ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Роль информации в реализации насилия в контексте современного
общества Баранов А. Ю.
Баранов Алексей Юрьевич /Багапоу А1ехеу Уыпеугек - аспирант, кафедра философии, факультет истории и права, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Аннотация: в статье анализируется роль информации в реализации насилия в контексте современного общества. Рассмотрено понятие, информационное насилие, изучены основные свойства информационного насилия.
Ключевые слова: информационное насилие, информационное общество, сущность насилия.
Жизнь человека всегда зависела от того, насколько быстро и полно он получал информацию и насколько быстро он на нее реагировал. Причем анализ хода общественного развития показывает, что со временем информационные потоки становятся более интенсивными. Так, неуклонно возрастает скорость передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; все меньше времени тратится для её обработки; происходит более полное использование обратных связей; возрастает роль информации в процессах управления.
Цель данной статьи - раскрыть роль информации в реализации насилия в контексте современного общества. Проблеме насилия в информационном обществе уделяли большое внимание такие исследователи как: Г. Ньютон, А. Гжегорчик, А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, Ж. Рене, В. В. Денисов, П. Шихирев, Д. Галтунг, А. Борщов и многие другие. На основе анализа работ этих ученых мы сможем выявить роль насилия и его особенности в информационном обществе.
В условиях складывающегося информационного общества нельзя не отметить, что на данном этапе развития общества получается не только успешно использовать позитивные стороны информации, но и резко расширяются горизонты негативных возможностей. Информационно-коммуникационные технологии все чаще заставляют индивидов совершать те действия, к которым они не склонны, то есть служат средством насилия.
Рассматривая само понятие насилие Г. Ньютон отмечал, что - «сущность насилия заключается в том, что благодаря ему человека принуждают вести себя не так, как он того хотел бы» [7, с. 821]. А по мнению А. Гжегорчика, «насилие - есть принуждение людей к принятию определенных условий или к какому-то поведению с помощью разрушения их биологической или психологической жизни либо с помощью угрозы такого разрушения» [3, с. 56].
Для того чтобы глубже изучить роль информации в реализации насилия в контексте современного общества, прежде всего, необходимо иметь представление о том, что представляет собой информация. С точки зрения философии информация (лат. шРогтайо -разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п. В границах системно-кибернетического подхода информация рассматривается в контексте трех фундаментальных аспектов любой кибернетической системы: информационный, связанный с системой сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов; управленческий, учитывающий процессы функционирования системы, под влиянием полученной информации; организационный, характеризующий устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе [1].
А. Ю. Шеховцев отметил, что по своему онтологическому статусу информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и иных категорий. В то же время понятие информации существенно шире каждой из этих философских категорий. Она является значимой характеристикой материальных и идеальных объектов и их взаимодействий на всех уровнях организации материи [4, с. 37].
Исходя из приведённых определений, очевидно, что информационный компонент содержится в любом насилии. Он отражается в самом механизме насилия. Для реализации насилия субъекту необходимо средство осуществления и роль информации как данного средства в связи с эволюцией общества возрастает. Это связанно в первую очередь с такими основными свойствами информации как: двойственность, достоверность, полнота, убедительность. Эти традиционные свойства информации зачастую и используются для осуществления информационного насилия, так как под видом достоверной может скрываться искаженная информация. Такая как выдача единичного за общее, явления за сущность, повода за причину, возможного за действительное и многое другое.
Таким образом, информационное насилие в широком смысле, предполагающем существование информации в любых социальных системах - это не силовое упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный характер. Информационное насилие в узком смысле - не силовое воздействие на ментальную сферу, противоречащее закономерному ходу событий [2, с. 54].
Новейшие технологии способствуют усилению опасности информационного насилия. Так, Г. Маркузе отмечает, что благодаря техническим достижениям человечество сумело приблизиться к победе над нуждой, к удовлетворению витальных инстинктов человека и, следовательно, к освобождению инстинктов от ненужного подавления. Производительность становится самоцелью: поскольку она не может ослабить репрессию, она оборачивается против индивидов и превращается в способ контроля. Тогда же, когда индивиды не заняты производительным трудом, контроль над сознанием осуществляется с помощью контроля над информацией, с помощью индустрии досуга и развлечений, с помощью формирования ненужных потребностей - словом, с помощью манипулирования сознанием, а вслед за этим появляются новые социальные проблемы [5, с. 54].
Таким образом, самым важным сырьем для современной цивилизации становится информация. Доступность информационных ресурсов для рядового пользователя приводит к тому, что большая часть времени отводится чтению и поиску информации, и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию.
Исходя из вышеизложенного, мы можем обозначить следующие свойства информационного насилия: несиловой характер, неподчинение физическим закономерностям; непропорциональная зависимость причины и следствия; кумулятивный характер; возможность максимальной дальности и скорости распространения, которая увеличивалась с развитием технических достижений; возможность идеального клонирования; не локализованность во времени и пространстве; опосредованный характер и скрытность воздействия; виртуальный характер воздействия; возможность фокусировки; селективность; уязвимость, хрупкость информационного мира, легкость доступа, взлома информационных систем. Выделенные свойства образуют систему [2, с. 58].
Таким образом, информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет статус информации, ее позитивных последствий и резко расширяет негативные возможности. Отсюда следует, что информационно-коммуникационные технологии как усиливают устойчивость общества и государства роль, так и ослабляют, поскольку информационные системы и сети становятся основной уязвимой целью противников. Информация в гораздо более сильной степени, чем это было ранее, начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу. Таким образом, информационное насилие отнюдь не возникает в информационном обществе, а существует всегда и возможно, является одним из двигателей исторического развития социума.
Литература
1. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bog o slov_Buks/Philo s/fil_dict/297.php.
2. Борщов Н. А. Социально-философские проблемы информационного насилия. Дис... канд. филос. наук. М.: РГБ.
3. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии, 1992. № 6. С. 55-58.
4. Шеховцев А. Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. С. 35-38.
5. МаркузеГ. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», 1995. 157 с.
6. Newton G. What is Violence // The Nation, 1968. Vol. 206. № 26. P. 821.