Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ CANVA.COM'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ CANVA.COM Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА / ИНФОГРАФИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-ПРОДУКТ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетина Оксана Андреевна, Яковлев Александр Олегович

Одним из новых, простых и недорогих инструментов визуализации контента является онлайн-редактор Canva.com, который предоставляет широкий диапазон возможностей в сфере проектирования, создания онлайн-продуктов в совершенно новом формате. Благодаря данному способу обучающийся и учитель могут качественно и быстро выполнять работу, тем самым рефлексируя свою проектно-исследовательскую работу на начальном этапе. Таким образом, онлайн-сервис Canva.com дает возможность создать оригинальную инфографику, которая является хорошим визуальным инструментом для подачи сложного материала. Подобная подача дает возможность ученикам быстро и эффективно усвоить материал. При этом следовало бы помнить, что материал должен быть коротким (отображать основные и ключевые элементы учебного материала). Использование данного инструмента визуализации на уроках иностранного языка способствует развитию интереса к изучению английского языка, позволяет ученикам с разным уровнем знаний принять участие в проектах, формировать критическое мышление и совершенствовать языковую компетентность. Большинство учеников предпочитают использовать инфографику и флайер, так как это дает возможность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетина Оксана Андреевна, Яковлев Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT ENGLISH LESSONS WITH THE USE OF ONLINE PLATFORM CANVA.COM

One of the new, simple and inexpensive content visualization tools is the online editor Canva.com, which provides a wide range of options in the field of designing, creating online products in a completely new format. Thanks to this method the student and the teacher can do their work efficiently and quickly, thereby reflecting their design and research work at the initial stage. Thus, the Canva.com online service makes it possible to create original infographics, which is a good visual tool for presenting complicated material. Such a presentation enables students to learn the material quickly and effectively. At the same time, it should be remembered that the material should be short (display the main and keyelements of the educational material). The use of this visualization tool in foreign language lessons contributes to the development of interest in learning English, allows students with different level of knowledge to take part in projects, to form critical thinking and improve language competence. Most students prefer to use infographics and flyers as they feel it allows them to present their information product quickly and effectively beyond presentations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ CANVA.COM»

®

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

www.volsu.ru

UDC 372.881.111.1 Submitted: 10.05.2022

LBC 74.2 Accepted: 24.07.2022

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT ENGLISH LESSONS WITH THE USE OF ONLINE PLATFORM CANVA.COM

Oksana A. Maletina

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Alexander O. Yakovlev

Lyceum N° 9, Volgograd, Russian Federation

Abstract. One of the new, simple and inexpensive content visualization tools is the online editor Canva.com, which provides a wide range of options in the field of designing, creating online products in a completely new format. Thanks to this method the student and the teacher can do their work efficiently and quickly, thereby reflecting their design and research work at the initial stage. Thus, the Canva.com online service makes it possible to create original infographics, which is a good visual tool for presenting complicated material. Such a presentation enables students to learn the material quickly and effectively. At the same time, it should be remembered that the material should be short (display the main and key elements of the educational material). The use of this visualization tool in foreign language lessons contributes to the development of interest in learning English, allows students with different level of knowledge to take part in projects, to form critical thinking and improve language competence. Most students prefer to use infographics and flyers as they feel it allows them to present their information product quickly and effectively beyond presentations.

Key words: content visualization, infographics, project activity, online product, design and research work.

УДК 372.881.111.1 Дата поступления статьи: 10.05.2022

ББК 74.2 Дата принятия статьи: 24.07.2022

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ CANVA.COM

Оксана Андреевна Малетина

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Александр Олегович Яковлев

Лицей № 9, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Одним из новых, простых и недорогих инструментов визуализации контента является онлайн-

<м <м

«ч редактор Canva.com, который предоставляет широкий диапазон возможностей в сфере проектирования, создаем ния онлайн-продуктов в совершенно новом формате. Благодаря данному способу обучающийся и учитель могут качественно и быстро выполнять работу, тем самым рефлексируя свою проектно-исследовательскую ^ работу на начальном этапе. Таким образом, онлайн-сервис Canva.com дает возможность создать оригиналь-д ную инфографику, которая является хорошим визуальным инструментом для подачи сложного материала. ^ Подобная подача дает возможность ученикам быстро и эффективно усвоить материал. При этом следовало бы <С помнить, что материал должен быть коротким (отображать основные и ключевые элементы учебного матери-О ала). Использование данного инструмента визуализации на уроках иностранного языка способствует разви-§ тию интереса к изучению английского языка, позволяет ученикам с разным уровнем знаний принять участие в Й проектах, формировать критическое мышление и совершенствовать языковую компетентность. Большинство учеников предпочитают использовать инфографику и флайер, так как это дает возможность быстро и эффек-© тивно представить свой информационный продукт помимо презентации.

Ключевые слова: визуализация контента, инфографика, проектная деятельность, онлайн-продукт, про-ектно-исследовательская работа.

Введение

В соответствии с новым ФГОС обучающиеся должны владеть универсальными навыками для проектной деятельности, то есть ученик должен обладать системой механизмов овладения современными универсальными действиями, связанными с освоением фундаментального ядра содержания образования.

Обучающиеся, которые занимаются проек-тно-исследовательской деятельностью с применением ИКТ, должны знать структуру проекта, отличия проекта от реферата, доклада, исследовательскую работу, виды и методы проектов, современные информационные системы и технологии. Каждый ученик, занимающийся проек-тно-исследовательской деятельностью, должен научиться формулировать проблему, определять актуальность исследования, выдвигать и формулировать гипотезу, демонстрировать практическую ценность своей работы, структурировать проектную работу, работать с научными и литературными источниками, делать выводы, демонстрируя пути решения проблемы [2; 3].

Каждый день мы сталкиваемся с Интернет-индустрией, рынок постоянно предлагает нам новые устройства, гаджеты, девайсы, приставки и т. д., которые могут облегчить нашу жизнь и дают возможность создать все необходимые условия для реализации своего творческого и профессионального потенциала.

Сегодня информационный рынок дошел и до образовательных организаций. Возникает логический вопрос. Какую пользу принес он системе образования? Ответ на этот вопрос дает сложившаяся ситуация сегодня. Еще вчера каждый педагог мог применять различные информационные устройства в дополнение к своему учебно-методическому комплексу, а сегодня, в условиях противодействия СОУТО-19, они становятся основным и ключевым инструментом в достижении образовательных задач.

Методы

Авторы применяют описательный подход, обзор использования онлайн-платформ в

обучении учеников старшей школы; интерпретацию, сопоставление и описание практического опыта применения онлайн-платформы Canva.com.

Анализ

В данный момент мы постоянно сталкиваемся с традиционным контентом, который наполнен традиционными инструментами и опциями при создании какого-либо онлайн-про-дукта. Современный контент - это относительно недорогой онлайн-ресурс, который позволяет каждому ученику и учителю выстроить простую взаимосвязь и расширить свои возможности через различные информационные ресурсы и опции - визуальный контент. Благодаря данному контенту ребенок и педагог могут проектировать, создавать универсальные и неповторимые онлайн-продукты, используемые в образовательной деятельности [1; 5; 6].

В последнее время появляются новые, простые и недорогие инструменты, при помощи которых каждый педагог и ученик могут создавать визуальный контент. Одним из них является онлайн-редактор Canva.com, данный редактор предоставляет широкий диапазон возможностей в сфере проектирования, создания онлайн-продуктов в совершенно новом формате. Графический редактор дает возможность проходить обучение и создавать продукт при помощи ПК или смартфона, также предоставляется возможность создавать групповые информационные проекты для учителей английского языка и других профилей, оформлять индивидуальные работы. Данный сервис работает по принципу drag-and-drop - это способ оперирования элементами интерфейса в достаточно быстром режиме. Благодаря данному способу обучающийся и учитель могут качественно и быстро выполнять работу, тем самым рефлексируя свою проектно-исследовательскую работу на начальном этапе.

Применение данного графического редактора позволяет осуществить принцип сохранения проблемности обучения, ориентируясь на способность визуального ряда эффек-

тивно и быстро проецироваться в сознании ученика и учителя.

Пользователи онлайн-сервисом могут пользоваться десятками бесплатных шаблонов (презентация, инфографика, флайер, плакат, оформление страниц социальных сетей, дистанционных курсов, также можно создать оригинальные графики, диаграммы и т. д.), также существует возможность подобрать цветовую гамму, фон, спроектировать рекламный ролик (слайд-шоу) с применением звукового ряда. Следует заметить, что, если пользователь не хочет ограничиваться стандартными авторскими шаблонами, он может произвести определенную оплату и продолжить работать, создавая свои авторские информационные продукты.

Также необходимо обратить внимание на следующий факт. Для того чтобы пользователь смог воспользоваться онлайн-сервисом, ему следует пройти бесплатную регистрацию, после чего авторизироваться с помощью своей электронной почты, после авторизации пользователь может начать работать с графическим редактором и, следовательно, пользоваться различными опциями и графическими инструментами.

Временная эргономика применения векторного онлайн-редактора Canva.com позволяет его оптимально включать в контекст урочной и внеурочной деятельности. Особенности восприятия мира современным поколением заключается в ориентации на визуальный ряд, что, безусловно, выгодно выделяет вышеупомянутый онлайн-сервис Canva.com и побуждает обучающегося исследовать данный ресурс, а также выполнять различные манипуляции с ним, двигаясь к созданию своего авторского продукта [4].

Живой интерес обучающихся к произведению визуального образовательного контента, к применению его в контексте урока побудил нас создать образовательный паблик «American Travel News» в рамках дистанционного курса, наполнением которого занимаются в том числе и ученики профильных классов.

В экспериментальной работе приняло участие 30 человек профильных классов с углубленным изучением английского языка МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Не-

верова Дзержинского района Волгограда». Им была предложена платформа, на которой они могли бы выкладывать свой материал после тщательной проверки. После ознакомления с онлайн-сервисом Canva.com и регистрации на нем было предложено несколько форм работ -традиционная (онлайн-встречи и консультации при помощи платформ Skype и Zoom) и современная (в рамках дистанционной формы обучения и применения платформ Skype и Zoom), а именно модель обучения «Автономная группа», при которой группа обучающихся может самостоятельно, часто удаленно, решать сложные образовательные задачи, создавать собственные информационные продукты, а в дальнейшем предоставлять их тьютору для проверки или для консультирования.

Данная экспериментальная работа проходила в период дистанционного обучения с марта по май 2020, и поэтому обучающиеся в основном проявили интерес ко второй из предложенных моделей обучения.

За данный период времени обучающиеся прошли 5 диагностик и 2 онлайн-анкети-рования, где смогли ответить на различные вопросы (сложность изучения онлайн-мате-риала, подача его, а также эффективность и качество дистанционного курса и паблика «American Travel News»). После систематизации, анализа диагностик и онлайн-анкети-рования мы пришли к выводу, что данная форма обучения была оценена по достоинству среди обучающихся МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда». Во время работы с онлайн-материалами возникали сложности и трудности с изучением самого материала, так как для учеников это был первый опыт создания онлайн-продуктов и презентации их в он-лайн-режиме. Хотелось бы отметить, что благодаря организации и оперативности административного и педагогического ресурса ученики смогли быстро включиться в онлайн-про-цесс и качественно выполнять предложенные практические задания в период пандемии.

В ходе процесса онлайн-обучения при помощи дистанционного курса и паблика была выявлена ясная картина того, что обучающиеся быстро, но с определенными сложностями выполняют практические задания, особен-

но связанные с проектно-исследовательской деятельностью. Тогда нами был предложен графический редактор Canva.com. После ознакомления и инструктажа обучающиеся смогли приступить к работе. После работы с графическим редактором нами был выявлен факт, что до применения онлайн-сервиса ученики сталкивались со сложностью установления временных рамок, а после применения его значительно улучшилась динамика обучения и обучающиеся смогли справляться с поставленными практическим заданиями на уроках английского языка.

Выводы

В ходе работы с графическим редактором Canva.com нами были выявлены следующие временные диапазоны:

- Обзор и изучение онлайн-сервиса -10-15 минут.

- Детальное изучение инструментов при создании инфографики, флаера, плаката, презентации - 20-25 минут.

- Создание презентации (12-15 слайдов) при помощи шаблонов - 20-25 минут, без шаблонов (авторская работа) - 40-50 минут.

- Оформление презентационного ролика при помощи шаблонов составляет 10-15 минут / без шаблонов составляет 15-20 минут.

- Создание презентации (12-15 слайдов) и инфографики при помощи шаблонов - 3035 минут / без шаблонов - 50-60 минут.

- Создание авторского информационного проекта при помощи онлайн-сервиса (презентация (12-15 слайдов), инфографика, флаер / плакат, презентационный ролик (обработанное видео из общего доступа), практическое задание (оформленные в онлайн-сервисе) - 1-1,5 часа / без помощи онлайн-сервиса - 3-4 часа.

После презентации обучающимися своих проектно-исследовательских работ мы пришли к выводу, что большинство учеников предпочитают использовать инфографику и флай-ер, так как, по их мнению, это дает возможность быстро и эффективно представить свой информационный продукт помимо презентации. Следовало бы заметить, что все ученики использовали готовые или установленные шаблоны при создании презентации в графическом редакторе Canva.com.

После проведения диагностики среди обучающихся «Какой инструмент наиболее эффективным Вы считаете для себя при использовании онлайн-сервиса Canva.com?» большинство обучающихся отдало свое предпочтение ино-фографике, так как считают, что данный инструмент визуализации предоставляет наиболее интересную и качественную информацию, позволяет легче воспринимать нужную информацию, предоставляет интересный и богатый лексический материал, дает возможность развивать визуальную грамотность.

Ученики смогли продемонстрировать свой творческий потенциал при защите проекта «Человек - дитя природы» (Man is the child of nature) в рамках дистанционного обучения в период пандемии, используя флаер и плакат. Цель онлайн-урока заключалась в том, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся при помощи ИКТ устройств, онлайн-сервиса Canva.com и прак-тико-интерактивных упражнений, развить у учеников критическое мышление и речевую, языковую компетентность.

Таким образом, онлайн-сервис Canva.com дает возможность создать оригинальную ин-фографику, которая является хорошим визуальным инструментом для подачи сложного материала. Подобная подача дает возможность ученикам быстро и эффективно усвоить материал. При этом следовало бы помнить, что материал должен быть коротким (отображать основные и ключевые элементы учебного материала). Использование данного инструмента визуализации на уроках иностранного языка способствует развитию интереса к изучению английского языка, позволяет ученикам с разным уровнем знаний принять участие в проектах, формировать критическое мышление и совершенствовать языковую компетентность.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Баранникова, Ю. В. Дистанционные технологии в образовании / Ю. В. Баранникова. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// infourok.ru/statya-po-teme-distancionnye-tehnologii-v-obrazovanii-4185273.html (дата обращения: 11.04.2022). - Загл. с экрана.

2. Малушко, Е. Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурен-

тоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е. Ю. Малушко, В. Г Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, N° 2. -DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-3

3. Малушко, Е. Ю. Методические основы развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников / Е. Ю. Малушко, О. А. Малетина, В. А. Цыбанева // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных науках : материалы VII Между-нар. науч.-практ. конф. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. - С. 137-144.

4. Официальный сайт онлайн-сервиса Canva. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www.canva.com/ru_ru (дата обращения: 16.04.2021). -Загл. с экрана.

5. Раззаков, Ш. И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения / Ш. И. Раззаков. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://moluch. ru/archive/66/10934/ (дата обращения: 16.04.2021). -Загл. с экрана.

6. Шамне, Н. Л. Менеджмент переводческих проектов - инновационные решения в обучении студентов-переводчиков / Н. Л. Шамне, Е. Ю. Ма-лушко, А. Н. Шовгенин // Artium Magister. - 2018. -Т. 18, № 1. - C. 58-63.

REFERENCES

1. Barannikova Iu.V Distantsionnye tekhnologii v obrazovanii [Distance Technologies in Education]. URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-distancionnye-tehnologii-v-obrazovanii-4185273.html (accessed 11 April 2022).

2. Malushko E.Yu., Lizunkov V.G. Sistema elektronnogo obrazovaniya kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti spetsialista v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [The e-Education System as a Tool for Increasing the Competitiveness of a Specialist in the Digital Economy]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2020, vol. 8, no. 2. DOI: https://doi.org/ 10.26795/2307-1281-2020-8-2-3

3. Malushko E.Yu., Maletina O.A., Tsybaneva VA. Metodicheskie osnovy razvitiia navykov uchebno-issledovatelskoi deiatelnosti shkolnikov [Methodical Basis for the Development of Research Activities' Skills of Schoolchidren]. Sovremennyye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki: mezhdistsiplinarnyy podkhod v gumanitarnykh naukakh: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern Problems of Linguistics and Linguodidactics: An Interdisciplinary Approach in the Humanities: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2017, pp. 137-144.

4. Ofitsialnyi sait onlain-servisa Canva [Official Site of Online Service Canva]. URL: https://www. canva.com/ru_ru (accessed 16 April 2022).

5. Razzakov Sh.I. Kontrol znanii v sisteme distantsionnogo obucheniia [Knowledge Control in the Distance Learning System]. URL: https://moluch. ru/archive/66/10934/ (accessed 16 April 2022).

6. Shamne N.L., Malushko E.Yu., Shovgenin A.N. Menedzhment perevodcheskikh proyektov -innovatsionnyye resheniya v obuchenii studentov-perevodchikov [Translation Projects Management -Innovative Decisions in Training StudentsTranslators]. Artium Magister, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 58-63.

Information About the Authors

Oksana A. Maletina, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Communication and Linguodidactics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, o.maletina@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1195-1584 Alexander O. Yakovlev, Teacher of the English Language, Lyceum № 9, 8-j Vozdushnoj Armii St, 26A, 400137 Volgograd, Russian Federation, yakowlev-ao@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6884-0792

Информация об авторах

Оксана Андреевна Малетина, кандидат филологических наук, доцент кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, o.maletina@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1195-1584

Александр Олегович Яковлев, учитель английского языка, лицей № 9, ул. 8-й Воздушной Армии, 26А, 400137 г. Волгоград, Российская Федерация, yakowlev-ao@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6884-0792

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.