Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанкова Ю.В., Басс Е.В.

В статье рассматриваются подходы к роли информационно-коммуникационных технологий в образовании. Автор акцентирует внимание на непреложной важности образовательных ИКТ в современном мире, дает характеристику информационной образовательной среды и ее составных элементов. Также в статье описывается интерактивный режим обучения и умения преподавателя взаимодействовать с ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанкова Ю.В., Басс Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

интеллигентные люди, педагоги по призванию, а не по стечению обстоятельств, я ощущал их влияние, но никогда не ощущал их власти.Я никогда не чувствовал себя мокрым комком глины, из которого что-то лепят чужие руки, наоборот, я всегда пребывал в уверенности, что все, что я делаю, я делаю сам. И поэтому мне никогда не бывало скучно» [7].

Использованные источники:

1. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. - М., 1983.

2. Климина А.В. Проблемы педагогического профессионализма в трудах Л.Н. Толстого [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013.

3. И. В. Дубровина. Практическая психология образования; Учебное пособие. 4-е изд. - СПб.: Питер,2004.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

5. Ключевский В. О. Тетрадь с афоризмами. - М., 2001.

6. Чехов А. П. Скучная история // Собр. соч.: В 12 т. - М., 1953. Т. 6.

7. Крон А.А. Вечная проблема. - М.: «Советский писатель», 1976.

Казанкова Ю. В. студент 3 курса институт филологии и МКК

Басс Е.В. старший преподаватель кафедра немецкой филологии Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Аннотация. В статье рассматриваются подходы к роли информационно-коммуникационных технологий в образовании. Автор акцентирует внимание на непреложной важности образовательных ИКТ в современном мире, дает характеристику информационной образовательной среды и ее составных элементов. Также в статье описывается интерактивный режим обучения и умения преподавателя взаимодействовать с ИКТ.

Ключевые слова: ИКТ, информационная образовательная среда, интерактивный режим обучения, образование.

Abstract. The article discusses approaches to the role of information and communication technologies in education. The author emphasizes the indisputable importance of educational ICT in the modern world, gives a description of the information educational environment and its components. The article also describes

the interactive mode of learning and teacher's skills to interact with ICT.

Key words: ICT, information educational environment, an interactive learning mode, education.

Стремительное развитие информационных компьютерных технологий повышает доступность информации и увеличивает скорость передачи знаний, что способствует совершенствованию образовательного процесса. Использование средств ИКТ может значительно повысить качество обучения, эффективность занятий, сэкономить время и сделать процесс более увлекательным [1, с. 189; 2, с. 286]. Современная система образования подразумевает работу с большим объемом информации, что в свою очередь требует от учителей и учащихся достаточно высокого уровня владения компьютерными информационными технологиями, освоения понятий, связанных с ИКТ (информация, система, коммуникация и т.д.). Задача учителя заключается в том, чтобы научить учащегося за конечный промежуток времени преобразовать и усвоить определенное количество информации с целью дальнейшего ее использования в практической деятельности [3, с. 129; 4, с. 8]. ИКТ существенно помогают преподавателю решить данную задачу. При этом образовательный процесс выходит на новый уровень, становится мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Культура получения информации посредством ИКТ становится частью общей культуры человечества [5]. Современная информационная среда предоставляет неограниченные возможности получения необходимых для человека данных, однако, умение получать и преобразовывать информацию нужно воспитывать, вырабатывать, оно приобретается лишь в процессе обучения.

Ранее, информационная образовательная среда подразумевала учебники, энциклопедии, справочники, пособия и т. д. [6, с. 85; 7, с. 174] Так, она являлась только источником информации для учащихся, и их взаимодействие с образовательной средой носило односторонний характер. С развитием ИКТ, неотъемлемой частью понятия информационной среды стал Интернет, предоставив возможность двустороннего взаимодействия учащихся с образовательной средой - они могут не только получать информацию, но и передавать ее, принимая, таким образом, участие в формировании информационной образовательной среды [8, с. 11]. При наличии двустороннего взаимодействия, образовательный процесс можно назвать интерактивным.

Интерактивный режим обучения - диалоговый режим работы субъектов образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации, другое [9, с. 449-450; 10, с. 282]. Одна из основных возможностей реализации интерактивности в обучаемом процессе является использование ИКТ [11, с. 211, 12, с. 144]. Несомненно, для того, чтобы применение ИКТ было эффективным и

целесообразным, учитель должен уметь работать с ИКТ как частью его профессиональной готовности, что определяет его способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Использованные источники:

1. Malushko E.Yu. Innovative internet resources in teaching foreign languages // Linguistik und Frendsprachendidaktik im Dialog zwischen den Kulturen / Edd. Mitjagina Vera, Ulrich Obst. - Kirsch-Verlag, 2011. - P. 187-193.

2. Малушко Е.Ю. ЭОР: миф или тренд современного образования // STUDIUM JUVENIS. - Выпуск 6. - Челябинск: «СИМАРС», 2013. - C. 285289.

3. Лизунков В.Г., Малушко Е.Ю. § 5.2. Обучение магистров неязыковых направлений подготовки профессионально ориентированному переводу академических текстов // Преемственность в иноязычном образовании: проблемы и перспективы : монография / под общ.ред. Е.А. Исакович, Н.Н. Колобковой. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2016. - с. 123-133.

4. Арестова А.А., Малушко Е.Ю. Использование автоматических средств перевода для обучения студентов-переводчиков в языковом вузе // Педагогическое образование: традиции и инновации: сборник научных статей. Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 2015. - С.

8-13.

5. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. - ООО «Дом педагогики», 2006.

6. Малушко Е.Ю. Использование ЭОР для обучения иностранному языку в

9-11 классах школы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - Волгоград: ВолГУ, 2014. - Вып. 12. - С. 85 - 88.

7. Malushko E.Yu. Methodological podcasts as a way for developing the pre-service teachers' professional competence and skills // ISJ Theoretical & Applied Science. - Sweden: Linköping, 30.01.2015. - issue 01 (21). - PP. 173-177.

8. Малушко Е.Ю. Особенности создания портфолио университетского преподавателя // Вестник Волгоградского государственного университета Серия 6. Университетское образование. - Волгоград: ВолГУ, 2015. - Вып. 1 (16). - С. 11-14.

9. Данилов О.Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 448-451.

10. Малушко Е.Ю. Прикладное применение программных продуктов ISPRING для решения вопросов обучения, контроля и управления в организации // Инновационные технологии в машиностроении : сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. - Томск : Изд-во ТПУ, 2016. - с. 282-284

11. Малушко Е.Ю., Малетина О.А., Лизунков В.Г. Учебно-исследовательская

деятельность в средних образовательных учреждениях // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы: материалы VI-й международной научно-методической конференции, г. Волгоград, 30 апреля - 15 мая 2016г. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2016. - С. 210-215.

12. Басс Е.В., Петрова А.А. Интеракционный ансамбль и интеракционное пространство в коммуникации // Вестник ВолГУ. - Серия 2. Языкознание. -№ 3 (19). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 143-149

Коротких М. С. студент 4 курса факультет «Педагогики и психологии» Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского

федерального университета Россия, г. Лесосибирск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых проблем и психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников мы попытались обобщить имеющиеся данные о влиянии ситуации, в которой оказываются лица данной категории, на составляющие личности. Охарактеризованы изменения когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Уделяется внимание особенностям самооценки и личностных характеристик.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, затрудненные условия развития, первичное и вторичное нарушение, комплекс неполноценности, личностные характеристики.

This article considers some of the problems and the psychological characteristics of people with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources, we tried to summarize the available data on the impact of the situation in which persons are in this category for the individual components. We characterize the changes in cognitive, emotional and behavioral areas. Attention is paid to the peculiarities of self-esteem and personal characteristics.

Keywords: persons with disabilities, hindered conditions of development, primary and secondary infringement, inferiority complex, personal characteristics.

Значительную категорию общества представляют люди, имеющие те или иные нарушения в развитии. Поэтому на сегодняшний день возникает необходимость осуществления системных исследований в данной области, поиска эффективных средств успешной социализации, развития и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специфической жизненной среды.

У Т.В. Егоровой мы можем встретить такое определение понятия «лица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.