Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ'

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ / РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНЫЙ СТАТУС / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна

Целью исследования явилось повышение информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу за счет интегративного анализа физиологических проявлений. В качестве интегративного метода у 89 студентов про- водили определение регуляторно-адаптивного статуса по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма. В качестве контрольного физиологического метода оценки адаптации осуществляли определение вариабельности ритма сердца. Для контроля применяли психологические опросники: определение типа личности по тест-опроснику Г. Айзенк, уровеня адаптивности по Я.Стреляу, уровеня личностной и реактивной тревожности по тесту Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину, САН (самочувствие, активность, настроение) по В.А.Доскину с соавторами, устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость по методике Шульте. Все методы показали, что по адаптации к учебному процессу студенты делятся на две группы: восокоадаптированные и низкоадаптированные. Наибольшей информативностью оценки адаптации студентов к учебному процессу обладает оценка по регуляторно-адаптивному статусу. Она является интегративной и количественной. Производится по двум жизненно важным функциям - сердечной и дыхательной. Предлагается оценивать адаптацию студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивному статусу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашина Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE EVALUATION ADAPTIVE STUDENTS AT THE EDUCATIONAL PROCESS

The general aim of the examination consists of getting more informative evaluation of adaptation students for educational process due to physiological manifestations of integrative analysis. It was conduct the determination of regulatory and adaptive status as an integrative method in 89 students by parameters of the sample cardiorespiratory synchronization. It was conduct the variability rhythm of the heart as a general physical method. It was applied for determination by different questionnaires: the type of personality by psychological Eysenck's tests; the level of adaptation by Strelau's tests; the level of personal and reactive anxiety by Spielberger's tests; the health, activity and mood, stability of attention, efficiency and mental ballast. All methods showed that adaptation to the educational process divides students into two groups: highly and low adapted. The assessment of regulatory-adaptive status is the most information regards of adaptation the students. This regard is integrative and qualitative and made of two vital processes - respiratory and cardiac functions. It proposed to evaluate the adaptation of students to the educational process by the regulatory-adaptive status

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ»

heart failure and a reduced left ventricular ejection / P. Bertram // European Heart Journal. - 2009. - Vol. 30. - P. 387-388.

6. Нигматуллина Р. Р. Состояние симпатико-адре-наловой системы у больных хронической сердечной недостаточностью / Р. Р. Нигматуллина [и др.] // Клиническая медицина. - 2009. - № 4. - С. 32-36.

7. Brinke E. A. Haemodynamics and left ventricular function in heart failure patients: Comparison of awake versus intra-operative conditions / E. A. Brinke, R. J. Klautz, S. A. Tulner, F. H. Engbers // European Journal of Heart Failure. -2008. - Vol. 10. - P. 467-474.

8. Cheng S. Advances in the epidemiology of heart failure and left ventricular remodeling / S. Cheng, R. S. Vasan // Circulation. - 2011. - Vol. 124, № 20. - P. 516-519.

9. Abbate A. Role of apoptosis in adverse ventricular remodeling / A. Abbate, J. Narula // Heart Fail. Clin. - 2012. -Vol. 8, № 1. - P. 79-86.

10. Кравчун П.П. Стан систолiчноï та дiастолiч-

но1 функцп лiвого шлуночка у хворих з постшфарктним кардюсклерозом та ожиршням / П.П. Кравчун // Мiжна-родний ендокринолопчний журнал. - 2014. - № 6. - С. 37-40.

11. Гончарь А.В. Сердечно-сосудистое ремоделирова-ние и диастолическая дисфункция у больных гипертонической болезнью с ожирением / А.В. Гончарь // Украшсь-кий кардюлопчний журнал. - 2013. - № 4, дод. : Матерiали XIV Нащонального конгресу кардюлопв Украши, Кшв, 18-20 вересня 2013 р. - С. 91-92.

12. Impact of obesity on total and cardiovascular mortality - fat or fiction? / B. Cepeda-Valery, G.S. Pressman, V.M. Figueredo, A. Romero-Corral // Nat. Rev. Cardiol. - 2011.

- Vol. 8 (4). - P:233-237.

13. A systematic review of the literature concerning the relationship between obesity and mortality in the elderly / L.M. Donini, C. Savina, E. Gennaro [et al.] // J. Nutr. Health Aging.

- 2012. - Vol. 16 (1). - P: 89-98.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Кашина Юлия Викторовна

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии Кубанского государственного медицинского университета

INTEGRATIVE EVALUATION ADAPTIVE STUDENTS AT THE EDUCATIONAL PROCESS

Kashina Yulia Victorovna, сandidate of Medical Sciences, assistant department normal physiology, Kuban State Medical University

АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось повышение информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу за счет интегративного анализа физиологических проявлений. В качестве интегративного метода у 89 студентов проводили определение регуляторно-адаптивного статуса по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма. В качестве контрольного физиологического метода оценки адаптации осуществляли определение вариабельности ритма сердца. Для контроля применяли психологические опросники: определение типа личности по тест-опроснику Г. Айзенк, уровеня адаптивности по Я.Стреляу, уровеня личностной и реактивной тревожности по тесту Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину, САН (самочувствие, активность, настроение) по В.А.Доскину с соавторами, устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость по методике Шульте. Все методы показали, что по адаптации к учебному процессу студенты делятся на две группы: восокоадаптированные и низкоадаптированные. Наибольшей информативностью оценки адаптации студентов к учебному процессу обладает оценка по регуляторно-адаптивному статусу. Она является интегративной и количественной. Производится по двум жизненно важным функциям - сердечной и дыхательной. Предлагается оценивать адаптацию студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивному статусу.

ABSTRACT

The general aim of the examination consists of getting more informative evaluation of adaptation students for educational process due to physiological manifestations of integrative analysis. It was conduct the determination of regulatory and adaptive status as an integrative method in 89 students by parameters of the sample cardiorespiratory synchronization. It was conduct the variability rhythm of the heart as a general physical method. It was applied for determination by different questionnaires: the type of personality by psychological Eysencks tests; the level of adaptation by Strelaus tests; the level of personal and reactive anxiety by Spielbergers tests; the health, activity and mood, stability of attention, efficiency and mental ballast. All methods showed that adaptation to the educational process divides students into two groups: highly and low adapted. The assessment of regulatory-adaptive status is the most information regards of adaptation the students. This regard is integrative and qualitative and made of two vital processes - respiratory and cardiac functions. It proposed to evaluate the adaptation of students to the educational process by the regulatory-adaptive status.

Ключевые слова: интегративная оценка адаптации, регуляторно-адаптивный статус, студенты, учебный процесс.

Key words: Integrative evaluation of adaptation, regulatory-adaptive status, students, education process.

Постановка проблемы. В современном обществе здо- 10, 26]. ровье молодежи в совокупности с ее социальной зрело- По сведениям органов медицинского контроля отме-

стью являются необходимыми условиями получения выс- чается нарушение физического и нервно-психического

шего профессионального образования, так как овладение здоровья, снижение устойчивости к факторам риска, ухуд-

науками сегодня требует от студентов вузов больших ум- шение физического развития и физической подготовлен-

ственных, физических и психоэмоциональных затрат [9, ности студентов. В связи с этим необходимо оптимизи-

ровать деятельность вузов в сфере здоровье-сбережения студентов. Решение такой сложной проблемы возможно только в случае объединения усилий всех участников образовательного процесса в рамках образовательной среды высшего учебного заведения [11, 17, 24 ].

Обучение в вузе - сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей [6]. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания часто приводят к процессу дезадаптации. Успешность адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от морфофункционального и психофизиологического развития. Изучение физиологической статуса при учебной нагрузке позволит своевременно выявить дезадаптацию и спланировать необходимые корригирующие мероприятия [3].

Анализ последних исследований и публикаций. Львиная доля оценки адаптации студентов к учебному процессу оценивается психологическими тестами. Так Т.Д. Дубо-вицкая, А.В. Крылова [5] для оценки адаптации студентов в вузе использовали шкалу социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, 16-фактор-ный личностный опросник Р. Кеттелла, опросник Баса -Дарки, опросник социальной компетенции Л.М. Митина и целый ряд других методик. Г.П. Шолохова, И.В. Чикова [27] адаптацию студентов к обучению в вузе оценивали по методике определения уровня адаптированности студентов в вузе. Недостатком всех этих методов является их субъективность.

Объективно процесс адаптации студентов к учебной нагрузке можно оценивать по физиологическим параметрам. Для этого используют кардиогемодинамические показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, систолический и минутный объемы крови [16].

В этом плане наиболее широкое распространение получил метод вариабельности ритма сердца. Л.М. Ста-туевой с соавторами [23] показано, что при адаптации наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический, так как он уравновешивает чрезмерный повреждающий эффект симпатоадреналовой системы в стрессовой ситуации. Ю.В. Кашиной [10] установлено, что при адаптации студентов к учебному процессу ряд показателей статистического, временного анализа, вариационной пульсометрии, спектрального анализа изменяется разнонаправлено, что снижает информативность данного метода. Однако идеология этих методов базируется на оценке процесса адаптации только по одной вегетативной функции - сердечной. В то же время адаптация развивается с включением ряда звеньев вегетативного обеспечения, в том числе компонентов дыхательной и сердечно-сосудистой функций. Поэтому необходимо оценивать процесс адаптации двух ведущих вегетативных функций организма - дыхательной и сердечной, в их взаимодействии. В этом плане целесообразна интегративная оценка адаптации по динамике регуляторно-адаптивного статуса, опре-

деляемого по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма [18].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. 1). В литературе существует довольно большое количество работ, посвященных адаптации студентов к учебному процессу. Однако в большинстве своем они затрагивают психологические, педагогические, социальные и гигиенические аспекты. Работ посвященных исследованию физиологических компонентов процесса адаптации студентов к учебному процессу значительно меньше. Вместе с тем, анализ показателей эффективности деятельности, состояния здоровья, функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, двига--тельной систем имеет важное значение при оптимизации процесса обучения оценки функционального состояния. Поэтому возникает необходимость в комплексном подходе исследования адаптации, включая изучение физиологических процессов. Проблема проникновения в иерархию системных регуляций в организме вызывает большой интерес. Однако решение этих задач возможно только на основе создания новых современных технологий исследований, позволяющих реализовать принципы динамического контроля за состоянием функциональных систем организма [13].

2).Имеющиеся работы в основном носят описательный характер. Накопленные данные не дают объяснения механизмам адаптации студентов к учебному процессу, и этот вопрос остается малоизученным. Большую роль в организации адаптационного ответа играет работоспособность головного мозга и динамика нервных процессов. Они во многом определяют формы психофизиологической адаптации на всех этапах адаптационного процесса. В связи с этим требуется исследование данных механизмов более широко [1, 14].

Цель исследования - повысить информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу за счет интегративного анализа физиологических проявлений.

Изложение основного материала. Наблюдения были выполнены на 89 студентах второго курса Кубанского государственного медицинского университета в начале и в конце учебного года. Возраст обследуемых 18 - 20 лет. Из них 24 юноши и 65 девушки. Такая группа испытуемых была взята в связи с тем, что период острой адаптации, согласно мнению многих исследователей, падает на 1-2 курсы вуза. На втором курсе зарегистрирован пик подъема заболеваемости [21].

В качестве интегративного метода использовали определение регуляторно-адаптивного статуса по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма по В.М.Покровскому [18].

Пробу сердечно-дыхательного синхронизма проводили на установке «ВНС-Микро» (Фирма «Нейрософт» город Иваново, Россия) по созданной компьютерной программе «Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека» [19].

Суть пробы сердечно-дыхательного синхронизма состоит в том, что испытуемому предлагают дышать в такт команде «вдох» на экране монитора с частотой, задаваемой по воле экспериментатора и соизмеримой с исходной

частотой сердцебиений. В этих условиях возникает явление сердечно-дыхательного синхронизма, при котором сердце производит одно сокращение в ответ на одно дыхание. Изменение частоты команды «вдох» и, соответственно, дыхания приводит к синхронному изменению частоты сердцебиений. Сердечно-дыхательный синхронизм наблюдается в определенном частотном диапазоне, ограниченном минимальной и максимальной границами. Определение границ позволяет вычислить диапазон - разницу

между максимальной и минимальной границами. Кроме того, определяют длительность развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе [18]. По диапазону синхронизации и длительности ее развития на минимальной границе диапазона находили индекс ре-гуляторно-адаптивного статуса (отношение диапазона к длительности умноженное на 100), а по нему регулятор-но-адаптивный статус (регуляторно- адаптивные возможности) [18].

Индекс регуляторно-адаптивного статуса Регуляторно-адаптивные возможности организма:

>100 Высокие

50 - 99 Хорошие

25 - 49 Удовлетворительные

10 - 24 Низкие

< 9 Неудовлетворительные

Проба сердечно-дыхательного синхронизма позволяет интегративно оценивать функциональные возможности организма, так как при сердечно-дыхательном синхронизме происходит целый ряд процессов в центральной нервной системе. Это восприятие зрительного смыслового сигнала (команды на мониторе), переработка и оценка сигнала, формирование задачи произвольного управления частотой дыхания, воспроизведение частоты команд в виде произвольного управления частотой дыхания, включение межцентральных взаимодействий дыхательного и сердечного центров, синхронизация ритмов дыхательного и сердечного центров, передача сигналов в форме залпов импульсов по блуждающим нервам, взаимодействие сигналов с собственными ритмогенными структурами сердца, воспроизведение сердцем заданной произвольным дыханием частоты - развитие сердечно-дыхательного синхронизма [18].

В качестве контрольного физиологического метода осуществляли определение вариабельности ритма сердца.

Для контроля применяли психологические опросники: определение типа личности по тест-опроснику Г. Айзенк, уровеня адаптивности по Я.Стреляу, уровеня личностной и реактивной тревожности по тесту Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину, САН (самочувствие, активность, настроение) по В.А.Доскину с соавторами, устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическую устойчивость по методике Шульте [8, 20].

Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0 for Windows» За достоверные различия в сравнении средних величин в парных сравнениях брали t-критерий Стью-дента при р<0,05.

Все методы показали, что по адаптации к учебному процессу студенты делятся на две группы: восокоадапти-рованные и низкоадаптированные. У последних может развиться дезадаптация.

В то же время, недостатки психологических методов и вариабельности ритма сердца отражаются на их информативности оценки адаптации студентов. Для повышения информативности оценки влияния учебного процесса на организм студентов, с целью улучшения их адаптации к обучению, нами предлагается производить оценку по динамике регуляторно-адаптивного статуса в начале и в конце учебного года.

Ниже приведено сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу этими методами.

1.Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по методике Стреляу и ре-гуляторно-адаптивному статусу.

Адаптация человека предопределена генетически. Согласно Я. Стреляу наиболее адаптироваными являются типы личности: флегматики, сангвиники, флегматики/ сангвиники, флегматики/меланхолики. Менее адаптированные - меланхолики, холерики, сангвиники/холерики, меланхолики/холерики.

Исходя из этого адаптацию студентов к учебному процессу можно было определить путем установления типа личности. Тогда по данным методики Стреляу среди наблюдаемых нами студентов адаптированными было 47 человек, а менее адаптированными 42 человек.

Если провести сопоставление параметров регулятор-но-адаптивных возможностей в конце учебного с типами личности, то будем иметь следующее (таблицы 1, 2).

Таблица 1.

Индекс регуляторно-адаптивного статуса и регуляторно-адаптивные возможности у студентов флегматиков, сангвиников, флегматиков/сангвиников, флегматиков/меланхоликов в начале и в конце учебного года (М+ т).

Тип личности Количество человек Индекс регуляторно-адапти-рованного статуса Регуляторно-адаптивные возможности

Начало года Конец года Начало года Конец года

Флегматики 13 110,9+0,2 90,7+0,1 Высокие Хорошие

Таблица 2.

Индекс регуляторно-адаптивного статуса и регуляторно-адаптивные возможности у студентов меланхоликов, холериков, сангвиников/холериков, меланхоликов/холериков в начале и в конце учебного года (М+ т).

Конец таблицы 1

Сангвиники 11 103,0+0,1 34,2+0,8 Высокие Удовлет вори-тельные

Флегматики/ сангвиники 8 146,0+0,3 120,2+0,2 Высокие Высокие

Флегматики/ меланхолики 15 133,0+0,2 48,0+0,1 Высокие Удовлетворительные

Тип личности Количество человек Индекс регулятор- но-адаптированного статуса Регуляторно-адаптивные возможности

Начало года Конец года Начало года Конец года

Меланхолики 11 71,2+0,2 28,5+0,1 Хорошие Удовлетворительные

Холерики 9 36,9+0,1 15,2+0,1 Удовлетворительные Низкие

Сангвиники/ холерики 13 103,8+0,2 45,6+0,2 Высокие Удовлетворительные

Меланхолики/холерики 9 46,0+0,2 17,6+0,1 Удовлетворительные Низкие

Как следует из этих двух таблиц «хорошие» и «высокие» регуляторно-адаптивные возможности имели место у 21 студента в конце учебного года. Таким образом, по данным регуляторно-адаптивного статуса адаптация к учебному процессу наступила у 21 студента.

Если за эталон адаптации студентов к учебному процессу использовать рейтинг успеваемости, оцениваемый по пятибалльной шкале, то студентов с еженедельной оценкой в конце последних трех месяцев учебного года не ниже 4 баллов было 31 из 89 человек. Эти 31 человек принимаются за 100% адаптируемых к учебному процессу студентов.

Тогда информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце года по методике Стреляу составила 47/31х100%=151,6%, что на 51,6% отличается от эталонной.

Информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце года по регуляторно-адаптив-ным возможностям была 21/31х100%=67,7%, что на 32,3% отличается от эталонной.

Таким образом, более информативна оценка адаптации студентов к учебному процессу в конце года по регу-ляторно-адаптивным возможностям (статусу).

2. Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по уровню личностной тревожности и параметрам регуляторно-адаптивного статуса.

Уровень личностной тревожности отражает способность организма адаптироваться к условиям жизни. Низкий уровень тревожности характеризует нормальное психоэмоциональное состояние человека и его хорошие адаптивные возможности. Умеренная тревожность означает воздействие на организм некоторых стресс факторов, что не позволяет полностью приспособиться к новой обстановке. Высокая тревожность свидетельствует о плохой адаптации, наличии эмоциональных и поведенческих

признаков хронического стресса, которые нередко приводят к соматическим расстройствам и нервным срывам [2].

Согласно шкалам Ч.Д. Спилбергерга и Ю.Л. Ханина личностная тревожность до 30 баллов оценивается как низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность. По данным литературы для адаптированных лиц характерен низкий уровень личностной тревожности.

Среди наблюдаемых нами студентов в конце учебного года лиц с низким уровнем тревожности было 7 человек и это соответствовало данным литературы. Так в исследовании П.К. Буславской [2] приводится 6,5% студентов с низким уровнем тревожности.

Информативность оценки адаптации наблюдаемых нами студентов к учебному процессу в конце учебного года по уровню личностной тревожности была 7/31х100%=22,6%, что на 77,4% отличается от эталонной и меньше информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивным возможностям (она отличается от эталонной на 32,3%).

3. Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по САН (самочувствию, активности, настроению) и параметрам регуляторно-а-даптивного статуса.

Оценки, превышающие 4 балла по шкалам САН, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0 - 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. В норме оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Хотя в нашем исследовании, в общей массе студентов (89 человек), в конце учебного года самочувствие снижалось на 22,2%, активность - на 23,1%, настроение - на 11,2%, что соответствует литературным данным [25], у 13 испытуемых( что соответствует литературным данным

[12]) в конце учебного года наблюдалось увеличение самочувствия на 16,1% активности на 14,8 % настроения на 30,9% (таблица 3), что позволяет их по показателям САН считать наиболее адаптированными.

Таблица 3.

Динамика САН у наиболее адаптированных студентов к учебному процессу (М+ т).

Параметры САН В начале года В конце года

Самочувствие 5,6±0,2 6,5±0,1

P<0,001

Активность 5,4±0,1 6,2±0,1

P<0,001

Настроение 5,5±0,2 7,2±0,3

P<0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшие позитивные изменения происходили в показателях настроения по сравнению с самочувствием и активностью.

Соотношения показателей САН у них вначале года были 1,12 : 1,08 : 1,10, а в конце года 1,08: 1,03: 1,20.

Информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце учебного года по САН была 13/31х100%=41,9%, что на 58,1% отличается от эталонной и меньше информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивным возможностям. (она отличается от эталонной на 32,3%).

4. Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по психической устойчивости и параметрам регуляторно-адаптивного статуса.

Согласно методике Шульте показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, врабатываемости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость, врабатыва-емость испытуемого к выполнению заданий. Чем меньше баллы, тем эффективность работы меньше.

Несмотря на то, что в основной массе наблюдаемых студентов (89 человек) в конце года имело место уменьшение психической устойчивости, степени врабатываемости и эффективности работы, среди них имелись студенты, у которых эти показатели в конце учебного года оставались высокими. В связи с этим, все наблюдаемые студенты в конце учебного года по результатам определения психической устойчивости, степени врабатываемости, эффективности работы были разбиты на две группы.

Первая группу составили студенты (11 человек) которые достаточно легко адаптировались к новым условиям деятельности, быстро «входили» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентировались в ситуации, быстро вырабатывали стратегию своего поведения и социализации, как правило, были неконфликтны. Они обладали высокой нервно-психической устойчивостью и работоспособностью (она у них была ниже единицы). Эффективность работы, оцениваемая по баллам в конце учебного года достоверно не отличалась от таковой в начале года.

У студентов второй группы студентов была выявлена невысокая нервно-психической устойчивость и работоспособность (они у них были выше единицы). Эффективность работы в конце учебного года по баллам уменьшалась в два раза. У них имела место недостаточная адаптация к учебному процессу.

Информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце учебного года по психической устойчивости была 11/31х100%=35,5%, что на 64,5% отличается от эталонной и меньше информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по регулятор-но-адаптивным возможностям. (она отличается от эталонной на 32,3%).

5.Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по вариабельности ритма сердца и параметрам регуляторно-адаптивного статуса.

Определение адаптации студентов по вариабельности ритма сердца производится по временным и спектральным показателям сердечного ритма [15, 22].

Считается, что у наиболее адаптированных студентов большая вариабельность ритма сердца и преобладает парасимпатическая активность без снижения симпатической [4, 28].

В наших наблюдениях по данным статистического, временного анализа вариабельности ритма сердца, показателям вариационной пульсометрии, результатам спектрального анализа вариабельность ритма сердца у 47 студентов в конце учебного года почти не отличалось от таковой в начале года. У этих студентов отмечалась большая вариабельность ритма сердца и преобладала парасимпатическая активность. Поэтому их по параметрам вариабельности ритма сердца следует отнести к наиболее адаптированным.

Информативность оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце года по параметрам вариабельности сердца составила 50/31х100%=161,2%, что на 61,2% отличается от эталонной и меньше информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивным возможностям. (она отличается от эталонной на Сопоставление информативности методов оценки адаптации дано на рисунке 1.

%

100 80 60 40 20 0

/ A

2

"71

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1. Сопоставление информативности оценки адаптации студентов к учебному процессу. 1 - информативность рейтинга успеваемости, принятая за 100%. Информативность оценки: 2 - по регуляторно-адаптивному статусу, 3 - по методике Стреляу, 4 - по методике САН, 5 - по вариабельности ритма сердца, 6 - по психической устойчивости. 7 - по уровню тревожности.

Вывод и предложение. Таким образом, наибольшей информативностью оценки адаптации студентов к учебному процессу обладает оценка по регуляторно-адаптивному статусу. Она является интегративной и количественной. Производится по двум жизненно важным функциям -сердечной и дыхательной.

Предлагается оценивать адаптацию студентов к учебному процессу по регуляторно-адаптивному статусу.

Список литературы

1. Айдаркин Е. К., Овчинников К.В. Психофизиологическая характеристика лиц с различным вегетативным статусом // Валеология. 2006. - № 2. - С. 23-32.

2.Буславская П.К. Адаптация студентов и школьников к учебным нагрузкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №1. - С. 38.

3.Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Коррекция дезадаптации у студентов университета // Альманах Новые исследования. - 2010. - №1 (22). - С. 74 - 82.

4.Волкова Е.В. Влияние нагрузок разного генеза на структуру сердечного ритма в оценке адаптации студентов // сб науч. трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии». - Тамбов. - 2004. - Выпуск 1.

5.Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал Психологическая наука и образование. - 2010. -№2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n2/27814. shtml.

6.Есауленко И.Э., Фаустов А.С., Либина И.И., Губина О.И. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И.Э. Есауленко, А.С. Фаустов, И.И. Либина, О.И. Губина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2009. - № 2 - С. 55-59.

7.Камаев ИЛ. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии/ И.А. Ка-маев, A.A. Иванов, C.B. Миронов // Журнал «Проблемы

социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины», г. Москва, 2010, №1-с.24-27.

8.Карелин А.А. Психологические тесты. - М., 2000. -Т.1. - 312 с.

9.Каскаева Д.С., Петрова М.М., Данилова Л.К. Пути формирования здорового образа жизни (на примере студенческой молодежи) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - т. 16. - № 5. (2). - С. 883 - 885.

10. Кашина Ю.В. Оценка адаптации студентов в начале и в конце учебного года по вариабельности ритма сердца // Фундаментальные исследования. - 2014. - №10 (3). - С. 514 - 517.

11.Костин А.В. Методологические основы диспансеризации студенческой молодежи. - М., 2009. - 279 с.

12.Крючева Я.В. Влияние социальной адаптации студентов на их успеваемость //Материалы VI интернет-конференции «Образование в современном мире». - 2011. - С. 41 -45.

13.Литвинова Н.А., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник кемеровского государственного университета. - 2011.

- №1. - С. 141 - 147.

14.Макаренко Н. В., Лизогуб В.С., Юхменко Л.И. Реакция вегетативной нервной системы у студентов с различными свойствами высшей нервной деятельности в ситуации экзаменационного стресса // Физиология человека.

- 2006. -Т. 32. - № 3. - С. 136 - 138.

15.Мельников А.Х., Веневцева Ю.Л., Корнеева Л.Н. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого возраста. // Вестник аритмоло-гии. - 2000. - №1. - С. 53 - 55.

16.Минасян С.М., Геворкян Э.С., Адамян Ц.И., Ксад-жикян Н.Н. Изменение кардиогемодинамических показателей и ритма сердца студентов под воздействием учебной

нагрузки // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. - 2006. - Т. 92. № 7. - С. 817—826.

17.Намаканов, Б.А. Здоровьесозидающие технологии при обучении студентов высших учебных заведений / Б.А. Намаканов, М.М. Расулов // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 2 - С .98-110.

18. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. - Краснодар, - 2010. - 243 с.

19. Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В., Фомина Е.В., Гриценко С.Ф., Полищук С.В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека // Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.

20.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2000. - 672 с.

21.Спицин А.П.. Адаптация студентов к обучению в медицинском вузе и факторы, ее определяющие. - Киров: Изд-во КГМА, 2001. - 184 с.

22.Спицин А.П..Спицина Т.А. Вариабильность ритма сердца в условиях нервно-психического напряжения //Гигиена и санитария.- 2011.- №4.- С. 65 - 68.

23.Статуева Л.М., Сабурцев С.А., Крылов В.Н. Динамика вариабельности сердечного ритма студентов и школь-

ников Арзамаса в процессе учебной нагрузки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2007. - №4. - С. 82 - 84.

24.Степаненкова Л.М. Исследование ценностных ори-ентаций и отношение к здоровью студентов педагогического вуза / Л.М. Степаненкова // Образование и общество.

- 2010.-No 1. - С. 91-93.269. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. - 162 с.

25.Талтыгина А.Ф., Багнетова Е.А. Исследование САН студентов- первокурсников Сургутского государственного педагогического института // Успехи современного естествознания. - 2003. - №5. - С. 87 - 88.

26.Чермит К.Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2011. - N 2. - С. 60-65

27.Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ - 2014. - №3 (164).

- С. 103 - 107.

28.Costa O, Freitas J, Puig J et al Spectrum analysis of the variability of heart rate in athletes. //Rev Port Cardiol. - 1991.

- V.10. - №1. - P. 23 - 28.

НЕЗАЛЕЖН1 ПРЕДИКТОРИ ГОСШТАЛЬНО1 ЛЕТАЛЬНОСП ХВОРИХ НА

Q-ЩФАРКТА М1ОКАРДА

Кисельов С.М.

3anopi3bKий державний медичний утверситет, кандидат медичних наук, доцент кафедри внутршшх хвороб 1

INDEPENDENT PREDICTORS OF HOSPITAL MORTALITY OF PATIENTS WITH Q-WAVE MYOCARDIAL INFARCTION

Kyselov S.M., Zaporizhzhya state medical university, PhD, Associate professor of Department of Internal Diseases 1

НЕЗАВИСИМЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ БОЛЬНЫХ Q-ИНФАРКТОМ МИОКАРДА

Киселев С.М., Запорожский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней 1

АНОТАЦ1Я

Госттальна летальшсть при iнфаpктi мюкарда в Укра'гш сягае 20%. З цтлю встановити незалежш предиктори госттальног летальностi обстежено 235 хворих на гострий Q-шфаркт мюкарда. За допомогою ROC-аналiзу виявлено показники, що мають прогностичний потенщал щодо госттальног летальности Для визначення залежних i незалеж-них прогностичних фактоpiв госттально'г летальностi був проведений однофакторний та багатофакторний аналiз пропорцйних ризишв Кокса. Встановлено, що у гострому nеpiодi тфаркту мюкарда незалежними предикторами госттальног летальностi е сумарна кыьтсть еniзодiв вентрикулярног тахтарди за добу, тиск заклинювання легеневих каniляpiв, piвень матриксног металопротегнази-9 та фiбpиногену.

АННОТАЦИЯ

Госпитальная летальность при инфаркте миокарда в Украине достигает 20%. С целью выявить независимые предикторы госпитальной летальности обследовано 235 больных острым Q-инфарктом миокарда. С помощью ROC-ана-лиза установлены показатели, которые имеют прогностический потенциал в отношении госпитальной летальности. Для определения зависимых и независимых прогностических факторов госпитальной летальности был проведен одно-факторный и многофакторный анализ пропорциональных рисков Кокса. Установлено, что в остром периоде инфаркта миокарда независимыми предикторами госпитальной летальности являются суммарное количество эпизодов желудочковой тахикардии за сутки, давление заклинивания легочных капилляров, уровень матриксной металлопротеиназы-9 и фибриногена.

ABSTRACT

Hospital mortality in myocardial infarction in Ukraine is up to 20%. In order to reveal independent predictors of hospital mortality, 235patients with acute Q-wave myocardial infarction were investigated. Indexes with prognostic potential for hospital mortality were determined by the ROC-analyses. For determination of dependent and independent prognostic factors of hospital mortality was done univariate and multivariate Cox proportional hazard analyses. It was revealed that in acute period of myocardial infarction there are such independent predictors of hospital mortality as total amount of ventricular tachycardia episodes during 24 hours, pulmonary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.