Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА ПРАВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г. Г.

В статье исследуется институт «информации» в системе права. Автор исследует вопросы формирования правовых режимов информации в современной России. В результате анализа, автор приходит к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе реализации информационной политики Российской Федерации, являются инструментом эффективности в системе гармонизации права в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION IN THE LEGAL SYSTEM: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

The article examines the institution of "information" in the legal system. The author explores the issues of the formation of legal regimes of information in modern Russia. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the legal foundations and conflicts arising in the process of implementing the information policy of the Russian Federation are an instrument of effectiveness in the system of harmonization of law as a whole.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_12 УДК 247.2

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ THE ROLE OF INFORMATION IN THE LEGAL SYSTEM: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется институт «информации» в системе права. Автор исследует вопросы формирования правовых режимов информации в современной России. В результате анализа, автор приходит к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе реализации информационной политики Российской Федерации, являются инструментом эффективности в системе гармонизации права в целом.

Abstract: The article examines the institution of "information"in the legal system. The author explores the issues of the formation of legal regimes of information in modern Russia. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that the legal foundations and conflicts arising in the process of implementing the information policy of the Russian Federation are an instrument of effectiveness in the system of harmonization of law as a whole.

Ключевые слова: информация, система права, эффективность государственного механизма, информационная политика, гармонизация права.

Keywords: information, legal system, efficiency of the state mechanism, information policy, harmonization of law.

Для цитирования: Фастович Г.Г. Роль информации в системе права: вопросы теории и практики //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 12-13. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_12.

For citation: Fastovich G. G. The role of information in the legal system: questions of theory and practice // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 12-13. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_12.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Информация - это объект правового регулирования, то она, по сути, имеет свой собственный правовой режим и для определения ее видов устанавливаются особые правовые режимы. Однако, это относится к той информации, которая не предназначается для широкой аудитории. Это та информация, которая подлежит охране от незаконного доступа к ней, а использование специальных правовых режимов - это важная мера ее правовой защиты. Как известно, правовой режим в наши дни касается многих аспектов права. Среди ученых до сих пор не выработан общий подход к его пониманию. Правовой режим определяют как совокупность правовых средств, правовых и организационно-технических мер, как социальный режим [1]. Разного рода информация относится к режиму документированной информации из-за прохождения ей процедуры документирования, которая является обязательным и важным критерием занесения информации в систему информационных ресурсов. Правовой режим информационных ресурсов определяется соответствующими нормами [2]. Также, правовой режим - это целая система норм права, регулирующая взаимоотношения между людьми в какой-либо сфере. Правовой режим всегда склоняется к регуляции положения объекта в рамках соответствующего ему закона. Правовой режим информации - это целый комплекс разного рода средств в области права, характеризующих особое сочетание различных взаимодействующих друг с другом дозволений, каких-либо запретов и обязательств, а, также, направленность управления отношениями в информационной среде. Данный режим является одним из самых важных элементов, обеспечивающих выделение информационного права в самостоятельную область наук [3]. Однако, далеко не все считают столь важным выделение информационного права в отдельную область знаний.

Разновидность правовых режимов информации обуславливается в зависимости от принадлежности к ее к конкретному режиму доступа:

1. Режим свободного доступа. Формирует режим информации, режим исключительных прав, режим массовой информации.

2. Режим ограниченного доступа. Представлен режимом информации, которая, в свою очередь, принадлежит к государственной тайне, а, также, режимом конфиденциальной информации [4]. Это вид информации и имеется ограничение доступа для предупреждения и предотвращения возможных негативных последствий, которые потенциально или реально наносят угрозы общественно значимым и охраняемым частным интересам[5].

3. Режим исключительных прав. Данный режим базируется на корректировке отношений между представителями итогового продукта интеллектуальной деятельности, тогда как третьи лица всегда остаются отстраненными от ее возможного бесплатного копирования и подражания. Объектами интеллектуальной собственности являются все продукты человеческого интеллекта, независимо от их материальной ценности. Эта информация должна обладать признаком возможной выраженности на материальном носителе и должна быть познаваема другими людьми, она может быть распространена в неограниченном количестве экземпляров по всему миру, причем право на материальный носитель и право на содержащуюся в нем информацию представляют собой два совершенно разных института гражданского права.

4. Режим общественного, или же национального достояния, который обуславливается важностью придания конкретной информации тех признаков, которые, по факту, более ценны для членов общества.

5. Режим массовой информации. Данный режим выполняет ряд задач в общественной жизни СМИ. Эти задачи обуславливаются важностью демонстрации массам максимального естественного характера свободы информации, что гарантируется статьей 29 Конституции РФ [6]. Потребители массовой информации не ограничиваются какими-то жесткими запретами, кроме возможных социальных ограничений или при возникновении языкового/культурного барьеров, не относящихся к правовой сфере. Существующие в настоящий момент законодательные запреты,

Теоретико-исторические правовые науки

по большей части, касаются только тех лиц, которые производят информацию для большого числа потребителей в виде печатных, аудио- и видео материалов. Пропаганда, которая разжигает разного рода ненависть в людях, находится под запретом по Конституции РФ.

Для характеристики информации, которая обладает особым правовым режимом доступа, применяют термин «конфиденциальная информация». Вся конфиденциальная информация состоит из: персональных данных; тайн судопроизводства и следствия, служебной тайны, профессиональной тайны, коммерческой тайны, сведений о промышленном образце, какой-либо полезной модели, структуре изобретения до официальной публикации соответствующей информации [7].

Важное замечание требуется в определении правового режима документированной информации, так как он не имеет какого-либо специального основания для внесения ее в приведенную выше классификацию, потому как она показывает лишь одну из форм предоставления информации, характеризуя ее размещение на определенном материальном носителе. При всем при этом, данный режим может относится к разряду свободной или ограниченной информации, соответствующие режимы доступа к которой юридически будут являться первичными по отношению к режиму документированной информации.

Можно сказать, что документированная информация - это одна из форм представления свободной информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе и имеющей реквизиты, которые позволяют в значительной степени ее идентифицировать.

Характерными чертами документированной информации являются:

1. Наличие материального носителя информации с различными сведениями.

2. Идентифицируемость этих самых сведений, которые записаны на носителе. Это достигается за счет присоединения реквизитов, которые позволяют установить назначение и источник информации, к содержательной стороне излагаемых сведений, а, также, время записи информации, которое обеспечивает защиту документа. При все при этом, все реквизиты должны быть зафиксированы на том же самом носителе, что и идентифицируемые сведения.

3. Возможность изменения формы закрепления соответствующей информации, при которой эта информация может находиться на разных видах носителей без утраты ее содержания и реквизитов.

Процесс занесения информации на материальный носитель проходит в соответствии с установленным специальными ответственными за это госорганами порядком. Данная процедура осуществляется сразу с несколькими важными задачами, такими, как: установление владельца информации, обеспечение условий защиты информации в процессе ее обработки, будущего хранения и возможной передачи [8].

Подводя итоги, можно сказать, что правовой режим представляет собой многоаспектное и весьма сложное явление. В зависимости от характера правового явления, применительно к которому устанавливается правовой режим, определяются его содержание, специфика и особенности [9]. Вся система требований к данным режимам состоит в том, что эти требования определяются к каждому правовому режиму по отдельности с учетом и специфики объекта. По сути, если правовой режим информации определяется мерой убывания возможных дозволений, и это равнозначно росту запретов, то, в таком случае, можно говорить о существующем в РФ ограниченном информационном режиме на всю более-менее значимую информацию [10]. В целом, правовой режим информации определяется нормами, устанавливающими законодательством РФ, наличие недостатков которого определяет одну из задач законодателя, состоящую в правильном регламентировании правового режима конкретного вида информации.

Библиогра фия:

1.Власов В.А. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: некоторые аспекты правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 3. С. 2-4.

2.Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

3. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства //Право и государство: теория и практика. 2010. №12(72). С.23-25

4. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

5.Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С. 52-55.

6. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

7.Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

8. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации //Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) /под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С.46-48.

9. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

10. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. Vlasov V.A. Placing orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs: some aspects of legal regulation // Municipal service: legal issues. 2009. No. 3. pp. 2-4.

2. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

3. Fastovich G.G. On the question of the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

4. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10(178) p.4-5.

5.Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastcvich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No.3-2. pp.52-55.

6. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No.10(149). pp. 81-82.

7.Fastovich G.G., Kudasho/a I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No.2. pp.18-22.

8. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

9. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

10. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused of criminal process / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.