Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в инновационном развитии регионального АПК'

Роль государственного регулирования в инновационном развитии регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудряева Любовь Александровна, Потешкина Людмила Григорьевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов государственного регулирования инновационного развития регионального агропромышленного комплекса (АПК). Предложены пути повышения эффективности использования инновационных технологий управления на уровне агропромышленного сектора экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF GOVERNMENT REGULATION IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE

This article deals with some issues of state regulation of regional agribusiness innovative development. The authors suggest a number of ways to improve the efficiency of management innovative technologies used by the agricultural sector at regional level.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в инновационном развитии регионального АПК»

КУДРЯЕВА Л. А., ПОТЕШКИНА Л. Г.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов государственного регулирования инновационного развития регионального агропромышленного комплекса (АПК). Предложены пути повышения эффективности использования инновационных технологий управления на уровне агропромышленного сектора экономики региона.

Ключевые слова: инновационные технологии, государственное регулирование, модернизация, агропромышленный комплекс.

KUDRYAEVA L. A., POTESHKINA L. G. GOVERNMENT REGULATION OF REGIONAL AGRIBUSINESS INNOVATIVE DEVELOPMENT

Abstract. This article deals with some issues of state regulation of regional agribusiness innovative development. The authors suggest a number of ways to improve the efficiency of management innovative technologies used by the agricultural sector at regional level.

Keywords: innovative technology, government regulation, modernization, agricultural

sector.

На современном этапе развития мировой экономики существует необходимость применения инновационных и экономически эффективных методов ведения производства. Построение инновационной модели поможет решить задачу выхода страны на новый уровень и обеспечить устойчивое развитие экономики.

Инновации представляют собой введенный в использование новый или существенно улучшенный продукт или процесс, новый способ продвижения или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационное развитие - это такой тип экономического развития страны, региона или организации, главным фактором которого выступают инновации.

Инновации играют ведущую роль и в развитии АПК, тем самым помогая внедрять в

хозяйственную деятельность результаты исследований и разработок. В отраслях сельского

хозяйства таковыми могут быть новые или улучшенные продукты питания, новые

технологии и сорта растений, новые породы, виды животных и кроссов птиц, новые

удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения

животных и птиц, новые формы организации и управления различными сферами экономики,

новые подходы к социальным услугам, которые позволят повысить эффективность

1

производства.

Все определения термина «инновация» ассоциируются с понятиями «новшество», «открытие», «изобретение». Создание дополнительной ценности и внедрение - это главная особенность инновации. В такой позиции инновация не будет инновацией до тех пор, пока ее внедрение не начнет приносить прибыль.

Возможности инновационного развития страны в целом и АПК в частности во многом зависят от эффективного государственного регулирования на уровне регионов. Без организации и развития региональных инновационных систем переход к инновационному развитию экономики страны неосуществим. Для каждого субъекта РФ должна формироваться своя государственная региональная инновационная политика, которая будет связана с разработками, учитывающими социально-экономическое положение региона, его специфику и потребности в инновациях. Главная цель инновационного развития - это формирование инновационной деятельности в регионе, разработка механизмов ее внедрения [5, с.33]. Следует заметить, что без участия государства не могут быть реализованы глобальные инновационные разработки. Государство в области модернизации аграрного производства на основе инновационных технологий решает макроэкономические проблемы (дотации, диспаритет цен, кредиты, налоги, льготы, устойчивость рубля и его конвертируемость, импортозамещение, создание условий для развития малого бизнеса, модернизация социальной инфраструктуры сельских территорий). Оно принимает долгосрочные стратегии восстановления и устойчивого развития села и агропромышленного комплекса в целом.

Научно-исследовательский прогресс и инновационные процессы, позволяющие вести постоянное обновление производства на основе достижений науки и техники, являются перспективными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса. Это подчеркивал председатель Правительства Д. А. Медведев, когда говорил, что «без перехода к модернизации у нашей экономики нет будущего, даже несмотря на то, что она опирается на огромные природные богатства нашей страны... Поэтому одним из важнейших направлений создания российской «умной экономики будущего» должно стать инновационное развитие АПК» [7].

На современном этапе регулирование развития АПК основывается на таких

принципах как государственная финансовая поддержка в виде субсидий, дотаций, льготного

кредитования, таких сфер АПК, которые являются стратегически и социально значимыми

для общества, однако в результате низкой рентабельности непривлекательны для частного

бизнеса; комплексности решений правового, финансового, социального характера;

направленности регулирующего воздействия на экономический рост и снятие социальной

2

напряженности в обществе.

Слабый платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию в АПК оказывает негативное воздействие на инновационные процессы. У большинства сельхозтоваропроизводителей существует проблема недостатка собственных денежных средств. Реализация программ бюджетного финансирования и возможность получить на инновации заемные средства могут позволить им заниматься освоением новых технологий. Но эти технологии для аграрного производства характерны высоким уровнем рисков инновационных процессов. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инноваторский продукт не заинтересовывает частных инвесторов вкладывать капитал в сельское хозяйство. Поэтому прямым участником инновационного процесса развития АПК должно быть государство. Оно решает задачи эффективного функционирования и развития научно-технологического комплекса страны. При этом можно считать, что государство выступает в роли самого инициативного и активного участника инновационного процесса.

Роль государственного регулирования инновационного развития заключается в сохранении накопленного научно-технического потенциала, формировании необходимой инфраструктуры и разработке механизмов, способствующих стимулированию как развития инновационных процессов и еще большую возможность активизации освоения их результатов. Если не развивать новые технологии, то страна в будущем рискует потерять весь этот потенциал и может стать зависимой от зарубежных технологий.

На современном этапе развития агропромышленный комплекс требует существенных усилий в регулировании со стороны государства. Укажем на ряд причин необходимости государственной поддержки сельского хозяйства. Во-первых, это специфические особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: рисковый характер сельскохозяйственного производства, который подвержен множеству климатических факторов (наводнения, засухи и т.п.); неэластичность спроса на продукцию сельского хозяйства; быстрый технический прогресс и сложность приспособления к нему в данном секторе экономики. Во-вторых, это несовершенство рыночных механизмов в регулировании некоторых видов деятельности аграрного рынка: неумение рынка предупредить нежелательные результаты для сельскохозяйственного производства (загрязнение окружающей среды, деградация природных ресурсов и т.п. ); тенденция к установлению монопольного контроля над рынком [6, с.98].

Экономика Республики Мордовия традиционно имеет аграрную направленность. По

отчетным данным за 2012 г. агропромышленный комплекс Мордовии произвел 20,2 %

валового регионального продукта и обеспечил занятость 19,8 % населения [4]. Он

3

представлен предприятиями, которые признанны лидерами не только в Приволжском федеральном округе и России, но и успешно конкурирующими на мировом рынке.

В настоящее время инновационное развитие сельского хозяйства Республики Мордовия регулируется различными федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами, программами. В регионе действует «Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В рамках данной Программы реализуется несколько подпрограмм, одна из которых «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Главными целями подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» являются: повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет технической и технологической модернизации производства; создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль; создание в агропромышленном комплексе сельскохозяйственной биотехнологии; создание эффективной системы консультирования

сельхозтоваропроизводителей [2].

В рамках данной подпрограммы выделены следующие задачи для инновационного развития региона:

- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;

- повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;

- создание и развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;

- создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве;

- стимулирование сельхозтоваропроизводителей для обеспечения доступа к консультационным услугам;

- поддержка общественных организаций, оказывающих социально значимые услуги в сфере сельского хозяйства [2].

Для развития инновационного аграрного сектора в рамках программы выделяется 241745,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в 2013-2020 гг. 184208,8 тыс. рублей, внебюджетных источников - 57537,2 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты для АПК региона предполагают:

4

- приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями 1280 тракторов и 536 комбайнов, в том числе (с оказанием мер государственной поддержки) новых моделей тракторов - 614 штук, зерноуборочных комбайнов - 159 штук, кормоуборочных комбайнов -46 штук;

- реализацию трех инновационных проектов;

- рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (в % к уровню 2010 г.) до 32,2 %;

- увеличение удельного веса отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, 11,5 %.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,8-3%. Одновременно возрастут ресурсы сельскохозяйственной продукции и продовольствия для реализации на внешнем рынке. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок республика сможет поставлять такие продукты, как сахар, сыр и сырную продукцию, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты [2].

Вступление России в ВТО послужило огромным толчком для развития новых технологий. По прогнозам экспертов, в краткосрочной перспективе отечественный АПК если и пострадает, то из-за недостатка финансов и неэффективности производства и управления. Однако власти стремятся направить все усилия на устойчивое развитие агропромышленного комплекса. Без нововведений себестоимость выпускаемой сельскохозяйственной продукции не сможет быть конкурентоспособной по сравнению с импортными продуктами.

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно должны решаться следующие задачи.

1. Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода.

2. Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности.

3. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

В животноводстве пример инноваций - роботизированные фермы. Они работают на базе крестьянско-фермерского хозяйства в Ичалковском и Темниковском районе. Использование роботов в доении коров позволяет минимизировать человеческий фактор в производстве молока, что не только решает кадровую проблему на селе, но и способствует повышению качества производимой продукции.

Так, в Ромодановском районе осенью 2012 г. началось строительство крупнейшей в

России биогазовой электростанции. Она станет работать на свекольном жоме и отходах

жизнедеятельности крупного рогатого скота. Мощность станции составит почти 4,5

5

мегаватта, что сопоставимо с небольшой ГЭС.

На основании методов биотехнологий изучаются геномы сельскохозяйственного скота, с тем чтобы, воздействуя определенным образом на гены, получать животных с определенным набором признаков. Проект осуществляется совместно с холдингом «Мордовский бекон».

В Республике Мордовия на пути инновационного развития находится производство сыров с применением биотехнологий. ООО «Сармич» в холдинге с ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» сможет перерабатывать до 800 т молока в сутки, что позволит холдингу войти в тройку самых крупных производителей сыра в России. С выходом завода «Сармич» на полную мощность производство твердых сыров в Мордовии увеличится вдвое и составит более 20 тыс. т в год [4].

Развитие инновационной деятельности в агропромышленном комплексе требует единой системы распространения инновационных знаний и консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Это позволит создать условия для повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, а также роста уровня качества жизни и занятости сельского населения за счет применения современных достижений науки, техники, технологий, организации и управлении сельскохозяйственным производством.

В 2009 г. учрежден Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Республики Мордовия. Основные направления его деятельности включают:

- обучение специалистов и работников сельхозпредприятий, фермеров и студентов аграрных специальностей;

- оказание консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям по вопросам организации и ведения растениеводства, молочного скотоводства и свиноводства.

За последние годы в Республике Мордовия создано 4 районных информационно-консультационных центра в форме муниципальных учреждений при администрациях муниципальных районов (МУ «Ардатовский ИКЦ», МУ «Краснослободский ИКЦ», МУ «Кочкуровский ИКЦ», МУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе»), оказывающих услуги информационного характера, а также консультации в сфере развития малых форм хозяйствования на селе.

Информационно-консультационные услуги оказывают образовательные, научно-

исследовательские учреждения и производственные организации: ФГБОУ ВПО

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», ИКО «Консультант-Агро»,

ИКС «Агро-Консультант», ФГБОУ ДПОС «Мордовский институт переподготовки кадров

6

агробизнеса», ИКЦ ГНУ «Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», ИКС ООО «Ресурс-Консалтинг», ИКС ООО «Управляющая компания «Агросоюз-Центр» [4].

Несмотря на динамичное развитие сельскохозяйственного консультирования существует ряд проблем, требующих решения. Основными причинами, сдерживающими развитие эффективной консультационной поддержки различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях являются:

- отсутствие единой системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- относительно узкий спектр информационно-консультационных услуг;

- недостаточный охват потенциальных потребителей данного вида услуг.

Министерство сельского хозяйства РФ активно включилось в процесс модернизации

аграрного сектора, используя самые современные, научно обоснованные методики и инновации, которые уже в самой ближайшей перспективе позволят вывести отечественный АПК на принципиально новую функциональную орбиту. В целях реализации инновационного и технологического обновления сельского хозяйства России данный процесс должен носить всеобъемлющий характер и распространяться на все без исключения уровни аграрного сектора.

В настоящее время Министерство сельского хозяйства Российской Федерации реализует различные меры по внедрению инновационных подходов к управлению АПК. Для этого создается Единая система государственного информационного обеспечения, которая гарантирует совокупный обмен данными между федеральными, региональными властями и сельскохозтоваропроизводителями. Это позволит значительно повысить оперативность принимаемых решений на всех уровнях управления.

Материальную основу модернизации обеспечивает инновационное развитие агропродовольственного комплекса. В связи с этим разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по инновационному развитию сельского хозяйства на региональном уровне должно стать одним из основных составных разделов стратегии развития аграрного сектора экономики в каждой области, крае, республике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. -

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.mcx.ru/documents/file_document/show/23220.htm

7

2. Государственная программа Республики Мордовия по развитию сельского хозяйства

и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro.e-mordovia.ru/gos-programm/upload/gosprog_1320.doc

3. Жмуд А. Д. Эффективность инвестиционной стратегии предприятия // Проблемы

формирования и функционирования инновационной системы региона: материалы семинара для молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С.128-132.

4. Министерство сельского хозяйства Республики Мордовия. - [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://agro.e-mordoviа.ru

5. Москалева Е. Г. Анализ эффективности инновационной деятельности хозяйствующих

субъектов // Проблемы формирования и функционирования инновационной системы региона: материалы семинара для молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С.33-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Санду И. С., Нечаев В. И., Федоренко В. Ф. и др. Формирование инновационной

системы АПК: организационно-экономические аспекты. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 216 с.

7. Френкель А. Наверное, это судьба, или бег по кругу... - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/02/15/1845

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.