Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СИСТЕМА ПРАВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Г.Г., Литвинова В.С.

В статье исследуются правовые вопросы безработицы в молодежной среде. Авторы предпринимают попытку анализа рынка труда современной России, исследуются причины появления безработицы. В результате анализа, авторы приходят к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе реализации государственной политики Российской Федерации являются эффективным инструментом в борьбе с безработицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF YOUTH UNEMPLOYMENT: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

The article examines the legal issues of unemployment among young people. The authors attempt to analyze the labor market of modern Russia, investigate the causes of unemployment. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the legal framework and conflicts arising in the process of implementing the state policy of the Russian Federation are an effective tool in the fight against unemployment.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_38 УДК 247.2

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ LEGAL ASPECTS OF YOUTH UNEMPLOYMENT: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственный университет, доцент,

Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural University, associate professor,

Institute of Economics and Management of the APPC of the Krasnoyarsk State University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуются правовые вопросы безработицы в молодежной среде. Авторы предпринимают попытку анализа рынка труда современной России, исследуются причины появления безработицы. В результате анализа, авторы приходят к выводам, что правовые основы и коллизии, возникающие в процессе реализации государственной политики Российской Федерации являются эффективным инструментом в борьбе с безработицей.

Abstract: The article examines the legal issues of unemployment among young people. The authors attempt to analyze the labor market of modern Russia, investigate the causes of unemployment. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the legal framework and conflicts arising in the process of implementing the state policy of the Russian Federation are an effective tool in the fight against unemployment.

Ключевые слова: безработица, система права, эффективность, государственная политика, молодежь, трудоустройство, занятость.

Keywords: unemployment, legal system, efficiency, public policy, youth, employment, employment.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Литвинова В.С. Правовые аспекты молодежной безработицы: вопросы теории и практики // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 38-40. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_38.

For citation: Fastovich G.G., Litvinova \/.S. Legal aspects of youth unemployment: questions of theory and practice // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 38-40. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_38.

Статья поступила в редакцию: 12.02.2023

Рассматривая особенности причин и последствий молодежной безработицы, следует указать возрастные границы. Так, 30 декабря 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №489 «О молодежной политике в Российской Федерации» [1], в котором был определен возрастной порог молодежи, полномочия в сфере молодёжной политики федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также установлены правовые основы информационного обеспечения реализации молодёжной политики, мониторинга её реализации и международного сотрудничества в этой сфере. «Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции» [2].

Государственная дума приняла в третьем чтении закон, который определяет на федеральном уровне такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика», «молодежные общественные объединения». Об этом свидетельствуют данные системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, согласно закону к молодежи относятся граждане от 14 до 35 лет [3].

Исследование тенденций молодежной безработицы в полной мере отражает современные тенденции рынка труда. При этом, уделить особое внимание молодежной безработице необходимо, так как множество молодых людей, даже получив образование, не могут работать по специальности.

Специалисты, рассматривают проблемы современной молодежи, особое внимание уделяя молодежной безработице. Большинсво говорят о необходимости усиления внимания к проблеме трудоустройства молодежи в рамках молодежной политики [4]. Стратегия одним из приоритетных направлений определяет создание системы молодежных рекрутинговых агентств, осуществляющих помощь в поиске работы и консультирование молодежи преимущественно 18-24 лет, в том числе поиск первой работы после окончания учебного заведения, после прохождения службы в армии, после отпуска по уходу за ребенком [5].

Кроме того, специалисты отметили такие особенности: являясь представителем экономически неактивного населения, студенческая

Теоретико-исторические правовые науки

молодежь может периодически переходить в категорию экономически активного населения - трудоустройство на работу, например, находить временную, сезонную работу, работу на неполный рабочий день [9, с.598-601].

Р.З. Икаева особое значение для снижения уровня молодежной безработицы придает деятельности службы занятости муниципального образования и с этим трудно не согласиться. Автором рассматривается деятельность государственной службы занятости, которая занимается регулированием на рынке труда [4].

Анализ всех действующих федеральных программ позволил выявить только одну государственную программу, направленную на решение проблем молодежной безработицы. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2021 № 481 утвердило государственную программу «Содействие занятости населения». В структуре этой программы имеет место подпрограмма Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан. В ней в качестве мероприятий выявлено несколько мер, направленных на молодежь на рынке труда.

А именно, в рамках ОМ 1.2. Реализация мероприятий активной политики занятости населения, включая мероприятия по развитию трудовой мобильности планируется, кроме прочих показателей на рынке труда, повышение эффективности ярмарок вакансий и других услуг в сфере занятости, направленных на трудоустройство молодежи.

Необходимо отметить, что государство предпринимает меры по снижению уровня молодежной безработицы. Специалисты в научных публикациях отмечают следующие меры.

Одним из приоритетных направлений снижения уровня молодежной безработицы специалистами названо создание системы молодежных рекрутинговых агентств, осуществляющих помощь в поиске работы и консультирование молодежи преимущественно 18-24 лет, в том числе поиск первой работы после окончания учебного заведения, после прохождения службы в армии, после отпуска по уходу за ребенком. Органы службы занятости организовывают ярмарки вакансий и рабочих мест, а некоторые студенты обучаются по программам целевого обучения: это значит, что после окончания обучения они будут трудоустроены в учреждение, которое направило их на учебу.

Так же уже несколько лет функционирует автоматизированная информационная система «Молодежь России», с помощью которой любой молодой человек сможет зарегистрироваться на муниципальные, региональные, окружные и федеральные мероприятия, грантовые конкурсы, на сайте АИС есть раздел «Вакансии», содержащий предложения о работе и требования к соискателям» [6].

Особое значение в этом направлении необходимо придать разработке эффективной методике оценки государственного управления в сфере молодежной безработицы на муниципальном уровне. В настоящее время такая методика практически отсутствует.

Следует подчеркнуть, что государству недостаточно использовать меры пассивного характера - выплаты пособий по безработице, необходимо усиление роли активных мер стимулирования спроса на труд.

Для сокращения уровня безработицы среди молодого населения необходимы [7]:

квотирование рабочих мест в российских организациях для молодежи, прежде всего, для ищущих впервые работу;

выпускников организаций среднего профессионального образования (в возрасте до 24 лет) и высшего образования (в возрасте до 26 лет).

В заключение проведенного анализа следует отметить особое значение деятельности органов местного самоуправления по снижению уровня безработицы среди молодежи. В полномочия органов местного самоуправления необходимо внесение предложений по повышению уровня предпринимательской активности, по решению проблем, связанных с занятостью молодежи [8].

Современная молодежь - это активная часть трудоспособного населения, эти люди хотят зарабатывать и многие из них хотели бы иметь свой бизнес. Необходимо говорить о необходимости в этой связи развития деятельности по развитию предпринимательской активности молодежи. В современных условиях практически отсутствуют соответствующие программы, разрабатываемые на муниципальном и региональном уровнях.

Рыбинский район Красноярского края находится на востоке от центра региона вблизи столицы края (расстояние до центра региона 130 км). Город Заозерный - это столица муниципального образования. На территории Рыбинского района несколько крупных предприятий и в его пределах расположен Бородинский угольный бассейн. На территории муниципального образования транспортная инфраструктура достаточно хорошо развита, численность населения на начало 2021 года составила 29721 человек [9].

■ моложе трудоспособного возраста ■ трудоспособный возраст

Рисунок - Численность населения Рыбинского района старше и младше трудоспособного возраста за 2019-2021 гг., человек

Данные отражают тот факт, что численность населения снижается, но темпы не высоки, что можно отметить в качестве позитивного факта, хоть, в целом, тенденция с ростом населения в муниципальном образовании негативная. Люди уезжают из Рыбинского района. Уезжают на учебу, а после этого не возвращаются в свои родные места. Так, численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшилась быстрее, чем у людей в возрасте постарше. Но самое основное - это численность населения в возрасте старше трудоспособного очень значительно снижается, например, мужчин за исследуемый период в пенсионном возрасте уменьшилось на 6,24%, это наибольший показатель среди всех категорий.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ СПС «Консультант Плюс [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.02.2022)

2. Госдума повысила возраст молодежи до 35 лет. Информационно-аналитический портал РБК [Электрон. ресурс]. - URL: www.rbc.ru/rbcfreenews/5fe316a79a79476d489d8aa6 (дата обращения 02.02.2022)

3. Гранты на 90 млн. и 2 тыс. участников: в Крыму завершился форум «Таврида» [Электронный ресурс] / travelcrimea.com. 2020. URL: https://clck.ru/ahRkt (Дата обращения: 02.02.2022);

4. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

5. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

6.Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С.

52-55.

7. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

8. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

9. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

References:

1. Federal Law "On Youth Policy in the Russian Federation" dated 30.12.2020 N 489-FZ SPS "Consultant Plus [Electron. resource]. - URL: http://www.consultant.ru / (accessed 02.02.2022)

2. The State Duma has raised the age of youth to 35 years. Information and analytical portal of RBC [Electron. resource]. - URL: www.rbc.ru/rbcfreenews/5fe316a79a79476d489d8aa6 (accessed 02.02.2022)

3. Grants for 90 million and 2 thousand participants: the Tavrida Forum has ended in Crimea [Electronic resource] / travelcrimea.com . 2020. URL: https://clck.ru/ahRkt (Accessed: 02.02.2022);

4. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

5. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

6.Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

7. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No. 10 (149). pp. 81-82.

8. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

9. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.