Научная статья на тему 'Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций'

Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
666
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / COMPUTERIZATION / INFORMATION LITERACY / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асланова Ольга Александровна

В настоящей статье описываются основные проблемы информационного взаимодействия государственных органов социальной защиты населения и ветеранских организаций. Дается оценка федеральных целевых программ, осуществляемых в области повышения информатизации, выявляются основные проблемы и перспективы на данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of information systems together with social services and veterans'' organizations

This article describes the main problems of information interaction of the state bodies of social protection of the population and veterans ' organizations. The estimation of Federal target programs in the sphere of improving information, identifies the main problems and perspectives in this area.

Текст научной работы на тему «Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций»

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег' Эл №

АШ 75067 УДК 334:316

Асланова Ольга Александровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Армавир

Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций

Аннотация. В настоящей статье описываются основные проблемы информационного взаимодействия государственных органов социальной защиты населения и ветеранских организаций. Дается оценка федеральных целевых программ, осуществляемых в области повышения информатизации, выявляются основные проблемы и перспективы на данном направлении.

Ключевые слова: социальная защита населения, информационные технологии, информационные системы, информатизация, информационная грамотность. Раздел: (04) экономика.

На настоящем этапе развития общества информационные технологии проникают во все его сферы. Преимущества от их активного внедрения понимаются и органами государственной власти. В последнее десятилетие в Российской Федерации органы власти разработали ряд программ по развитию систем информационного обеспечения в сфере деятельности организаций социальной защиты населения. Во многих учреждениях появились автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет, была проведена работа по внедрению и последующему развитию систем электронного документооборота.

По мере проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению [1]. Несомненными преимуществами такого подхода являются: доступность, открытость и прозрачность документации государственных учреждений для общества; вовлечение граждан в процессы управления в соответствии с демократическими принципами; уменьшение формализации процессов управления; развитие «обратной связи» с обществом.

Несомненную важность представляет решение проблемы информатизации государственных органов социальной защиты населения.

Несмотря на осознание представителями государственной власти всего комплекса задач в области информатизации, нерешенным остается целый ряд проблем. Особенно актуальны данные проблемы в области информатизации государственных органов социальной защиты населения. В качестве примера можно привести ряд недостатков в информационном обеспечении ветеранских организаций. На созданных в сети Интернет сайтах органов государственной власти практически не осуществляется оперативное информационное обновление и не содержатся необходимые сведения о персонифицированном электронном учёте ветеранов войны и военной службы, что затрудняет взаимодействие ветеранов с органами власти. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

Получение ветеранами и ветеранскими организациями государственных услуг, информации, связанной с деятельностью органов государственной власти в отно-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75067 УДК 334:316

шении обеспечении льгот, в большинстве случаев требует личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для ветеранов, тем самым противореча базовым принципам функционирования органов социальной защиты населения.

Необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти ветеранам, ветеранским организациям и другим органам требуемой информации, находятся в зачаточном состоянии и содержат лишь ряд общих положений, отсутствует конкретизация некоторых моментов, столь важных в вопросах социального обеспечения. Инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с ветеранами и ветеранскими организациями, нуждается в обновлении как программных, так и технических средств. Механизмы сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем) нуждаются в упорядочивании. Отсутствуют пути обеспечения «цифрового доверия» в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для ветеранов и ветеранских организаций или их использование характеризуется рядом негативных моментов. В электронной форме не предоставляются услуги в области нотариата, размещение нормативных правовых актов в сети Интернет не является официальной публикацией. Зачастую, нормативно-правовые акты вовсе не публикуются на доступных широкой общественности ресурсах, а если и освещаются там, то поиск данной информации также представляет собой весьма сложный процесс.

Наличествуют также и проблемы взаимодействия различных профильных органов власти в деле создания и внедрения информационных систем. Используемые информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, общей координации и не соответствуют требованиям открытости и доступности. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене и обработке информации на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. В результате снижается оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых ветеранам.

Следует отметить, что вопрос повышения эффективности информационного обеспечения ветеранских организаций необходимо рассматривать с различных аспектов. Первым и наиболее важным является вопрос качества деятельности органов социальной защиты населения. Вторым моментом является проблема повышения информационной грамотности представителей ветеранских организаций.

«vi О nj

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75067 УДК 334:316

Необходимо отметить ряд шагов со стороны органов государственной власти для решения данной проблемы. В 2009 г. завершена разработка автоматизированной информационной системы «Отраслевой региональный социальный регистр населения», которая объединяет 14 видов адресных банков данных, сформированных и используемых в органах социальной защиты населения. Банки данных содержат сведения о получателях пособий, мер социальной поддержки в денежном и натуральном виде по услугам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, лекарственному обеспечению, назначению и выплате жилищных субсидий. В условиях развития информационных технологий, а также с учетом недостатков использования разных баз данных при предоставлении различных видов пособий можно выделить следующие проблемы, а именно:

- дублирование получателей государственных услуг и их лицевой информации в разных банках данных, что заметно увеличивает объем данных и затрудняет последующую обработку;

- возможное отсутствие современных операционных систем, современной компьютерной техники, современного программного обеспечения;

- затруднение в создании развитого аналитического аппарата;

- недостаточная оптимизация программного кода, приводящая к потере производительности в ходе использования;

- недостаточная надежность канала связи, что может привести к сдвигу выплат по пособиям;

- недостаточная степень проработки контракта с компанией-поставщиком программного обеспечения, что приводит необходимости закупок дополнительного программного обеспечения (системы резервного копирования, аналитической подсистемы);

- возможный недостаток специалистов по работе с комплексом программного обеспечения [2].

Использование электронного социального регистра позволяет собирать в единое информационное поле различные сведения, как о льготной категории гражданина, так и о фактически оказанных ему мерах социальной поддержки. Кроме того, в случае интеграции банков данных различных ведомств, изменения, касающиеся граждан, находящихся в электронном социальном регистре, автоматически переносятся во все базы данных. Электронный социальный регистр позволяет получать в режиме on-line достоверные персональные данные и статистическую информацию, оперативно и качественно контролировать ситуацию и принимать административные решения. 2010 г. министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приступило к внедрению регистра в управлениях и отделах социальной защиты. Кроме задач, отраженных в концепции, в период разработки регистра возникли новые задачи и требования, связанные с изменением законодательства, быстрым ростом развития ИКТ инфраструктуры, предоставлением информационных услуг населению, переходом к безбумажному документообороту. В новых условиях возникает необходимость не только формирования отраслевого регистра министерства, но и построения связей электронного взаимодействия с другими государственными учреждениями и ведомствами.

Тем не менее вышеописанные проблемы нуждаются в скорейшем решении. Вызывает законное удивление тот факт, что за четыре года реализации данного проекта (с 2010 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от

ru Q м

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75067 УДК 334:316

08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодей-

ствия (СМЭВ)» по 2014 г.), столь очевидные проблемы так и не были решены.

Еще одним важным шагом для решения проблем информатизации деятельности органов социальной защиты населения являлась федеральная целевая программа «Электронная Россия», принятая в 2002 г. Программа предусматривала реализацию мероприятий по шести основным направлениям:

- формирование стандартов и рекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении;

- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем;

- обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий;

- внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;

- создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;

- управление реализацией мероприятий Программы.

Данная программа предусматривала широкое внедрение информационных технологий во все сферы государственной деятельности, а так же их популяризацию в обществе. Реализация проходила в три этапа:

- на первом этапе была проанализирована степень информатизации во всех сферах (государственной, бюджетной, коммерческой, общественной), а так же законодательно-правовая база информационных технологий, вопросы их широкого внедрения;

- второй этап ознаменовал широкое внедрение систем электронного документооборота, как в государственных учреждениях, так и на частных предприятиях и других сферах, а так же переобучение специалистов по соответствующим профилям;

- третий этап предусматривал широкое внедрение информационных технологий в реальном секторе экономики и их использование для обеспечения межведомственных связей [3].

Столь масштабная программа модернизации неминуемо затронула и органы социальной защиты населения, оказывая положительное влияние на обеспечение принципов открытости и доступности информации. Тем не менее, несмотря на амбициозность, рядом экспертов результаты реализации программы признаны неудовлетворительными. Полнота и своевременность мероприятий обеспечивались не в полном объеме. Исполнители отдельных работ по государственным контрактам выполнили свои обязательства с рядом недочетов, которые были зафиксированы в двусторонних актах. В ходе конкурсов поставщики оборудования зачастую ставились в очень тяжелые временные рамки. Был ряд проблем и в межведомственном взаимодействии. Классическими уже стали случаи хищения средств в ходе осуществления столь масштабных проектов. Так, например, генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [4]. Помимо перечисленных проблем свою роль сыграл и психологический аспект: ни

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75067 УДК 334:316

население, ни чиновники, до конца не

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75067.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

понимали, в чем состоит суть пресловутого

«электронного правительства». Если проецировать данные проблемы на деятельность органов социальной защиты населения, то нетрудно сделать вывод о том, что мероприятия целевой программы не принесли желаемого эффекта.

Впоследствии Правительством Российской Федерации была принята целевая программа «Информационное общество» со сроками реализации в период с 2011 по 2020 г. В 2008 г. стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. В этой связи государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценны не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» [5].

Несмотря на осознание всех выгод от информатизации во всех сферах общественной деятельности и от построения информационного общества в целом, текущие результаты программы трудно назвать удовлетворительными. По заключению Счетной палаты, установлено, что план программы на 2012 г. не утверждался, координацией деятельности по программе не занималось ни одно из структурных подразделений Министерства связи и массовых коммуникаций [6]. На сентябрь 2013 г. программа была реализована на 1,1% (от уровня финансирования, запланированного на весь год) [7]. Каковы будут дальнейшие итоги реализации программы, как они скажутся на состоянии дел в области информатизации социального обеспечения населения в целом и ветеранских организаций в частности, покажет время.

Из рассмотрения вышеперечисленных федеральных целевых программ можно сделать вывод об их недостаточной эффективности в следствии различных факторов:

- недостаточная проработка вопросов, связанных с финансовым обеспечением реализации;

- непонимание ответственными лицами их роли и конкретных задач;

- непроработанность нормативно-правовой базы;

- хищения и нецелевое использование средств и ряд других проблемных моментов.

Все эти факторы в совокупности не позволяют вывести информационное обеспечение ветеранских организаций на должный уровень. Но есть и положительные стороны. В рамках реализации решений Госсовета Российской Федерации и указа Президента России № 14 «О подготовке и проведении празднования 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [8] в интересах повышения эффективности социально адресной работы с ветеранами и создания системы информационного обеспечения органов управления ветеранскими организациями на основе комплексной автоматизации процессов сбора, анализа и обработки информации о состоянии социальной работы с ветеранами. Программа позволяет: сформировать банк данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны; осуществлять хранение и анализ информации о структурных подразделениях ветеранской организации, членах и руководящем составе организации, категориях ветеранов, мероприятиях, проводимых ветеранской организацией; учитывать информацию о ветеранах по различным признакам (по категориям, социаль-

PU г М

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75067 УДК 334:316

ным льготам, наградам, состоянию здоровья и т. п.); генерировать всевозможные отчетные документы (показатели оказания материальной помощи, медицинское и лекарственное обслуживание, остро нуждающихся в медицинской помощи, обеспеченность ветеранов жильем и т. д.); формировать структуру ветеранской организации. Программа позволяет полностью автоматизировать все процессы сбора и обработки информации, циркулирующей в рамках ветеранской организации по различным признакам (категориям, социальным льготам, наградам, состоянию здоровья). Данная программа реализуется во многих регионах, в частности сформированы банки данных, что уже позволяет сократить время обработки каждого запроса [9].

Необходимо сделать важный вывод о том, что эффективность реализации государственных программ в области информационного обеспечения в той или иной области, напрямую зависит от адресности программы и ее специализации [10]. Возможно, делу информатизации деятельности органов социальной защиты населения послужила бы специально разработанная для этих ведомств целевая программа, которая учитывала бы специфику учреждений.

Важным моментом является проблема повышения информационной грамотности представителей ветеранских организаций [11]. Для решения этого вопроса необходимо разработать на государственном уровне комплексную программу, доступную и удобную для ветеранов и других категорий населения (пенсионеров и так далее). При разработке следует учитывать специфику работы с ветеранами [12]. В качестве примера частной инициативы на данном направлении, можно привести проект «Компьютерный ликбез как повышение качества жизни пожилых людей», реализуемый региональное отделением Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» по Алтайскому краю [13]. В случае реализации комплексного подхода, заинтересованности как органов социальной защиты населения, так и руководителей ветеранских организаций, проблемы, связанные с информационным обеспечением, актуальным освещением информации и доступом к данным будут решены. А их решение, в свою очередь, поднимет качество услуг, оказываемых органами социальной защиты населения.

Ссылки на источники

1. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Постановление от 28 января 2002 г. № 65 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2004 № 380, от 15.08.2006 № 502, от 10.03.2009 № 219, от 10.09.2009 № 721). - URL: http://base.garant.ru/184120/ (дата обращения 21.11.2014).

2. Итоги ввода в эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Смоленской области (АИС ЭСРН)». - URL: http://www.socrazvitie67.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13:infsystems&catid=131 :i nformaczionnye-sistemy&Itemid=28 (дата обращения 21.11.2014).

3. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». - URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=59 (дата обращения 21.11.2014).

4. Генеральная прокуратура РФ направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки по факту хищения около 300 млн руб. бюджетных средств ФЦП «Электронная Россия». -URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/news-73035/ (дата обращения 21.11.2014).

5. Информационное общество. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=41 (дата обращения 21.11.2014).

6. СП: эксперты обсудили проекты заключений Счетной палаты на госпрограммы развития внешнеэкономической деятельности и информационного сообщества, а также госпрограммы «финансового блока». - URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/538?sphrase_id=279516 (дата обращения 21.11.2014).

КОНЦЕПТ

Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 03. - ART 75067. - 0,5 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал " Г°С' реГ' Эл №

ART 7SG67

УДК 334:316

7. «Информационное общество в эпоху освоения бюджетов» сайт газеты «Аргументы недели». -URL: http://argumenti.ru/society/2013/09/284267 (дата обращения 21.11.2014).

8. О подготовке и проведении празднования 65-й годовщины победы в ВОВ 1941-1945 годов // Указ Президента России № 14 от 20.01.2010. Электронный фон правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/995124726 (дата обращения 21.11.2014).

9. Департамент социальной защиты населения Москвы: пресс-релиз по теме «Социальная поддержка ветеранов - приоритет Правительства Москвы». - URL: http://dszn.ru/rn/news/12240/ (дата обращения 21.11.2014).

10. Бережная Е. В. Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21691700 (дата обращения 21.11.2014).

11. Крючкова О. М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5-2. - С. 157.

12. Бондаренко И. А. О природе и ценностях домохозяйственной деятельности в России // Труд и социальные отношения. - 2009. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12930497 (дата обращения 21.11.2014).

13. Социальные практики в области повышения компьютерной грамотности людей старшего поколения и лиц с ограниченными возможностями. - Ульяновск, 2013. - URL: http://www.rospensioner.ru/store/sbornik_1.pdf (дата обращения 21.11.2014).

Olga Aslanova,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Economics, Management and Finance Law, Armavir Institute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavir

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The development of information systems together with social services and veterans' organizations

Abstract. This article describes the main problems of information interaction of the state bodies of social protection of the population and veterans ' organizations. The estimation of Federal target programs in the sphere of improving information, identifies the main problems and perspectives in this area. Key words: social protection, information technology, information systems, computerization, information literacy.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ív 7 ^

977230412015915

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.