Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / трудности первого года обучения / мотивы / типы темперамента / детерминанты.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усманова М. Н.

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются базовые свойства темперамента, которые существенно влияют на адаптацию студентов к учебной деятельности; выявляются качественные различия, обосновывается гипотеза, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ

Усманова М. Н., Бухара (Узбекистан), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бухарского государственного университета, umanzuran@mail.ru

DOI:

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются базовые свойства темперамента, которые существенно влияют на адаптацию студентов к учебной деятельности; выявляются качественные различия, обосновывается гипотеза, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психологического исследования.

Ключевые слова: адаптация, трудности первого года обучения, мотивы, типы темперамента, детерминанты.

LEARNING ADAPTATION STUDY DEPENDING ON THE TEMPERAMENT OF THE PERSONALITY

Usmanova M. N., Bukhara (Uzbekistan), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Bukhara State University, umanzuran@mail.ru

The solution to the problem of adaptation of a student to the conditions of education at a university is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. The article examines the basic properties of temperament, which significantly affect the adaptation of students to educational activities; qualitative differences are identified, a hypothesis is substantiated, the meaning of the problem is revealed, and the results of psychological research are presented.

Keywords: adaptation, difficulties of the first year of study, motives, types of temperament, determinants.

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. Успешная адаптация студентов к условиям обучения и требованиям предстоящей профессиональной деятельности не только служит признаком психического здоровья и показателем зрелости личности, но и является гарантом последующего полноценного профессионального и личностного роста.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе - сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, духовный мир, потребности, интересы, психологию студенчества. Это активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы.

Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, психической усталости, беспокойству, тревоге, ослаблению мышления, памяти. При таком дезадаптационном состоянии у них одновременно снижаются защитно-приспособительные возможности, что неблагоприятно отражается на здоровье.

В эффективной адаптации к вузу заинтересованы все участники образовательного процесса: не только сами студенты первого курса, но и работающие с ними преподаватели и

387

сотрудники, руководство факультетов и вуза. Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлиять на процесс построения отношений с преподавателями и товарищами по группе, привлечь к нему внимание организаторов научных студенческих обществ и лидеров различных творческих коллективов и объединений студентов, активистов факультетской и вузовской общественной жизни. От успешности адаптации студента к образовательной среде вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Стойкая адаптация к условиям длительной нервно-психической напряженности приводит к переходу психики, всего организма человека в качественно иное состояние по сравнению с исходным. Поэтому даже при адекватном протекании адаптационного процесса, смена средовых условий с возвратом к нормальным условиям жизни и деятельности требует соответствующей реадаптации - как психологической, так и социально-психологической (ресоциализации).

В целом, говоря о структуре процесса психической адаптации, необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение его, с учетом взаимных связей между эмоциями и физиологией, адаптацией психологической и социальной, неизбежным образом требует сочетания психологического и физиологического подхода.

Проблеме адаптации студентов к вузу посвящено много работ. Однако в них практически не затрагивается вопрос о роли личностных факторов в адаптации в зависимости от индивидуальных особенностей появления типов темперамента.

Гришанов А.К., Цуркан В.Д. полагают, что адаптация студентов - процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29].

Сиомичев А.В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4].

Исследования, посвященные разработке психологических основ оптимизации адаптационных процессов студентов, большей частью посвящены созданию концепции психологической службы вуза или обоснованию новых педагогических технологий. Вместе с тем, современной наукой накоплено большое количество экспериментальных данных о влиянии свойств темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности.

Особая уместность использования дифференцированных подходов для исследования процесса психологической адаптации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, обусловлена спецификой развития личности в юношеском и молодом возрасте.

Именно эти периоды жизни являются «сензитивными» для становления «Я-концепции» человека, формирование которой могут существенно облегчить знания о врожденных особенностях темперамента.

На наш взгляд адаптация студентов к обучению в вузе определяет логику и специфику практических действий и представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный и результативный), принципов и педагогических условий, критериев и основных показателей: социально-психологическая адаптация, личностный адаптационный потенциал, психофизическое состояние, готовность студентов к

самостоятельным занятиям, отражающая показатели уровня здоровья, функциональной и физической подготовленности, академическая успеваемость и удовлетворенность учебной деятельностью, характеризующих процесс адаптации студентов к обучению в вузе.

При одинаковых условиях обучения адаптация к вузу студентов 1 -3 курсов с разными типами темперамента должна протекать по-разному. Процесс адаптации студентов не может быть унифицированным для всех, его индивидуальное своеобразие определяется индивидуальными различиями людей.

Проблема адаптации студентов-первокурсников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему внутривузовских отношений.

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1. формальная адаптация, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2. общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3. дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Поступление в высшее учебное заведение и первые месяцы обучения в нем связаны у студентов-первокурсников с трудностями, возникающими при переходе в новые условия обучения. Происходит резкая ломка многолетнего привычного рабочего (школьного) стереотипа, результаты которой могут обусловить сравнительно низкую успеваемость, трудности в общении, понижается уровень учебной мотивации. [4]

Попадая в вуз, студент невольно сравнивает его со школой. Новая ситуация требует от первокурсника перестройки всей его учебной деятельности. Здесь он сталкивается с новыми требованиями, с многоплановостью всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в активной студенческой жизни. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит (в смысле психологической готовности) своих выпускников к высшей школе. В частности, она дает ученику необходимые знания, но часто забывает ознакомить их со спецификой образовательного процесса в вузе.

Серьезной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе,

которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его не в учебных целях.

Более свободный характер организации учебных занятий в вузе и ломка стереотипов школьного обучения приводят также к низкому уровню профессионального самоопределения на первом курсе, что непосредственно оказывает влияние на течение процесса адаптации. При этом следует учитывать, что первоначальные ведущие мотивы поступления в вуз у первокурсников очень разнообразны. Это и интерес к профессии, и перспективы найти работу после обучения, и престижность высшего образования как такового и т.д. Легко адаптируются к студенческой жизни в большей степени студенты, мотивированные интересом к профессии, наличием способностей, склонностей к ней. Слабо адаптированные (а подчас и дезадаптированные) студенты, которые руководствуются внешними мотивами, такими как нежелание идти в армию, стремление продлить беззаботный период жизни, желание родителей и др. Результатом всего этого является возникновение ряда трудностей, препятствующих успешной адаптации студентов-первокурсников к жизнедеятельности и учебе в вузе. [3]

Существенную роль в процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей.

Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних учащихся колледжей и лицеев в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникновения.

Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в вуз с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в вуз происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в вузе. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю.

Основной контингент студентов поступает из районов и кишлаков области. Приехав в город, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому постоянный контроль со стороны родителей невозможен. Еще одна проблема, с которой студенты сталкиваются, поступив в вуз, это разные системы обучения в школе и в университете. Студентам необходимо работать не только на занятиях в вузе, но и самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотеками, Интернетом и другими средствами.

Следствием этого являются кажущиеся неожиданными задолженности по нескольким дисциплинам, обнаруживающие себя к началу зачетной недели и приводящие к перегруженности перед сессией и во время нее. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Попытки компенсировать

это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в вузе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в вузе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой «отсев» по результатам сессий.

Вышеуказанные проблемы, стоящие на пути к успешной адаптации первокурсника в новой среде, значительно усугубляет неупорядоченный режим учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки из-за неравномерной загруженности по различным дисциплинам и трудностей составления расписания занятий в связи с нехваткой учебных аудиторий.

Мы предположили, что базовые свойства темперамента существенно влияют на адаптацию студентов к учебной деятельности.

В исследовании приняли участие 20 первокурсников, 15 студентов второго курса и 25 студентов третьего курса.

Результаты по тесту А. Белова «Паспорт темперамента», принявших участие в исследовании, показали, что больше всего среди студентов сангвиников - 6 человек (30%). Холериков среди студентов 5 человек (25%). Студентов с флегматическим типом темперамента среди наших респондентов 5 человек (25%). Меланхоликов - 4 человека (20%).

Затем мы выявили влияния типа темперамента на адаптацию у студентов к обучению в

вузе.

При исследовании адаптивности по методике Т.Д. Дубовицкой «Методика исследования адаптированности студентов в вузе» мы выяснили, что студенты с разным типом темперамента имеют различный уровень адаптивности к учебной группе и к учебной деятельности.

У студентов-сангвиников отмечаются высокие показатели адаптивности. Средний балл адаптивности к учебной группе составляет 14,6 балла и говорит о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.

Средний балл адаптивности к учебной деятельности - 13,8 балла. Это говорит о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Уровень адаптивности к учебной группе у этих студентов-холериков выше, чем уровень адаптивности к учебной деятельности. Средний балл адаптивности к учебной группе составил 12,8 балла. Это говорит о том, что студент чувствует себя в группе комфортно и легко находит общий язык с однокурсниками.

Средний балл адаптивности к учебной деятельности у студентов-холериков составил 9,4 балла. Такой уровень адаптивности нельзя назвать высоким. Студенты-холерики осваивают учебные предметы и выполняет учебные задания со средней степенью сложности. Существуют сложности с выступлениями студентов на занятиях и с выражением своих мыслей.

Уровень адаптивности к учебной группе у студентов-флегматиков мало отличается от уровня адаптивности к учебной деятельности.

Средний балл адаптивности к учебной группе составил 10,8 балла. Средний балл адаптивности к учебной деятельности у студентов-холериков составил 10,4 балла.

Это говорит о том, что студенты-флегматики чувствуют себя в группе достаточно комфортно и способны найти общий язык с однокурсниками и справляются с усвоением учебных предметов.

Адаптивность к учебе у студентов-меланхоликов выше, чем к учебной группе. Средний балл адаптивности к учебной группе у студентов-меланхоликов составил 8,75 балла. Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью. Средний балл адаптивности к учебной деятельности у студентов-меланхоликов составил 10,75 балла. Это говорит о достаточно хорошей адаптивности к учебной деятельности.

Студенческому возрасту 18-20 лет, присуще бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. Однако это может соседствовать с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументаций, недостаточной настойчивостью и последовательностью в достижении цели.

Психическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Вся совокупность современных студентов в связи с избранной ими профессией довольно явно разделяются на три группы: первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию, вторую составляют студенты, ориентированные на бизнес, третью группу составляют «неопределившиеся».

Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы

Итак, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны, как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели.

Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Эффективность психической адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также от способности индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей.

Существенную роль в процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей.

При любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

У студентов-сангвиников отмечаются высокие показатели адаптивности. У студентов-холериков уровень адаптивности к учебной группе выше, чем уровень адаптивности к учебной деятельности. Среди студентов-флегматиков уровень адаптивности к учебной группе мало отличается от уровня адаптивности к учебной деятельности. Адаптивность к учебе у студентов-меланхоликов выше, чем к учебной группе.

Самый высокий уровень адаптивности к учебной группе и учебной деятельности отмечается у студентов-сангвиников. Низкий уровень адаптивности к учебной деятельности выявлен у студентов-холериков, а самый низкий уровень адаптивности к учебной группе - у студентов-меланхоликов.

В результате проведенного исследования, мы выявили, что студенты-первокурсники имеют различный уровень адаптивности к учебной группе и к учебной деятельности. Кроме того, у студентов с различными типами темперамента выявлены различные уровни адаптивности. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что базовые свойства темперамента существенно влияют на адаптацию студентов к учебной деятельности.

Литература

1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности [Текст]. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.

2. Гришанов Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан. Кишинев, 1990. С. 29-41.

3. Кобзева Н. И. Социально-психологический портрет современного студента. // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4.

4. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 2002. 356 с.

5. Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. Л., 1985. 17 с.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2002. 458с.

7. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 2002. 385с.

393

8. Шайденко Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. 2010. №6. С. 44-50.

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В

СОВРЕМЕННОМ ЛИЦЕЕ

Устинов Н. А., Прага (Чехия), магистр, CZU, ustinov_nikita_01@mail.ru

Устинова О. А., Новокузнецк (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и общей педагогики КГПИ «Кемеровский государственный университет», ustinova_oly@mail.ru

Полюшко М. В., Новокузнецк (Россия), директор МБ НОУ «Лицей №111», litcey111@yandex.ru

DOI:

В статье рассматривается проблема индивидуально-психологических различий обучающихся в условиях современного лицея. Развитие индивидуальности понимается как восхождение к социокультурным образцам, субъектности; в контексте обнаружения своей подлинности, аутентичности; психологическая поддержка понимается как работа, направленная на осознание ребенком своей индивидуальности и субъектности при переходе из одного возраста в другой; общая технология психологической поддержки представлена в описании проектов для детей и молодежи. Показано, что система психолого-педагогической поддержки в условиях современного лицея способствует появлению у человека в разном возрасте, способности самостоятельно справляться с жизненными трудностями, осуществлять выбор и принимать решения.

Ключевые слова: психологическая поддержка; индивидуальность; субъектность; подлинность, «образ-я»; социокультурное развитие; проект.

THE ROLE OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE

MODERN LYCEUM

Ustinov N. A., Prague (Czech Republic), master of CZU, ustinov_nikita_01@mail.ru

Ustinova O. A., Novokuznetsk (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology and General Pedagogy, KSPI "Kemerovo State University", ustinova_oly@mail.ru

Polyushko M. V., Novokuznetsk (Russia), director of the MB NOU "Lyceum No. 111", litcey111@yandex.ru

The article deals with the problem of individual psychological differences of students in the conditions of a modern lyceum. The development of individuality is understood as an ascent to sociocultural models, subjectivity; in the context of discovering one's authenticity, authenticity; psychological support is understood as work aimed at the child's awareness of his individuality and subjectivity during the transition from one age to another; general technology of psychological support is presented in the description of projects for children and youth. It is shown that the system of psychological and pedagogical support in the conditions of a modern lyceum contributes to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.