Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
школьное образование / познавательный интерес / начальная школа / school education / cognitive interest / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Е.А.

В статье рассматриваются особенности применения игровых технологий в учебном процессе начальной школы. Раскрывается эффективного применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности становления познавательного интереса на уроках в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинцова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GAMING TECHNOLOGIES IN FORMATION OF EDUCATIONAL & COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the features of the use of gaming technologies in the educational process of primary school. The article reveals the effective use of gaming technologies in the formation of cognitive interest of younger schoolchildren. The features of the formation of cognitive interest in primary school lessons are considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Одинцова Е.А.

учитель начальных классов МОУ «Гимназия 46» (г/п Малаховка, Люберецкий округ, Россия)

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности применения игровых технологий в учебном процессе начальной школы. Раскрывается эффективного применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности становления познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Ключевые слова: школьное образование, познавательный интерес, начальная

школа.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.

Игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, дает активизацию учебно-

познавательного интереса и приводит к самостоятельности учеников, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Проблемой разработки способов активизации учебно- познавательного интереса занимались такие ученые, как Константин Дмитриевич Ушинский, Н.А. Беляева, Г.И. Щукина, В. Г. Денисова, Вартанян М. С. и др.

Я разработала конспект урока с применением игровых технологий, направленных на решение задач формирования учебно- познавательного интереса у младших школьников. При проведении урока с применением игровых технологий организовала деятельность обучающихся с целью создания условий для формирования учебно-познавательного интереса у младших школьников.

Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.

Учебш-познавательный интерес является одним из ключевых понятий Нового стандарта на ступени начального общего образования и представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Мной был разработан урок для учащихся 1 класса «Верные друзья и помощники человека». На уроке я организовала деятельность учащихся с применением игровых технологий, направленных на формирование учебно-познавательного интереса. С детьми провела беседу, вспомнили названия домашних и диких животных, провела игровое упражнение «Расшифруй название сказки». Детям очень понравились игры «Чей подарок?», «Помоги животному найти дорогу домой».

К проведению урока были подготовлены плакаты «Дикие и домашние животные», раздаточный материал (индивидуальные карточки, карточки для коллективной работы). В ходе проведения урока были использованы мультимедийный проектор, компьютер. Такая подготовка помогла учащимся проявить устойчивый познавательный интерес на уроке, любопытство. Вопросы детей носили осознанный, творческий характер, учащиеся были заинтересованы в ответе, с удовольствием участвовали в играх, помогали друг другу. Младшие школьники размышляли, рассказывали о своем опыте по теме урока, показали достаточно прочные вычислительные навыки, успешно справлялись с предложенными заданиями. Занимательные задания стимулировали творческое отношение к делу, познавательную активность.

Групповая форма выполнения творческого задания способствовала воспитания чувства коллективизма, формированию умения договариваться о выполнении общего дела, помогать друг другу. Все дети класса были довольны, с радостью представляли свои ответы.

Особое внимание было уделено организации этапа рефлексии деятельности на уроке и самопроверки работы. Учащиеся имели возможность выделить собственные успехи и затруднения при выполнении работы, поставить цель на новом этапе деятельности.

Планирование и организация образовательного процесса в начальной школе, проведение урока с применением игровых технологий дало возможность оценить собственную роль, как учителя.

Учитель сегодня - организатор, консультант, обладающий организаторскими, креативными, коммуникативными профессиональными способностями. Глубоким и осознанным стало убеждение, что с учениками надо сотрудничать, воспринимать их как субъектов образовательного процесса. Мне удавалось установить с учащимися обратную связь, побудить их к размышлению. Ответы, участие младших школьников в ходе урока отличались оригинальностью, проявленным детским интересом.

Учащиеся работали в группе, сотрудничали, оказывая друг другу поддержку.

Цель данного урока была достигнута. Практика дала возможность убедиться в том, что необходимо поощрять естественное стремление младших школьников к игровой деятельности, создавать условия для того, чтобы они могли поработать сообща.

Среди затруднений наиболее типичными были одновременное видение всего класса, подведение мини - итогов на каждом этапе деятельности, оценки деятельности каждого ученика.

Необходимо более внимательно изучать психолого-педагогическую литературу, овладевать навыками педагогического мастерства, развивать комплекс педагогических способностей, в особенности творческих.

Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность. Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллаев A.K. «Развитие познавательного интереса учащихся 1 и 2 класса начальной школы» Баку, 1953г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». - СПб.: СОЮЗ, 1997г.

3. Коноваленко C.B. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - M.: Гном-Пресс, 1998г.

4. Тельнова Ж.Н. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения». Омск, 1997г.

5. Эльконин Д. Б. «Психология игры». М. Педагогика, 1997г.

Odintsovo E.A.

primary school teacher Gymnasium 46 (Malakhovka, Lyubertsy district, Russia)

THE ROLE OF GAMING TECHNOLOGIES IN FORMATION OF EDUCATIONAL & COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article discusses the features of the use of gaming technologies in the educational process of primary school. The article reveals the effective use of gaming technologies in the formation of cognitive interest of younger schoolchildren. The features of the formation of cognitive interest in primary school lessons are considered.

Keywords: school education, cognitive interest, primary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.