Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ: ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

БУЛЛИНГ: ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЖЕРТВА / АГРЕССОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забазнова Алиса Николаевна, Тараникова Полина Андреевна, Фадеева Лилиана Сергеевна, Малушко Елена Юрьевна, Басс Екатерина Викторовна

Статья рассматривает явление буллинг в учебных заведениях России и в мире. Согласно проведенному исследованию, приводятся данные по масштабам буллинга на территории РФ, которые превышают показатели в других странах. Авторами подробно рассматриваются виды буллинга и роли участников травли. В заключение даются рекомендации учителям и взрослым по профилактике и предотвращению буллинга среди учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забазнова Алиса Николаевна, Тараникова Полина Андреевна, Фадеева Лилиана Сергеевна, Малушко Елена Юрьевна, Басс Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING: PREVENTION AND CONTROL IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the phenomenon of bullying in educational institutions in Russia and in the world. According to the study, data are provided on the scale of bullying in the territory of the Russian Federation, which exceed the figures in other countries. The authors take an in-depth look at types of bullying and the role of harassment participants. In conclusion, recommendations are given to teachers and adults for the prevention of bullying among students.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ: ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

www.volsu.ru

(N (N

о

(N

UDC 811.111'373.612.2 Submitted: 10.08.2022

LBC 81.432.1-213 Accepted: 01.11.2022

BULLYING: PREVENTION AND CONTROL IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Alisa N. Zabaznova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Polina A. Taranikova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Liliana S. Fadeeva Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Elena Yu. Malushko Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Ekaterina V. Bass Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article considers the phenomenon of bullying in educational institutions in Russia and in the world. According to the study, data are provided on the scale of bullying in the territory of the Russian Federation, which exceed the figures in other countries. The authors take an in-depth look at types of bullying and the role of harassment participants. In conclusion, recommendations are given to teachers and adults for the prevention of bullying among students.

Key words: bullying, harassment, schoolchildren, educational institutions, victim, aggressor.

д" УДК 8ПЛ1Г373.612.2 Дата поступления статьи: 10.08.2022

И ББК 81.432.1-213 Дата принятия статьи: 01.11.2022

БУЛЛИНГ: ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ § В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

а

^ Алиса Николаевна Забазнова

^ Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

с Полина Андреевна Тараникова

Ч Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

л

ш Лилиана Сергеевна Фадеева

Ц Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Елена Юрьевна Малушко

С Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

« Екатерина Викторовна Басс

к Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

&

Аннотация: Статья рассматривает явление буллинг в учебных заведениях России и в мире. Согласно проведенному исследованию, приводятся данные по масштабам буллинга на территории РФ, которые превышают показатели в других странах. Авторами подробно рассматриваются виды буллинга и роли участни-§ ков травли. В заключение даются рекомендации учителям и взрослым по профилактике и предотвращению § буллинга среди учеников.

Ключевые слова: буллинг, травля, школьники, учебные заведения, жертва, агрессор.

ей СП

Введение

На сегодняшний день буллинг (от англ. bullying 'травля') - одна из основных проблем учебных заведений не только в России, но и в мире. Согласно исследованию ЮНЕСКО, по-всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет минимум один раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе [5].

По данным того же исследования, ситуация в Российской Федерации в разы хуже, чем в других странах мира. Буллингу подвергались около 42,5 % российских школьников. О масштабе и необходимости решения этой проблемы свидетельствуют результаты исследования «Детская травля», проведенного в рамках совместного проекта программы «Травли NET» и компании «Где мои дети» в мае 2021 г. в России [4]. Согласно результатам этой работы, в 42,3 % случаев родители школьников не знают о травле в отношении их детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России детей, сталкивающихся с буллингом в школе, может быть гораздо больше и поиск решения этой проблемы как никогда актуален.

Причины явления

Для решения этой проблемы необходимо понять, в чем заключается причина бул-линга как социального явления. В том же исследовании ЮНЕСКО приводится статистика самых частых причин для травли по мнению участников опроса [5]. Среди них - внешность, по мнению 43,8 % респондентов, 33,6 % опрошенных также назвали религию как причину для травли. Также ЮНЕСКО выделяет социальный статус как предполагаемую причину буллинга - около 40,4 % детей из бедных семей сталкиваются с травлей, около 27,4 % - из обеспеченных.

Российский семейный психолог, педагог и публицист Л.В. Петрановская во множестве интервью и статей выделяет качественно иную причину буллинга [3]. «Травля - это потребность группы», - считает психолог. - «Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность» [3].

Виды буллинга

Для предотвращения и профилактики буллинга необходимо знать о видах этого явления. Психологи выделяют следующие виды травли:

1) вербальный буллинг - словесное издевательство с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо [6, с. 145];

2) физический буллинг - запугивание при помощи агрессивного физического контакта;

3) социальный буллинг - запугивание с применением стратегии изоляции, предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в группе, например, обед за одним столом, командная работа в классе и другое;

4) кибербуллинг заключается в оскорблении, обвинении, шантаже с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях.

У всех участников травли есть свои роли [4]. Психологи выделяют три основные роли участников травли: буллер, жертва и свидетель. Стоит понимать, что во всех вышеперечисленных ролях может оказаться каждый. И чтобы эффективно бороться с проблемой буллинга, нужно знать с чем ты борешься и понимать психологию преследователей или буллеров. Поэтому мы начнем с них. Все бул-леры имеют разные стили, цели, модели поведения и методы издевательств. Рассмотрим два самых распространенных вида.

Буллер - бывшая жертва, которая следует позиции «насилие порождает насилие». Жертвы буллеров часто восстают после того, как над ними издеваются. Они запугивают тех, кто слабее их, потому что над ними тоже издевались. Их цель обычно состоит в том, чтобы вернуть себе чувство власти и контроля в своей жизни. Они либо мстят за полученную боль, если их травили сверстники, либо издевательства уже стали нормой в их сознании. Такое происходит, когда буллеры подвергаются домашнему насилию со стороны семьи.

Популярный буллер характеризуется большим эго, благодаря их популярности, воспитанию или социально-экономическому статусу. Обычно у них есть группа последователей и они могут чувствовать, что правят шко-

Bullying: Prevention and Control in Educational Institutions

лой. Они преуспевают за счет физической силы и контроля над своими жертвами. Популярные мальчики чаще всего травят других, совершая физические действия в то время, как девушки распространяют слухи, манипулируют и бойкотируют.

Помощники, которые не обязательно инициируют издевательства, но могут служить "помощниками", поощрять издевательские формы поведения и иногда присоединяться к группе. Дети-пособники не участвуют непосредственно в издевательском поведении, но они обеспечивают издевательствам аудиторию. Они часто смеются или оказывают поддержку буллерам. Это может подтолкнуть к продолжению издевательств.

Свидетели остаются в стороне от ситуации издевательств. Они не усиливают издевательское поведение и не защищают ребенка, над которым издеваются. Некоторые могут наблюдать за происходящим, но не дают обратной связи о ситуации, чтобы не показать, что они на чьей-либо стороне.

Защитники активно утешают ребенка, над которым издеваются, и могут встать на его защиту.

Большинство детей со временем играют более одной роли в ситуации буллинга. В некоторых случаях они могут быть вовлечены в травлю в роли жертвы или буллера, а в других - быть свидетелями издевательств и играть роль помощника или защитника. Каждая ситуация отличается от других. Некоторые дети одновременно жертвы и буллеры.

Жертвы являются объектами издевательского поведения. Некоторые факторы, о которых было упомянуто в исследовании ЮНЕСКО, повышают риск издевательств над детьми, например, социальное положение его семьи, внешний вид или раса, но не все дети с такими характеристиками будут подвергаться издевательствам. Иногда этим детям может понадобиться помощь в обучении тому, как реагировать на издевательства [1, с. 33].

Анализ ситуации буллинга

Родители - непосредственные участники процесса предотвращения и профилактики травли. Главными ошибками родителей в предотвращении буллинга являются игнорирование или

перекладывание решения проблемы на ребенка. Если ребенок решил вам рассказать, что его травят в школе - первое, что нужно сделать - выслушать, не перебивать, а затем обнять и успокоить. Не стоит сердиться или обвинять ребенка. Лучше поблагодарите его, что он набрался смелости рассказать вам об этом.

Следующий этап предполагает, что родитель должен сам успокоиться, чтобы принять взвешенное решение с «холодной» головой.

Дальнейшее действие, которое стоит сделать - это выйти на контакт с администрацией школы, учителями и родителями буллеров, но ни в коем случае не с самими буллерами.

Основная составляющая в борьбе с бул-лингом - работа с детьми, с потенциальными жертвами и агрессорами. Л.В. Петрановская, как семейный психолог, считает важным называть «вещи своими именами» при детях [3]. Подбор эвфемизмов как бы «сглаживает» прямое значение слов, что препятствует решению проблемы. Необходимо дать понять участникам группы / класса, что буллинг / травля - это насилие. Именно четкое определение тем действиям, что совершают дети, указывает на конкретное явление. Затем взрослому (психологу / педагогу / родителю) необходимо дать однозначную оценку этому явлению, показывая тем самым свою твердую позицию непринятия насилия как нормы.

Необходимо также помнить о том, что проблема травли - проблема всей группы, а не отдельных ее участников. Именно поэтому Л.В. Петрановская считает, что необходимо «окультуривать» весь коллектив [3]. Невозможно не согласиться с тем, что люди, уважающие друг друга, понимающие и рефлексирующие не приемлют насилие как явление, чем буллинг является по своей сути. Эти качества и представления об отношениях между людьми можно и нужно прививать детям. Это достигается путем принятия правил поведения и договоренностей в группе / классе. Все эти действия служат профилактикой бул-линга / травли, а также предотвращают начало насилия.

Заключение

Для учителей проблема травли в школе не менее актуальна [2, с. 100]. Порой именно

от учителя зависит жизнеспособность травли в коллективе. Психологи выделяют конкретные правила поведения для учителей.

Что делать:

1. Немедленно прекратите издевательства.

2. Обратитесь к школьным правилам, касающимся издевательств.

3. Поддержите ребенка, над которым издеваются.

4. Поговорите с наблюдателями. Скажите им, что заметили их бездействие или довольны тем, как они пытались помочь жертве.

5. Уведомите коллег и родителей. Дайте буллеру понять, что за ним наблюдают.

6. Следите за этим и вмешивайтесь по мере необходимости.

Чего делать нельзя:

1. Не путайте издевательства с конфликтом.

2. Не используйте групповое лечение для травли.

В заключение необходимо сказать о том, что буллинг - большая проблема современности. Ее решение зависит от всех людей, имеющих к этому прямое или косвенное отношение. Помните о том, что насилие - не норма.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Лизунков, В. Г. Интерактивные методы обучения студентов иностранному языку в высших учебных заведениях, резидентов ТОСЭР «ЮРГА» / В. Г. Лизунков, Е. Ю. Малушко // Artium Magister. -2021. - Т. 21, №№ 1. - С. 32-40.

2. Малушко, Е. Ю. Повышение квалификации преподавателей в рамках подхода CDIO / Е. Ю. Ма-лушко, В. Г. Лизунков // Право и образование. -2016. - №> 11. - С. 98-103.

3. Петрановская, Л. Травля / Л. Петрановская // Правмир. - 2016. - 29 сент. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/travlya-1 (дата обращения: 19.09.2022). - Загл. с экрана.

4. Травля в России в 2021 году: что думают родители, как действует школа (совместное исследование компании «Где мои дети» и программы «Травли NET») // Find My Kids. - 2021. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://

childrenday.findmykids.org/bullying (дата обращения: 19.09.2022). - Загл. с экрана.

5. Behind the Numbers: Ending School Violence and Bullying // UNESCO. - 2019. - Electronic text data. - Mode of access: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000366483 (date of access: 19.09.2022). -Title from screen.

6. Smart Technologies in Protest Communication: Current Practices and Trends / L.N. Rebrina [et al.] // ISC 2020: "Smart Technologies" for Society, State and Economy, July 2-3, 2020. - 2021. - P. 141-151. - (Lecture Notes in Networks and Systems ; Vol. 155). - DOI: https:/ /doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_17

REFERENCES

1. Lizunkov V G., Malushko E.Yu. Interaktivnyye metody obucheniya studentov inostrannomu yazyku v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh, rezidentov TOSER «YURGA» [Interactive Methods of Teaching Students a Foreign Language in Higher Educational Institutions, Residents of TASED "YURGA"]. Artium Magister, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 32-40.

2. Malushko E.Yu., Lizunkov V.G. Povysheniye kvalifikatsii prepodavateley v ramkakh podkhoda CDIO [Professional Development of Teachers in the Framework of the CDIO Approach]. Pravo i obrazovaniye [Law and Education], 2016, no. 11, pp. 98-103.

3. Petranovskaya L. Travlya [Harassment]. Pravmir. 2016. 29 Sept. URL: https://www.pravmir.ru/ travlya-1/ (accessed 19 September 2022).

4. Travlya v Rossii v 2021 godu: chto dumayut roditeli, kak deystvuyet shkola (sovmestnoye issledovaniye kompanii «Gde moi deti» i programmy «Travli NET») [Bullying in Russia in 2021: What Parents Think, How the School Operates (A Joint Study of the Company "Where are My Children" and the Program "Battle NET")]. Find My Kids. 2021. URL: https://childrenday.findmykids.org/bullying (accessed 19 September 2022).

5. Behind the Numbers: Ending School Violence and Bullying. UNESCO. 2019. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366483 (accessed 19 September 2022).

6. Rebrina L.N. , Shamne N.L. , Milovanova M.V, Malushko E.Yu. Smart Technologies in Protest Communication: Current Practices and Trends. ISC 2020: "Smart Technologies" for Society, State and Economy, July 2-3, 2020, 2021, pp. 141-151. (Lecture Notes in Networks and Systems; vol. 155). DOI: https:/ /doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_17

Bulling: Prevention and Control in Educational Institutions

Information About the Authors

Alisa N. Zabaznova, Student, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, zabaznova_74@mail.ru, pob-191_362284@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3951-344X

Polina A. Taranikova, Student, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, qwertypoli123q@gmail.com, pob-191_384982@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2348-7547

Liliana S. Fadeeva, Student, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, fls8927@gmail.com, pob-191_175334@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0166-0364

Elena Yu. Malushko, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545

Ekaterina V. Bass, Senior Teacher, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, bass@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1803-4607

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Алиса Николаевна Забазнова, студент кафедры иноязычной коммуникации и лингво-дидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, zabaznova_74@mail.ru, pob-191_362284@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3951-344X

Полина Андреевна Тараникова, студент кафедры иноязычной коммуникации и лингво-дидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, qwertypoli123q@gmail.com, pob-191_384982@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2348-7547

Лилиана Сергеевна Фадеева, студент кафедры иноязычной коммуникации и линг-водидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, fls8927@gmail.com, pob-191_175334@volsu.ru, https ://orcid.org/0000-0002-0166-0364

Елена Юрьевна Малушко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545

Екатерина Викторовна Басс, старший преподаватель кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062, г. Волгоград, Российская Федерация, bass@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1803-4607

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.