УДК 159.9
Ustinova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novokuznetsk Institute, Branch of Kemerovo State University
(Novokuznetsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY AND SUBJECTIVITY AS A BASIS OF SELF-DISSENTING THE ABILITIES OF THE OLD SCHOOLS AND STUDENTS. The research deals with problems of the modern education, the priority of which is often the increased standards and requirements, oriented to social standards. As a result, the ability of high school students and students to make independent choices is lost, developing their abilities, moving away from personal meanings. Therefore, the paradigm of the development of individuality as an ascension to sociocultural patterns, subjectivity, is proposed. The development of individuality is understood in the context of the discovery of its authenticity, authenticity. "The image of self' is an integrative characteristic of individuality. The development of individuality and subjectivity is seen as the basis for the disclosure of the abilities of adolescents. In the article a study is given, during which the peculiarities of understanding the high school students of their individuality as the basis for the disclosure of their resources and abilities are shown.
Key words: individuality, subjectivity, "image of self", ability, socio-cultural pattern.
О.А. Устинова, канд. психол. наук, доц. Новокузнецкого институт (филиала) «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ КАК ОСНОВА РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281«Пси-холого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников».
В статье рассматриваются проблемы современного образования, приоритетом которого часто выступают повышенные нормы и требования, ориентированные на социальные стандарты; в результате этого утрачивается способность старшеклассников и студентов делать самостоятельный выбор, развивая свои способности, уходя от личностных смыслов; поэтому предлагается парадигма развития индивидуальности как восхождения к социокультурным образцам, субъектности; развитие индивидуальности понимается в контексте обнаружения своей подлинности, аутентичности; «образ я» выступает интегративной характеристикой индивидуальности; развитие индивидуальности и субъектности рассматривается как основа самораскрытия способностей подростков; в статье приводится исследование, в ходе которого показываются особенности понимания старшеклассниками своей индивидуальности как основы раскрытия своих ресурсов и способностей.
Ключевые слова: индивидуальность, субъектность, «образ я», способности, социокультурный образец.
Современная стратегия образования направляет свои акценты на развитие индивидуальности обучающихся, раскрытии личностных ресурсов и способностей. Школьное образование включает в себя более широкие задачи, которые состоят не только в углубленном освоении знаний, умений и компетенций, в большей степени оно должно быть ориентировано на подлинное развитие индивидуальности и субъектности. Одним из важных результатов такого направления и выступает полнота и глубина самораскрытия способностей старшеклассников и студентов.
Осознание своей индивидуальности и субъектности, как правило, обнаруживается человеком в моменты кризисов, способствующих от человека самоопределения, выбора, принятия решений в контексте ценностей и смыслов.
Современная образовательная практика характеризуется возрастанием нормативности в отношении к человеку. Ориентированное на нормы образование способствует в большей степени отчуждению человека от самого себя, от собственного участия в своем образовании. В таком контексте для человека становятся не значимыми смыслы, через которые происходит построение авторства собственной жизни, а, следовательно, и осознанное раскрытие своих способностей.
Понимание нами индивидуальности, субъектности, способностей основывается на традиции отечественной психологии. Индивидуальность рассматривается нами как сущность человека, в которой разворачиваются и интегрируются индивидный, психологический и личностный (социальный) уровни. Во многих исследованиях в индивидуальности выделена духовная составляющая (Н.Я. Большунова) [1].
Индивидуальность определяется как «духовная сердцевина» человека, через обращение к которой уже в младенческом возрасте человек уже делает различения между «темным и светлым». Подлинное (духовное «Я»), свои смыслы человек как индивидуальность обнаруживает в созвучной себе форме духовности, обусловленной выбором «светлого» (выбором спасения), соизмеряя себя с абсолютными, объективными ценностями, с «горним» [2, с. 134], с «социокультурным образцом».
Опираясь, на подход Н.Я. Большуновой, развитие индивидуальности мы понимаем, как восхождение к социокультурным
образцам, к субъектности. Открытие личности своей индивидуальности, неповторимости связано с событием поступка. С точки зрения М.М. Бахтина [3], личность выступает субъектом поступа-ния. В поступке актуализируется авторство собственной жизни. Через открытие своей индивидуальности, человек обнаруживает границы «своего» внутреннего мира и мира «другого» [4]. Инте-гративной характеристикой индивидуальности и основой внутреннего мира человека выступает «образ - Я» [5]. Человек обнаруживает свою подлинность в пространстве культуры и духа. Отношения внутреннего мира человека с миром культуры и духа обусловлены особой целостностью строения внутреннего мира человека. По мнению Т.А. Флоренской [6], такая целостность достигается через диалог наличного и духовного Я. Для того, чтобы обнаружить свою подлинность, то каким человек является на самом деле, «для этого ему надо занять позицию вне себя, смотреть на себя глазами другого, со стороны». М.М. Бахтин называл это «вненаходимостью».
Подлинность «внутреннего мира» соотносится с категорией «ценностность», предлагаемая Н.И. Непомнящей. Ценностность понимается, как отражение субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного Я [7]. По мнению Н.Я. Большуновой, О.А. Устиновой [8] подлинность понимается как аутентичность Я, переживание себя как себя, чувствование самого себя.
Индивидуальность понимается как интегративная характеристика человека. Личность - одна из сторон индивидуальности, ее социальная характеристика. Развитие индивидуальности осуществляется одновременно в нескольких пространствах: психологическом, социальном, социокультурном. Открытие своей подлинности, индивидуальности происходит в «со-бытии» поступка, при этом мерой поступка выступают социокультурные образцы. Социокультурные ценности проживаются, становятся личностно значимыми для человека, приобретают новые социокультурные смыслы. В диалоге с миром, в отношении к социокультурным образцам человеком актуализируется переживание ценностности индивидуальности «своего» внутреннего мира и мира «другого».
Основой внутреннего мира является «образ Я». «Образ Я» определяет внутренний мир индивидуальности, выступает как
интегрирование ее разных уровней. Структура «образа Я» включает в себя: «внутреннее Я», «социальное Я», «социокультурное Я».
Опираясь на взгляды Н.Я. Большуновой, под субъектностью мы понимаем способность человека быть причиной самого себя, своей подлинности и индивидуальности в «соработничестве» с Богом, т. е. способность вступать в отношения соработничества с Богом в делании себя и мира.
С точки зрения ученого, подлинность, индивидуальность человек для себя обнаруживает в переживании, в момент выбора, как поступка, в котором утверждаются, онтологизируются. Абсолютные ценности и становятся личностно-значимыми. В этом выборе человек осуществляет свое отношение к «социокультурным образцам, как особой композиции всеобщих объективных ценностей, свойственных определенному типу культуры, с которыми человек соизмеряет свои действия, поступки, мысли, переживания, и которые дают ему основание быть больше самого себя, отнестись к самому себе (стать трансградиентным самому себе).
При переходе из одного возраста в другой, при кризисах развития человеку (ребенку) важно научиться понимать и чувствовать себя: и изменения, и аутентичность, т.е. сохранять свою индивидуальность, подлинность. Создание условий для развития индивидуальности и субъектности выступает как особая оптимальная стратегия раскрытия способностей человека на каждом возрастном периоде.
На наш взгляд, способности подростков раскрываются тогда, когда становятся значимыми для них смыслы своей собственной самореализации.
Например, в проведенных нами исследованиях выявлено, что в большинстве случаев 90% исследуемых (подростковый и юношеский возраст) начинают целенаправленно развивать свои способности к деятельности в том случае, если эту деятельность (например, при выборе профессии) считают наиболее значимой и необходимой для себя. Нами отмечено, что на выбор дальнейшей учебно-профессиональной деятельности в 60% случаев влияют родители. Проведенный нами опрос школьников о том, какую - бы они профессию хотели выбрать в дальнейшем (обучающиеся 10 - 11 классов в количестве 100 человек) показал, что многие из них выбирают профессии, близкие свои интересам (но к этим профессиям могут относиться и такие которые не приносят большой прибыли, но дети выбирают для себя их интересными) художник, учитель, психолог, экономист, программист и т. д. Интересно, что родители желают чтобы дети выбирали только те профессии, которые на их взгляд являются успешными и значимыми в обществе: стоматолог, бизнесмен и т.д. при этом выбор детей и желания родителей часто не совпадают. Отсутствие собственного значимого выбора в дальнейшем влияет на то, что подростки не раскрывают свои способности, т. к. изначально могут не считать их значимыми смысловыми событиями.
В исследованиях, проведенных А.Я. Большуновым [9] по методике «Линия жизни», выявлено, что более 50% первокурсников учреждений профобразования не относит выбор профессии
Библиографический список
к числу значимых жизненных событий, т.е. профессиональная деятельность не является сферой формирования, обращения и реализации значимых жизненных смыслов. При этом ученым подчеркивается, что работа становится направленной лишь на приобретение блага, т.е. акцентируется потребительская установка.
В проведенных нами исследованиях со студентами НФИ КемГУ, среди них будущие профессионалы психологи (выборка 50 человек) по методике Т.И. Ильиной - «Мотивация обучения в вузе» показали, что 60% из них получили высокие баллы по шкале «получение диплома» (стремление получить диплом при формальном усвоении знаний), 30% - «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), 10% - «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний и любознательность). В перспективе после окончания многие из них не видят себя в дальнейшей деятельности, объясняя это тем, что будет маленькая зарплата и отсутствие работы.
Исследования по шкале экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер показали следующее:
1. По субшкале «самодистанцирование» (40% студентов) показали более высокие данные (выше 26), (30%) - высокие показатели, характеризующие способность человека рассматривать ситуацию, отходить на дистанцию к самому себе (рефлексия себя), (30%) - низкие показатели, показывающие отсутствие возможности смотреть на ситуацию со стороны.
2. «Самотрансценденция». Показатели по этой шкале среди испытуемых в основном были средними, в 40% случаях испытуемые способны ощущать, чувствовать, выделять ценности, чувствовать близость к кому-то или чему-то, эмоционально откликаться; в 60% случаях - проявляют недостаток эмоциональности, беспомощности и неуверенности в себе.
По шкалам «свобода», «ответственность» показатели проявлялись в таком же соотношении.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у старшеклассников и студентов с высоким уровнем мотивации, в большей степени развиты и желание действовать самостоятельно, принимать собственный выбор, быть ответственным за него.
Кроме того, проведенное нами исследование по методике «Я концепция» (Н.Я. Большунова, О.А. Устинова), показало, что социокультурная и духовно-нравственная составляющая «я концепции» более развита и наполнена смысловым содержанием у той части студентов, которая делая выбор профессии, считает это делом жизни, личностным событием и авторством собственного пути. Такая группа студентов в большей степени развивает свои ресурсы и учебно-профессиональные способности.
Исходя из проведенного нами теоретического и практического исследования, мы можем сделать вывод о том, что особо актуально в современном образовательном пространстве создавать определенные условия для развития индивидуальности и субъектности человека, способствующие раскрытию ресурсов и способностей современных детей, подростков и молодежи.
1. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. ун-та, 2005.
2. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирск: НГПУ, 2007.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.
4. Устинова О.А. Я - образ ребенка и его формирование средствами духовно-нравственного диалога. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2014; 1. http://psyedu.ru/
5. Устинова О.А. «Образ Я» и его развитие средствами диалога: автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2012.
6. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. Москва: ВЛАДОС, 2001.
7. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС, 2001.
8. Большунова Н.Я, Устинова О.А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я. Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов. Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института. Выпуск 8. Москва - Санкт-Петербург: Издательство «Нестор-История», 2016: 341 - 354.
9. Большунов А.Я. Профориентация молодежи на занятость в промышленности. Москва: АНО, 2016 - 2017.
References
1. Bol'shunova N.Ya. Sub'ektnost'kak sociokul'turnoe yavlenie. Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosib. gos. un-ta, 2005.
2. Bol'shunova N.Ya. Usloviya isredstva razvitiya sub'ektnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk: NGPU, 2007.
3. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979.
4. Ustinova O.A. Ya - obraz rebenka i ego formirovanie sredstvami duhovno-nravstvennogo dialoga. 'Elektronnyj zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie». 2014; 1. http://psyedu.ru/
5. Ustinova O.A. «Obraz Ya» i ego razvitie sredstvami dialoga: avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
6. Florenskaya T.A. Dialog vprakticheskojpsihologii: Nauka o dushe. Moskva: VLADOS, 2001.
7. Nepomnyaschaya N.I. Psihodiagnostika lichnosti:Teoriya i praktika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: VLADOS, 2001.
8. Bol'shunova N.Ya, Ustinova O.A. «Voproschivost'» i «otvetchivost'» kak vnutrennyaya rabota razvitiya obraza Ya. Chelpanovskie chteniya 2016: Dialog nauchnyh shkol Psihologicheskogo instituta: L.S. Vygotskij, B.M. Teplov, G.I. Chelpanov. Sbornik nauchnyh materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Moskva, 15 noyabrya 2016. Al'manah Nauchnogo arhiva Psihologicheskogo instituta. Vypusk 8. Moskva - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Nestor-Istoriya", 2016: 341 - 354.
9. Bol'shunov A.Ya. Proforientaciya molodezhi na zanyatost' v promyshlennosti. Moskva: ANO, 2016 - 2017.
Статья поступила в редакцию 11.12.17