Научная статья на тему 'Развитие «Образа - я» посредством внутреннего диалога ребенка с миром'

Развитие «Образа - я» посредством внутреннего диалога ребенка с миром Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБРАЗ Я" / ДИАЛОГ / ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ С МИРОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Ольга Анатольевна

В статье представлено обоснование и результаты эксперимента по развитию «образа-Я» у дошкольников средствами диалога. Показано, что «образ Я» включает в себя не только социально, но и социокультурные детерминанты содержания. Развитие «образа -Я» осуществляется через внутренний диалог ребёнка с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие «Образа - я» посредством внутреннего диалога ребенка с миром»

РАЗВИТИИ «ОБРАЗА-Я» ПОСРЕДСТВОМ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА...

УДК 373.2

Устинова Ольга Анатольевна

Старший преподаватель кафедры общей и детской психологии факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, ustinova_oly@mail.ru, Новокузнецк

РАЗВИТИЕ «ОБРАЗА-Я» ПОСРЕДСТВОМ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА РЕБЕНКА С МИРОМ

Ustinova Olga Anatolevna

The faculty of under school age and correction pedagogics and phychology the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology Kuzbass State Pedagogical Academy, ustinova_oly@mail.ru, Novokuznetsk

DEVELOPING THE «IMAGE-I» THROUGH INTERNAL DIALOGUE OF THE CHILD TO THE WORLD

Проблема развития «образа-Я» в последнее время становится объектом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. Этот интерес не случаен, поскольку становление «образа - Я» имеет прямое отношение к развитию индивидуальности человека.

В зарубежной психологии понятие «образа-Я» рассматривается в контексте таких категорий, как «самость» [19], инстанция «Я» [9], «Я-концеп-ция» [13]; исследуется структура, функции и развитие «образа-Я». Однако, эти исследования ведутся главным образом в контексте представлений о социальном происхождении и функционировании «образа-Я», кроме того, большинство авторов исходит из предположения о том, что компоненты структуры «образа-Я» находятся в конфликтных отношениях, что и является основой его развития.

Эти тенденции сохраняются и в отечественной психологии [15; 2], однако, «образ-Я» изучается в контексте исследований самосознания. Так, с точки зрения В. В. Столина двигателем самосознания являются противоречия, создаваемые конфликтностью составляющих «образа - Я». «Единицей самосознания выделяется конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые являются пусковым моментом противоречивого отношения к себе. Смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах» [13, с. 155]. При таком понимании остается непонятным пространство, горизонт и направление развития (куда?), причем, оно в итоге задается неприятными переживаниями, связанными с появлением конфликтных смыслов. По мнению А. Н. Крылова, конфликтность «образа-Я» преодолевается в процессе рефлексирующего диалога. Появляется возможность «переоценивать и видоизменять собс-

твенный опыт, глядя на себя «глазами других» [10, с. 37]. В ходе такого диалога «образ-Я» наполняется содержанием других «Я», не являющихся подлинным «Я».

В работах русских философов и мыслителей «внутреннее Я» связывается с глубинным подлинным центром личности. Ю. М. Лотман рассматривает категорию «внутреннего» как «внутреннею реальность», которая мысленно проявляет себя через внутренний текст, наделенный смысловым пространством [11]. В. В. Зеньковский выделял центром личности ее глубинное «Я». «Позади сердца мы должны поместить тот таинственный центр личности, который порой зовут «глубинным Я». Там и находится подлинный субъект всего, что происходит в личности; тут имеют место акты свободы, принимаются решения, творится «судьба» человека. Это закрытая сфера нашей личности, - и ее мощь, ее возможности, ее крылья - все это остается часто нераскрытым, неразвернувшимся, - порой люди только чувствуют в себе эту глубину, и их эмпирическое «Я» так неадекватно этой таинственной глубине души, что на этом часто строят выводы, которые ведут к деперсонализации человека» [7, с. 95]. М. М. Бахтин связывает «внутреннее Я» с понятием «голоса» [1, с. 187]. На наш взгляд, переживание своей самобытности приводит к согласию внутреннего мира личности, открытию внутреннего «Я».

Каким же образом можно обнаружить подлинность «Я»? С точки зрения Т.

А. Флоренской подлинность обнаруживается в момент обнаружения, открытия духовного «Я» [17]. По мнению Н. Я. Большуновой, когда человек выходит за границы своей субъективности в пространство духа, в пространство ценностей, он становится трансградиентным самому себе на основе различения духовного и наличного «Я». Этот выход осуществляется в форме и средствами рефлексии [2]. «Рефлексия всегда осуществляется откуда-то, из каких

- то точек, позиций, представлений, принадлежащих мне и одновременно лежащих за границами моего «Я». Находясь внутри заданное™ социумом (с его здесь и теперь требованиями, ожиданиями, нормами), человек неизбежно остается функционером, выполняющим определенную социальную роль» [2, с. 57]. В качестве ориентира «помогающего человеку преодолеть свою конечность выступают социокультурные образцы, как система, композиция ценностей, присущих определенному типу культуры, с которыми человек соизмеряет свою жизнь, действия, переживания, мысли» [2, с. 58].

На наш взгляд, рефлексивный диалог осуществляется в ситуации неустойчивости, неопределенности отношений. В этой ситуации отношения между моим «Я», «другими» реальны и целостны, наполнены пониманием «со - бытия» [1]. в «событийности» организующей силой является ценностная категория другого, отношение к другому (третьему), социокультурному образцу. Переживание «себя» и мира выступает как «ответчивость». «Под ответчивостью мы понимаем активное, самоценное, самостоятельное, избирательное действие человека (ребенка) как ответ, отклик на обращения, на зов, призыв к социокультурному развитию» [2, с. 60].

Исходя из представленных нами взглядов, под «образом - Я» мы понимаем систему переживаемых представлений человека о себе самом. «Образ - Я» диалогичен, имеет сложную структуру и включает с нашей точки зрения: «внутреннее Я», «социальное Я», «социокультурное Я». Под «социокультурным Я» мы имеем в виду отношение к социокультурным образцам, с которыми человек себя соизмеряет; «социальное Я» включает в себя отношение к совокупности норм и требований со стороны общества; «внутреннее Я» - переживание себя как существующее в этом мире и отличное от других, которое по мере развития наполняется социокультурным смыслом. «Внутреннее Я» обнаруживает себя через внутренний интуитивный «голос». Эта система представлений о себе может быть описана во времени, нравственных качествах, половозрастных описаниях. Развитие «образа - Я» осуществляется посредством внутреннего диалога и диалога с миром. Этот диалог осуществляется формами и средствами рефлексии.

Развитие «образа - Я» с точки зрения многих исследований начинает складываться уже в первом полугодии жизни младенца [6; 15; 2]. В исследованиях Е. О. Смирновой отмечается, что первоначально у ребенка складывается самоощущение своей субъектности, а затем «в образе самого себя приобретает особое значение переживание себя как субъекта предметной деятельности» [15, с. 158]. С точки зрения Е. О. Смирновой самоощущение своей субъектности является «внутренним достоянием младенца и ложится в фундамент его самосознания» [15, с. 334].

Особенностью развития «образа - Я» в дошкольном возрасте является то, что его составляющие развиваются в общении со сверстниками посредством сравнения себя с другими. В дошкольном возрасте ребенок осознает свое индивидуальное имя. Он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. Происходит осознание своей половой принадлежности. Дети более четко ориентируются во времени своей жизни. По мнению Р. Бернса, «Я - концепция» становится реальным фактором поведения ребенка в том случае, когда он научится воспринимать себя как особый объект [13]. Различение «Я» и «не - Я» возникает тогда, когда у ребенка появляется «способность рассматривать себя с разных точек зрения» [13, с. 392]. Одной из таких точек зрения могут выступать социокультурные образцы. С самого раннего возраста ребенок ответчив социокультурным смыслам, что проявляется у него в появлении «социокультурного Я», т. е. обнаружения себя в пространстве культуры. О наличии духовной жизни младенца указывает В.

В. Зеньковский: «Еще живет дитя в «тумане», духовное зрение развивается очень медленно с развитием чувственного зрения, но как уже в первые дни жизни дитя способно различать между духовно-светлым и темным, высшим и низшим уже просыпается в детской душе в течение 1 - года жизни. Все это неясно, неопределенно, легко обвалакивается «проэктивным» материалом, но все же это зачатки будущей духовной жизни» [8, с. 102].

Можно сказать, что «социокультурное Я» помогает обнаружить свое сущностное «внутреннее Я», как внутренний интуитивный «голос», от-

крытие «внутреннего Я». Открытие «внутреннего Я», подтверждается в исследованиях Е. В. Субботского [14]. В отличие от Е. В. Субботского, мы считаем, что обнаружение своего «внутреннего Я», переживание себя, происходит в диалоге как событии с Миром, средствами рефлексии, выступает как «ответчивость» смыслам, находящимся в мире. Мерой рефлексивного диалога выступают социокультурные образцы. Ссылаясь на взгляды

Н. И. Непомнящей, мы отмечаем, что через отношения человека с Миром открывается особая взаимосвязь с другими людьми, характеризующаяся «способностью отождествления себя с другими», эта способность обозначается как «способность быть собой и другим» [12, с. 22]. На наш взгляд, через внутренний диалог ребенок открывает «ценностность»1 «своего» внутреннего мира и «другого». «Ценностность - это те отраженные субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя своей личности, собственного «Я» [12, с. 35]. Автор выделяет целый ряд типов «ценностностей», среди которых - «реально-привычное функционирование», и «деятельность». Особое внимание Н. И. Непомнящая уделяет универсальной «ценностности», человек с таким типом «цен-ностности» характеризуется «своеобразием облика», его отличает живой интерес к миру, к людям, от него исходит «атмосфера любви, доброжелательности к окружающим, к миру» [12, с. 46]. Человек с универсальной цен-ностностью воспринимает других людей не эгоцентрично, т. е. «не через их связь с собой,...., а признавая самоценность другого человека» [12, с. 47], здесь реализуется «сущностная способность человека - способность «быть собой и другим» [12, с. 47]. Рефлексивный выход за пределы привычных представлений о мире и о себе в социокультурное пространство, является основой развития «образа - Я» ребенка.

На наш взгляд, развитие «образа - Я» осуществляется через внутренний диалог ребенка с Миром, что в свою очередь характеризует изменение отношения ребенка к Миру, окружающим людям и к самому себе.

В таком внутреннем диалоге ребенок обращается к миру через вопрос. Задавая вопрос, он пытается найти связь между собой и миром. Вопрос, задаваемый ребенком, помогает обнаружить «свой» внутренний мир. Как отмечает в своих рассуждениях Д. Фитцпатрик, возникновение вопроса означает то, что человек стремится заглянуть «внутрь себя» [18, с. 33], так как этот «вопрос будит что-то забытое или глубоко спрятанное внутри нас, и для того, чтобы внимательно выслушать и услышать, мы должны услышать свои собственные чувства» [18, с. 33]. Это позволяет предположить, что через вопрос к миру, ребенок выстраивает свой концептуальный подход к действительности. Поэтому пространство диалога предполагает свободное выражение своих мыслей, так как ощущение свободы выражения дает ребенку чувство уверенности и самостоятельности жизни. «Вопросчивость» ребенка к миру - это прежде всего поиск ответа на свое переживание: «Есть ли «Я»?», «Почему «Я» - это «Я»?», «Есть ли мир?», «Любим ли «Я»?» и т. д. Отношения диалога - это всегда отношения «любви» [3], «близости»

[3], принятия каждого [3]. Только в отношениях доверия с миром ребенок становится услышанным, а затем уже сам слышит этот «зов» [4], «призыв»

[4] мира, что выражается в открытии ребенком своей индивидуальности. Открывая свою индивидуальность, ребенок выделяет индивидуальность и в «другом». На наш взгляд, «ответчивость» [4] ребенка выражается в открытии «своего» внутреннего мира и «другого».

Для исследования развития «образа-Я» посредством внутреннего диалога ребенка с Миром нами было проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений: МДОУ № 128, группы раннего развития Дворца творчества детей и юношества им. Н. К. Крупской г. Новокузнецка. В экспериментальном исследовании участвовали дети пяти-шести лет контрольной и экспериментальной групп в количестве 200 человек. Отбор респондентов проходил с учётом рекомендаций родителей и по желанию детей. С этой целью была проведена работа с родителями и педагогами. На основании их пожеланий были созданы контрольная и экспериментальная группы. Выбор образовательных учреждений обосновывался нашим стремлением выявить возможности развития «образа - Я» ребёнка, где ребёнок находится стационарно и в условиях дополнительного образования.

Предложенная нами программа «Открой себя» носила развивающий характер и включает следующие положения:

1. «Образ - Я», с нашей точки зрения включает в себя три составляющих: социальное, социокультурное и внутреннее «Я». Эти компоненты развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с первых дней жизни ребёнка в общении, в детских видах деятельности, в познании мира.

2. С самого раннего возраста у ребёнка развивается не только «социальное Я», но и «социокультурное Я».

3. Целостность представлений о себе дополняется открытием ребёнком своего «внутреннего Я». Появление внутренней жизни помогает ребёнку становиться уверенным и смелым в принятии своей индивидуальности, собственных решений и поступков.

4. Развитие «образа - Я» в социокультурном пространстве способствует обнаружению своей подлинной индивидуальности (аутентичности).

5. Основой развития своей индивидуальности является открытие ребёнком своего «внутреннего мира». Осознание себя актуализирует переживание ребёнком того, что «Я есть», «Я существую», «Я есть Я», «Я есть Я, но Я не один, Я в мире».

6. В диалоге с Миром, когда начинают выстраиваться отношения «социокультурного Я» к социокультурному миру, ребёнок открывает «свой» внутренний мир и «другого».

7. Через отношения человека с Миром открывается особая взаимосвязь с другими людьми, характеризующая «способностью отождествления себя с другими (позволяющей брать новое содержание от других)» [12, с. 22].

8. На наш взгляд, в недрах детской субкультуры содержатся необходимые

формы развития «образа - Я». Одной из таких форм в дошкольном возрасте является игра, в младшем школьном - продуктивная деятельность. Игра -свободно-организованная деятельность, «требует от ребёнка принятия решений и ответственности по поводу построения сюжета, взаимоотношений со сверстниками, выбора способа действий и т. д. В игре происходит порождение у ребёнка смыслов и ценностей, представленных в человеческой культуре» [2, с. 10]. Благодаря особенностям игровой деятельности, наличию в ней воображаемой ситуации, актуализируется переживание «своего» внутреннего мира и «другого». Продуктивная деятельность младшего школьника выделяется из игры. В ходе этой деятельности свои желания дети реализуют в творческих проектах, драматизациях, создании своих текстов сказок, мифов и т. д. В игре дошкольника, продуктивной деятельности младшего школьника осуществляется культуральный диалог детской, взрослой и общечеловеческой культур.

9. Важно, чтобы организация игры, общения в группе детей способствовала построению конструктивных отношений ребёнка с миром и самим собой, осуществлялась в социокультурном контексте. В связи с этим встаёт вопрос о выборе средств, которые бы являлись с одной стороны близкими детской субкультуре, с другой стороны являлись носителями социокультурного образца, адекватного культуре ребёнка, и которыми мог бы осуществляться диалог детской, взрослой и общечеловеческой культур.

10. Сказочный «герой» реализует диалог между детской, взрослой и общечеловеческой культурами. Он всегда находится в ситуации «незнания», «вопрошания» к миру. В самих диалогах создаются ситуации противоречия, неопределённости знания. В ходе диалогов признаётся мнение каждого ребёнка, каждое обоснование своей точки зрения.

Изучение результатов исследования проводилось нами с помощью следующих методов: методика «Я - другой», разработанная Н. И. Непомнящей [12]; методика на изучение половозрастной идентификации Л. В. Белопольской [5] и технологии беседы, разработанных Е.В. Тимошенко «Представления о себе во времени» [16] и Е. В. Субботского «Я существую» [14]. Проведенный обзор изменений «образа - Я» у детей экспериментальной группы показал, что у детей расширился диапозон содержаний представлений о себе, представления о себе стали связываться с многочисленными характеристиками, представления о себе стали сравниваться с другими детьми. Дети пятилетнего возраста стали выделять «свой» внутренний мир. Исследование показало, что дети связывают внутренний мир со своими любимыми игрушками, героями. Интересны в этом отношении следующие высказывания детей: «Внутри меня живет черепашка....», «Мое Я - это ди-нозаврик. Оно большое, доброе, цветное, всегда меняется», «Внутри меня живет телевизор, внутри него человечек. Он выбегает из телевизора и говорит всем: «здравствуйте» и опять убегает». Дети шестилетнего возраста наделяют внутренний мир нравственными качествами, такими как совесть, доброта, гордость. «У меня три совести: первая терадакля - добрая и не-

много сердится; вторая совесть - добрая, выходит из окошка, дверки и трубы, она всем делает добро; третья - веселая. Все три совести по очереди во мне говорят. Когда веселая совесть балуется, терадакль выходит и ругается. И всем становится хорошо». Дети соотносят «свой» внутренний мир с социокультурными ценностями: «Раньше люди гордились тем, что видели самую первую машину, они радовались так сильно, что сделали флаг со словом «Ура»! А сейчас я человек, мое «Я» гордится тем, что любит рисовать, еще тем, что живу в стране Россия, и радуюсь Новому году!»

Все изменения развития «образа - Я» через внутренний диалог с миром распределены нами в трех уровнях: высоком, среднем, низком. Высокий уровень изменений характеризуется появлением переживаний ценностнос-ти «своего» внутреннего мира и «другого». Дети соотносят «свой» внутренний мир с социокультурными ценностями. Такого типа изменения характеризуются осознанностью ребенком своего «образа-Я», своих качеств, появлении половозрастных, временных характеристик представлений о себе. Средний уровень изменений характеризуется тем, что дети выделяют «свой» внутренний мир, наделяют его социальными характеристиками, при этом «другой» воспринимается как ценностность в контексте ситуации. Низкий уровень изменений составляющих «образа - Я» подразумевает то, что дети начинают выделять «свой» внутренний мир и «другого», но при этом «другой» не воспринимается как ценностность.

Анализ развития «образа - Я», его внутреннего диалога с миром.

Уровни развития Контр, гр. (начало) Контр, гр. (окончание) Экс пер. гр. (начало) Экспер. гр. (окончание)

высокий - - - 70%

средний - - - 20%

низкий - 5% - 10%

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало, что развитие «образа - Я» через внутренний диалог с миром, с учетом специфики детской субкультуры способствует развитию компонентов «образа - Я» («внутреннего Я», «социального Я», «социокультурного Я»).

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

2. Большунова, Н. Я. Субъектность как социокультурное явление [Текст]/ Н. Я. Большунова. - Новосибирск: Издательство НГГ1У, 2005. - 324 с.

3. Большунова, Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки [Текст]/ Н. Я. Большунова. - Новосибрск: Изд-во НГПУ,2000.

- 404 с.

4. Большунова, Н. Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка [Текст]: учебно-методич. пособие / Н. Я. Большунова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - 106 с.

5. Белопольская, Л. В. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания [Текст]/ Л. В. Белопольская // Серия: Выпуск 2. М: Фолиум, 1995. - 24 с.

6. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]: хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной, А. А. Хвостова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-624 с.

7. Зеньковский, В. Основы христианской философии [Текст]/ В. Зеньковский.

- М.:Изд. Свято-Владимирского Братства / В. В. Зеньковский; под ред. П. В. Алексеева. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

8. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст]/ Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

9. Кэлвин, С. Теория личности [Текст]/ С. Кэлвин, Л. Гарднер. - М.:ЗАО Изд. ЭКСМО - Пресс, 2000. - 592 с.

10. Крылов, А. Н. «Образ - Я» как фактор развития личности [Текст]: дис.. .к-та псих.наук./А. Н. Крылов. - М.:1984. - 142 с.

11. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв [Текст]/ Ю. М. Лотман. - Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. - 268 с.

12. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика [Текст]/ Н. И. Непомнящая. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

13. Психология самосознания. Хрестоматия [Текст]/ Под ред. Д. Я. Райгородс-кого - Самара: Изд-ий дом «БАХАРАХ - М», 2000. - 672 с.

14. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир [Текст]/ Е. В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991.-207 с.

15. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]/ Е. О. Смирнова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

16. Тимошенко, Е. В. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка (в условиях игровой и учебной деятельности) [Текст]: дис.. .к-та псих.наук/ Е. В. Тимошенко. - М.: 1988. - 160 с.

17. Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе [Текст]/ Т. А. Флоренская. - М.:ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

18. Фитцпатрик, Д. Г. Диалог с ребенком / Сост., «От редактора» В. Я. Доль-никова. - М.: «Аквариум», 1996. - 400 с.

19.19.Хьелл, Л. Теории личности [Текст]/ Л. Хьелл.Д. Зиглер. СПб: Питер Пресс,1977. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.