Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управлениясоциальной защитой населения России'

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управлениясоциальной защитой населения России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1290
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / SOCIAL POLICY / SOCIAL DEFENCE / ELECTRONIC GOVERNMENT / STATE SERVICES / INFORMATIVE TECHNOLOGIES / COMMUNICATIVE TEHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хубулури Екатерина Ильинична

Для широкого доступа населения к информации о социальной политике государства и возможности его участия в выработке решений в сфере социальной защиты разработана Концепция формирования электронного правительства, предполагающая новую, виртуальную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую получение организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хубулури Екатерина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATIVE AND COMMUNICATIVE TEHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF STATE POLICY AND MANAGING SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION OF RUSSIA

It is important to provide for the wide admittance of the population to the information about the social policy of the state and for the possibility of its participation in the working out of the decisions in the sphere of the social defence. The concept of forming the electronic government, supposing new virtual form of the organization activity of the state power organs, which provides the receiving of state servicies and information about the results of the state organs activity by means of a wide use of information, communicative technologies by organizations and citizens was worked out.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управлениясоциальной защитой населения России»

обходимо проводить политику, направленную на развитие местных сообществ и создание эффективного механизма взаимодействия с ними. Успешная реализация такой политики позволит обеспечить:

- улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;

- устойчивое, самостоятельное развитие всех муниципальных образований;

- обретение сообществами граждан навыков взаимодействия с органами власти и контроля за эффективностью их деятельности;

- создание основы для формирования дееспособного гражданского общества в масштабах всего государства.

Литература

1. Европейская Хартия о местном самоуправлении.

2. Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2009.6 ноября.

4. Из выступления Д.А. Медведева на Общероссийском гражданском форуме 01.2008 // http://www.medvedev 2008.ru/performance 2008.01.22 htm

5. Леушкин С., Смирнов А., Пушкина И. Местное самоуправление в России: мифы и реальность. М., 2005.

6. Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998.

7. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Российская газета. 2009. 10 сент.

8. Бердяев Н. Судьба России, 1915. http://www.lib.ru/HRISTIAN /BERDQEW/rossia.txt

УДК 323

Хубулури Е. И., к. полит. н.

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России

Для широкого доступа населения к информации о социальной политике государства и возможности его участия в выработке решений в сфере социальной защиты разработана Концепция формирования электронного правительства, предполагающая новую, виртуальную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую получение организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова и словосочетания: управление социальной защитой населения; электронное правительство; информационно-коммуникационные технологии; эффективность государственной политики

Современное понимание сущности государственной социальной политики основывается на рассмотрении государства как обслуживающего по отношению к обществу образования, которому население конкретной страны поручает выполнение определенных полномочий. Предполагается, что такое государство - государство XXI века -должно обеспечить широкий доступ граждан к правительственной информации самого разного характера, в том, числе и к той, которая так или иначе связана с системой социальной защиты, обеспечив тем самым доступ к правилам игры, определяющим отношения между гражданами и государством. Деятельность современного государства должна быть прозрачной, поскольку только в этом случае существует возможность минимизировать коррупцию в органах государственной власти и обеспечить должную ответственность государства перед гражданами. Помимо этого, в целях повышения качества принимаемых решений и результативности их исполнения, а также для того, чтобы вернуть элементарное доверие со стороны общества, государству необходимо идти по пути предоставления гражданам новых каналов коммуникации, позволяющих им участвовать в выработке самих правил игры и осуществлять контроль над тем, как эти правила соблюдаются.

На современном этапе развития государственной политики, предполагающем реализацию новой концепции государства, ведущая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): их постоянно растущий потенциал позволяет ставить новые цели административных реформ, ранее не могущих быть реализованными из-за технологических ограничений коммуникационной среды. Новые технологии позволяют в первую очередь сделать информацию о государственных услугах доступной для тех, кому эти услуги предназначаются (в данном случае мы имеем в виду граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства). Не вызывает сомнений тот факт, что степень доступности различных видов социальной защиты напрямую связана с проблемой информированности населения о деятельности государства в этой сфере. К сожалению, в современном российском обществе, как показывают данные социологических исследований, население достаточно слабо осведомлено об основах государственной политики в сфере социальной защиты, ее организационных структурах, осуществляемых государством преобразованиях в

этой сфере. Так, в соответствии с имеющимися эмпирическими материалами, 40% опрошенных российских граждан не знают о существующих мерах государственной социальной помощи населению, 42 % вообще не слышали об учреждениях социального обслуживания [1, с. 60]. Подчеркнем, что в государстве, которое, судя по базовым нормативно-правовым документам, озабочено проблемой «сохранения народа»», важнейшим направлением реформирования системы социальной защиты населения должно стать развертывание в общегосударственном масштабе, и особенно на региональном уровне, целевых PR-программ для разъяснения социальных прав граждан и условий их реализации.

Революционная роль информационно-коммуникационных технологий была отмечена в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «Большой восьмерки» в 2000 году. В Хартии говорится о том, что ИКТ должны способствовать установлению эффективного взаимодействия между системой государственного управления и обществом, что в свою очередь поможет обеспечить устойчивый экономический рост, повысить уровень общественного благосостояния, достичь социального согласия и укрепить демократию. Хартия, в частности, предполагает «активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан» [2, с. 17]. Необходимо отметить, что ключевые положения Окинавской хартии получили дальнейшее развитие в Декларации принципов информационного общества и нашли отражение в реформах государственного управления, осуществляющихся в различных странах мира. Составной частью этих реформ, наряду с преобразованиями организационной структуры и механизмов исполнительной власти и гражданской государственной службы, стало создание «электронного правительства» (E-government), характеризующегося качественно новым подходом в рамках взаимодействия человека и государства.

Как известно, сам термин «электронное правительство» означает такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Интернет и становится доступной каждому. E-government начинает играть ключевую роль в реформах системы государственного управления развитых капиталистических государств мира в 1990-е годы, когда государственные учреждения оказались обеспеченными персональными компьютерами, был осуществлен мощный рывок в сфере

информационно-коммуникационных технологий, получил широкое распространение и стал доступным Интернет. В этот период в передовых странах возникло понимание того, что появившиеся новые технологии могут существенно способствовать тому, чтобы система государственного управления стала функционировать более эффективно при меньших затратах. Именно с внедрением ИКТ, позволяющих взаимодействовать и совершать трансакции в онлайновом режиме, государственное управление приобретает новое качество.

В России история Б^оуегпшеП началась с подписанием в 2000 году президентом РФ В.В. Путиным уже упоминавшейся здесь Окинавской хартии. На основе предписаний Хартии, предусматривающей разработку каждой из стран «восьмерки» своей национальной стратегии построения информационного общества, Правительством РФ в 2002 году была принята ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.)», призванная, как следует из самой программы, «сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира». Впоследствии была принята также Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства, одобренная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 года, ставшая важной вехой на пути внедрение в систему российского государственного управления информационнокоммуникационных технологий [3].

Согласно данной концепции, в нашей стране предполагается создать новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. В Концепции сказано о том, что формирование электронного правительства в России стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти. В частности, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Данный процесс происходит одновременно с повышения уровня компьютерной грамотности населения и государственных служащих. Помимо этого, информационно-коммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.

В качестве важной предпосылки для формирования в России электронного правительства можно рассматривать и создание соответ-

ствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения соответствующей деятельности органов государственной власти: в настоящее время практически все они поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. Вместе с тем, как отмечается в Концепции, результаты внедрения информационнокоммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Это проявляется и в практически полном отсутствии государственных услуг, которые могли бы быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. В нашей стране не сформирована также единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме: действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативнотехнической базы, а содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах.

Именно по причине использования недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивается возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, затрудняется доступ организаций и граждан к государственным информационным системам, что, в свою очередь, снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, а это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам. В Концепции отмечается, что сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Как уже отмечалось выше, получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственно-

го обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе, что создает значительные неудобства для граждан.

Исходя из этого, в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства сформулированы следующие его цели:

1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3) повышение качества административно-управленческих процессов;

4)совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Для достижения указанных целей предполагается обеспечить:

1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационнокоммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государ-

ственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем [3].

Необходимо отметить, что в соответствии с рассматриваемой Концепцией, предполагается доступ пользователей к сайтам государственных органов в сети Интернет и интерактивным сервисам. Если рассматривать эти требования применительно к системе социальной защиты населения, ориентированной, в том числе, на граждан, имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности и др.), то именно для них данная система будет являться максимально комфортной, а электронные формы взаимодействия -наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. Для клиентов учреждений социальной поддержки будет функционировать единая информационно-справочную систему, включающая единый реестр государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, и содержащий информацию об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами с указанием телефонов, времени приема и ответственных должностных лиц и порядка обжалования действий (бездействий) сотрудников государственных органов при выполнении ими обязанностей по предоставлению государственных услуг. Данная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан, поиска и определения ответственного государственного органа за предоставление государственной услуги или более подробной информации, а также доведения этой информации до сведения заявителя в режиме реального времени и включает в себя единый федеральный интернет-портал государственных услуг и федеральный центр обработки телефонных вызовов.

Справедливо отмечает А.В. Чугунов, современный подход к реализации систем электронного правительства, нашедший отражение и в российской концепции формирования E-government, предполагает, что с точки зрения пользователя (гражданина или организации), государство является неким «черным ящиком», который предоставляет услуги или продукты. За этими услугами граждане (клиенты) обращают-

ся в соответствии с «жизненными эпизодами», т.е. ситуациями, в которых возникает потребность в участии государственных органов. К таким эпизодам относятся получение различных социальных выплат, поиск работы и т.д. Формирование единой точки доступа к государственным услугам и информации означает, что система организуется в соответствии с потребностями гражданина, вместо того, чтобы объяснять ему, какие полномочия имеют государственные ведомства, и кто за что отвечает. Иными словами, когда гражданин (пользователь) имеет дело с эффективно организованной системой «электронного правительства», он не интересуется какое конкретно ведомство обязано оказать ему ту или иную услугу (т.е. выполнить одну из функций), а общается с разными ведомствами с точки зрения «жизненного эпизода». В данном случае предполагается, что один «жизненный эпизод» может быть связан с несколькими государственными услугами, которые в ряде случаев задействуют функционирование различных ведомств [4, с. 21-22].

Указанный подход, нередко именуемый еще принципом «одного окна», характерен для рассматриваемой нами Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства. Так, Концепция предполагает, что в целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами будут созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом предусматривается, что межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), будет происходить без участия заявителя. Как уже указывалось выше, в соответствии с Концепцией формирования электронного правительства планируется широко использовать возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет, в рамках организации взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в процессе предоставления государственных услуг. Перевод взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной услуги и снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти. Наибольший эффект от оказания услуг в электронном виде может быть получен в случае, если предоставление этих услуг требует обращения в различные органы государственной власти или их взаимодействия между собой, за счет интеграции поддерживающих соответствующие процессы ведомственных информационных систем и автоматизации процедур информационного обмена между ними. Отметим, что в качестве приоритетных групп государст-

венных услуг, подлежащих первоочередному переводу в электронный вид, в соответствии с критериями социальной и общественной значимости услуги, а также социально-экономического эффекта от ее перевода в электронный вид, в Концепции выделены государственные услуги в сфере обеспечения социальной помощи и социальных выплат [3].

Подчеркнем, что в случае реализации Концепции формирования электронного правительства Россия действительно должна стать «электронной», что будет означать переход всех государственных структур, ведомств и граждан на новый виртуальный формат общения, сводящий к минимуму личное посещение гражданами каких-либо инстанций и чиновников. В соответствии с планами руководства страны, 74 вида государственных услуг к 2015 году должны предоставляться в электронном виде, т.е. по щелчку компьютерной мышки. Предполагается, что в сети электронное правительство всегда будет в зоне доступа: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, независимо от географического положения и времени года граждане смогут взаимодействовать с государством и получать необходимые услуги. Как известно, первый шаг уже сделан открытием в декабре 2009 года единого портала -www.gosuslugi.ru, созданного Минкомсвязи России.

Данный ресурс в настоящее время является сугубо информационным: он помогает пользователям сориентироваться, в какое именно ведомство им необходимо будет обратиться с тем или иным вопросом, а также выдает перечень оказываемых услуг, и предлагает скачать образцы и бланки необходимых документов. Остальной процесс, связанный с обращением в соответствующие учреждения за получением необходимой услуги, производится пока «по старинке», с походами по инстанциям. В качестве другого минуса рассматриваемого нововведения можно выделить то обстоятельство, что на указанном сайте размещена информация только о федеральных структурах (в то же время предусматривается, что у каждого субъекта федерации должны появиться свои страницы, активировать которые задумано уже в 2010 году). В перспективе на сайте www.gosuslugi.ru должна заработать обратная связь: сайт станет интерактивным, что предполагает возможность получения клиентом государственной услуги «от и до», т.е. от заявки и до ответа в виде нужной справки по электронной почте в течение нескольких дней.

Как показывает зарубежный опыт, для повышения эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России необходимо предусмотреть процедурные гарантии уведомления граждан о принимаемых решениях по со-циозащитным и смежным вопросам, а также, возможно, принять феде-

ральный закон, который бы регламентировал объем и структуру информации, в том числе, касающейся социальной защиты населения, подлежащей обязательному размещению в сети Интернет. Данная проблема является особо актуальной для нашей страны, значительная часть населения которой вообще не имеет опыта общения с представителями социальных служб, не вступает в контакт с соответствующими работниками, отмечая при этом недостаточность конкретной информации о той помощи, которую можно получить в данных службах. Иными словами, многие граждане зачастую не знают, куда обращаться в том случае, если им необходима социальная поддержка со стороны государства, и они вправе на нее рассчитывать. В данной ситуации, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему социальной защиты могло бы способствовать более эффективному взаимодействию граждан с государственными ведомствами, получению социальной помощи нуждающимся в ней людям. Однако все это может быть реализовано в полной мере лишь тогда, когда массовый пользователь овладеет компьютерной грамотностью, а государство, в свою очередь, обеспечит информатизацию в масштабе всей страны.

Литература

1. Общество и экономика. 2000. №№ 9-10.

2. Кулик А.Т. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007 / Российская ассоциация политической науки. М., 2008.

3. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года //www.infoгegion.гu/.../gov_cгeation_concept.

4. Чугунов А.В. Электронное правительство: эффективность политики внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.