Научная статья на тему 'ИНФОГРАФИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА'

ИНФОГРАФИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухина Марина Ростиславовна, Донскова Людмила Александровна

Поколение Z воспринимает информацию в визуальной форме, преобладающей в современном мире. Для повышения результативности образовательной деятельности необходимо использовать инновационные инструменты визуализации учебного материала. Одной из таких технологий является инфографика. Дидактический эффект использования инфографики на занятиях объясняется тем, что познавательная и коммуникативная деятельность участников образовательного процесса несет знаково-символический характер. Инфографика несет в себе информационную нагрузку, красочное представление материала. В статье проанализированы возможности инфографики в рамках визуализации образовательного контента, описаны виды и функции инфографики. Среди педагогических работников высших учебных заведений был проведен опрос об актуальности использования инфографики в образовательном процессе и востребованных сервисах, позволяющих активно использовать инфографику в обучении. После проведения опросов, респонденты отмечали, что грамотное использование инфографики является незаменимым помощником в донесении большого объема учебного материала. Благодаря этой технологии можно рассказать о сложных явлениях, показать этапы развития конкретных процессов. Активное использование инфографики в целях визуализации учебного материала способствует росту качества новых образовательных результатов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONTENT VISUALIZATION TECHNOLOGY

Generation Z perceives information in the visual form prevailing in the modern world. To improve the effectiveness of educational activities, it is necessary to use innovative visualization tools for educational material. One of these technologies is infographics. The didactic effect of using infographics in the classroom is explained by the fact that the cognitive and communicative activities of participants in the educational process are symbolic. Infographics carry an informational load, a colorful presentation of the material. The article analyzes the possibilities of infographics within the visualization of educational content, describes the types and functions of infographics. Among the teaching staff of higher educational institutions, a survey was conducted on the relevance of the use of infographics in the educational process and popular services that allow the active use of infographics in teaching. After conducting surveys, respondents noted that the competent use of infographics is an indispensable assistant in delivering a large amount of educational material. Thanks to this technology, you can talk about complex phenomena, show the stages of development of specific processes. The active use of infographics to visualize educational material contributes to the growth of the quality of new educational results of students.

Текст научной работы на тему «ИНФОГРАФИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА»

Педагогика

УДК 378.4

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); старший преподаватель Донскова Людмила Александровна

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

ИНФОГРАФИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Аннотация. Поколение Z воспринимает информацию в визуальной форме, преобладающей в современном мире. Для повышения результативности образовательной деятельности необходимо использовать инновационные инструменты визуализации учебного материала. Одной из таких технологий является инфографика. Дидактический эффект использования инфографики на занятиях объясняется тем, что познавательная и коммуникативная деятельность участников образовательного процесса несет знаково-символический характер. Инфографика несет в себе информационную нагрузку, красочное представление материала. В статье проанализированы возможности инфографики в рамках визуализации образовательного контента, описаны виды и функции инфографики. Среди педагогических работников высших учебных заведений был проведен опрос об актуальности использования инфографики в образовательном процессе и востребованных сервисах, позволяющих активно использовать инфографику в обучении. После проведения опросов, респонденты отмечали, что грамотное использование инфографики является незаменимым помощником в донесении большого объема учебного материала. Благодаря этой технологии можно рассказать о сложных явлениях, показать этапы развития конкретных процессов. Активное использование инфографики в целях визуализации учебного материала способствует росту качества новых образовательных результатов студентов.

Ключевые слова: онлайн-сервисы, высшее образование, цифровая образовательная среда, критическое мышление, поколение Z, визуализация.

Annоtation. Generation Z perceives information in the visual form prevailing in the modern world. To improve the effectiveness of educational activities, it is necessary to use innovative visualization tools for educational material. One of these technologies is infographics. The didactic effect of using infographics in the classroom is explained by the fact that the cognitive and communicative activities of participants in the educational process are symbolic. Infographics carry an informational load, a colorful presentation of the material. The article analyzes the possibilities of infographics within the visualization of educational content, describes the types and functions of infographics. Among the teaching staff of higher educational institutions, a survey was conducted on the relevance of the use of infographics in the educational process and popular services that allow the active use of infographics in teaching. After conducting surveys, respondents noted that the competent use of infographics is an indispensable assistant in delivering a large amount of educational material. Thanks to this technology, you can talk about complex phenomena, show the stages of development of specific processes. The active use of infographics to visualize educational material contributes to the growth of the quality of new educational results of students.

Key words: online services, higher education, digital educational environment, critical thinking, generation Z, visualization.

Введение. Реализация современных электронных технологий в образовательном процессе является одной из приоритетных тенденций развития современной системы образования. Компьютеры, онлайн-сервисы, мультимедийные инструменты используются при изучении любой дисциплины. Поколение Z всё больше воспринимает информацию в визуальной форме, преобладающей в современном мире.

Информационное общество характеризуется высокой скоростью обновления новых знаний. Информация представляется в разных видах - видео, фото, аудиоматериалы, чаты, форумы, инфографика. Умение критически мыслить, представлять информацию в визуальной форме, творчески подходить к решению любой задачи, реализовывать коммуникацию с другими людьми являются навыками XXI века [7, C. 166].

Визуальная культура охватывает частную область культуры, развивающей навыки восприятия визуальных образов, способность анализировать, оценивать, представлять информацию, создавать неповторимые художественные образы. Существует понятие визуального мышления, то есть мышления посредством визуальных операций. Визуальные образы воплощают не иллюстрации мыслей автора, а конечный результат самого мышления [9, C. 328]. Для повышения результативности образовательной деятельности необходимо использовать инновационные инструменты визуализации учебного материала. Одной из таких технологий является инфографика.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами современных обучающихся необходимо мотивировать на целенаправленную познавательную деятельность. Применение инфографики может оказывать положительный эффект на формирование познавательного интереса у молодого поколения. В результате использования инфографики обучающиеся готовятся к самостоятельной информационно-образовательной деятельности, учатся ориентироваться в литературных источниках информации, критически мыслить и анализировать информацию, формируют способности представлять полученный результат образовательной деятельности [2, C. 25].

Использование инфографики в образовательном процессе может быть представлено в различных формах. Обучающиеся могут использовать готовую инфографику, анализируя при этом её содержание и вырабатывая собственный подход к достижению образовательных целей. Второй вариант предполагает создание инфографики, когда обучающиеся представляют учебный материал в виде инфографики, когда участники обучения разрабатывают инфографику в виде индивидуального или коллективного проекта, когда педагоги создают учебный материал в виде инфографики с целью визуализации информации [13; 14].

Дидактический эффект использования инфографики на занятиях объясняется тем, что познавательная и коммуникативная деятельность участников образовательного процесса несет знаково-символический характер. Зрительные образы прочнее, чем словесные, поэтому гораздо лучше закрепляются в памяти [10, C. 249]. В соответствии с этим можно говорить о целесообразности перевода информации из вербальной формы в визуальный вид в процессе организации образовательного процесса. Каждая из мыслительных операций основывается на простейших операциях визуального восприятия информации и невозможны без них. Согласно указанным выше положениям важно изучать возможности инфографики в визуализации образовательного контента. В результате реализации рассматриваемой технологии обучающиеся должны овладеть приемами интерпретации используемых образов.

Изложение основного материала статьи. В последние годы вопросам изучения инфографики в процессе образовательной деятельности уделяется особое внимание. Авторы анализируют различные подходы к изучению данной технологии, предлагают различные формы ее использования в образовательном процессе.

В.В. Пустовалова в своих трудах называет инфографику одним из видов визуализации и отмечает, что она обладает возможностью точно и быстро передать не только суть информации в доступном формате, но и донести до читателя отношение организатора инфографики к самой информации. Сущность инфографики заключается не только в работе с информацией, базами данных, литературными источниками. В инфографике может быть отражен рефлексивный, личностный компонент. В том случае, когда обучающийся выступает автором инфографики, кодирование информации носит уникальный, неповторимый характер, как отражение оценочной точки зрения студента относительно учебного материала. Автор утверждает, что инфографика является максимально понятным и доступным видом отражения информации. Одной из приоритетных функций визуализации учебного материала является когнитивная функция, позволяющая интегрировать содержание учебного материала. Визуализация является средством структурирования информации и освоения междисциплинарных понятий [11, C. 224].

Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова [4] отмечают, что одной из форм реализации визуализации учебного материала в образовательном процессе является активное участие в создании инфографики. Благодаря рассматриваемой технологии можно организовать работу с понятиями, например, предложить студентам из профессионального учебного материала отобрать конкретные понятия и составить традиционную инфограмму, показывающую связи между терминами. Использование инфографики в образовательном процессе направлено на достижение педагогом определенной цели [5]. Он стремится вызвать у обучающихся эмоции, законспектировать материал, провести анализ информации. Инфографика должна совпадать с сутью информации. Использование различных видов инфографики может рассеивать внимание студентов и мешать фокусированию на главном. Перед работой с информацией важно продумать модель будущей инфограммы. Можно изобразить схематично от руки. Важно определиться с программой для создания инфограммы. Авторы выделяют оптимальные критерии для выбора соответствующей программы. Во-первых, онлайн-сервис должен быть доступным. Во-вторых, простой и удобный в использовании. В-третьих, желательно наличие готовых шаблонов и графических инструментов для создания инфографики [4, C. 27].

Инфографика является современным способом обучения, позволяющим усвоить информацию, способствующим развитию поисковой деятельности и формированию позиционного мышления. Реализация рассматриваемой технологии в обучении позволяет организовать совместную работу на занятиях.

К.С. Лебедева в своих исследованиях утверждает, что реализация инфографики в образовательном процессе упрощает изучение сложных тем. На первом этапе создания инфографики студентам предлагается пользоваться записями, в которых отражены основные тезисы изучаемой темы. После этого необходимо отобразить каждое понятие в графическом виде на листе бумаги. Важно объяснить студентам, что изображаемые понятия должны отображать суть изучаемого материала без описания раскрываемых терминов. На рисунке могут быть изображены связи между понятиями, слова-подсказки. В этот момент происходит кодирование учебного материала, что позволяет быть студентам субъектами своего образования, где они выступают в качестве творцов. Автор отмечает, что использование инфографики в образовательном процессе способствует повышению интереса студентов к изучаемому материалу, закреплению основных понятий, развитию аналитических способностей и критического мышления, раскрытию творческих способностей и умению высказывать собственную точку зрения. К.С. Лебедева делает вывод об эффективности использования инфографики в работе со студентами [8, C. 38].

Особенность инфографики проявляется в том, что графические элементы представляют собой ассоциативный ряд изучаемой информации [1, C. 74]. Инфографика несет в себе информационную нагрузку, красочное представление материала. Яркие графики и диаграммы воспринимаются и запоминаются лучше, а интернет-ресурсы являются современным способом представления результатов образовательной деятельности. Благодаря графическому изображению учебного материала студенты учатся видеть межпредметные связи, развивают мотивацию и познавательный интерес к изучаемым наукам [3, C. 403]. С помощью инфографики становится возможным охватить большой объем информации, структурировать его и изложить в запоминающемся виде.

Инфографику можно использовать в следующих видах:

- статичная инфографика, где изображены одиночные кадры без анимационного сопровождения [6, C. 7];

- интерактивная инфографика, где присутствуют анимированные элементы (например, презентация). Студенты взаимодействуют с динамическими данными;

- видеоинфографика, включающая в себя короткий видеоряд, в котором сочетаются различные иллюстрации, анимированный текст.

Среди педагогических работников высших учебных заведений был проведен опрос об актуальности использования инфографики в образовательном процессе и востребованных сервисах, позволяющих активно использовать инфографику в обучении. Всего в опросе участвовало 187 респондентов. Педагогам необходимо было по шкале от 1 до 10 выделить положительные критерии реализации инфографики в образовательном процессе. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что в первую очередь педагоги выделяют востребованность инфографики по причине привлечения внимания обучающихся к теме занятия (67%). Педагоги также выделяют возможности инфографики в развитии личностных универсальных образовательных действий, формировании информационной культуры студентов (64%). Инфографика способствует реализации межпредметной интеграции (55%). При использовании инфографики в процессе обучения формируется способность создавать информационную модель процессов и явлений, умение прогнозировать результат (42%). Остальные респонденты выделяли такие навыки как работа в удаленном режиме, поиск компромиссов и умение слышать собеседника (11%).

Педагогам было предложено определить востребованные онлайн-сервисы для создания инфографики в образовательном процессе. Полученные результаты выглядят следующим образом. Начинающие педагоги чаще всего в своей практике используют Piktochart, в котором представлено большое количество понятных шаблонов. На сервисе можно прописать необходимые данные и настроить выбранный макет. Visme включает в себя обширную библиотеку готовых ресурсов. Сервис можно использовать для подготовки презентаций, создания анимированной инфографики. Данный инструмент для создания инфографики позволяет записывать голос за кадром, загружать аудио и видеоматериалы, вставлять бесплатные изображения и стикеры. Canva Infographie Tool является простым в использовании инструментом для создания инфографического материала. На портале можно найти большое количество готовых изображений, шрифтов, функций. Google Charts позволяет реализовывать инфографику на сайте. Пользоваться данным сервисом можно в режиме онлайн. Infogram предлагает функцию автоматической настройки инфографики.

Для проведения анализа вовлеченности студентов в образовательный процесс с использованием инфографики рекомендуется использовать аналитику Calltouch. Система формирует отчеты в удобных дашбордах и позволяет оценивать вовлеченность студентов в процесс обучения [12, C. 300].

После проведения опросов, респонденты отмечали, что грамотное использование инфографики является незаменимым помощником в донесении большого объема учебного материала. Благодаря этой технологии можно рассказать о сложных

явлениях, показать этапы развития конкретных процессов. Для реализации инфографики не обязательно быть дизайнером, для этого существует много бесплатных онлайн-сервисов.

Выводы. Инфографика играет важную роль в процессе организации образовательной деятельности. Возможности инфографики направлены на визуальное восприятие и закрепление образов. Элементы инфографики способствуют росту зрительной и ассоциативной памяти студентов. С помощью инфографики можно продемонстрировать сложные процессы, цифровую и иную информацию. Онлайн-среда является инновационным помощником в организации и реализации инфографики в образовательном процессе. Всевозможные информационные площадки обладают большим объемом функций для подготовки и визуализации качественного контента.

Задачей педагога при реализации визуализации образовательного контента является развитие положительных эмоций у студентов, мотивации, привлечение внимания к актуальным проблемам. Студенты, осуществляя работу над инфографикой, проводят собственное исследование, анализируют информацию, выделяют тезисы. Работа над инфографикой способствует тщательному изучению образовательного контента, развивает у студентов рефлексию и критическое мышление.

Установлено, что в связи со стремительностью расширения возможностей цифровой образовательной среды инфографика самостоятельно совершенствуется в зависимости от потребностей человека. Виртуальная среда благодаря своим неповторимым характеристикам позволяет создавать разнообразные и результативные продукты интеллектуальной инфографики. Активное использование инфографики в целях визуализации учебного материала способствует росту качества новых образовательных результатов студентов.

Литература:

1. Андреев, М.Д. Инфографика как способ переработки информации: смысл vs картинки (рекомендации по созданию инфографики) / М.Д. Андреев // Актуальные вопросы гуманитарных наук - 2020: Материалы выступлений молодых ученых в рамках Ломоносовских чтений 2020. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020. - С. 73-78. - EDN KFPXAF.

2. Байбурина, В.С. Развитие инфографики в современной объемно-пространственной среде / В.С. Байбурина, С.Г. Ажгихин // Дизайн и архитектура:синтез теории и практики: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Краснодар, 28-30 апреля 2019 года. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. - С. 24-26. - EDN BlBlLN.

3. Воробьева, О.Ю. Использование инфографики в естественнонаучном образовании / О.Ю. Воробьева // Молодежь в науке и творчестве: Материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: сборник научных статей: в 2 частях, Гжель, 22 апреля 2015 года / Гжельский государственный университет. - Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. - С. 402-404. - EDN WZMKKP.

4. Ермолаева, Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 11. - С. 26-30. - EDN RCAPHY.

5. Желтухина, М.Р. Алгоритм создания инфографики и ее интенциональность / М.Р. Желтухина, К.В. Морозова // Бизнес. Образование. Право. - 2013. - № 3(24). - С. 228-231. - EDN QZBWZF.

6. Золотухин, С.А. Инфографика как информационный пакет. Инфографика в образовании / С.А. Золотухин // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2018. - № 25. - С. 1-8. - EDN QIMSTX.

7. Ласыгина, Т.Е. Инфографика и видеоскрайбинг как инструменты передачи информации / Т.Е. Ласыгина // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 25 января 2018 года. - Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. -С. 165-167. - EDN YPAAED.

8. Лебедева, К.С. Использование приемов инфографики в преподавании педагогических дисциплин в вузе / К.С. Лебедева // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2020. -№ 2(2). - С. 37-43. - EDN KGNCTX.

9. Павлова, А.А. Инфографика в сервисе индустрии моды как средство коммуникации / А.А. Павлова // Начало в науке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов, Уфа, 16-17 апреля 2015 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. - С. 326-329. - EDN TNXFLX.

10. Пинчук, И.С. Виды и функции инфографики в сетевых медиа / И.С. Пинчук, А.В. Чутчева // Медиаисследования. -2019. - № 6. - С. 246-251. - EDN FRBARA.

11. Пустовалова, В.В. Инфографика как средство визуализации учебной информации / В.В. Пустовалова // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 4. - С. 222-228. - EDN YNCNUN.

12. Симакова, С.И. Инфографика - философия восприятия / С.И. Симакова // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы: Сборник материалов III конференции PMMIS (Post massmedia in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 года / Под общей редакцией М.В. Загидуллиной. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 299-302. - EDN YYOSDR.

13. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language / G.N. Ostrikova, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina, I.G. Sidorova // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - No S1. - P. 601-607. - EDN YAIRPN.

14. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes / T.Y. Tameryan, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. - P. 1984-1992. - EDN GRZIWR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.