DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-47 УДК. 338.436.33
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МНОГОУКЛАДНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Рогожина Т.В.
В статье дан краткий обзор современного состояния региональной системы сельскохозяйственного консультирования в АПК.
Целью данной работы является выявление особенностей регионального сельскохозяйственного консультирования и его роли в агропромышленном комплексе. В соответствии поставленной цели намечены следующие задачи:
- обосновать актуальность исследования
-рассмотреть структуру инновационно - консультационного центра региона
- проанализировать динамику и структуру потребления консультационных услуг по потребителям и тематическим направлениям.
В результате проведённого исследования предложены направления развития, которые способствуют повышению эффективности агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: система сельскохозяйственного консультирования, консультационная услуга, консультационная деятельность, инновационная деятельность.
REGIONAL FEATURES OF AGRICULTURAL ADVICE IN AGRICULTURAL MULTIFORM
Rogozhina T.V.
This article provides a brief overview of the current state of the regional system of agricultural advisory in agriculture.
The aim of this work is to determine the characteristics of the regional agricultural counseling and its role in the agricultural industry. According goal following objectives:
- Justify the relevance of the study
-examine the structure of innovation-consulting center in the region
- To analyze the dynamics and structure of the consumption advisory services to consumers and thematic areas
The study suggests the directions of development that increase the efficiency of agriculture.
Keywords: agricultural consulting, advisory services, consultancy, innovation.
Актуальность и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастают в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли. [5 с. 142]
Глобализация экономики, ухудшение состояния окружающей среды, рост проблем развития сельских территорий, генерирование новых потоков знаний и разработка большого числа инновационных аграрных технологий — все это создает трудности при принятии решений для индивидуумов, групп сельского населения и разработчиков государственной аграрной политики.
Общепризнанными проблемами развития агропромышленного комплекса являются: технико-технологическое отставание сельского хозяйства от
развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, ограниченный доступ сельскохозяйственных
товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей. [7]
Задача общества и государства — создать такие инструменты аграрной политики, которые позволили бы товаропроизводителю своевременно находить оптимальные решения по широкому спектру стоящих перед ним проблем. Для этого максимально должен быть использован весь арсенал доступных средств и генерированных человечеством в течение многих столетий аграрных знаний и достижений науки. Именно таким инструментом должна стать консультационная (или информационно-консультационная) служба (ИКС) для сельских товаропроизводителей. [1 с. 53]
Основная функция информационно-консультационной службы заключается в оказании помощи сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам в вопросах формирования стратегии их развития и поддержки. Часть этих функций может быть реализована через различные организации сельских товаропроизводителей, что соответствует одному из главных принципов деятельности службы - принципу взаимодействия с другими организациями, занимающимися развитием аграрного сектора и сельских территорий. [6]
Территория Нижегородской области составляет 76,6 тысяч кв. км, удельный вес площади сельскохозяйственных угодий - 36,6%. В регионе проживает около 3,3 миллиона человек, из них более 20% - в сельской местности.
Сельскохозяйственным производством в области занимаются около 630 сельскохозяйственных организаций, функционируют более 540 тысяч личных подсобных хозяйств и около 3,1 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, действуют 90 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (27
кредитных, 46 снабженческо-сбытовых и 17 перерабатывающих), работают более 50 обслуживающих и сервисных предприятий. Пищевая и перерабатывающая промышленность области представлена 16 отраслями и объединяет около 1360 предприятий.
Основной задачей нижегородских сельскохозяйственных производителей является обеспечение продовольственной безопасности региона. По объему производства пищевых продуктов в ПФО область занимает второе место и уступает только Республике Татарстан.
Программа развития АПК Нижегородской области до 2020 года в качестве приоритетных направлений предусматривает развитие молочного и мясного скотоводства, поддержку малых форм хозяйствования, а также строительство социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. [2]
Государственная программа развития АПК на 2008—2012 годы впервые определила необходимость формирования и развития в стране системы сельскохозяйственного консультирования. Целью системы
сельскохозяйственного консультирования является повышение эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развитие сельских территорий и жизнеобеспечение сельского населения путем расширения доступа к консультационным услугам, совершенствования форм и методов консультационной деятельности.
Система сельскохозяйственного консультирования имеет трехуровневую структуру: федеральный; региональный; районный уровни.
Система сельскохозяйственного консультирования на федеральном уровне: отдел сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ФГУ «Российский
центр сельскохозяйственного консультирования». Федеральный учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры федеральных образовательных учреждений. [8]
Система сельскохозяйственного консультирования на федеральном уровне призвана выполнять следующие функции: разработка концепции, выработка стратегии системы сельскохозяйственного консультирования; организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности; создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации; мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, распространение передового опыта работы центров сельскохозяйственного консультирования. [3]
В 1994 году в рамках пилотного проекта областной администрации и Британского Фонда Ноу-Хау, были организованы первые в России сельские консультационные центры. Для осуществления деятельности сельскохозяйственного консультирования в Нижегородской области в апреле 2000 года образован Фонд «Нижегородская консультационная служба Агропромышленного комплекса», что позволило улучшить качество предоставления таких услуг. Специалистами Фонда оказывалась консультационная и практическая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, осуществлялось тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, государственными структурами и учебными заведениями, работающими в аграрной сфере. В результате ряда преобразований в октябре 2012 года учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» (ГБУ НО «ИКЦ АПК»).
Консультационные услуги региональный центр оказывает на безвозмездной основе в рамках утвержденного государственного задания включает: комплексное обслуживание сельскохозяйственных
товаропроизводителей межрайонными информационно - консультационными центрами, инновационное обеспечение развития сельскохозяйственного производства и жизнеобеспечения сельского населения, разработка и сопровождение бизнес-планов, консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей по технологическим вопросам (растениеводство и животноводство), управлению и организации производства, экономике, учету и оплате труда, законодательству (включая вопросы приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством), бухгалтерскому учету и налогообложению, организация и проведение мероприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, включая консультационные семинары, круглые столы, обмен опытом, разбор конкретных ситуаций. [4]
В качестве основной принята наиболее приспособленная к ведению инновационной деятельности двухуровневая система во главе с региональным консультационным, методическим и обучающим центром, а также разветвленной сетью межрайонных информационно-консультационных центров а также разветвленной сетью межрайонных информационно-консультационных центров в Арзамасском, Большеболдинском, Выксунском, Княгининском, Краснооктябрьском, Кстовском, Лукояновском, Семеновском, Сергачском и Спасском районах.
Структура государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса" ГБУ НО "ИКЦ АПК"
Основными задачами отдела инноваций и консультирования является оказание консультационной помощь заинтересованным хозяйственным субъектам АПК Нижегородской области по широкому спектру вопросов сельскохозяйственного производства:
• Организационно - правовым вопросам;
• Экономическим вопросам;
• Вопросам бухгалтерского учета и аудита;
• Технологическим вопросам сельхозпроизводства;
• Маркетинговым вопросам;
• Вопросам эффективного управления хозяйством;
• Вопросам экономического и финансового анализа.
Основными задачами отдела анализа, сопровождения проектов и стратегического развития является:
• создание и реализации перспективных и текущих программ, стратегий, направленных на дальнейшее развитие отрасли и системы сельскохозяйственного консультирования.
• Сбор, обработка и анализ экономической, финансовой и других видов информации, касающейся деятельности учреждения и сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности.
• Подготовки аналитических материалов для корректировки текущих планов деятельности учреждения и сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности. Организация работы по стратегическому планированию деятельности учреждения и сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности.
Консультационная услуга осуществляется консультантами по сельскому хозяйству устно с последующим изложением сути ответа в письменном виде или письменно (в электронном виде) и должна содержать ответ на обращение заявителя в доступном для понимания ее сути виде и содержать исчерпывающую информации по существу заявки. [3]
Всего за 1 полугодие 2012 года учреждением оказано 8,951 тысяч консультационных услуг (63,9% к годовому плану), в 2011 году оказано 16123 консультационных услуги (117,39% к годовому плану). Структура потребителей услуг сельскохозяйственного консультирования в 1 полугодие 2012 года по сравнению с 2011 годом практически не изменилась, более 50% услуг оказано сельскохозяйственным организациям различных организационно-правовых форм, около 30% услуг приходится на КФХ и ЛПХ.
2011 год
И Органы управления АПК
■ Сельскохозяйственные организации
и Крестьянские (фермерские) хозяйства
■ Личные подсобные хозяйства
и Другие
1 полугодие 2012 год
Рис. 1. Структура потребления консультационных услуг по потребителям, %
В 1 полугодие 2012 года также как и в 2011 году консультационные услуги проводились по 8-ми тематическим направлениям, наибольший удельный вес услуг (42,9%) приходится на тему «Экономика и организация производства» (2011 год - 46,3%).
57,5
□ 1 полугодие 2012 года Ш2011 год
Рис. 2 Структура потребления консультационных услуг по тематическим
направлениям
В 1 полугодие 2012 года разработан 161 бизнес-план. Учитывая приоритетный курс Нижегородской области на развитие молочного и мясного скотоводства, по данному направлению разработано 102 бизнес-плана, в рамках программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм разработано 40 бизнес-планов.
В июне 2012 года учреждение принимало участие в первом международном форуме «Сельский туризм в России», проводимом в Алтайском крае, где было награждено дипломом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за популяризацию сельского туризма в Нижегородской области. [4]
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить направления развития: комплексное консультационное обслуживание не только базовых хозяйств межрайонных ИКЦ с одновременных выполнением заказов (по их запросам) сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения области, но и расширение сферы услуг ГБУ НО «ИКЦ АПК» как на внешнем
рынке услуг, так и в части выработки механизма предпринимательской деятельности и привлечения отечественных (зарубежных) инвестиций на развитие самого ГБУ НО «ИКЦ АПК». Значительные усилия при этом должны быть направлены на реализацию инноваций в аграрное производство региона.
Список литературы
1. Организация консультационной службы в АПК, учебник для студ. вузов, ред. В. М. Кошелева. - М. : КолосС, 2007. 268 с.
2. Сайт Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр АПК" http://www.ncs.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1
3. Сайт Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Инновационно-консультационный центр АПК" http://www.ncs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6&Itemid=22
4. Данные ГБУ НО «ИКЦ АПК» за 2011г. и 1 полугодие 2012г.
5. Козлов В.В Формирование и функционирование региональной информационно-консультационной службы в АПК: теория, методология и практика. М.: Москва, 2001 г. - 295 с.
6. A.W. van den Ban., Кошелев В.М. Информационно - консультационная служба АПК и ее связь организациями сельских товаропроизводителей, -Информационный бюллетень ИКС, МСХП РФ, 9-10/98, М.; Информагротех.
7. Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы
8. Регламент оказания консультационной помощи http://lenagro.org/o-kompanii/reglament.html
References
1. Organization consulting services in agriculture, a textbook for the students. universities, eds. VM Koshelev. - M.: Colossus, 2007. 268 c.
2. Ministry of Agriculture and Food Supply of the Nizhny Novgorod region. www.mcx-nnov.ru
3. Website Training Center, agricultural counseling and retraining. www.mcx-consult.ru
4. These GBU NO "ICC agriculture" for 2011. and 1st half 2012.
5. VV Kozlov Formation and functioning of the regional information and advisory services in agriculture: theory, methodology and practice. Moscow: Moscow, 2001 - 295 p.
6. A.W. van den Ban., Koshelev, VM Information - Consultation Service APC and its connection organizations of rural producers - Newsletter X, MFA of the Russian Federation, 9-10/98, M.; Informagroteh.
7.Gosudarstvennoy program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013 - 2020
8. Regulations providing advice http://lenagro.org/o-kompanii/reglament.html
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Рогожина Татьяна Владимировна, преподаватель, заведующий кафедрой экономического направления
Перевозский строительный колледж
Россия, Перевоз
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Rogozhina Tatiana Vladimirovna, teacher, head of department of economic direction
Perevozskii Construction College
Russia, Perevoz
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Суслов С.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и статистика» Нижегородского государственного инженерно-экономического института