Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИВАЮЩАЯ ИГР / ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Патрушева Зоя Валерьевна, Енова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются особенности применения игровых технологий в учебном процесс начальной школы. Раскрывается эффективного применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности становления познавательного интереса на уроках технологии в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SHAPING EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL INTEREST OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the features of the use of gaming technologies in the educational process of primary school. The effective use of gaming technologies in the formation of the cognitive interest of younger students is revealed. The features of the formation of cognitive interest in technology lessons in elementary school are considered.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 372.4

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Патрушева Зоя Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Владимир); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения игровых технологий в учебном процесс начальной школы. Раскрывается эффективного применения игровых технологий при формировании познавательного интереса младших школьников. Рассматриваются особенности становления познавательного интереса на уроках технологии в начальной школе.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, развивающая игр, интерес, познавательный интерес, начальная школа, младший школьник.

Annotation. The article discusses the features of the use of gaming technologies in the educational process of primary school. The effective use of gaming technologies in the formation of the cognitive interest of younger students is revealed. The features of the formation of cognitive interest in technology lessons in elementary school are considered.

Keywords: game, gaming technology, developing games, interest, cognitive interest, primary school, junior schoolchild.

Введение. Игровая деятельность является универсальным средством познания детьми дошкольного и младшего школьного возраста окружающего мира, их всестороннего развития - это связано с тем, что в игре сочетается несколько задач - игровая и учебная. Игровая деятельность в начальной школе становится основной точкой пересечения целенаправленной педагогической деятельности с потребностями младшего школьника.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время обществу необходим такой человек, который не только использует свои знания, но и так же способен их получать. Интенсификация развития общества, требуют от педагогов широты интереса. Интерес - это многофакторный феномен. В педагогической практике интерес рассматривается как устойчивое направление личности на предметы и деятельность с целью их познания. Интерес всегда эмоционально окрашен, побуждающее к познавательной деятельности.

В исследованиях Сергея Леонидовича Рубинштейна, интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности ребенка. Александр Гарриевич Гордон говорит об интересе как об особом сплаве эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, направленных на повышение активность сознания и деятельности ребенка. В исследованиях Владимира Николаевич Мясищева и Геннадия Юрьевича Иванова интерес рассматривается как активное и эмоциональное познание окружающего мира [1, 2, 3, 4, 8].

Основной тип интереса - это интерес к познаниям или познавательный интерес. Его сфера -познавательная работа, в ходе которой происходит освоение содержания учебных дисциплин, методов и умений, при поддержке которых учащиеся приобретают образование.

В исследованиях И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой [9] мы находим доказательство тому, что познавательный интерес не дается человеку от рождения, а складывается в процессе его жизнедеятельности, формируется в социальных условиях.

В младшем школьном возрасте развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Как мотив учения, познавательный интерес, стимулирует ребенка к самостоятельности лишь при наличии интереса и его эмоциональной окрашенности. Развитие познавательного интереса должно проходить в доступной форме, этому способствует включение игровых технологий в образовательный процесс на разных этапах урока. Применение игровых технологий позволяет разграничить учебную деятельность на уроке, помогает активизировать познавательный интерес, развивает творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

Для формирования и развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения, необходимо:

- укреплять в ребенке веру в свои силы и возможности;

- развивать чувство собственного достоинства;

- создавать и поддерживать условия творческого развития.

Современная школа нацелена на индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Игра является незаменимым помощником. Игра, это многогранная деятельность, в которую входят: развивающая деятельность, социализация, самореализация, сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Игру как место внутренней социализации и способ освоения общественных конструкций представлял Лев Семенович Выготский [6, с. 201].

Борис Павлович Никитин [3, с. 12] представлял игру как комплект вопросов, к решению которых ребенок приходит во время игры с кубиками, кирпичиками, квадратиками из картона и пластика. Развивающие игры Бориса Павловича Никитина увлекательны тем, что проект игровой деятельности заключается в комплексе развивающий игр, которые при всем разнообразии отталкиваются от единой мысли и имеют отличительные черты.

Игра играет огромную роль в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, С.Т. Шацкий высоко оценивал значение игры: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу детства, без которой эта пора была бы бесполезна. В игре содержится здоровое ядро школы детства» [7, с. 37]

Отечественными учеными К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, С.А. Новоселовой, было выявлено то, что дети эффективно и быстро обучаются через игру.

Большой вклад в исследовании детской игры, принадлежит отечественным педагогам и психологам Е.А. Флериной, Л.С. Выготскому, Т.С. Комаровой, З.М. Богуславской и др.» [2, 5, 10]. Каждый ученый отметил в своих трудах, что обучающий эффект игры поясняется ярко проявляющимся интересом детей к игре.

В своих трудах доктор психологических наук, профессор Лидия Ильинична Божович писала, что собственно игру можно использовать как механизм перехода внешних требований в потребности самого ребенка, его «внутренней позиции».

Современными исследователями выделен большой спектр игровой деятельности направленных на развитие ребенка:

- познавательная функция;

- функция направленная на развитие свойств и качеств интеллекта;

- коммуникативная функция;

- функция физического развития;

- функция приобретения опыта нравственного поведения в социуме;

- функция самореализации ребенка;

- игротерапевтическая функция.

Одной из важнейших установок является: осознание себя как носителя прав. Образование и воспитание в области прав человека направлено на привитие ребенку осознанного отношения к правам и обязанностям, а также на передачу навыков, необходимых для осознания гражданственности.

В образовании разработано большое количество методов и средств, направленных на развитие младших школьников. В отдельную категорию выделяют игровые технологии, способствующие активизации и интенсификации учебного процесса. Игровые технологии имеют следующую структуру: целеполагание, план, цели и задачи, анализ деятельности. В состав игровых технологии входят:

- роль;

- игровое воздействие;

- игровое замещение предметов;

- взаимодействие игроков;

- роли, принятые на себя исполняющими;

- содержание реальной жизни, отражаемое в игре.

В начальной школе, игровые технологии применяют как:

- независимую технологию;

- компонент образовательной деятельности;

- элемент внеклассной работы.

В свою очередь игры разделяют на:

1. Предметные.

2. Сюжетно-ролевые.

3. Имитационные.

4. Игры-драматизации.

5. Деловые.

Применение игровых технологий оказывает следующее воздействие:

1) Дидактическое.

2) Воспитывающее.

3) Развивающее.

4) Социализирующее.

В настоящее время игра является не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным инструментом во всех областях социальной жизни [3, с. 28].

Сталь Анатольевич Шмаков выделяет такие основные особенности игровой деятельности [5, с. 128]:

1. Независимая развивающая работа, предпринимаемая только согласно желанию детей, для удовольствия от самого хода работы, а не только от итога.

2. Творческая сторона - импровизационный, интенсивный вид данной работы («поле творчества»).

3. Чувственная возвышенность работы, конкуренция, состязательность, соперничество, отклонение.

4. Присутствие непосредственных или косвенных правил, отображающие сущность игры, закономерную и скоротечную очередность её развития.

Игры нужны с целью психологической разрядки ребенка. Они дают возможность использовать их на уроках технологии, носящих однообразный, тренинговый характер. Игры в особенности увлекательны и нужны ученикам 1-2 классов.

На уроках возможно применение следующих функций игр:

а) развлекательных - с целью увлечения и возбуждения интереса;

б) коммуникативных - с целью общения;

в) игротерапевтических - с целью преодоления различного рода проблем;

г) диагностических - с целью раскрытия отклонений с нормативного поведения, с целью диагностики различных научно - технических способностей.

Кроме того, игры возможно поделить по характеру педагогического процесса и стоящих перед педагогом задач [1, с. 65]:

а) обучающие;

б) познавательные;

в) репродуктивные;

г) диагностические.

Рассмотрим решение этих вопросов посредством игр, применяемых на уроках технологии в младших классах [1, с. 31].

Игры-упражнения. Они содействуют формированию познавательных возможностей обучающихся, закреплению учебного материала, формируют способность использовать его в новых обстоятельствах. Подобными играми можно начать или завершить урок.

Игры-соревнования носят коллективный характер. Класс делится на 2-3 команды. Побеждает та, что дала наибольшее количество правильных ответов. Вопросы носят узконаправленный характер, к примеру -на закрепление полученных знаний. Вопросы оформляются в тестовом виде. Тесты могут быть нескольких типов:

1) с вычислением лишнего варианта;

2) с подбором одного верного ответа;

3) с подбором двух верных ответов и прочие.

Игры-путешествия, направлены на осмысление и закрепление учебного материала.

Сюжетно-ролевые игры, действия происходят в специально созданных обстоятельствах, ученики берут на себя конкретные роли, например, на занятиях по технологии ученики могут быть - конструкторами, модельерами, дизайнерами и т.п.

Внедрение в образовательный процессе начальной школы игровых технологий является важным обучения. Зачастую благодаря интерактивным занятиям с применением игровых технологий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учебе и начинаю лучше заниматься.

Игра помогает делать монотонную учебную деятельность интересной, эмоциональной, помогает развить психические процессы, воспитывает и приспосабливает учеников к реальной жизни. Положительная сторона применения игровых технологий на уроках в том, что учебный процесс становится более ярким, насыщенным, формируется познавательный интерес, лидерские способности, и самое главное, в игре дети лучше усваивают учебный материал.

Выводы. Таким образом, игровая технология раскрывается как целое образование, включающее конкретную долю учебного процесса и связанное единым содержанием, сюжетом, персонажем. Она включает поочередно игры и упражнения, формирующие способность акцентировать ключевые, отличительные черты объектов, сопоставлять, сравнивать их. Подобные умения и навыки хорошо формируются на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги, картона, конструктора и иных материалов.

Литература:

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 145 с.

2. Выготский. Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.

3. Калинина И.Г. Педагогические условия формирования самостоятельной работы учащихся на уроке в современной малокомплектной начальной школе/ диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2001 - 168 с.

4. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). - М.: Карапуз, 2009. - 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

5. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 422 с.

6. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2015. - 72 с.

7. Опыт С.Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. - Обнинск, 2003. - 124 с.

8. Фрейд З. Собрание сочинений / З. Фрейд. - М.: Фирма СТД, 2006. - 607 с.

9. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дисс. доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1997. - 409 с.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2. Изд. - М.: Владос, 1999. - 358 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ужан Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный индустриальный университет» (г. Новокузнецк)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрываются возможности и содержание технологии интегрированного обучения в формировании опыта творческой деятельности обучающихся на практических занятиях по курсу «История». Определены условия реализации интегрированного обучения, его особенности в формировании опыта творческой деятельности обучающихся, представлено описание опытно-экспериментальной работы по использованию разных форм интегрированных занятий. Исследование проводится на основе теоретических методов: изучения и анализа научных источников, общедидактической и методической литературы; эмпирических методов: анализа продуктов деятельности обучающихся, педагогического наблюдения, педагогического эксперимента.

Ключевые слова: формирование опыта творческой деятельности, интегрированное обучение, особенности, нестандартное задание, межпредметная связь.

Annotation. The article reveals the possibilities and content of the integrated learning technology in the formation of the experience of the creative activity of students in practical classes in the course "History". The conditions for the implementation of integrated learning, its features in the formation of the experience of the creative activity of students are determined, a description of the experimental work on the use of different forms of integrated lessons is presented. The research is carried out on the basis of theoretical methods: study and analysis of scientific sources, general didactic and methodological literature; empirical methods: analysis of the products of students' activity, pedagogical observation, pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.