Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна

В статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у младших школьников, описываются возможности организации учебного процесса с использованием игровых технологий. Кроме того, автор раскрывает сущность игровой деятельности, приводит некоторые правила для успешного использования игр в учебной деятельности младших школьников и их влияние на развитие познавательных интересов. Актуальность изучения проблемы развития познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе начальной школы обусловлена необходимостью общества в творческих и активных личностях, которые легко адаптируются в современных условиях. Поэтому является оправданным пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме развития познавательных интересов учащихся младших классов. Сегодня проблема развития познавательного интереса в обучении школьников все активнее анализируется и изучается в контексте различной деятельности детей и позволяет учителям и воспитателям успешно развивать интересы учеников. Современная дидактика, опираясь на опыт и инновационные достижения педагогики и психологии, выделяет в интересе широкие возможности как для школьного обучения, так и для гармоничного развития и формирования личности ученика в частности. Широкие возможности в развитии познавательных интересов школьников имеет игра, особенности организации которой в рамках учебного процесса описывали А.С. Белкин, В.А. Далингер, В.Г. Коваленко, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и др. Внедрение игр в обучении отмечали О.Б. Епишева, В.И. Крупич, В.Г. Коваленко. Впрочем, применению игр в процессе изучения учебных предметов, уделяется мало времени, вопросы их использования с целью формирования познавательных интересов учащихся начальных классов требуют дальнейшего изучения. Так как имеется противоречие между возможностями игровой деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся младших классов и хаотично складывающейся практикой их применения. Развитие познавательных интересов учащихся начальной школы - комплексный и сложный процесс, включающий в себя развитие мотивации, инициативности, смелости и настойчивости личности младшего школьника. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся начальной школы может организация игровой деятельности, с помощью которой учитель делает насыщенной и увлекательной работу младших школьников на уроках. Занимательность игры эмоционально окрашивает познавательную деятельность, делает ее яркой, а эмоциональный фон игрового процесса активизирует многие психологические процессы детей. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы развития познавательных интересов у младших школьников посредством игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PLAY ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article reveals the role of gaming activity in the development of cognitive interests in younger schoolchildren, describes the possibilities of organizing the educational process using gaming technologies. In addition, the author reveals the essence of gaming activity, provides some rules for the successful use of games in the educational activities of younger schoolchildren and their impact on the development of cognitive interests. The relevance of studying the problem of the development of cognitive interest in the educational process of primary school is due to the need of society for creative and active personalities who easily adapt to modern conditions. Therefore, the close attention of teachers and psychologists to the problem of the development of cognitive interests of primary school students is justified. Today, the problem of developing cognitive interest in teaching schoolchildren is increasingly being analyzed and studied in the context of various activities of children and allows teachers and educators to successfully develop the interests of students. Modern didactics, relying on the experience and innovative achievements of pedagogy and psychology, highlights in interest wide opportunities for both school education and for the harmonious development and formation of the student's personality in particular. The game has wide opportunities in the development of cognitive interests of schoolchildren, the features of the organization of which in the framework of the educational process were described by A.S. Belkin, V.A. Dalinger, V.G. Kovalenko, A.N. Leontiev, P.I. Pidkasisty, D.B. Elkonin, etc. The introduction of games in training was noted by O.B. Episheva, V.I. Krupich, V.G. Kovalenko. However, little time is given to the use of games in the process of studying academic subjects, the issues of their use in order to form the cognitive interests of primary school students require further study. Since there is a contradiction between the possibilities of game activity in the development of cognitive interest of students of the lower grades and the chaotically developing practice of their application. The development of cognitive interests of primary school students is a complex and complex process that includes the development of motivation, initiative, courage and perseverance of the younger student's personality. The organization of play activities can contribute to the development of cognitive interests of primary school students, with the help of which the teacher makes the work of younger students in the classroom rich and exciting. The entertaining nature of the game emotionally colors cognitive activity, makes it bright, and the emotional background of the gameplay activates many psychological processes of children. All this testifies to the importance of the studied problem of the development of cognitive interests in younger schoolchildren through play activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371.032

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры начального образования Яяева Алиме Миметовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у младших школьников, описываются возможности организации учебного процесса с использованием игровых технологий. Кроме того, автор раскрывает сущность игровой деятельности, приводит некоторые правила для успешного использования игр в учебной деятельности младших школьников и их влияние на развитие познавательных интересов. Актуальность изучения проблемы развития познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе начальной школы обусловлена необходимостью общества в творческих и активных личностях, которые легко адаптируются в современных условиях. Поэтому является оправданным пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме развития познавательных интересов учащихся младших классов. Сегодня проблема развития познавательного интереса в обучении школьников все активнее анализируется и изучается в контексте различной деятельности детей и позволяет учителям и воспитателям успешно развивать интересы учеников. Современная дидактика, опираясь на опыт и инновационные достижения педагогики и психологии, выделяет в интересе широкие возможности как для школьного обучения, так и для гармоничного развития и формирования личности ученика в частности. Широкие возможности в развитии познавательных интересов школьников имеет игра, особенности организации которой в рамках учебного процесса описывали А.С. Белкин, В.А. Далингер, В.Г. Коваленко, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и др. Внедрение игр в обучении отмечали О.Б. Епишева, В.И. Крупич, В.Г. Коваленко. Впрочем, применению игр в процессе изучения учебных предметов, уделяется мало времени, вопросы их использования с целью формирования познавательных интересов учащихся начальных классов требуют дальнейшего изучения. Так как имеется противоречие между возможностями игровой деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся младших классов и хаотично складывающейся практикой их применения. Развитие познавательных интересов учащихся начальной школы - комплексный и сложный процесс, включающий в себя развитие мотивации, инициативности, смелости и настойчивости личности младшего школьника. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся начальной школы может организация игровой деятельности, с помощью которой учитель делает насыщенной и увлекательной работу младших школьников на уроках. Занимательность игры эмоционально окрашивает познавательную деятельность, делает ее яркой, а эмоциональный фон игрового процесса активизирует многие психологические процессы детей. Все это свидетельствует о важности исследуемой проблемы развития познавательных интересов у младших школьников посредством игровой деятельности.

Ключевые слова: игровая деятельность, познавательный интерес, внеурочная деятельность, обучение, развитие, воспитание.

Annotation. The article reveals the role of gaming activity in the development of cognitive interests in younger schoolchildren, describes the possibilities of organizing the educational process using gaming technologies. In addition, the author reveals the essence of gaming activity, provides some rules for the successful use of games in the educational activities of younger schoolchildren and their impact on the development of cognitive interests. The relevance of studying the problem of the development of cognitive interest in the educational process of primary school is due to the need of society for creative and active personalities who easily adapt to modern conditions. Therefore, the close attention of teachers and psychologists to the problem of the development of cognitive interests of primary school students is justified. Today, the problem of developing cognitive interest in teaching schoolchildren is increasingly being analyzed and studied in the context of various activities of children and allows teachers and educators to successfully develop the interests of students. Modern didactics, relying on the experience and innovative achievements of pedagogy and psychology, highlights in interest wide opportunities for both school education and for the harmonious development and formation of the student's personality in particular. The game has wide opportunities in the development of cognitive interests of schoolchildren, the features of the organization of which in the framework of the educational process were described by A.S. Belkin, V.A. Dalinger, V.G. Kovalenko, A.N. Leontiev, P.I. Pidkasisty, D.B. Elkonin, etc. The introduction of games in training was noted by O.B. Episheva, V.I. Krupich, V.G. Kovalenko. However, little time is given to the use of games in the process of studying academic subjects, the issues of their use in order to form the cognitive interests of primary school students require further study. Since there is a contradiction between the possibilities of game activity in the development of cognitive interest of students of the lower grades and the chaotically developing practice of their application. The development of cognitive interests of primary school students is a complex and complex process that includes the development of motivation, initiative, courage and perseverance of the younger student's personality. The organization of play activities can contribute to the development of cognitive interests of primary school students, with the help of which the teacher makes the work of younger students in the classroom rich and exciting. The entertaining nature of the game emotionally colors cognitive activity, makes it bright, and the emotional background of the gameplay activates many psychological processes of children. All this testifies to the importance of the studied problem of the development of cognitive interests in younger schoolchildren through play activities.

Key words: play activity, cognitive interest, extracurricular activities, training, development, upbringing.

Введение. Изучению вопроса развития познавательного интереса обучающихся, способов его формирования и становления посвящено огромное количество трудов ученых. Разные точки зрения на процесс развития познавательного интереса отражены в трудах многих известных психологов и педагогов, ученых и мыслителей, среди которых -Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.П. Трусов, Г.И. Щукина, а также А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др. Исследователи подвергают анализу особенности проявления развития интереса у детей школьного возраста (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), обстоятельства и моменты, влияющие на развитие и становление познавательных интересов (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев и др.).

Изучение трудов ведущих ученых, позволяет отметить, что вопрос становления познавательного интереса является одним из значимых в педагогической науке, а в современных условиях становится еще более актуальной. Так как при переходе на современные образовательные стандарты образования, она отражает новое содержание, требует применение передовых методов и подходов в решении данной проблемы [15, C. 166-167].

В педагогической литературе существует большое количество классификации игр. Раскроем одну из них.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. С помощью игрушек - дети узнают форму, краску, размер, ткань, животный мир, социум и т.п. Необходимо отметить, что ученики 1-11 классов еще продолжают играть с куклами и игрушками, в то время как в Ш-^ классах ребята уже реже используют их в своей игровой деятельности.

II группа - игры креативные, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - конфигурация умственной работы. К примеру: младшие школьники нередко играют в школу, детский сад: они проводят занятия с куклами, обучаются сами [131. Смысл таких сюжетных игр заключается в том, что они являются средством знания реальности, образования коллектива, воспитывают любознательность и развивают волевые качества личности. В этих играх дети имеют все шансы сами избирать тему игры; придумывать сюжет; распределить роли; выбрать нужные атрибуты.

III группа - дидактические игры. Как правило, они настоятельно просят от ребенка умения расшифровывать, распутывать, отгадывать, и, самое главное, ориентироваться в учебном предмете. Чем искуснее подбирается дидактическая игра, тем грамотно, скрыта дидактическая задумка. Эти игры рекомендуется чаще использовать для повышения качества знаний младших школьников.

IV группа - спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры помогают ребятам действовать инициативно, учат игроков сообразительности, быстроте, ловкости. Игрок обязан соглашаться с действиями друзей, и наоборот, определять их планы и стратегию ведения игры [31.

V группа - умственные игры, игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, к примеру, шашки, шахматы и т. д. Игры имеют все шансы систематизироваться по форме (танцы, мыслительные, эстафеты, тренинги), в зависимости от места проведения (на улице, в помещении), в зависимости от скорости и времени проведения (времени года, игры-минутки, временные, долгие по длительности), от уровня организации (спонтанно организованные, заранее планируемые), в зависимости от численности членов игры (личностные, для команды), от степени энергичности (требующие мало движений, подвижные); от содержания установленных задач (с целью знакомства, на объединение, розыгрыш, креативные, развлекательные) [171. Эти виды перечисленных игр целесообразно включать в практику начальной школы.

Цель статьи - обосновать роль игровой деятельности в процессе развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Сущность игровой деятельности состоит в том, что дети младшего школьного возраста, решая интеллектуальные задания, предложенные им в креативной форме, сами находят результат, справляясь при этом с заданными целями. Учащийся улавливает интеллектуальную задачу, как игровую, а это ускоряет его мыслительную деятельность.

Не обращая внимания на то, что игра считается главным занятием в дошкольном возрасте, значимость ее не уменьшается и у ребят начальной школы. Л.С. Выготский говорил, собственно, что в школьном возрасте игра и уроки, игра и обучение образуют два ведущих русла, по которым проходит основная жизнедеятельность детей. Психолог и ученый выделял игру как неиссякаемый ключ становления личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития» [2, С. 55-561.

Осуществляя игровую деятельность, педагог развивает познавательную инициативность школьника, на фундаменте любознательности к игровому сюжету, к предметам данной деятельности могут формироваться познавательные интересы [19, С. 37-421.

Организация уроков посредством игровой деятельности дает возможность ученикам проявить свой личностный потенциал, раскрыться, что также может стать основой для проявления любознательности и интереса. Игра содержит в себе большой смысл для детей исследуемого возраста. С.А. Шацкий, характеризуя важное значение игры, писал: «Игра - это особая детская лаборатория, имеющая аромат атмосферы юной жизни, без которой пора ее была бы безрезультатной для человека. В игре, этой интерпретации жизненных ситуаций, есть самый важный центр разумной школы детства» [4, С. 51-581.

В играх ребята проявляют свои лучшие качества, и учитель получает возможность воздействовать на каждого ученика. Роль воспитателя заключается в том, что научить ребят жить и трудиться в коллективе, толерантности, взаимовыручке, требовательности и дисциплинированности [8, С. 40-421.

В игровой деятельности ребенок осваивает новую для себя роль, формирует навыки и привычки поведения своего героя, тем самым формируется модель отношений между людьми, с которыми он общается. Кроме того, игра заключает в себе определенные правила, которые ребенок должен выполнять, тем самым это учит его самостоятельности и инициативности [12, С. 13-141.

Для детей данного возраста будет неэффективным создавать лишь только положительный эмоциональный фон. Учителю следует включать учеников в активную учебную деятельность, «объединяющую мозг с сердцем». Игровая деятельность позволяет решать и такую педагогическую задачу [101.

В современной школе проблема включения игровой деятельности в процесс учебной деятельности считается актуальной. Сравнивая игровую деятельность и учебную, можно утверждать, что в игровой деятельности более успешно осуществляется обучение и воспитание ребенка, так как в этот процесс включены все его познавательные процессы. В игровой деятельности цель отражена в действии, а в учебной - действия выполняются для достижения определённой цели. Именно поэтому игровая деятельность имеет больше вариантов для развития умственного потенциала, мышления и фантазии, формирует мотивацию к выполнению уроков, обогащает умственную деятельность, помогает развитию креативности и творчества.

Применяя на уроках игровые методики, нередко в итоге этих занятий неуспевающие учащиеся начинают проявлять интерес и повышать свою успеваемость в учебе, у них развивается интерес к чтению, что довольно принципиально важно в начальных классах. У многих ребят обнаруживаются положительные способности, самостоятельность, изобретательность [181.

Используя элементы игровой деятельности, развивается познавательный интерес, увеличивается мотивация учебной деятельности, быстрее развиваются коммуникативные умения, формируются навыки самостоятельной работы, эффективно развивается познавательная активность детей [91.

Выводы. Игровая деятельность - это мощнейший катализатор и многосторонняя, результативная мотивация в обучении детей младшего школьного возраста. В любой игре активируются все психологические процессы, она позволяет гармонически совместить эмоции и рациональное обучение школьников. Игровая деятельность выступает элементом развития познавательного интереса детей данного возраста, формируя его составляющие, нужные для усвоения учебной деятельностью (интеллектуальная, мотивационная и практическая). Включение в обучение игровых технологий в период обучения, является очень важным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому каждому учителю следует применять креативный подход к обучению. Самым важным является то, что учитель должен применять

творческий подход, гармонично и уместно использовать выбранное средство, приобщая к интересам и стремлениям каждого ученика к знаниям. Чтобы детям было комфортно и интересно, учитель должен помнить следующие правила:

1. Ребята не должны быть предоставлены сами себе.

2. Любая свободная минутка заполняется игрой или же иным делом, которое ребенку по душе.

Сегодня школа нуждается в особой организации работы, которая способствовала бы формированию индивидуальных способностей и развитию ответственного отношения к жизни всех обучающихся, внедрение всевозможных учебных программ, осуществление принципа гуманного подхода к детям и пр.. Следовательно, вопрос развития познавательных интересов у младших школьников посредством игровой деятельности занимает особое место в педагогике начальной школы.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Академия. - 2011. -С. 55-56

3. Григорьев, Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 225 с.

4. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития / Е.И. Долян. - М.: Наука и современность. - 2014. - № 31. - С. 51-58

5. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №4. - С. 15-21

6. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170 с.

7. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2010. - 98 с.

8. Зебзеева, В.А. Теория решения изобретательских задач: методы активизации детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Современные тенденции развития науки и технологий: IV междунар. науч. практ. конф. (31 июля 2015 г.). -Часть VI, г. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. - С. 40-42

9. Кашаева, В.В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / В.В. Кашаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. -Т. 5. - С. 57-73

10. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. - 344 с.

11. Малихина, А. Особенности мотивации учения детей младшего школьного возраста / А. Малихина // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 51-54

12. Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. - 2000, № 7. - С. 13-14

13. Кураев, Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону, 2012. - 234 с.

14. Опфер, С.В. Развитие способностей в деятельности человека [Текст] / С.В. Опфер. - М.: Лаборатория Книги, 2011. - 121 с.

15. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004. - С. 166-167

16. Пономарев, Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества; Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 631 с.

17. Сущенко, Н.А.Сказкотерапия как метод развития творческих способностей в дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Сущенко.- Симферополь: ДиАйПи, 2011. - 77 с.

18. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2009. - 224 с.

19. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников / Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. -№ 2. - С. 37-42

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ярцев Артем Александрович

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЬИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассмотрен социально-педагогический анализ семьи от австралопитека до современной семьи. Мы рассматривали все изменения, которые происходили в антропогенезе человечества и социогенезе семьи. Семья неотъемлемая часть общества, происходящие изменение внутри семьи оказывает существенное влияние на социум в целом. В исследовании мы наблюдали существенную интенсификацию процессов изменения семьи, чаще всего это касается Европейского пространства, появились новые типы отношений в семье. В современном европейском обществе появляются разнообразные типы семейных отношений. Несколько примеров, вариативности типов семейных отношений «гостевой брак», отсутствует хозяйственная функция семьи, «однополые браки», «Шведская семья» основанная на полиаморных отношениях, семьи основной идей является отказ от деторождения Чайлдфри. англ. Childfree. Также анализируется дальнейшее развитие семейных отношений, типов семей и как данные трансформации повлияют на развитие общества. Ключевые слова: семья, функции семьи, типы семейных отношений.

Annotation. The article considers the socio-pedagogical analysis of the family from the Australopithecus to the modern family. We considered all the changes that took place in the anthropogenesis of humanity and the sociogenesis of the family. The family is an integral part of society, the changes taking place within the family have a significant impact on society as a whole. In the study, we observed a significant intensification of the processes of family change, most often it concerns the European space, new types of family relationships have appeared. In modern European society, various types of family relationships are emerging. A few examples, the variability of the types of family relations "guest marriage", there is no economic function of the family, "same-sex marriages" that undermine the foundations of the institution of the family by their existence, the "Swedish family" based on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.