Научная статья на тему 'Проблемы сельской молодёжи в условиях информатизации общества'

Проблемы сельской молодёжи в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сельской молодёжи в условиях информатизации общества»

4. О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций : Письмо Минобразования РФ и Минтруда

РФ от 21 июля 1998 г. № 06-51-48ин/23-10, 4226-НП : http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm 5. Мониторинг осуществления Госпрограммы (2008-2009 гг.): - М.: Колос, 2010. - С.335-373.

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Моделирование сценариев социально-экономического развития сельских территорий Республики Башкортостан»,

проект № 11-12-02017 а/У

Р.Н. Масалимов, к.и.н., доц., Г.С. Мухаметшина, к.э.н., ст. преп. Бирской академии Башкирского государственного университета

Информатизация общества - не прихоть, не просто очередная реформа. Перед наукой и образованием встала насущная задача опережающей подготовки граждан нового поколения к жизни в информационном обществе. На этом пути уже обнаружились весьма реальные проблемы, особенно в аграрной сфере. Положение дел в сельскохозяйственной сфере, как правило, сводится к объективным противоречиям в современной агроэкономике. Так, во введении к своей серьёзной научной монографии Ф.Г. Зиятдинова и Е.И. Кучаева упоминают новое понятие «агфляция» (т.е. «аграрная инфляция»), характеризующее объективную ситуацию с аграрной экономикой не только в России, но и во всём мире [3, с. 4]. Далее они отмечают сложившуюся картину в России: «Вот и получилось так, что из 40 млн человек, проживающих на сельских землях, третья часть, в основном молодёжь, не имеет места работы и, естественно, мигрирует туда, где можно адаптироваться к сложным жизненным условиям. Доля оставшихся без работы сёл доходит до 25-30%» [3,с. 5].

Проректор по научной и инновационной работе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, проф. А.В. Голубев справедливо указывает на фундаментальные противоречия современной аграрной экономики страны, представив тенденции её развития в виде парных противоположностей [2]. Первая пара включает показатели высокой эффективности сельскохозяйственного производства на фоне почти тотального сокращения воспроизводственных функций нашего села. Такое противоречие между рентабельной работой сельского хозяйства и отсутствием в нём даже простого воспроизводства можно отчасти объяснить искажением реальной картины состояния агроэкономики из-за неучёта потреблённых природных ресурсов, в частности снижающегося из года в год почвенного плодородия, которое можно оценить в рублях и включить в калькуляцию себестоимости продукции. Проф. А.В. Голубев точно отметил парадоксальность ситуации: реальное экономиче-

ское состояние аграрной сферы искажают даже не столько статистические органы (их у нас принят о обвинять в приукрашивании действительности), сколько сами аграрии, которых на этот шаг толкает ряд обстоятельств. Во-первых, действующие методики определения расходов сельскохозяйственного производства не учитывают многие фактические затраты, в частности на восполнение почвенного плодородия. Во-вторых, желание казаться успешнее, чем на самом деле, из-за принятых регламентов и процедур финансового обеспечения (например, весьма трудно рассчитывать на получение кредита, если предприятие убыточное). В-третьих, невысокая доходность сельского хозяйства заставляет аграриев «жить по средствам», а вернее, сокращать объективные потребности, в силу чего они вынуждены не учитывать некоторые фактические затраты на восполнение потреблённых средств производства или соглашаться на заведомо низкую зарплату [2, с. 117].

Вторая пара противоречий, по мнению учёного, логически вытекает из предыдущей. Это увеличение объёмов продукции сельского хозяйства на фоне устаревания материально-технической базы, оттока квалифицированной рабочей силы и ухудшения основных экологических параметров используемых природных ресурсов. Последнее обстоятельство особенно важно, потому что аграрное производство невозможно без экономического плодородия почвы - продуктивной способности земли обеспечивать получение урожая. В развитых странах, в частности, в Европе, естественное плодородие почвы, невысокое по сравнению с российскими землями, давно и успешно замещено искусственным плодородием благодаря использованию минеральных удобрений, пестицидов, иных агрохимикатов и прочих техногенных средств. У нас же подобного замещения не произошло. Напротив, количество применяемых агрохимикатов в расчёте на единицу посевной площади упало, сократились площади мелиорируемых земель, следовательно, снизилось искусственное плодородие почвы. Тем не

менее, урожаи продолжают расти. Если удобрений вносится всё меньше, а урожаи растут, то налицо явный парадокс, противоречащий теории и практике агрономического почвоведения. Очевидно, что этот феномен объясняется главным образом благоприятными погодными условиями первого десятилетия XXI в., позволявшими гораздо дольше сеять и убирать урожай, чем в прежние годы. Однако первые серьёзные погодные испытания 2010 и 2011 г. обнажили слабость институциональной системы аграрного производства, ориентированной на исчерпание естественного плодородия почвы.

Из-за отсутствия масштабной мелиорации сельскохозяйственных земель в сочетании с ухудшением материально-технической базы АПК не удалось смягчить воздействие неблагоприятных погодных условий. Ясно, что сельское хозяйство, базирующееся на преимущественном использовании природного плодородия почвы, не может длиться вечно. Получая высокие урожаи и не компенсируя изъятые из земли элементы питания растений сегодня, мы обрекаем себя и своих потомков на гораздо более низкие урожаи в недалёком будущем.

Как и в случае внешнего экономического благополучия России, обусловленного высокими ценами на углеводородное сырьё, которое неумолимо иссякает, сельское хозяйство пока развивается во многом благодаря природному плодородию земель. Между тем, уже отрицательный баланс элементов питания растений в почве вследствие внесения низких доз минеральных и органических удобрений сказывается на качестве урожая. В последние годы количество собранного продовольственного зерна в стране неуклонно снижается, а объёмные показатели валовых сборов обеспечены главным образом фуражной пшеницей, рожью и ячменём.

Нас больше интересует следующая пара противоположных тенденций развития сельскохозяйственного производства - адаптация к негативным, а порой и агрессивным, условиям хозяйствования (экономическим, социальным, политическим, психологическим, антропологическим, природным) одних крестьян и неспособности вести эффективный агробизнес — других. Примеры ведения рентабельного хозяйства имеются в каждом регионе, в том числе в Республике Башкортостан и её сельских районов. Но, к сожалению, эти примеры единичны, они скорее исключение из правил, поскольку обязаны своим существованием таланту, упорству и энергии отдельных менеджеров, которые вопреки всему обеспечивают высокоэффективную работу возглавляемых ими агропредприятий. Однако таких людей немного, а большин-

ство современных специалистов и руководителей сельхозорганизаций не могут организовать их рентабельное функционирование, преодолеть сопротивление макроэкономической среды, институциональные ограничения и последствия природных катаклизмов.

Так, на 1 января 2012 г. на территории Муниципального района Бирский район РБ насчитывалось 14 сельхозпредприятий (два МУП совхоза и двенадцать ООО), более 70 крестьянских (фермерских) хозяйств. В январе-декабре 2011 г. во всех категориях хозяйств произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 1246,8 млн руб. или 103,6% к 2010 г. в действующих ценах. Валовой сбор в массе после доработки составил 31520 т при урожайности 14,4 ц/га. Урожайность подсолнечника на зерно составила 10,2 ц/га, рапса 7,9 ц/га. Заготовлены в полной потребности корма для животноводства. На одну условную голову скота приходится 33,7 ц к. ед. грубых и сочных кормов. Во всех категориях хозяйств района выращено скота и птицы в живом весе 4570,2 т, надоено молока 15311,4 т, в том числе в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 3394 т и 7919 т соответственно. К уровню соответствующего периода 2010 г. производство (выращивание) мяса в этих категориях хозяйств составляет 137%, молока - 94%. Среднесуточный привес КРС в среднем по району с начала года составил 460 г, свиней - 754 г или 102 и 128% соответственно к уровню 2010 г., удой на 1 фуражную корову - 3465 кг, что на 68 кг меньше уровня 2010 г. Сельхозпредприятиями района за 2011 г. реализовано 2952 т зерна, 5983 т молока и 3796 т скота и птицы в живом весе.

В 2011 г. сельхозтоваропроизводителями района получено субсидий из бюджетов РФ и РБ в сумме 17,974 млн руб. Из них 6 млн 370 тыс. руб. составляют субсидии на развитие молочного скотоводства, 3 751 тыс. руб. - субсидии на дизтопливо, использованное на проведение сельскохозяйственных работ, 2,677 млн руб. -субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельхозтехники, 1,523 млн руб. - субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химизации.

Радикальные изменения, произошедшие в российском обществе, самым непосредственным образом сказались на процессе становления молодого поколения и в сфере производства жизненных средств, и в воспроизводстве собственных духовных и физических сил. Резко усилились тенденции бездуховности, утраты нравственных критериев общественного пове-

дения, ухудшения психофизического здоровья молодёжи. Молодость как определённая фаза, как этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, а также связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют естественно-культурно-историческую природу и зависят от географическо-климатичес-ких условий, социального строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

В 2009-2011 гг. нами проведены социологические исследования среди молодёжи сельских территорий Северо-западной части Республики Башкортостан. При проведении статистических опросов респонденты классифицировались по следующим группам: 1) учащиеся сельских школ 1Х-Х1 классов (14-17 лет); 2) молодёжь, занятая сельскохозяйственным трудом (18-27 лет). Также в разрезе второй группы опрашиваемых осуществлена группировка по гендерному и семейному признакам (мужчины и женщины, неженатые и семейные), группировка по занятости сельскохозяйственным трудом (агроорганизации, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства), группировка по месту проживания (райцентр, село, хутор). Некоторые результаты наших исследований опубликованы [1; 4], некоторые готовятся к печати, а некоторые пока в процессе изучения.

Молодёжь села как социальная группа не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Сельская молодёжь — весьма неустойчивая социальная группа в силу того, что в условиях урбанизации и модернизации экономики её наиболее активная часть переходит на статус повыше, т.е. попросту мигрирует в города. Оставшаяся часть образует некую общую ценностную возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его бедами и пороками. В селе они более ярко выражены и видны всем. Сельская молодёжь является фактически носительницей множества комплексов, над которыми приходится трудиться психологам, педагогам, возможно и медикам. Наши социологические исследования, которые не претендуют на полную объективность, - но, тем не менее, - выявили весьма острые психологические проблемы юных сельчан, не попадавших до сих пор в поле внимания исследователей. Общие социологические исследования хромают в одном - они не показывают, насколько искренне и объективно отвечают юные респонденты. Сельские юноши и девушки обычно склонны замалчивать свои

проблемы, стесняются обнародования своих проблем и намерений, желаний и интересов. Наши сотрудники, организовавшие и проводившие опросы среди сельской молодёжи, были инструктированы психологами, юристами и социологами кафедр Социально-гуманитарного института БирГСПА, Института права БашГУ, поэтому строго учитывалась специфика респондентов разных возрастных групп, особенностей географического положения и территории сельского поселения, социальных и национальных и пр. особенностей опрашиваемых. При обработке данных анкетирования тщательно исследовались возможные отклонения от сути вопроса, вероятное скрытие собственного мнения, возможные родительские стереотипы у учащихся и прочих молодых людей и т.д. С другой стороны, для сельской молодёжи характерна особая искренность, наивность в ответах, в которых отражаются традиционализм, прямолинейность в суждениях, но и путаница в современной терминологии вперемежку с местными наречиями и понятиями. Весьма остро проявляются у молодёжи отрицательные стороны сельскохозяйственного уклада: общее снижение уровня жизни, ведущее к сверхзанятости; элементарное отсутствие условий для трудоустройства; неразвитость культурных потребностей; эмоциональная нищета, вообще, "идиотизм деревенской жизни", как выразился классик; заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения; и т.д. Зачастую результат всего этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него. А главное - уменьшение жизненных сил и энергии российского сельского населения.

Одна из главных проблем вообще сельского хозяйства России - сокращение численности занятых в нём, прежде всего, за счёт миграции наиболее молодых и квалифицированных кадров. За 20 лет численность работников на селе сократилась на 3 млн человек. Республика Башкортостан не является исключением.

Источники

1. Габдулхаков Р.Б., Масалимов Р.Н., Мухаметши-на Г. С. Социальные проблемы сельской молодёжи в условиях модернизации экономики // Эффективные технологии социальной и социально-педагогической работы с различными группами населения: Материалы Международной научно-практической конференции. -Бирск, 2012. - С. 45-51.

2. Голубев А. Парадоксы развития аграрной экономики России // Вопросы экономики. - 2012. - № 1. -С. 115-126.

3. Зиятдинова Ф.Г., Кунаева Е.И. Российское село в рыночных условиях. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 199 с.

4. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодёжи сельских терри-

торий (на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем. - (Электронный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - № 1. - URL: http://sisp.nkras.ru/issues/issues/2012/1/ stovba.pdf.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНВЕСТОРОВ С.А. Огарков, к.э.н., преп. Московского финансово-юридического университета

Система информатизации образования позволяет характеризовать современное общество как насыщенное информацией. Кризис системы образования, возникший от дефицита финансирования, обесценения и утраты для практики знаний планово-распределительного механизма, состоит в противоречии содержания образования, масштабов и уровня развития образовательных методик рыночному направлению развития общества.

Именно поэтому, проблеме финансовой грамотности посредством многоступенчатого образования уделяют все большее внимания в профессиональной среде инвесторов. Информатизация финансового образования начинает осознаваться обществом как важнейший фактор не только технологического и социально-экономического заполнения вакуума, но и выживания цивилизации, как условие предотвращения и преодоления глобальных экономических кризисов. Информация становится научной и философской категорией, объектом инвестиций.

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности требует появления новых информационных технологий на основе применения электронных средств обработки информации.

Меняются формы представления знаний в учебном процессе, продвигая новые средства их представления в дидактическом процессе и методы преподавания.

В обучение все масштабнее внедряется визуальное образование (изображение, образ, модели, знаки) при рассмотрении динамики экономических показателей, финансовых потоков, моделей прогноза. В связи с этим возникает вопрос об информационной культуре инвесторов, под которой понимают наличие знаний в области информации и умения работать с финансовой информацией.

Медиа-образование, изучающее средства массовых коммуникаций, подготавливающее к инвестиционной деятельности в информационном пространстве, сформировывает навыки пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств, т.е. осу-

ществлять коммуникации, осознавать последствия воздействия на субъект инвестиций средств информации, в особенности средств массовой коммуникации. В этой связи, необходимо изучать специальный предмет инвестология, призванный решать эти задачи.

Значение современных знаний в теории инвестологии определяется важностью реализуемой стратегии модернизации основных фондов на предстоящие десятилетия, привлечением инвестиций в сельское хозяйство для ускорения темпов роста производительности труда и удовлетворения потребностей повышения роста благосостояния населения.

Многообразие форм собственности и хозяйствования, развитие рыночных отношений на основе механизма инвестирования позволяют обосновать новое направление получения научных знаний практической деятельности по дисциплине «Инвестология сельского хозяйства». Вместе с тем, в настоящее время изучается дисциплина «Инвестиции» по направлению 080200.62 профиля подготовки (программа бакалавриат) «Финансовый менеджмент»; по специальности 080105 «Финансы и кредит» и разработаны учебно-методические материалы. Однако, передача знаний о формах и источниках инвестиций является недостаточным и неполным для освещения, следуя из понимания сущности самого названия преподаваемой дисциплины «Инвестиции». Инвестиции лишь одна из категорий концепции инвестологии.

Основным условием повышения научного уровня принятия решений, роста инициативы и активности в управлении является экономическая подготовка специалистов по направлениям и специальностям. Обобщения научных положений и наращиваемый опыт инвестиционной деятельности позволяют сформировать инве-стологию сельского хозяйства как отрасль научных знаний, изучающую экономические закономерности, сопровождаемых инвестициями в_ механизме инвестиции-капитал. Инвестоло-гия изучает состав и структуру инвестиций, устанавливает присущие им закономерности на этапах расширенного, инволюционного (свёртываемого), простого вида воспроизводства капитала, организационно-экономический меха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.