый момент меняющееся и никогда не возвращающееся к прежнему состоянию равновесие, в которой отражается структурно-вещественный результат.
Инвестиции в соответствии с экономическим законом сбережения поэтапно, не покидая воспроизводственного оборота, трансформируются в капитал, которые по закону накопления целенаправленно наращивают прошлые инвестиции через механизмы образования прибыли и амортизации как результата деятельности и износа.
Механизм инвестирования последовательно сменяется на пути своего развития тремя чередующимися стадиями расширенного, простого и свертываемого (инволюционного) типов воспроизводства, образуя цикл превращения инвестиций в капитал вместе с последующим наращением или свёртыванием его стоимости, зная который, упрощается решение задачи формирования запасов капитала, ликвидации перепроизводства и финансовых кризисов программно-целевым методом.
Предельная стадия существования механизма наступает от мгновенного разрушения направленного силового воздействия техногенного характера, военными боевыми средствами. Свертываемое воспроизводство это возобновляющийся про-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm
КОНЦЕПТ
Огарков С. А. Дидактические вопросы преподавания теории инвестологии // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12091. - 0,8 п. л. - URL: http://
наично-методический электаонный жионал www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.
ART 12091 УДК 372.8:330.332.01
цесс в убывающих размерах. Данный тип сопровождается последовательным снижением ежегодных темпов ввода объектов, повсеместным естественным старением и физическим истощением действующих. Происходит необратимое сокращение мощности производства и прибыли, а дальнейшая эксплуатация капитала способна причинить экологический ущерб окружающей среде и населению. Накопление резервов для инвестирования в техническое перевооружение и модернизацию прекращается. Возрастает физический срок службы основных фондов и наступает прогрессирующая деградация средств производства.
В настоящее время необходимо внедрить дисциплину «Инвестология» в структуру основной образовательной программы вузов с учетом направления подготовки и специальности [5].
Ссылки на источники
1. Радищев А. Н. О ценах за людей убиенных. - URL: http://rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_3/04legal/ 054.htm.
Огарков С. А. Инвестирование. Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление». - М.: МФЮА, 2011. - Часть 1. - 391 с.; Часть 2. - 391 с.
Огарков С. А. Инвестология как инновационная программа обучения вузов // Модернизация России: социально-экономический, культурный и правовой аспект: материалы XI научно-
практических чтений памяти А. Н. Радищева. - М.: МФЮА, 2011. - С. 51-53.
Огарков С. А. Инвестология в сельском хозяйстве: монография. - М.: Изд-во «Спутник+», 2010. - 92 с. Письмо Минобразования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения» от 19.05.2000 г. №14-52-357ин/13.
2.
3.
Ogarkov Sergey,
bachelor of economic science, teacher of Moscow financial University, Moscow [email protected]
Enter investologiya discipline in an educational program of universities
Abstract. The article describes the methodological approaches to teaching the theory investologi in universi ties in fields and professions, revealed the need to introduce discipline in-vestologiya for dissemination of scientific knowledge in an environment of higher education is offered subject training examples and features of seminars on discipline.
Keywords: investologiya discipline, teaching and training materials, machinery investment.
ISSN 2304-120X
772304 11 120128
977230412012807
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12091.htm