Научная статья на тему 'Аспекты обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Сибири'

Аспекты обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Сибири»

3) отход от жёстких административных методов реформирования, проведение реформы в основном экономическими методами; создание для всех форм хозяйствования равных экономических возможностей в условиях свободной рыночной конкуренции;

4) реформирование аграрного сектора в системе и во взаимосвязи с экономическими реформами в народном хозяйстве в целом; 5) усиление социальной направленности аграрных реформ, обеспечение роста экономической заинтересованности и мотивации к труду непосредственных товаропроизводителей; 6) оптимизация межотраслевых отношений в АПК путём развития кооперации, горизонтальной и вертикальной интеграции, а также проведения научно обоснованной ценовой политики государства.

Поскольку на втором этапе реформирования аграрного сектора предполагаются глубокие структурные преобразования в социально-экономи-ческих, организационно-управленческих и технико-технологических отношениях, особое значение приобретает проблема инвестиций. В течение последних лет наблюдалось устойчивое падение инвестиционной активности. Из-за исторически сложившегося ценового диспаритета и дискриминационной экономической политики в отношении сельского хозяйства именно эта отрасль оказалась наиболее уязвимой в условиях экономического кризиса. При сегодняшних ценах на энергоносители и средства производства 90% сельских товаропроизводителей независимо от формы собственности оказались не в состоянии осуществлять инвестиции за счёт собственных средств. В течение ряда лет физическая утрата основных фондов превышает их прирост; выбытие основных производственных фондов в четыре-пять раз выше ввода их в действие, а износ составляет более 70%. Оказались сорванными и остались лишь на бумаге принятые Правительством федеральные целевые программы «Зерно», «Возрождение российской деревни» и др. Не выполняются целевые программы по поддержанию плодородия земель. По существу, речь идёт о катастрофическом разрушении созданного ранее производственного потенциала, необратимых изменениях в системе воспроизводства в жизненно важной сфере народного

хозяйства, что влечёт за собой рост зависимости от импорта продовольствия [6].

Главное: для освоения земли надо изменить демографическую ситуацию, привлечь в село тысячи-тысячи людей. Но для этого жизнь на селе должна стать комфортной и привлекательной. Необходимо построить современное благоустроенное жильё, создать социальную сферу (школы и медицинские учреждения), закупить современную технику, обеспечить аграрный сектор удобрениями и т.д. Современные информационные технологии позволяют жить не в изоляции, а приобщаться к высшим достижениям науки и культуры, поддерживать связь с родственниками, друзьями и коллегами-аграриями.

Источники

1. Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. - № 9.

2. Акманов А.И. Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI -начале ХХ в. - Уфа, 2007.

3. Григорьев С.И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // Социологические исследования. - 2010. - № 9.

4. Зиятдинова Ф.Г., Кучаева Е.И. Российское село в рыночных условиях. - М., 2008.

5. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. - 2011. - № 3.

6. Масалимов Р.Н., Масалимов И.Р. Проблемы аграрной и экологической безопасности России // Биологические науки в XXI веке: Проблемы и тенденции развития: Сб. науч. трудов. - Бирск, 2008.

7. Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. - 2011. - № 2.

8. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Республике Башкортостан // Республика Башкортостан. - 2011. - 5 апреля. - № 65.

9. Республика Башкортостан: социально-экономическое развитие на рубеже веков (статистический обзор) // Экономика и управление. - 2010. - № 5.

10. Сайфуллин Ф. О состоянии и развитии земельного законодательства Республики Башкортостан // Экономика и управление . - 2011. - № 1.

11. Узун В. Аграрная реформа в России: мифы и реальность // Вопросы экономики. - 2008. - № 10.

АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОМ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ СИБИРИ

Л.А. Рыманова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

До настоящего времени остаётся низкой платёжеспособность и финансовая устойчивость сельскохозяйственных предприятий России. В 2009 г. коэффициент текущей ликвидности составил Кт.л =159,1%, обеспеченности собственными оборотными средствами Кос = -33,2, коэффициент автономии Кк.а =41,1 [1]. С большими или меньшими отклонениями аналогичные характеристики отмечаются по регионам России. Это обуславливает необходимость уточнения, дополнения и выработки эффективной системы мер и механизмов обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, в том числе для управления процессами через реализацию среднесрочных и долгосрочных программ развития сельского хозяйства.

До последнего времени стратегия финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий на среднесрочную перспективу связывается с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и

далее с Первоочередными мерами правительства по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса в доле, затрагивающей агропромышленный комплекс, а также с соответствующими программами, разработанными на мезоуровне. Процесс был детализирован и углублён в регионах России, в том числе в СФО путем разработки соответствующих продуктовых программ развития сельского хозяйства [2-6].

В названных документах были определены индикаторы объёмных показателей производства, инвестиционных вложений, привлекаемого кредита, государственных субсидий предприятиям АПК по соответствующим направлениям и т. д. Обеспечение финансовой устойчивости в программе связывается с расширением доступа сельскохозяйственных предприятий к банковскому кредиту путём субсидирования процентной ставки по кредиту.

В 2009 г. согласно реализации мер Программы объём краткосрочного кредита с субсидированием процентной ставки по сФо составил 35,4 млрд р. или 9,7% от таких кредитов по Российской Федера-

ции. Доступ к краткосрочным кредитам получили более 25 % сельскохозяйственных организаций. На их долю пришлось 53% общей суммы принятых к субсидированию кредитов [7].

В 2009 г. принятый к субсидированию инвестиционный кредит составил по СФО 43,6 млрд р. или 8,5% от Российской Федерации. До 31,2% сельскохозяйственных организаций сФо привлекают инвестиционный кредит. Средний размер кредита составляет 19,5 млн р. Это на 47% ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Привлечение кредита дифференцируется по областям внутри региона [7].

Реализация программных мероприятий позволила отчасти обновить технический парк хозяйств. Однако целевые показатели приобретения техники по Российской Федерации в большинстве областей региона не выполнены. Приобретение техники, племенного скота посредством лизинга характеризуется малыми объёмами.

Таким образом, привлечение кредита краткосрочного и инвестиционного во взаимосвязи с лизинговыми операциями отчасти решает программу технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий, однако такие темпы становятся неприемлемыми для модернизации отрасли. Очевидно, модернизации отрасли с учетом государственной поддержки должен соответствовать финансовый потенциал сельскохозяйственных предприятий, характеризуемый как минимум нормативными показателями финансовой устойчивости. Управление этим процессом должно стать содержательной частью совершенствования финансово-кредитных отношений, и находить соответствующее отражение в блоках среднесрочных и долгосрочных программ развития сельского хозяйства.

Таблица 1 - Формирование и распределение прибыли в хозяйствах Новосибирской области, тыс. р.

Элементы 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Выручка от продаж 14997513 19889793 20716488

Себестоимость проданных товаров -12581133 -16358269 -18089457

Коммерческие расходы -67562 -61839 -99043

Управленческие расходы -87589 -146752 -144682

Прибыль, убыток от продаж 2261229 3322933 2383306

Проценты к получению 12848 25040 93635

Процент к уплате -554158 -916990 -1438209

Поступления из бюджета 1050689 1831280 1464103

Прочие доходы 690311 1018087 1257936

Прочие расходы -984361 -1447301 -1384443

Расчет по налоговым платежам -71828 -84914 -74041

Чистая прибыль 2404730 3748135 2302287

Приоритетной проблемой становится формирование достаточного объёма собственных финансовых ресурсов предприятий, прежде всего, прибыли на накопление и формирование финансовых резервов. До последнего времени отмечается дефицит и волновое изменение прибыли. Это увеличивает финансовые риски табл. 1.

К 2009 г. рентабельность продаж в хозяйствах Новосибирской области составила только 11,5%. Низкая рентабельность продаж - одна из главных угроз формированию достаточного объёма собственных средств на модернизацию отрасли, сохранения её конкурентоспособности.

Угрозы связаны с чрезмерно высокими суммами выплат процентов за кредит. Значительная часть прибыли идет на обслуживание задолженности по банковскому кредиту. В 2009 г. проценты к уплате составили 1,4 млрд р., по отношению к прибыли от продаж - до 60%. В 2007 г. такое соотношение было 24%, в 2008 г. -27%.

Следующая угроза обусловлена дефицитом поступлений средств из бюджета. Они по отношению к выручке занимают только 7,0%. Это намного ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Значительная их часть направлена на возмещение части затрат на уплату процентов.

Таким образом, на этом этапе выявляются три проблемы, решение которых связано с обеспечением финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций - дефицитность прибыли и средств государственной поддержки, высокая выплата процентов за кредит.

Далее анализ денежного потока, выявляется следующий блок проблем табл. 2.

Таблица 2 - Денежный поток по сельскохозяйственным организациям Новосибирской области, тыс. р.*

Элементы 2007 г. 2008 г. 2009 г.

1. Чистая прибыль 2404730 3748135 2302287

2. Денежные средства 259535 904610 -360706

3. Дебиторская задолженность -1026940 -836452 -1146001

4. Запасы -1958407 -3156012 -2378207

5. Долгосрочные обязательства 2971096 2369310 1197121

6. Краткосрочные кредиты и займы 397640 1782981 990572

7. Кредиторская задолженность 606048 1439163 1504055

8. Капиталовложения -669189 -9575157 -6441499

в т.ч. амортизация 888262 1236423 1196680

бюджет на инвестиции 336701 464511 557511

9. Денежный поток 4209476 -1622488 -2578187

Позиции 2, 3, 4, 5, 6, 7 представлены как разность соответствующих активов, либо пассивов на конец и начало года.

К концу 2009 г. сократились наиболее ликвидные средства предприятий - денежные средства на 360,7 млн р. Коэффициент абсолютной ликвидности снизился до Кал. = 0,1. Было наиболее крупное отвлечение средств в дебиторскую задолженность и запасы.

По долгосрочным и краткосрочным обязательствам отмечается снижение интенсивности их прироста при существенном увеличении кредиторской задолженности. За период с 2007 г. по 2009 г. прирост кредиторской задолженности составил до 2,5 раз. Коэффициент платёжеспособности по текущим обязательствам составил Кп.о. = 6,5. На покрытие текущих обязательств требуется более полугодовой выручки. Об угрозах свидетельствует снижение коэффициента автономии до К ав = 0,5. Отмечается снижение средств на капитальные вложения.

На этом этапе выявляются следующие проблемы обеспечения финансовой устойчивости: необходимость совершенствования структуры кредитов и системы их обеспечения.

Выделенные проблемы отражают аспекты совершенствования финансово-кредитных отношений. В среднесрочных и долгосрочных программах развития сельского хозяйства должны быть представлены соответствующие подсистемы блока обеспечения финансовой устойчивости, индикаторы

и механизмы регулирования выделенных аспектов финансово-кредитные отношений.

Приоритетным становится разработка подсистемы этого блока по предотвращению дефицита прибыли хозяйств, в том числе путем регулирования обменных процессов системой индикативных цен, отражающих изменение объёмов производства, формирующиеся межотраслевые связи, осуществление инвестиций и др. Подсистему дополняют меры по снижению ценовых рисков.

Подсистема индикаторов и механизмов государственной поддержки АПК должна включать систему мер по устранению её дефицита, с учётом объективной оценки приемлемости уровня для восстановления и модернизации отрасли, сохранения сельского образа жизни, и в целом - для обеспечения конкурентных возможностей отечественного сельского хозяйства.

Это лежит в области принципиальных изменений бюджетной политики относительно сельского хозяйства, направленной на выравнивания конкурентных возможностей России и стран с развитой рыночной экономикой. Стартовый уровень поддержки при вступлении России в ВТО должен соответствовать такому принципу.

Подсистема и индикаторы программных мер по обеспечению доступности банковского кредита ориентируются на взаимосвязь расчетной ставки за кредит и экономической рентабельности активов предприятий отрасли, предотвращение отрицательного эффекта финансового рычага с учётом соответствующих процентных ставок за кредит в странах с развитой рыночной экономикой.

Подсистема блока обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий должна включать меры, механизмы, индикаторы совершенствования структуры кредитов и их обеспечения.

Развитие банковского кредита предполагает совершенствование системы обеспечения кредита. На региональном уровне это формирование региональных и муниципальных фондов гарантий для сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования, для зернового кластера регионов актуализируется развитие системы регионального залога.

Институциональный аспект совершенствования структуры кредитов - развитие агропромышленная интеграция и кооперация, формирование системы сельских кредитных потребительских кооперативов должен находить своё отражение в сред-

несрочных и долгосрочных программах развития сельского хозяйства.

Таким образом, обеспечение финансовой устойчивости, в том числе путем управления процессом через среднесрочные и долгосрочные программы развития сельского хозяйства предполагает реализацию системы мер по предотвращению дефицита прибыли и средств государственной поддержки, совершенствование процентной политики, структуры кредитов, их обеспечения для предприятий АПК. Это реализует комплексный подхода к проблеме обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий с учетом объективно формирующихся процессов.

Источники

1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.

сб./Росстат.- М., 2010. - С 672. -

http://www.gks.ru/wps/

wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/s

tatisticCollections/doc_1135087342078.

2. О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы: Постановление Правительство Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

3. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых

правительством Российской Федерации по борьбе с

последствиями мирового финансового кризиса. -http://www.oko-planet.su/finances/financesnews/5887-perechen-pervoocherednyx-mer-predprinimaemyx.html.

4. О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2008-2012 годы: Постановление администрации Новосибирской области от 1 ноября 2007 г. п 147-па.

5. Ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Новосибирской области на 2009-2012 годы»: Приказ департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области от 24.02.2009 г № 14 (Приложение).

6. Ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2009 -2012 годы»: Приказ департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области от 24.02.2009г. № 14 (Приложение).

7. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»/ Минсельхоз РФ. - М. -2010. - С. 62-63, 209-210. - http://www.mcx.ru/.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Е.В. Иванова, инженер, соискатель Института социально-экономических и энергетических проблем Севера

Коми НЦ УрО РАН

В современных условиях многократно возрастает значение информационной компоненты в устойчивом аграрном и сельском развитии. Устойчивого развития сельского хозяйства определяется тесно взаимосвязанными составляющими - экономической, социальной и экологической. Основными критериями устойчивого экономического развития отрасли являются рост производства безопасных продуктов питания в целях удовлетворения потребностей в них населения, обеспечение экономической эффективности производства, позволяющей вести расширенное воспроизводство. Социальная составляющая устойчивого развития включает повышение уровня и качества жизни крестьян, стаби-

лизацию демографических и миграционных процессов на селе. Стабильное, равновесное природопользование связано с обеспечением в настоящее время и в долгосрочной перспективе устойчивости агросистем, улучшением качества окружающей среды и сохранением природных ресурсов. Устойчивое экологическое развитие сельского хозяйства позволит избежать ухудшения состояния и потери обрабатываемых земель, увеличить плодородие почвы. Только при сбалансированности воспроизводства производственного потенциала, человеческих ресурсов и природной среды обеспечивается устойчивое развитие агарного сектора в течение длительного времени. Решающую роль в устойчивости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.