www.volsu.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ==
UDC 372.881.111.1 Submitted: 10.08.2022
LBC 81.2 Accepted: 01.11.2022
CREATING EDUCATIONAL PODCASTS BY MEANS OF ICT AND SOFTWARE SOLUTIONS TO TEACH A FOREIGN LANGUAGE
Eduard Sh. Shakhsenov
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Karina S. Efanova
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Elena Yu. Malushko
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article provides the features of creating and editing podcasts for educational purposes. The podcast is considered as a means of developing foreign language skills and abilities, in particular in listening. The article compares popular programs for processing podcast files and the stages of manipulating them. Key words: podcast, foreign language teaching, listening, ICT, educational podcast, podcast editor.
УДК 372.881.111.1 Дата поступления статьи: 10.08.2022
ББК 81.2 Дата принятия статьи: 01.11.2022
^ СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПОДКАСТОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
§ И ПРОГРАММНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
R Эдуард Шахсенович Шахсенов
9 Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Карина Сергеевна Ефанова
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
« Елена Юрьевна Малушко
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
W
д Аннотация. Статья рассматривает особенности создания и редактирования подкастов в учебных
¡г-) целях. Подкаст рассматривается как средство развития иноязычных навыков и умений, в частности в о аудировании. В статье дается сравнение популярных программ для работы с файлами подкастов, этапы g работы с ними.
jg Ключевые слова: подкаст, обучение иностранным языкам, аудирование, ИКТ, учебный подкаст, ^ подкаст-редактор.
Введение
Современного педагога можно сравнить с «супер-героем» ведь от него зависит будущее учеников, на него равняются и прислушиваются. Также педагогу важно быть на одной волне с молодым поколением, применять разнообразные методы обучения на уроках и быть на «ты» с IT-тех-нологиями.
Сейчас на пике популярности новая технология под названием подкаст. Подкаст - это аудио- или видео-контент, который можно скачать из сети или послушать онлайн [2].
Данная технология легко внедрилась в образование благодаря своим дидактическим свойствам: мультимедийности, звуковой природе, эффективной организации информационного пространства и времени, интерактивности, простоте использования, а также доступности [1].
Подкаст это отличный способ разнообразить занятие и дополнить его. Также это возможность получения быстрого и легкого доступа к большому количеству опубликованных материалов. Поэтому преподавателю необходимо самому научиться создавать подкасты [2]. Данный навык повышает значимость педагога и делает его более компетентным [3].
Для создания подкаста мы выбрали две программы не требующих каких-то специальных умений. Это OBS Studio [6] и Movavi [5].
На примере этих двух программ мы хотим показать, как легко создавать собственные подкасты и распространять их с помощью сети интернет [4].
Методы
В данном исследовании мы планируем провести анализ программ, которые могут быть использованы для создания учебных подкастов; выявить основные признаки и свойства; сопоставить Movavi Video Suite и OBS Studio, а также составить инструкцию по работе с данными программами. Авторы исходят из того, что современный школьный учитель должен обладать навыками по работе с ИКТ, с программами, которые повышают эффективность обучения.
Анализ
До стремительного развития технических средств и технологий, использование ИКТ носило рекомендательный характер, а то и вовсе не рассматривалось как элемент учебной деятельности. На сегодняшний день учебный процесс невозможен без современных информационно-коммуникационных технологий, которые влияют на качество обучения в школе. Программы, которые мы рассматриваем в данной статье это - OBS Studio и Movavi Video Suite.
OBS Studio - это бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом для записи видео и потокового вещания [1]. OBS Classic - это старая версия OBS Studio, в которой отсутствовала кроссплатформенность, то есть возможность использовать приложение на разных операционных системах. Broadcaster Software (OBS) начинал свое развитие как небольшой проект, созданный Хью Джимом Бейли (англ. Hugh «Jim» Bailey), затем стал популярным благодаря пользователям, которые активно распространяли продукт в сети Интернет.
Movavi Video Suite - это платное приложение в котором собраны несколько программ компании Movavi, такие как: видео-редактор Movavi Video Editor, конвертер изображения и видео, утилиты для записи экрана, захвата с камер, ТВ-тюнеров и VHS, нарезки видео и для записи оптических дисков, а также мультимедиа проигрыватель. Благодаря этому данное приложение выполняет большое количество функций и пользуется популярностью на рынке. Программу можно использовать на операционных системах Windows-7,8,10 и MacOs.
Для знакомства с программой можно скачать с официального сайта ее пробную версию. В ней будут доступны все те же функции, что и в полной, с небольшими ограничениями: 7-дневный пробный период, водяной знак на сохраненных видео и, если вы сохраняете проект как аудиофайл, возможность сохранить только S длины аудио.
Процесс создания видеоподкаста
Подготовьте камеру и микрофон. Можно воспользоваться уже встроенными в ноутбук веб-камерой и микрофоном, но если вам
Э.Ш. Шахсенов, К. С. Ефанова, Е.Ю. Малушко. Создание учебных подкастов средствами ИКТ
нужно хорошее качество картинки и звука, то стоит купить портативные устройства.
Для работы с OBS Studio требуется настроить видео и звук. Настроить мы может в разделе «сцены» и «источники». В разделе «сцены» мы настраиваем видимый участок итогового видеоролика, то есть в данном меню мы выбираем захват нужного нам конечного экрана со всеми источниками. В разделе «источники» мы настраиваем микрофон, веб-камеру, а также другие записывающие устройства, в данном меню необходимо выбрать «захват входного аудиопотока», далее зафиксировать нужное устройство записи звука. Аналогично же происходит в пункте «устройство захвата видео». После настройки звука и камеры, можем приступать к «захвату экрана» или «захвату окна». Настроив нужные параметры, педагог может записать свой первый подкаст, нажав на кнопку «начать запись». Помимо записи видео, мы можем с помощью программы проводить ве-бинары или трансляции, но на уже существующие площадки (Youtube, Twitch и др.). Программа позволяется работать с минимальным количеством ошибок, файлы сохраняются в целостности без нарушений. Для того чтобы остановить запись и сохранить видео, необходимо нажать на кнопку «остановить запись». Просмотреть все сохраненные записи пользователь может в графе «Файл», затем выбрав пункт «показать записи». После нажатия, откроется папка с сохраненными записями. Изменить папку сохранения можно в настройках программы, в пункте «вывод».
Переходим к программе Movavi Video Suite [5]. После установки нужной нам программы Movavi Video Suite, запишите видео. Для этого в программе запустите видео-редактор, далее нажмите на кнопку «запись видео», откроется приложение для захвата веб-камеры с правой стороны в приложении отрегулируйте настройки камеры и укажите путь для сохранения файла. Как будете готовы к записи, нажмите кнопку «начать захват». После того как закончите вещать нажмите еще раз по этой кнопке «остановить захват». Чтобы посмотреть получившееся видео, кликните по кнопке «открыть папку с записями». Также в видео можно добавить
презентацию. Для этого вам необходимо открыть вашу презентацию, а в программе открыть Screen recorder. После открытия программы, кликните по иконке с шестеренкой, чтобы зайти в настройки программы. Далее откройте вкладку веб-камера и отрегулируйте настройки камеры, после нажмите на иконку «видеокамеры» и выделите область, которую нужно будет записывать, кликните по иконкам веб-камеры и микрофона чтобы активировать их. Чтобы начать запись нажмите на красный кружок. Во время записи вы не будете видеть изображение с веб-камеры, но оно появится в итоговом виде. Когда закончите нажмите кнопку «стоп».
После того как ваше видео записано, вы можете его отредактировать. В программе откройте видеоредактор и загрузите ваше видео. С помощью ножниц вы можете удалить неудачные фрагменты, а нажав на вкладку «титры» вы можете наложить текст. Также вы можете загрузить любое изображение или видеофайл и вставить в свой подкаст. В конце просто сохраните ваш подкаст нажав кнопку «сохранить».
Конечно, мы описываем базовые возможности Movavi Video suite, на самом деле ее потенциал очень велик. Основные плюсы, которые мы выделили: имеет простой и приятный интерфейс, поможет создать подкаст за 30 минут, позволяет наслаждаться творчеством.
В отличие от сложных программ, созданных для киностудий, Movavi не прячет свои широкие возможности за многоуровневыми окнами и вкладками. Все функции лежат как на ладони и помогут реализовать ваши идеи.
Заключение
Все вышесказанное доказывает, что создание подкаста не является чем-то сложным, требующим большого количества времени. Данные программы, которые мы описали, действительно будут эффективны в обучении иностранному языку, особенно при развитии навыков аудирования посредством подкастов. Поэтому мы считаем, что для современного качественного обучения требуется использование ИКТ.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Лизунков, В. Г. Интерактивные методы обучения студентов иностранному языку в высших учебных заведениях, резидентов ТОСЭР «ЮРГА» / В. Г. Лизунков, Е. Ю. Малушко //Artium Magister. -2021. - Т. 21, № 1. - С. 32-40.
2. Малушко, Е. Ю. Формирование аудитивных навыков выпускников вузов с помощью подкастов / Е. Ю. Малушко, О. А. Малетина, В. Г. Лизунков // Инновации в образовании. - 2017. - № 7. - С. 91-99.
3. Malushko, E. Y. E-Education as a Means of Increasing Specialists' Competitiveness in Digital Economy / E. Yu. Malushko, N. L. Shamne, M. V Milovanova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. -VA 110. - IP 368-374. - DOI: 10.1007/978-3-030-45913-0_41
4. Martyushev, N. Online Communication Tools in Teaching Foreign Languages for Education Sustainability / N. Martyushev, A. Shutaeva, E. Malushko // Sustainability. - 2021. - Vol. 13, no. 19. - P. 11127. - DOI: 10.3390/su131911127
5. Movavi. - 2022 - Electronic text data. - Mode of access: https://www.movavi.ru/suite (date of access: 01.11.2022). - Title from screen.
6. OBS. - 2022. - Electronic text data. - Mode of access: https://obsproject.com/wiki (date of access: 01.11.2022). - Title from screen.
REFERENCES
1. Lizunkov VG., Malushko E.Yu. Interaktivnye metody obecheniya studentov inostrannomu yazyku v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Interactive Methods of Teaching Students a Foreign Language in Higher Educational Institutions, Residents ofTASED "SURGA"]. Artium Magister, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 32-40.
2. Malushko E.Yu., Maletina O.A., Lizunkov VG. Formirovanie auditivnykh navykov vypusknikov vuzov s pomoshchyu podkastov [Formation of Auditory Skills of University Graduates Using Podcasts]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], 2017, no. 7, pp. 91-99.
3. Malushko E.Y., Shamne N.L., Milovanova M.V E-Education as a Means of Increasing Specialists' Competitiveness in Digital Economy Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, vol. 110, pp. 368-374. DOI: 10.1007/978-3-030-45913-0_41
4. Martyushev N., Shutaleva A., Malushko E. Online Communication Tools in Teaching Foreign Languages for Education Sustainability. Sustainability, 2021, vol. 13, no. 19, p. 11127. DOI: 10.3390/su131911127
5. Movavi. 2022. URL: https://www.movavi.ru/ suite (accessed 1 November 2022).
6. OBS. 2022. URL: https://obsproject.com/wiki. (accessed 1 November 2022).
Information About the Authors
Eduard Sh. Shakhsenov, Student, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, PObir-171_986357@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7826-6648
Karina S. Efanova, Student, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, efanova34.98@mail.ru, PObir-171_284137@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3291-2007
Elena Yu. Malushko, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Language Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545
Информация об авторах
Эдуард Шахсенович Шахсенов, студент кафедры иноязычной коммуникации и лингводи-дактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, PObir-171_986357@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7826-6648 Карина Сергеевна Ефанова, студент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, efinova34.98@mail.ru, PObir-171_284137@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3291-2007 Елена Юрьевна Малушко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, e.malushko@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-3246-6545