Научная статья на тему 'Модель инновационного развития региона: Московская область'

Модель инновационного развития региона: Московская область Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИЯ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / MODEL / INNOVATION / REGION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукушкина Вероника Владимировна

В статье осуществлена попытка выявить модель развития Московской области посредством неоклассической модели роста Р. Солоу. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе, а также определены факторы, препятствующие инновационному развитию Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of innovative development of the Moscow Region

This article is an attempt to identify the model of the Moscow region by the neoclassical growth model R. Solou. To confirm these results, the author has analyzed the dynamics of innovation in the region, as well as identify barriers to innovative development of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Модель инновационного развития региона: Московская область»

КОНЦЕПТ

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метоаическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина Вероника Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента АОЧУ ВПО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Москва уегоп1ка28-2@.та11.ги

Модель инновационного развития региона: Московская область

Аннотация. В статье осуществлена попытка выявить модель развития Московской области посредством неоклассической модели роста Р. Солоу. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе, а также определены факторы, препятствующие инновационному развитию Московской области.

Ключевые слова: модель, инновация, регион, развитие.

Эффективность инновационной деятельности определяется ее вкладом в экономический рост региона. Как известно, на региональном уровне основным показателем, позволяющим судить об экономическом развитии региона, является валовой региональный продукт (ВРП). Определение источников экономического роста региона позволяет выявить те факторы, которые обуславливают рост ВРП, не влияют на него или даже оказывают отрицательное воздействие. Воспользуемся неоклассической моделью роста Р. Солоу, для выявления источников экономического роста. Согласно данной модели, в качестве основных источников роста выступают три переменные: труд, капитал и уровень развития технологии. В качестве факторов производства выступают затраты на капитал и труд. Часть темпа прироста выпуска, которая не изменяется под влиянием выше указанных факторов, называется «остатком» Р. Солоу и характеризует неидентифицируемый фактор производства, которому можно отнести уровень технологического развития [1]. Проведем анализ на основе статистических данных в текущих ценах источников роста Московской области с 2006 по 2011 год на основе факторной модели роста Солоу. Результаты анализа (табл. 1) показали, что экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Действительно, рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловлен использованием основных фондов, которое позволило

преодолеть отрицательное воздействие остатка Солоу: = -2,33 + 2,34 + 0,2 ^.

Влияние интенсивного фактора в период с 2006 по 2011 год в Московской области не было выявлено. Однако в таких развитых странах как США рост ВРП достигается преимущественно за счет темпов технического прогресса. В дальнейшем в связи с истощением ресурсов, рост возможен лишь при наличии подавляющей инновационной составляющей. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе [2].

1. Число созданных передовых технологий. Начиная с 2000 года, увеличивалось количество созданных передовых технологий. Лишь в 2009 году отмечается значительное снижение данного показателя, что связано с финансово-экономическим кризисом (рис. 1). В целом за 10 лет темп прироста составил 60%.

2. Число используемых передовых технологий. С 2000 по 2006 год, отмечалось постоянное увеличение числа используемых передовых технологий. С 2006 года данный показатель снижался, а затем, с 2008 года, стал восстанавливаться (рис. 2). В целом за 10 лет темп прироста составил 124%.

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Факторный анализ модели Солоу для Московской области (в текущих ценах, млн. рублей)

Таблица 1

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 За период 2007-2011 Значи- мость фактора

Валовый региональный продукт 708062,1 934328,9 1295649,9 1645753 1530623 1796535 7202889,8

Изменение ВВП - 226266,8 361321 350103,1 -115130 265912 1088472,9

AY/Y - 0,31956 0,386717 0,27021 -0,06996 0,17373 1,5372563

Основные фонды (на конец года; полная учет. стоимость) 1762773 2143837 2932730 3459831 3939219 4442527 16918144

Изменение основных фондов - 381064 788893 527101 479388 503308 2679754

АК/К - 0,216173 0,3679818 0,17973 0,138558 0,12777 1,52019233 2,3

Доля в росте ВВП (AK/K)/(AY/Y) - 2,294521 2,2635204 2,102278 2,573605 2,47283 2,34879951

Вклад капитала (Доля в росте ВВП*темп прироста) - 0,49601 0,832934 0,37784 0,35659 0,31595 3,570627

Фонд оплаты труда 141121 179 954 241 112 303 881 315 013 357 326 1 397 286 0,19

Изменение оплаты труда - 38 833 61 158 62 769 11 132 42 313 216 205

AL/L - 0,275175 0,3398535 0,260331 0,036633 0,13432 1,53205405

Доля в росте ВВП - 0,192602 0,1860935 0,184646 0,205807 0,1989 0,19398964

Вклад труда (Доля в росте ВП*темп прироста) - 0,053 0,063245 0,04807 0,00754 0,02672 0,2972026

АЛ/Л - -0,22945508 -0,5094617 -0,15569827 -0,43408921 -0,168938 -2,33057335 -1,51606

Рис.1. Динамика созданных передовых технологий, 2000-2010 гг.

«VI О IX»

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Рис. 2. Динамика используемых передовых технологий, 2000-2010 гг.

3. Инновационная активность организаций. В целом за 10 лет наблюдается снижение инновационной активности предприятий в регионе (рис. 3). Действительно, в Московской области низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию передовых технологий. Причины - отсутствие достаточных финансовых средств на развитие, высокий экономический риск, долгий срок окупаемости нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты.

Рис. 3. Динамика инновационной активности организаций, в %, 2000-2010 гг.

4. Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. С 2000 по 2008 год объем инновационных товаров, работ и услуг увеличивался. В 2009 году наблюдается сокращение данного показателя, что связано с финансово-экономическим кризисом (рис. 4).

Рис. 4. Объем инновационных товаров и работ (млн. рублей), 2000-2010 гг.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В целом за 10 лет данный показатель увеличился в 12 раз. Несмотря на значительное увеличение объема инновационных товаров, работ и услуг, их доля в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг остается весьма низкой. За последние десять лет данный показатель увеличился лишь на 5% (рис. 5).

Рис. 5. Объем инновационных товаров, работ и услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, 2000-2010 гг.

Сокращение доли отгрузки инновационной продукции, наблюдаемое в последние два года, произошло за счет увеличения объемов производимой не инновационной продукции.

Далее на основе объективных данных статистики был произведен анализ качественной характеристики инновационной деятельности в регионе.

1. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, 2010 г., в % (рис. 6).

технологические инновации

организационные инновации

маркетинговые

инновации

о

2

4

6

8

Рис. 6. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации, 2010 г., в %

Как видно из диаграммы, предприятия Московской области преимущественно занимаются разработкой, внедрением новых либо усовершенствованных производственных технологий, что, в свою очередь, позволяет повысить экономическую эффективность производства региона. Наиболее характерные организационные изменения для предприятий Московской области связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, работ и услуг, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий.

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНЦЕПТ

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

2. Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в % (рис. 7). Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования.

прочее

маркетинговые исследования обучение и подготовка персонала другие виды подготовки производства приобретение программных средств приобритение новых технологий приобритение машин и оборудования производственное проектирование исследования и разработки

0

10

20

30

40

50

60

70

Рис. 7. Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в %

3. Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в % (рис. 8).

Рис. 8. Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в %

Интенсификации инновационных процессов, кроме собственных технологических разработок, во многом способствует технологический обмен. Наиболее распространенными формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений).

4. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, 2010 г., в % (рис. 9). Основным источником финансирования инновационной деятельности является самофинансирование. В число источников финансирования технологических инноваций на 2010 год полностью отсутствует финансы венчурных фондов, и практически отсутствуют средства, привлекаемые из внебюджетных фондов. Итак, анализ динамики с 2000 по 2010 год и качественных индикаторов инновационной

ixi С <х»

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

□ собственные средства организаций

□ бюджет субъекта РФ

□ иностранные инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ прочее

□ федеральный бюджет

□ внебюджетные фонды

□ венчурные фонды

Рис. 9. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, в %

деятельности в Московской области показал, что в течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Рассмотрим действующую сегодня модель управления инновационным развитием региона. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социально-экономического развития Московской области.

Для координации научно-технической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и Российской академией наук, основными целями которого являются формирование и развитие регионального сегмента национальной инновационной системы на базе научнотехнического и инновационного потенциалов РАН и Московской области; организация и осуществление научной и научно-технической деятельности научными центрами РАН, расположенными на территории Московской области, в интересах социально-экономического развития Московской области.

С точки зрения нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, в регионе 13 мая 2006 года принят Закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» [3].

Также 3 февраля 2011 года постановлением Московской областной Думы был принят Закон Московской области «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области». Значимым для развития экономики Московской области является принятие следующих нормативно-правовых актов.

1. Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области», которым законодательно определены правовые, организационные и экономические условия создания и функционирования промышленных округов на территории региона, что способствуют созданию и распространению инноваций.

2. Система показателей оценки инновационной деятельности, основная часть показателей была включена в «Систему показателей социально-экономического развития Московской области», установленную постановлением Губернатора Московской области для разработки прогноза развития инновационной сферы.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНЦЕПТ

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

3. В целях налогового стимулирования инновационной деятельности Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» установлены налоговые льготы резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы.

4. Постановлением Правительства Московской области утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы». Приоритетной сферой определено малое инновационное предпринимательство.

5. В Московской области действует закон «О Московских областных грантах», направленный на реализацию особо значимых для области научно-технических и инновационных проектов.

Основным документом, регулирующим вопросы инновационной политики в регионе, является Программа социально-экономического развития. Согласно ей, развитие инновационной деятельности в регионе должно обеспечиваться благодаря следующим мерам органов власти:

- разработка нормативной правовой базы инновационной деятельности в Московской области;

- разработка механизмов ресурсной поддержки инновационной деятельности, в том числе механизмов создания фондов венчурного финансирования;

формирование благоприятной среды для инновационной деятельности, привлекательной для инвестиций в научную и производственную сферу экономики;

- создание институтов поддержки инновационной деятельности, формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, способствующей коммерциализации результатов исследований и разработок, их использованию в производстве инновационной и наукоемкой продукции;

- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению производства новой или усовершенствованной продукции в рамках мероприятий областных целевых программ;

- предоставление грантов Московской области для финансирования создания объектов интеллектуальной собственности и внедрения результатов научноисследовательских работ в производство;

- размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности.

В 2010 году были подведены итоги реализации Среднесрочной программы социально экономического развития Московской области до 2010 года [4].

В ходе реализации программы не были достигнуты отдельные показатели программы по развитию инновационной деятельности, по увеличению производства инновационной и наукоемкой продукции (рис. 10, 11).

Это говорит о неэффективности проведенной политики и управления в инновационной сфере. В Московской области отмечается отсутствие единой инновационной политики. В регионе не приняты Программа и Стратегия инновационного развития Московской области, где была бы обозначена цель инновационного развития, задачи, направленные на достижение поставленной цели и описаны инструменты, механизмы поддержки по основным направлениям развития инновационной деятельности в регионе. Отмечается отсутствие комплексного инновационного развития территории. Многие эксперты связывают развитие инновационной деятельности в регионе по большей степени лишь с проектом «Сколково», на который воздвигнуты большие надежды.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Рис.10. Количество инновационно активных предприятий в 2010 году по плану и фактически

Рис.11. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, в %

Для практического воплощения целей региона в инновационной сфере необходима система генерации, накопления и распространения знаний. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволяет учесть особенности развития региона во всех сферах общественной жизни, элементы инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечивает инновационное развитие региона согласно общероссийскому вектору.

Одной из важнейших задач при формировании инновационной системы является развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в регионе. Swot-анализ региональной инновационной системы Московской области позволил определить причины эффективной или неэффективной работы системы, на основании которой и был сделан вывод о том, в каком направлении региону следует развивать свою инновационную систему (табл. 2).

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ TFTTT

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Таблица 2

Swot-анализ региональной инновационной системы Московской области

Сильные стороны 1. Развитый научно-производственный комплекс. 2. Концентрация наукоградов в регионе. 3. Разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры. 4. Развитый кадровый потенциал - высокий уровень образования населения. 5. Развитая информационная инфраструктура. 6. Программа создания промышленных округов. 7. Установлены налоговые льготы резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов. 8. Программа поддержки малых инновационных предприятий. 9. Наличие инновационных разработок. 10. Развитая страховая сфера. 11. Развитый фондовый рынок. 12. Высокий инвестиционный потенциал Возможности 1. Создание оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг. 2. Переориентация научно-производственного комплекса на инновационный путь развития. 3. Активизация взаимодействия научного сектора, государства и бизнеса. 4. Формирование точек инновационного роста, на основе них - кластеров инновационного развития . 5. Рост инновационной деятельности малых и средних предприятий Московской области. 6. Координация, развитие всех субъектов инновационной инфраструктуры для достижения успеха в инновационном развитии региона. 7. Осуществление подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы. 8. Создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности - в целом для развития инновационной деятельности

Слабые стороны 1. Относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне. 2. Недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной системы. 3. Недостаток персонала требуемой квалификации. 4. Неразвиты механизмы создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры. 5. Низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий. 6. Устаревший парк производственного оборудования. 7. Недостаточный уровень государственного финансирования. 8. Низкий уровень государственно-частного партнерства. 9. Недостаточный уровень развития венчурного финансирования. 10. Низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развития Угрозы 1. Возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне. 2. Снижение конкурентоспособности научного сектора. 3. Повышение зависимости от иностранных технологий. 4. Экстенсивное развитие экономики региона. 5. Низкий уровень модернизации и технического перевооружения действующих производств. 6. Отсутствие роста инновационно активных предприятий

Далее была установлена связь между слабыми и сильными сторонами системы и его возможностями и угрозами в форме матрицы SWOT. На пересечении разделов образуется четыре поля: «СИВ» - сила и возможности, «СИУ» - сила и угрозы, «СЛВ» - слабость и возможность, «СЛУ» - слабость и угрозы. На основании Swot-матрицы была выявлена стратегия инновационного развития региона (табл. 3).

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ TFTTT

научно-методический электронный журнал

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Стратегия инновационного развития региона

Таблица 3

Поле«СИВ» Для развития возможностей региона ему следует использовать свои сильные стороны. Для создания оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг необходимо, прежде всего, использовать следующие сильные стороны: - развитый научно-производственный комплекс; - разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры; - развитый кадровый потенциал - высокий уровень образования населения; - развитая информационная инфраструктура; - установление налоговых льгот резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов; - программа поддержки малых инновационных предприятий; - наличие инновационных разработок; - развитая страховая сфера; - развитый фондовый рынок Поле «СИУ» Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в системе слабости. Так, создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности позволит: - ликвидировать недостаточно проработанное нормативно-правовое обеспечение инновационной системы; - избежать отсутствия развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры; - повысить восприимчивость предприятий к использованию технологий; - низкий уровень государственно-частного партнерства; - недостаточный уровень развития венчурного финансирования; - низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развития

Поле «СЛВ» Регион должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Так, для предотвращения угрозы отсутствия роста инновационно-активных предприятий необходимо ликвидировать такие слабые факторы как: - недостаточно проработанное - нормативно-правовое обеспечение инновационной системы; - недостаток персонала требуемой квалификации; - отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры; - недостаток персонала требуемой квалификации; - отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры; - низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий; - недостаточный уровень государственного финансирования; - низкий уровень государственно-частного партнерства; - недостаточный уровень развития венчурного финансирования; - низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развития Поле «СЛУ» Стратегия должна предполагать использование силы системы для устранения угрозы. Так, для устранения угрозы развития региона по экстенсивному пути в дальнейшем необходимо использовать следующие сильные стороны: - развитый научно-производственный комплекс; - разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры; - развитая информационная инфраструктура; - программа создания промышленных округов; -установление налоговых льгот резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы,предоставление грантов; - программа поддержки малых инновационных предприятий; - наличие инновационных разработок; - развитая страховая сфера; - развитый фондовый рынок

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

КОНТ ТЕПТ

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77.4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

Рев^анализ показал, что в макросреде системы практически равным образом распределены отрицательные и положительные факторы. Б1от-анализ позволил сделать вывод, что в макросреде наиболее благоприятными являются социальные и научные факторы. Конкурентными преимуществами макрорегиона являются экономическая и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение, мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность. Уровень технологического развития удовлетворителен, однако, в настоящее время вклад России и округа в процесс модернизации экономики связан в основном с применением заимствованных технологий. Отрицательные факторы связаны, прежде всего, с экономической ситуацией в России и ЦФО. Значительное влияние оказывают и политические, юридические факторы. Одной из угроз развития Подмосковья является проект расширения города федерального значения Москва, согласно которому территория инновационного центра «Сколково» и наукограда Троицк в скором будущем присоединится к Москве. При этом органы власти Московской области не учитывают следующие факторы, препятствующие инновационному развитию в регионе, а именно, отсутствуют - единая система управления инновационным развитием в регионе; комплексное развитие территории (возложение надежд на уже развитые инновационные центры); нет учета влияния внешних факторов при построении стратегии инновационного развития региона; различные организации, ориентированные на экономическое развитие области, не работают как интегрированная инфраструктура, отсутствие у власти, бизнес-структур и научного сообщества единой стратегии перевода региональной экономики на инновационный путь развития; действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп и работает недостаточно эффективно; отсутствуют до сих пор отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере; недостаточно разработаны механизмы развития инновационной деятельности в регионе, развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую нормативно-правовую и организационно-экономическую базу, недостаточно стимулирующую инновационные процессы.

Итак, подведем итог. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социально-экономического развития Московской области. Для координации научно-технической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Московская область обладает серьезным стартовым потенциалом для развития инновационной деятельности в регионе. Конкурентным преимуществом Московской области является наличие научно-образовательного комплекса, способного обеспечить разработку и внедрение современных технологий. Регион восприимчив и готов к внедрению технологий и инноваций. Тем не менее, уровень инновационной активности в регионе недостаточен с точки зрения требований современной эконо-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

Кукушкина В. В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Концепт: научнометодический электронный журнал. - 2012. - № 7 (июль). - ART 12088. - 0,6 п. л. - URL: http://

www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm. - Гос. научно метооическии электронный журнал Эл No фс 77_4gg65 _ ,SSN 2304-120Х.

ART 12088 УДК 332.12:330.835

мики. Анализ динамики инновационной деятельности в Московской области с 2000 по 2010 год подтвердил данное утверждение. В течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Факторный анализ Р. Солоу показал, что рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловлен преимущественно использованием основных фондов. Отсутствие высокого уровня инновационного развития в Московской области связано, прежде всего, с недостаточно эффективным управлением инновационной деятельности.

Ссылки на источники

1.

2.

3.

4.

Фишман Б. Е., Василенко В. С. К вопросу о характере фазового портрета экономикоматематической модели Р. Солоу // Синергетика природных, технических и социальноэкономических систем: сборник статей V Международной научной конференции (май, ноябрь 2008 года). - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2008. - С. 240-244.

Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 г. - иРЬ: www.gks.ru.

Закон Московской области от 13 мая 2006 г. №75/2006-ОЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области», принят постановлением Московской областной Думы от 3 мая 2006 г. № 9/178-П.

Постановление Правительства МО от 15.12.2006 N 1164/49 «О Стратегии социальноэкономического развития Московской области до 2020 года» (вместе со «Среднесрочной программой социально-экономического развития Московской области до 2010 года»).

Kukushkina Veronica,

associate Professor of Moscow Financial and Law Academy, Moscow veronika28-2@mail.ru

Model of innovative development of the Moscow Region Abstract. This article is an attempt to identify the model of the Moscow region by the neoclassical growth model R. Solou. To confirm these results, the author has analyzed the dynamics of innovation in the region, as well as identify barriers to innovative development of the Moscow region.

Keywords: model, innovation, region, development.

ISSN 2304-120X

977230412012807

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12088.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.