обходимо проводить политику, направленную на развитие местных сообществ и создание эффективного механизма взаимодействия с ними. Успешная реализация такой политики позволит обеспечить:
- улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;
- устойчивое, самостоятельное развитие всех муниципальных образований;
- обретение сообществами граждан навыков взаимодействия с органами власти и контроля за эффективностью их деятельности;
- создание основы для формирования дееспособного гражданского общества в масштабах всего государства.
Литература
1. Европейская Хартия о местном самоуправлении.
2. Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
3. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2009.6 ноября.
4. Из выступления Д.А. Медведева на Общероссийском гражданском форуме 01.2008 // http://www.medvedev 2008.ru/performance 2008.01.22 htm
5. Леушкин С., Смирнов А., Пушкина И. Местное самоуправление в России: мифы и реальность. М., 2005.
6. Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998.
7. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Российская газета. 2009. 10 сент.
8. Бердяев Н. Судьба России, 1915. http://www.lib.ru/HRISTIAN /BERDQEW/rossia.txt
УДК 323
Хубулури Е. И., к. полит. н.
Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России
Для широкого доступа населения к информации о социальной политике государства и возможности его участия в выработке решений в сфере социальной защиты разработана Концепция формирования электронного правительства, предполагающая новую, виртуальную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую получение организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова и словосочетания: управление социальной защитой населения; электронное правительство; информационно-коммуникационные технологии; эффективность государственной политики
Современное понимание сущности государственной социальной политики основывается на рассмотрении государства как обслуживающего по отношению к обществу образования, которому население конкретной страны поручает выполнение определенных полномочий. Предполагается, что такое государство - государство XXI века -должно обеспечить широкий доступ граждан к правительственной информации самого разного характера, в том, числе и к той, которая так или иначе связана с системой социальной защиты, обеспечив тем самым доступ к правилам игры, определяющим отношения между гражданами и государством. Деятельность современного государства должна быть прозрачной, поскольку только в этом случае существует возможность минимизировать коррупцию в органах государственной власти и обеспечить должную ответственность государства перед гражданами. Помимо этого, в целях повышения качества принимаемых решений и результативности их исполнения, а также для того, чтобы вернуть элементарное доверие со стороны общества, государству необходимо идти по пути предоставления гражданам новых каналов коммуникации, позволяющих им участвовать в выработке самих правил игры и осуществлять контроль над тем, как эти правила соблюдаются.
На современном этапе развития государственной политики, предполагающем реализацию новой концепции государства, ведущая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ): их постоянно растущий потенциал позволяет ставить новые цели административных реформ, ранее не могущих быть реализованными из-за технологических ограничений коммуникационной среды. Новые технологии позволяют в первую очередь сделать информацию о государственных услугах доступной для тех, кому эти услуги предназначаются (в данном случае мы имеем в виду граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства). Не вызывает сомнений тот факт, что степень доступности различных видов социальной защиты напрямую связана с проблемой информированности населения о деятельности государства в этой сфере. К сожалению, в современном российском обществе, как показывают данные социологических исследований, население достаточно слабо осведомлено об основах государственной политики в сфере социальной защиты, ее организационных структурах, осуществляемых государством преобразованиях в
этой сфере. Так, в соответствии с имеющимися эмпирическими материалами, 40% опрошенных российских граждан не знают о существующих мерах государственной социальной помощи населению, 42 % вообще не слышали об учреждениях социального обслуживания [1, с. 60]. Подчеркнем, что в государстве, которое, судя по базовым нормативно-правовым документам, озабочено проблемой «сохранения народа»», важнейшим направлением реформирования системы социальной защиты населения должно стать развертывание в общегосударственном масштабе, и особенно на региональном уровне, целевых PR-программ для разъяснения социальных прав граждан и условий их реализации.
Революционная роль информационно-коммуникационных технологий была отмечена в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «Большой восьмерки» в 2000 году. В Хартии говорится о том, что ИКТ должны способствовать установлению эффективного взаимодействия между системой государственного управления и обществом, что в свою очередь поможет обеспечить устойчивый экономический рост, повысить уровень общественного благосостояния, достичь социального согласия и укрепить демократию. Хартия, в частности, предполагает «активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан» [2, с. 17]. Необходимо отметить, что ключевые положения Окинавской хартии получили дальнейшее развитие в Декларации принципов информационного общества и нашли отражение в реформах государственного управления, осуществляющихся в различных странах мира. Составной частью этих реформ, наряду с преобразованиями организационной структуры и механизмов исполнительной власти и гражданской государственной службы, стало создание «электронного правительства» (E-government), характеризующегося качественно новым подходом в рамках взаимодействия человека и государства.
Как известно, сам термин «электронное правительство» означает такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Интернет и становится доступной каждому. E-government начинает играть ключевую роль в реформах системы государственного управления развитых капиталистических государств мира в 1990-е годы, когда государственные учреждения оказались обеспеченными персональными компьютерами, был осуществлен мощный рывок в сфере
информационно-коммуникационных технологий, получил широкое распространение и стал доступным Интернет. В этот период в передовых странах возникло понимание того, что появившиеся новые технологии могут существенно способствовать тому, чтобы система государственного управления стала функционировать более эффективно при меньших затратах. Именно с внедрением ИКТ, позволяющих взаимодействовать и совершать трансакции в онлайновом режиме, государственное управление приобретает новое качество.
В России история Б^оуегпшеП началась с подписанием в 2000 году президентом РФ В.В. Путиным уже упоминавшейся здесь Окинавской хартии. На основе предписаний Хартии, предусматривающей разработку каждой из стран «восьмерки» своей национальной стратегии построения информационного общества, Правительством РФ в 2002 году была принята ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.)», призванная, как следует из самой программы, «сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира». Впоследствии была принята также Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства, одобренная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 года, ставшая важной вехой на пути внедрение в систему российского государственного управления информационнокоммуникационных технологий [3].
Согласно данной концепции, в нашей стране предполагается создать новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. В Концепции сказано о том, что формирование электронного правительства в России стало возможным благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и органах государственной власти. В частности, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Данный процесс происходит одновременно с повышения уровня компьютерной грамотности населения и государственных служащих. Помимо этого, информационно-коммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
В качестве важной предпосылки для формирования в России электронного правительства можно рассматривать и создание соответ-
ствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения соответствующей деятельности органов государственной власти: в настоящее время практически все они поддерживают ведомственные сайты в сети Интернет и размещают на них общую информацию о своей деятельности. Вместе с тем, как отмечается в Концепции, результаты внедрения информационнокоммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Это проявляется и в практически полном отсутствии государственных услуг, которые могли бы быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. В нашей стране не сформирована также единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме: действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативнотехнической базы, а содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах.
Именно по причине использования недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивается возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, затрудняется доступ организаций и граждан к государственным информационным системам, что, в свою очередь, снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, а это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам. В Концепции отмечается, что сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Как уже отмечалось выше, получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственно-
го обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе, что создает значительные неудобства для граждан.
Исходя из этого, в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства сформулированы следующие его цели:
1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
3) повышение качества административно-управленческих процессов;
4)совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
Для достижения указанных целей предполагается обеспечить:
1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационнокоммуникационных технологий;
2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;
3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государ-
ственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем [3].
Необходимо отметить, что в соответствии с рассматриваемой Концепцией, предполагается доступ пользователей к сайтам государственных органов в сети Интернет и интерактивным сервисам. Если рассматривать эти требования применительно к системе социальной защиты населения, ориентированной, в том числе, на граждан, имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности и др.), то именно для них данная система будет являться максимально комфортной, а электронные формы взаимодействия -наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. Для клиентов учреждений социальной поддержки будет функционировать единая информационно-справочную систему, включающая единый реестр государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, и содержащий информацию об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами с указанием телефонов, времени приема и ответственных должностных лиц и порядка обжалования действий (бездействий) сотрудников государственных органов при выполнении ими обязанностей по предоставлению государственных услуг. Данная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан, поиска и определения ответственного государственного органа за предоставление государственной услуги или более подробной информации, а также доведения этой информации до сведения заявителя в режиме реального времени и включает в себя единый федеральный интернет-портал государственных услуг и федеральный центр обработки телефонных вызовов.
Справедливо отмечает А.В. Чугунов, современный подход к реализации систем электронного правительства, нашедший отражение и в российской концепции формирования E-government, предполагает, что с точки зрения пользователя (гражданина или организации), государство является неким «черным ящиком», который предоставляет услуги или продукты. За этими услугами граждане (клиенты) обращают-
ся в соответствии с «жизненными эпизодами», т.е. ситуациями, в которых возникает потребность в участии государственных органов. К таким эпизодам относятся получение различных социальных выплат, поиск работы и т.д. Формирование единой точки доступа к государственным услугам и информации означает, что система организуется в соответствии с потребностями гражданина, вместо того, чтобы объяснять ему, какие полномочия имеют государственные ведомства, и кто за что отвечает. Иными словами, когда гражданин (пользователь) имеет дело с эффективно организованной системой «электронного правительства», он не интересуется какое конкретно ведомство обязано оказать ему ту или иную услугу (т.е. выполнить одну из функций), а общается с разными ведомствами с точки зрения «жизненного эпизода». В данном случае предполагается, что один «жизненный эпизод» может быть связан с несколькими государственными услугами, которые в ряде случаев задействуют функционирование различных ведомств [4, с. 21-22].
Указанный подход, нередко именуемый еще принципом «одного окна», характерен для рассматриваемой нами Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства. Так, Концепция предполагает, что в целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами будут созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом предусматривается, что межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), будет происходить без участия заявителя. Как уже указывалось выше, в соответствии с Концепцией формирования электронного правительства планируется широко использовать возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет, в рамках организации взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в процессе предоставления государственных услуг. Перевод взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной услуги и снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти. Наибольший эффект от оказания услуг в электронном виде может быть получен в случае, если предоставление этих услуг требует обращения в различные органы государственной власти или их взаимодействия между собой, за счет интеграции поддерживающих соответствующие процессы ведомственных информационных систем и автоматизации процедур информационного обмена между ними. Отметим, что в качестве приоритетных групп государст-
венных услуг, подлежащих первоочередному переводу в электронный вид, в соответствии с критериями социальной и общественной значимости услуги, а также социально-экономического эффекта от ее перевода в электронный вид, в Концепции выделены государственные услуги в сфере обеспечения социальной помощи и социальных выплат [3].
Подчеркнем, что в случае реализации Концепции формирования электронного правительства Россия действительно должна стать «электронной», что будет означать переход всех государственных структур, ведомств и граждан на новый виртуальный формат общения, сводящий к минимуму личное посещение гражданами каких-либо инстанций и чиновников. В соответствии с планами руководства страны, 74 вида государственных услуг к 2015 году должны предоставляться в электронном виде, т.е. по щелчку компьютерной мышки. Предполагается, что в сети электронное правительство всегда будет в зоне доступа: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, независимо от географического положения и времени года граждане смогут взаимодействовать с государством и получать необходимые услуги. Как известно, первый шаг уже сделан открытием в декабре 2009 года единого портала -www.gosuslugi.ru, созданного Минкомсвязи России.
Данный ресурс в настоящее время является сугубо информационным: он помогает пользователям сориентироваться, в какое именно ведомство им необходимо будет обратиться с тем или иным вопросом, а также выдает перечень оказываемых услуг, и предлагает скачать образцы и бланки необходимых документов. Остальной процесс, связанный с обращением в соответствующие учреждения за получением необходимой услуги, производится пока «по старинке», с походами по инстанциям. В качестве другого минуса рассматриваемого нововведения можно выделить то обстоятельство, что на указанном сайте размещена информация только о федеральных структурах (в то же время предусматривается, что у каждого субъекта федерации должны появиться свои страницы, активировать которые задумано уже в 2010 году). В перспективе на сайте www.gosuslugi.ru должна заработать обратная связь: сайт станет интерактивным, что предполагает возможность получения клиентом государственной услуги «от и до», т.е. от заявки и до ответа в виде нужной справки по электронной почте в течение нескольких дней.
Как показывает зарубежный опыт, для повышения эффективности государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России необходимо предусмотреть процедурные гарантии уведомления граждан о принимаемых решениях по со-циозащитным и смежным вопросам, а также, возможно, принять феде-
ральный закон, который бы регламентировал объем и структуру информации, в том числе, касающейся социальной защиты населения, подлежащей обязательному размещению в сети Интернет. Данная проблема является особо актуальной для нашей страны, значительная часть населения которой вообще не имеет опыта общения с представителями социальных служб, не вступает в контакт с соответствующими работниками, отмечая при этом недостаточность конкретной информации о той помощи, которую можно получить в данных службах. Иными словами, многие граждане зачастую не знают, куда обращаться в том случае, если им необходима социальная поддержка со стороны государства, и они вправе на нее рассчитывать. В данной ситуации, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему социальной защиты могло бы способствовать более эффективному взаимодействию граждан с государственными ведомствами, получению социальной помощи нуждающимся в ней людям. Однако все это может быть реализовано в полной мере лишь тогда, когда массовый пользователь овладеет компьютерной грамотностью, а государство, в свою очередь, обеспечит информатизацию в масштабе всей страны.
Литература
1. Общество и экономика. 2000. №№ 9-10.
2. Кулик А.Т. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007 / Российская ассоциация политической науки. М., 2008.
3. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года //www.infoгegion.гu/.../gov_cгeation_concept.
4. Чугунов А.В. Электронное правительство: эффективность политики внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление. СПб., 2008.