Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы темперамента / дистанционное обучение / эмоциональная сфера / переживания / экстраверт / интроверт / ситуативная тревожность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагизова В. М., Давыдова Ю. А.

Рассмотрена взаимосвязь типа темперамента и переживаний дистанционного обучения у студентов-психологов. Описываются определения дистанционного обучения, дается общая характеристика психоэмоционального состояния учащихся на дистанционной форме обучения. Проанализированы достоинства и недостатки дистанционного обучения в вузе, трудности адаптации, с которыми столкнулись студенты в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

адаптации на данном жизненном периоде. Первокурсники сталкиваются со многими нововведениями, поступив в университет. Ввиду этого каждая личность по-разному воспринимает и реагирует на меняющуюся вокруг обстановку. В качестве профилактики тревожных состояний студентам можно рекомендовать дыхательные методики, релаксации для снятия напряжения по Э. Джекобсону, обратить внимание на менеджмент своего времени для необходимой оптимизации сил и энергии, которую студентам важно затрачивать на выполнение учебной деятельности.

Литература

1. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования. «XVIII Международный психологический конгресс». Симпозиум 35. М., 1966.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

3. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма, М., 1988.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Вагизова В. М., Бишкек (Кыргызстан), студентка 4 курса Кыргызско-Российского Славянского университета, vagizovavenera9@ gmail.com

Давыдова Ю. А., Бишкек (Кыргызстан), кандидат психлогических наук, и.о. доцента кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета, yulyadavydova@yandex.ru

DOI:

Рассмотрена взаимосвязь типа темперамента и переживаний дистанционного обучения у студентов-психологов. Описываются определения дистанционного обучения, дается общая характеристика психоэмоционального состояния учащихся на дистанционной форме обучения. Проанализированы достоинства и недостатки дистанционного обучения в вузе, трудности адаптации, с которыми столкнулись студенты в современных условиях.

Ключевые слова: типы темперамента, дистанционное обучение, эмоциональная сфера, переживания, экстраверт, интроверт, ситуативная тревожность.

INTERRELATIONSHIP OF TEMPERAMENT TYPE AND CHARACTERISTICS OF DISTANCE LEARNING EXPERIENCES OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Vagizova Venera M., Bishkek (Kyrgyzstan), fourth year student of Kyrgyz-Russian Slavic University, vagizovavenera9@ gmail.com

Davydova Yulia A., Bishkek (Kyrgyzstan), PhD in Psychology, Acting Assistant Professor at Psychology Department, Kyrgyz-Russian Slavic University, yulyadavydova@yandex.ru

The relationship between type of temperament and distant learning experiences of psychology students. Describes the definition of distance learning, a general description of the psycho-emotional state of students in distance learning. Advantages and disadvantages of distance learning in university are analyzed, as well as difficulties of adaptation, which students face in modern conditions.

Keywords: temperament types, distance learning, emotional sphere, experiences, extrovert, introvert, situational anxiety.

В нашей стране, как и во многих странах мира, многие учащиеся находились на дистанционной форме обучения в связи со сложной эпидемической ситуацией распространения коронавирусной инфекции. Резкий переход на дистанционную форму обучения столкнул учащихся с определенными трудностями и эти трудности, переживания не были изучены ранее. И особенности личности человека, в частности темперамент, могут оказывать влияние на отношение к дистанционному обучению, на адаптацию к данной форме обучения.

На сегодняшний день существует множество данных и подходов к изучению темперамента, в основе данной темы в определенные временные промежутки лежали как представление о индивидуальных различиях, так и о физиологических особенностях строения и функционирования нервной системы [1].

Представители различных теорий по изучение темперамента выделяли разные типы темперамента. Но основными и самыми распространенными можно считать следующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - экстраверт, нестабилен, импульсивен, активен; сангвиник - экстраверт, постоянен, оптимистичен, флегматик - интроверт, стабилен, спокоен, невозмутим; меланхолик - интроверт, тревожен, пессимистичен, чувствителен [2].

И несмотря на длительную историю изучения данного феномена, существует большое количество подходов к изучению темперамента и все еще трудно однозначно говорить о правильно понимании природы темперамента. Тем не менее, можно считать твердо установленным тот факт, что тип темперамента является врожденным свойством личности, которое заключает в себе целый комплекс особенностей, в том числе поведенческих, оказывающих влияние на человека.

Дистанционное обучение определяется «целенаправленным процессом интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантным (индифферентным) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [3, с. 16].

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев - и в удобное для себя время [4]. Поэтому основным преимуществом дистанционного обучения следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться на очном отделении, но желают повысить свой образовательный уровень [5]. Среди отрицательных сторон дистанционного обучения можно выделить необходимость постоянного и качественного доступа к интернету, наличие различной техники (телефон, ноутбук, компьютер), которая необходима для присутствия на занятиях и выполнения заданий, но такую техническую оснащенность не все могут себе позволить. Также при такой форме обучения учащиеся жалуются на недостаток живого общения и проблемы коммуникации с преподавателями, существенно ощущается недостаток практических занятий. Помимо перечисленного стоит добавить, что, перейдя на дистанционную форму обучения созданные специальные программы по обучению не были

достаточно хорошо разработаны и сами преподаватели попали в неудобные условия для обучения [6].

Переживание определяется как особое психическое состояние, выражающееся в наличии впечатлений, ощущений или чувств, испытываемых кем-либо. Переживания включены в любую сферу жизни индивида, в основном переживания проявляются на бессознательном уровне. В российской психологии рассматривается переживание с одной стороны, как синтез отношений и знания, представленность в сознании человека эмоционально окрашенных явлений действительности, значимых для него в той или иной мере, а с другой стороны, как отражение в сознании борьбы мотивов, выбора целей деятельности, а также как эмоциональный процесс. Являются сложным продуктом культурно-исторического развития [7].

У студентов при обучении возникают как положительные, так и отрицательные психоэмоциональные состояния. Эмоциональная сфера человека неотделима от темперамента и от личности. В личности проявляется связь с потребностями, мотивами и т.д. Все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:

1. Как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх).

2. Как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояние эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски и другие).

3. Как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому, или иному субъекту (чувство любви, привязанности, страсти и т.д.) [8].

Целью исследования является изучение взаимосвязи типа темперамента и особенностей переживания дистанционного обучения.

Мы предполагаем, что в период дистанционного обучения темпераменты с экстравертной установкой (холерик, сангвиник) испытывают более глубокие отрицательные переживания, нежели темпераменты, обладающие интровертной установкой (флегматик, меланхолик).

Методика. В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методики:

1. Личностный опросник EPI Г.Ю. Айзенка 1963 года в адаптации А.Г. Шмелева, данная методика направлена на выявление экстраверсии-интроверсии и на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности личности.

2. Определение преобладающего типа темперамента А. Белова 1971 года, данная методика позволяет определить преобладающий тип темперамента и представленность других типов темперамента.

3. Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера 1983 года, адаптирована Ю.Л. Ханиным в 2002 году, направлена на выявление ситуативной (реактивной) тревожности как состояния, которое характеризуется субъективным напряжением, беспокойством, озабоченность, нервозностью.

4. Авторская анкета, которая была направлена на собрание социальной информации: пол, возраст, учебный курс, а также на определение отношения к дистанционному обучению.

Выборка. В исследовании приняли участие 30 студентов 1, 2, 3 и 4 курсов гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета обучающиеся на кафедре «Психология» города Бишкек в возрасте от 16 до 28 лет.

На основании методики А. Белова выборка была разделена на 4 группы по преобладающему типу темперамента: холерический тип (33%), сангвинический тип (20%), флегматический тип (17%), меланхолический тип (30%). Методика EPI Г.Ю. Айзенка позволила выявить экстравертированный (53%) и интровертированный (47%) типы.

Результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ средних значений, полученных при статистической обработке авторской анкеты, выявил достоверные различия между группами в легкости адаптации к дистанционной форме обучения (Р<0,05), в переживании состояния спокойствие в период дистанционного обучения (Р<0,05) и переживании недостатка общения (Р<0,05).

По полученным данным можно сказать, что таким типам темперамента как холерик и сангвиник было труднее адаптировать к условиям дистанционного обучения, чем флегматикам и меланхоликам. Возможно, это связано с тем, что холерик и сангвиник обладают экстравертной установкой, а флегматик и меланхолик - интровертной установкой, соответственно типы темперамента с интровертной установкой в жизни больше предпочитают проводить время не в обществе, а в домашней обстановке (ведь дистанционное обучения проходит именно в таких условиях). Также наблюдалось то, что в период дистанционного обучения флегматики испытывали спокойствие, что и так свойственно им, а холерики испытывали недостаток общения. Говоря о тенденции, стоит отметить то, что холерики относятся к дистанционной форме более отрицательно чем другие типы темперамента, сангвиники, конечно в меньшей степени чем холерики, но также больше отрицательно чем положительно относятся к такой форме обучения, флегматики относятся положительно к дистанционному обучению, а большая часть меланхолика относится больше положительно чем отрицательно.

По результатам методики ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина у 3% респондентов наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности, у 23% - средний уровень, у 73% - высокий уровень.

Таблица 1

Анализ типа темперамента и уровня ситуативной тревожности

Уровень Тип темперамента (N=30) Хи- р

ситуативной Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик квадрат

тревожности (N=10) (N=6) (N=5) (N=9)

Низкий 0 17% 0 0 15,284 Р<0,02

Средний 20% 0 80% 12%

Высокий 80% 83% 20% 88%

Получены достоверные различия в уровне тревожности у различных типов темперамента. Так высокий уровень тревожности наблюдается у 80% холериков, 83% сангвиников, 20% флегматиков и 89% меланхоликов. Средний уровень тревоги выявлен у 20% холериков, 80% флегматиков, 11% меланхоликов. Низкий уровень тревоги выявлен лишь у 17% сангвиников.

Корреляционный анализ проводился с помощью критерия Спирмена для непараметрических данных. В процессе анализа не было выявлено достоверной корреляционной связи между типом темперамента и уровнем ситуативной тревожности. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Темперамент представляет собой врожденную характеристику человека, а также комбинацию эмоциональных и динамических характеристик личности, которые вступают в особое взаимодействие с характером и способностями, оказывая на них большое влияние.

2. Дистанционное обучение является целенаправленным процессом интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

3. Представители различных теорий по изучение темперамента выделяли разные типы темперамента. Но основными и самыми распространенными можно считать следующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - экстраверт, нестабилен, импульсивен, активен; сангвиник - экстраверт, постоянен, оптимистичен, флегматик - интроверт, стабилен, спокоен, невозмутим; меланхолик - интроверт, тревожен, пессимистичен, чувствителен.

4. Высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у меланхоликов, холериков и сангвиников, а средний уровень тревожности наблюдался у флегматиков. Типы темперамента с интровертной установкой легче адаптировались к условиям дистанционного обучения чем типы темперамента с экстравертной установкой. В период дистанционного обучения флегматики испытывали спокойствие, а холерики недостаток общения. Холерики отрицательно отнеслись к дистанционной форме обучения, сангвиники больше отрицательно чем положительно, флегматики положительно, большая часть меланхоликов отнеслась больше положительно чем отрицательно.

Литература

1. Виндекер О.С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты: учебное пособие для вузов / О.С. Виндекер. М.: Юрайт, 2017. 75 с.

2. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. 701 с.

3. Андреев А.А. Дидактические основа дистанционного обучения / А.А. Андреев. М.: РАО, 1999. 120 с.

4. Бахтина Н.Н. К проблеме временной организации учебной деятельности студентов в условии дистанционного обучения / Н.Н. Бахтина, Р.Р. Марковский // The Scientific Heritage. 2020. №46. С.65-66.

5. Куфлей О.В. Курс интерактивных лекций «Дистанционное образование» (пособие для преподавателей вузов) / О.В. Куфлей, И.А. Дмитриенко, Л.А. Хиценко. Бишкек: КМЮА, 2012. 224 с.

6. Максименко А.С. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности студентов / А.С. Максименко // Вопросы науки и образования. 2018. №8. С.42-45.

7. Дорохова, С.В. Переживание как психологический феномен / С.В. Дорохова // Вестник КРСУ. 2016. №4. С.80-83.

8. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения / Г.А. Соколова // Современное образование. 2014. №1. С.1-13.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ШКОЛЬНИКОВ

КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Гилева О. Б., Екатеринбург (Россия), доктор биологических наук, доцент, профессор, Екатеринбургский институт физической культуры, ogileva@yandex.ru

DOI:

Изучали психофизиологические индивидуальные особенности школьников 7-16 лет, имеющих разную степень академической успешности, обнаружено, что в зависимости от академической успешности дети различаются по тревожности, времени реакции и паттерну ЭЭГ при когнитивной нагрузке. Результаты обсуждаются с точки зрения определения и учета индивидуальных особенностей при обучении школьников.

Ключевые слова: школьники, индивидуальные психофизиологические особенности, академическая успешность.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-29-14177).

INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL DIFFERENCES OF PUPILS AS A FACTOR

OF ACADEMIC SUCCESS

Gileva O. B., Ekaterinburg (Russia), Doctor of Biological Sciences, Professor, The Ekaterinburg Institute of Physical Education, ogileva@yandex.ru

We studied the psychophysiological individual characteristics of pupils of 7-16 years old with varying degrees of academic success. It was found that, depending on academic success, children differ in anxiety, reaction time, and EEG pattern during cognitive load. The results are discussed from the point of view of determining and taking into account individual characteristics in teaching pupils.

Keywords: pupils, individual psychophysiological characteristics, academic success.

Индивидуальные особенности - это базис, на котором строится любая деятельность человека и от которого зависит, будет ли эта деятельность успешна. Ученики общеобразовательной школы находятся в условиях, которые не предполагают выбора. Стиль преподавания, режим дня, темп подачи материала зависят от особенностей образовательной среды конкретной школы, в которой обучается ребенок и едины для всех ее учеников. Поэтому индивидуальные особенности ребенка становятся фактором, определяющим успешность усвоения учебного материала и его место в рейтинге обучающихся. В свою очередь, успех или неуспех школьника отразится на образовательном уровне, которого он сможет достигнуть, на выборе профессии и в целом на благополучии всей его жизни в будущем.

Также важно принять во внимание, что участие в социальной активности и взаимодействие с другими участниками образовательного процесса - это так же и школа социального взаимодействия. В ходе учебной деятельности и общения с учителями, одноклассниками, учениками других классов ребенок учится находить приемлемые способы функционирования в социуме, формирует эмоциональный интеллект, учится работать в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.