Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ'

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая поддержка / индивидуальность / субъектность / подлинность / «образ-я» / социокультурное развитие / проект.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинов Н. А., Устинова О. А., Полюшко М. В.

В статье рассматривается проблема индивидуально-психологических различий обучающихся в условиях современного лицея. Развитие индивидуальности понимается как восхождение к социокультурным образцам, субъектности; в контексте обнаружения своей подлинности, аутентичности; психологическая поддержка понимается как работа, направленная на осознание ребенком своей индивидуальности и субъектности при переходе из одного возраста в другой; общая технология психологической поддержки представлена в описании проектов для детей и молодежи. Показано, что система психолого-педагогической поддержки в условиях современного лицея способствует появлению у человека в разном возрасте, способности самостоятельно справляться с жизненными трудностями, осуществлять выбор и принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ»

8. Шайденко Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. 2010. №6. С. 44-50.

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В

СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ

Устинов Н. А., Прага (Чехия), магистр, CZU, ustinov_nikita_01@mail.ru

Устинова О. А., Новокузнецк (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики КГПИ «Кемеровский государственный университет», ustinova_oly@mail.ru

Полюшко М. В., Новокузнецк (Россия), директор МБ НОУ «Лицей №111», litcey111@yandex.ru

DOI:

В статье рассматривается проблема индивидуально-психологических различий обучающихся в условиях современного лицея. Развитие индивидуальности понимается как восхождение к социокультурным образцам, субъектности; в контексте обнаружения своей подлинности, аутентичности; психологическая поддержка понимается как работа, направленная на осознание ребенком своей индивидуальности и субъектности при переходе из одного возраста в другой; общая технология психологической поддержки представлена в описании проектов для детей и молодежи. Показано, что система психолого-педагогической поддержки в условиях современного лицея способствует появлению у человека в разном возрасте, способности самостоятельно справляться с жизненными трудностями, осуществлять выбор и принимать решения.

Ключевые слова: психологическая поддержка; индивидуальность; субъектность; подлинность, «образ-я»; социокультурное развитие; проект.

THE ROLE OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE

MODERN LYCEUM

Ustinov N. A., Prague (Czech Republic), master of CZU, ustinov_nikita_01@mail.ru

Ustinova O. A., Novokuznetsk (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and General Pedagogy, KSPI "Kemerovo State University", ustinova_oly@mail.ru

Polyushko M. V., Novokuznetsk (Russia), director of the MB NOU "Lyceum No. 111", litcey111@yandex.ru

The article deals with the problem of individual psychological differences of students in the conditions of a modern lyceum. The development of individuality is understood as an ascent to sociocultural models, subjectivity; in the context of discovering one's authenticity, authenticity; psychological support is understood as work aimed at the child's awareness of his individuality and subjectivity during the transition from one age to another; general technology of psychological support is presented in the description of projects for children and youth. It is shown that the system of psychological and pedagogical support in the conditions of a modern lyceum contributes to the

emergence of a person at different ages, the ability to independently cope with life's difficulties, make choices and make decisions.

Keywords: psychological support; individuality; subjectivity; authenticity, "the image of the self1'; social and cultural development; project.

Современное образование одной из основных задач ставит развитие личности и индивидуальности человека. Акцент на развитие индивидуальности ребенка на всех этапах его взросления, делается в федеральном государственном образовательном стандарте. В таком понимании происходит не только создание условий для актуализации индивидуального интеллектуального потенциала, но также воспитание способности самостоятельно делать выбор и принимать решения, соответствующие своим предпочтениям, ценностям, индивидуальному стилю деятельности, личностному ресурсу. В школьной практике давно известен дифференцированный подход к обучению. Индивидуальный подход к ребенку направлен на повышение эффективности школьного образования, достижения каждым учащимся необходимого уровня знаний, умений, навыков, реализация его потенциала в определенных учебных дисциплинах за счет применения методов и средств, отвечающих его индивидуальным особенностям: памяти, внимания, мышления, уровня самостоятельности в выполнении учебных заданий, темпа деятельности, утомляемости и пр.

Иначе говоря, дифференцированный подход на деле означает приведение учащихся к «общему знаменателю», диктуемому требованиями освоения определенного школьного предмета и адаптации к вызовам социальной среды. Именно для этого учителю требуется понимание индивидуальных особенностей детей, поскольку это позволит учитывать во взаимодействии с ребенком его специфику и лучше управлять им в процессе обучения. Это в целом неплохо для ребенка, однако не решает задач подлинного развития его личности и индивидуальности.

С другой стороны, востребованность учета индивидуально-психологических особенностей детей, актуализирована современной практикой образования. Не секрет, что происходит увеличение обучающихся детей с различными особенностями поведения (гиперактивность), саморегуляции и т.д.

Именно эти вызовы современного образования и развития ребенка в условиях лицея задают систему психолого-педагогической поддержки.

Задачи школьного образования значительно шире, и состоят они не только и столько в унификации знаний ребенка под определенные нормативы знаний, умений, компетенций, но в подлинном развитии его индивидуальности и субъектности.

Уже в школьной жизни имеется немало ситуаций, в которых ребенку нужно самому принимать оптимальные решения, делать выбор, совершать поступки. На каждом возрастном этапе возникают специфические задачи, перед лицом которых ребенку необходимо быть самостоятельным, ответственным за свои действия, за их последствия: способ выстраивания отношений с одноклассниками, учителями, отношение к учению, к сдаче ГИА, ЕГЭ, выбор способов адаптации при переходе от одной возрастной группы в другую, при смене школы и т.д. Этот опыт первых детских и подростковых выборов определяет в значительной мере личностное и социокультурное самоопределение и жизненный путь человека.

Этот выбор особенно труден в современной социокультурной ситуации, для которой характерна аксиологическая неопределенность, размытость ценностных и социально-нормативных ориентиров, что может оказывать разрушающее влияние на социокультурное развитие человека, понимание себя и своей подлинности. Известно из работ социологов и социальных психологов, что в обществе, находящемся в состоянии социальной дезорганизации (выраженные противоречия между различными группами населения, конфликт ценностей (П. Сорокин, Т. Селлин), аномия (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), влияние норм девиантной культуры (Р. Клауорд, Л. Оулин) и др.), возрастает вероятность поведенческих девиаций.

Острота социокультурного состояния общества обусловлена в настоящее время длящейся дисквалификацией традиционных ценностей, утратой ориентиров развития, основанием которых являются социокультурные образцы (композиция ценностей, свойственная определенному типу культуры), выступающие в качестве той меры, с которой человек соизмеряет свои выборы и решения, профанированием смысла и тайны человеческой жизни, прагматизацией отношений между людьми [1].

В то же время в современной образовательной практике происходит постоянное увеличение системы нормативных, внешних по отношению к смыслам и ценностям требований к человеку. Образование все более становится ориентированным на нормы, что порождает отчуждение от участия самого человека в своем образовании. Развитие индивидуальности и субъектности особенно явно актуализируется в моменты трудностей, кризисов, требующих от человека самоопределения, выбора, принятия решений в контексте ценностей и смыслов.

Индивидуальность в соответствии с традициями отечественной дифференциальной психологии (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин, М.К. Кабардов и др.) мы рассматриваем как целостность, уникальность и самобытность человека, реализующуюся в выборе, проектировании и осуществлении жизненного пути, индивидуальность выступает как такая сущность человека, в которой развернуты и интегрированы индивидный, собственно психологический и личностный (социальный) уровни [1]. Существенно, что многие исследователи, в том числе современные, так или иначе, выделяют в индивидуальности духовную составляющую (Э.А. Голубева, Т.А. Флоренская, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев и др.). Свою подлинность (духовное «Я»), свои смыслы человек как индивидуальность обнаруживает в соизмерении себя с «социокультурным образцом» [1].

Таким образом, развитие индивидуальности понимается нами как восхождение к социокультурным образцам, к субъектности. Открытие личностью своей индивидуальности, неповторимости связано с событием поступка. Открывая свою индивидуальность, человек обнаруживает границы «своего» внутреннего мира и мира «другого». Основой внутреннего мира является «образ Я». В контексте обозначенной в работе проблематики важно рассмотреть понятия «внутренний мир», его подлинность, «образ Я» в социокультурном пространстве. Обнаружение своей подлинности, своего «внутреннего мира» возможно в пространстве культуры и духа.

Уточним, что понятие подлинность понимается нами как аутентичность Я, переживание себя как себя, чувствование самого себя.

Таким образом, под индивидуальностью мы понимаем интегративную характеристику человека. Личность же - одна из сторон индивидуальности, ее социальная характеристика. Развитие индивидуальности осуществляется в одновременно в нескольких пространствах: психологическом, социальном и социокультурном. Открытие своей подлинности, индивидуальности происходит в «со-бытии» поступка, при этом мерой поступка выступают социокультурные образцы. Социокультурные ценности переживаются, становятся личностно значимыми для человека, приобретают новые социокультурные смыслы. В диалоге с Миром, в отношении к социокультурным образцам человеком актуализируется переживание ценностности индивидуальности «своего» внутреннего мира и мира «другого».

Основой внутреннего мира является «образ Я». «Образ Я» определяет «внутренний мир» индивидуальности и выступает как интегрирование ее разных уровней, поэтому структура «образа Я» включает в себя: «внутреннее Я», «социальное Я», «социокультурное Я» [7].

При переходе из одного возраста в другой, при кризисах развития человеку (ребенку) важно научиться понимать и чувствовать себя: и изменения, и аутентичность, т.е. сохранять свою индивидуальность, подлинность. Создание условий для развития индивидуальности и субъектности выступает как особая оптимальная стратегия психологической помощи и поддержки.

Таким образом, развитие индивидуальности предполагает создание такой социокультурной ситуации, в которой представлены:

- возможность и востребованность выбора, особенно в значимых для ребенка, подростка ситуациях;

- возможность и востребованность поступка как действия, связанного с преодолением трудностей, и имеющего ценностно-смысловую направленность;

- обозначенность в социокультурной ситуации горизонта ценностей, социокультурного измерения, через отношение к которому может осуществляться самоопределение (рефлексия, самопонимание, смыслополагание и пр.);

- устроение отношений ребенка с другими, и прежде всего со взрослыми, как сферы («пузыря» по П. Слотердайку) интимности: психологической защищенности, сопричастности, близости, теплоты, поддержки и понимания;

- организация образования и всей жизни ребенка в формах детской субкультуры, в которой ребенку, подростку понятны и близки правила, ценности и смыслы построения жизни и деятельности.

В то же время в современной образовательной практике происходит постоянное увеличение системы нормативных, внешних по отношению к смыслам и ценностям требований к человеку. Образование все более становится ориентированным на нормы, что порождает отчуждение от участия самого человека в своем образовании. Модными становятся, особенно в образовании взрослых, различного рода тренинги, в которых осуществляется «техническое» оснащение человека, социально-психологическая адаптация, реализуемая как освоение поведенческих программ, жизненных сценариев, психологических защит и т.д., однако не происходит наращивания смыслов, восхождение к субъектности как авторству собственной жизни. Развитие индивидуальности и субъектности особенно явно

актуализируется в моменты трудностей, кризисов, требующих от человека самоопределения, выбора, принятия решений в контексте ценностей и смыслов.

На наш взгляд, современное управление образовательной средой в условиях лицея должно учитывать индивидуальные особенности личности обучающегося, актуализировать «ответчивость» к социокультурным основаниям человеческой жизни, ценностям: Правды, Любви, Красоты, Совести, к открытию своей подлинности и индивидуальности, своего «образа» в процессе приобщения к социокультурным основаниям человеческой жизни. На наш взгляд, такое открытие происходит в особых условиях диалогического взаимодействия обучающихся и педагогов, детей и родителей, детей друг с другом.

Для решения этих задач на базе нашего лицея открыт центр социокультурного развития человека целью которого является психолого-педагогическое сопровождение социокультурного и духовно-нравственного развития детей школьного возраста через систему согласованного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Нами разработан проект «Психолого-педагогическая поддержка детей, родителей, педагогов в современных социокультурных условиях». Особенностью проекта является то, что он направлен на социокультурное ценностное самоопределение ребенка на всех возрастных этапах: дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов. На наш взгляд, содержанием «психолого-педагогической поддержки» выступает, в первую очередь, помощь в понимании себя, своей индивидуальности и становлении индивидуального стиля деятельности, воспитании характера, отношений «я и другой». Развитие индивидуальности и субъектности выступает как особая оптимальная стратегия психологической помощи и поддержки.

Особенностью проекта является то, что он направлен на социокультурное ценностное самоопределение ребенка на всех возрастных этапах: дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов. В основе реализации проекта лежат технологии, направленные на актуализацию у ребенка индивидуальных ресурсов в умении справляться с возникающими трудностями в процессе социализации. Предлагаются технологии психологической поддержки с учетом: культурных особенностей и межкультурной коммуникации, региональных факторов, половозрастных особенностей, ценностных ориентаций и т.д., способствующих самостоятельности ребенка. В проект включены программы: «Я и Другой», «Диалоги о Главном» «Психологическая поддержка выпускника в ходе сдачи ГИА, ЕГЭ», являющиеся победителями конкурсов практической психологии разного уровня: областного, всероссийского, международного. Реализуется проект «Гимнастика для мозга», направленный на активизацию межполушарного взаимодействия у детей. Проект реализуется с детьми младшего школьного возраста, а также в ходе занятий при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. В ходе сотрудничества поддержки выпускников в ходе обучения за рубежом, нами реализуется проект: «Психолого-педагогическая поддержка выпускников, обучающихся за рубежом». В основе этого проекта лежат теоретические положения Н.Я. Большуновой [1], Э.А. Голубевой [2], М.К. Кабардова [3] и др. Индивидуальность человека очень ярко проявляет себя в юношеском возрасте.

Этот проект направлен на социокультурное самоопределение, а также связан с изучением индивидуально-психологических особенностей, открытием человеком своего индивидуального стиля деятельности. В юношеском возрасте учебно-профессиональная

деятельность может быть связана с освоением общего способа действия, под этим мы понимаем открытие человеком индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности» [4, с. 59]. Индивидуальный стиль есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [4, с. 59]. Индивидуальный стиль деятельности взаимосвязан с индивидуально-типологическими свойствами человека (темперамент). Такое осознание и выступает основой «успешности» в учебно-профессиональной деятельности.

Для реализации этого проекта нами было проведено исследование, в ходе которого нами была изучена роль индивидуально-типологических особенностей в успешности учебно-профессиональной деятельности молодежи в ходе обучения за рубежом. В выборку входило 150 человек в возрасте от 18 до 15 лет. Среди них была молодежь, обучающаяся из России и стран СНГ в Чехии (70%) и молодежь из стран СНГ, обучающаяся в России (30%).

В исследованиях, проведенных Н.А. Устиновым [6], по методике Г.Д. Айзенка были изучены особенности темперамента. Отмечено, у 40% исследуемых сангвинический тип темперамента, 36% - сангвинико-холерический, 17% - сангвинико-флегматический, 7% -меланхолический. Проведение методики Я. Стреляу, направленной на изучение свойств темперамента показало, что у молодежи с сангвиническим типом темперамента преобладают высокие показатели динамичности, выносливости, активности. Среди исследуемых, у которых преобладает смешанный тип темперамента, например, сангвиников-холериков преобладают такие свойства как динамичность, настойчивость и выносливость, активность. Сангвиники-флегматики характеризуются тем, сто преобладает выносливость и настойчивость. У меланхоликов преобладает высокий уровень эмоциональной реактивности, сенсорной чувствительности. С помощью составленной нами анкеты были изучены особенности понимания и осознания молодежью «успешности» и «индивидуального стиля деятельности». Исследование показало, что большинство исследуемых (67% исследуемых) чувствуют свою успешность. По их мнению, они успешны, так как: «Уже есть достижения», «Умею ставить цель и достигать ее», «Уверен в себе, поэтому и успешен» и т.д. Ощущение своей успешности связывается с успехами в учебно-профессиональной деятельности. Не всегда чувствуют успешность 19% исследуемых юношей, это объясняют тем, что «не всегда получается, так как им хочется». У 14% исследуемых юношей чувствуют свою не успешность и никак ее не поясняют. Эти данные совпадают с тем как оценивают педагоги юношей с помощью оценки. Например, педагоги поясняют: «Успешные студенты учатся на высокие оценки». Среди этой группы мы обнаружили, что молодежь, чувствующая свою «успешность», выделяет и осознает свой индивидуальный стиль деятельности. Это означает, что при выборе ответов ими выбран индивидуальный стиль деятельности, соответствующий своему темпераменту. Молодежь, не осознающая, свой индивидуальный стиль деятельности характеризует себя как не успешная, они не знают, как ответить на этот вопрос. Полученные нами данные в ходе проведения показывают, что у 86% исследуемых юношей и девушек

преобладает положительное отношение к обучению, познавательные мотивы. Отрицательное отношение к учению у 14% молодежи.

На успешность освоения учебно-профессиональной деятельности в ходе обучения за рубежом влияют и такие индивидуальные характеристики, как «коммуникативность» -«некоммуникативность». Поясним, что одним из серьезных барьеров в обучении за рубежом является овладение иностранным языком. В ходе наших исследований нами выявлено, что «коммуникативный тип» более успешно овладевает иностранным языком, в сравнении с «не коммуникативным типом», быстрее адаптируется и приобретает успешность в учебно-профессиональной деятельности. Коммуникативное поведение характеризуется коммуникативной активностью и успешностью в обучении, второй - отсутствием использования системы коммуникативных средств. В исследованиях М.К. Кабардова, подчеркивается, что коммуникативный тип связан с большим объемом слухового восприятия, слуховой оперативной памяти, большого объема слухового восприятия, слуховой оперативной памяти, большой скорости актуализации знаний и переработки новой информации [3]. Исследователем подчеркивается, что учащиеся с этим типом успешны в условиях произвольного и непроизвольного запоминания.

В ходе проведенных исследований мы выявили, что успешность в учебно-профессиональной деятельности взаимосвязана с развитием «образа - Я». О.А. Устиновой «Образ - Я» понимается как система представлений человека о себе самом [5]. Эта система представлений может быть описана во времени, в нравственных качествах, половозрастных характеристиках и т.д. «Образ - Я» диалогичен имеет сложную структуру и включает с нашей точки зрения: «внутреннее Я» (переживание себя как существующего и отличного от других), «социальное Я» (включает в себя совокупность норм и требований со стороны общества), «социокультурное Я» (социокультурные образцы с которыми человек себя соизмеряет). Проведенное нами исследование показало, что молодежь, которая себя осознает и понимает, а также свои действия и поступки соизмеряет с социокультурными ценностями, осознает свою культурную идентичность, успешна в освоении учебно-профессиональной деятельности [7].

В наших исследованиях обращается внимание на то, что нахождение способов саморегуляции через понимание себя, своей индивидуальности и становление индивидуального индивидуального стиля деятельности, становится основой успешности в учебно-профессиональной деятельности [6, 8]. Наши исследования показали, что молодежь, которая понимает себя, свою индивидуальность, вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, более успешна в самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное нами система психолого-педагогической поддержки обучающихся в современном лицее показала свои эффективные результаты. Система психолого-педагогической поддержки, направленная на понимание себя, своей индивидуальности, индивидуального стиля деятельности, индивидуально-психологических особенностей - выступает основой успешного развития обучающихся на разных этапах современного образования.

Литература

1. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление / Н.Я. Большунова.

Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 324с.

2. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность / Э.А. Голубева. Дубна: «Феникс», 2005. 512с.

3. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языкам (на материале интенсивного обучения): Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1983. 21 с.

4. Климов Е. А. Психология индивидуальных различий / Е.А. Климов. М.: МГУ, 1982. С. 7477.

5. Устинова О. А. Я - образ ребенка и его формирование средствами духовно-нравственного диалога // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2014. № 1. URL. http://psyedu.ru/ (дата обращения 7.07.2016).

6. Устинов Н. А Проблема взаимосвязи индивидуально-типологических свойств человека с успешностью учебной деятельности подростков // Развитие человека в современном мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. С. 170 - 173.

7 Устинова О. А. «Образ - Я» и его развитие средствами диалога // Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск. 4.II. №6. С. 138 - 140.

8 Устинова О. А. Психическая саморегуляция на разных возрастных этапах // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Кисловодск, Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. С.231-232.

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ С «ЭНЕРГИЧНЫМ» ТИПОМ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Фомина Н. А., Рязань (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, pslfom@mail.ru

Аипова М. М., Рязань (Россия), старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, enigmarina_1 @hotmail. com

DOI:

В статье представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования нравственного сознания современных студентов. Описаны отличительные особенности ценностных ориентаций, социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере, отношения к моральным нормам, психологического отношения к соблюдению нравственных норм, уровня развития морального сознания, нравственного самоопределения у студентов с «энергичным» типом реализации ответственности как важнейшего морально-нравственного свойства личности.

Ключевые слова: личность, нравственное сознание, нравственное самоопределение, моральное сознание, моральные нормы, ценностные ориентации, социально-психологические установки в мотивационно-потребностной сфере, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.