1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРАГЕНТСТВА В ТУРИЗМЕ Горбатенко Диана Эдуардовна, Филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская область E-mail: diana.gorbatenko98@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается роль и значение деятельности турагентства в туризме. Показана взаимосвязь туроператора и туристских организаций. А также рассмотрены некоторые условия успешного развития турагентства.
Ключевые слова: туризм, туроператор, турагент, менеджер, туристский продукт.
Современная индустрия туризма представляет одну из самых прибыльных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится 10% глобального валового внутреннего продукта и 6% общего мирового экспорта. Туризм -деятельность физических лиц во время свободных передвижений (путешествия, поездки) и/или их пребывания за пределами обычной среды в течение периода, не превышающие 12 месяцев подряд, с конкретно определёнными целями, совершаемые собственно туристом с необходимой для него мотивацией: отдых, деловые, познавательные и другие цели; без занятия оплачиваемой деятельностью [1, с. 88]. Индустрия отдыха охватывает различные стороны общественных отношений и задевает многие сферы народного хозяйства. Занятие туризмом всегда было одним из главных компонентов культурного обмена между странами и народами на протяжении многих тысяч лет.
Вследствие оживления туристской отрасли, разрастается культурное пространство, поднимается экономика, укрепляются коммуникативные связи, обогащается духовный потенциал личности и общества в целом. Индустрия туризма - специфическая отрасль экономики, которая включает в себя деятельность, как туристских предприятий, так и других предприятий,
| SCIENCE TIME |
обеспечивающих туризм.
Услуги непосредственных предприятий на рынке представляют туроператоры. Туроператор - это организация, которая занимается составлением туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные материалы по своим турам, производит расчет цен на туры, передает туры турагенту для их сбыта. Точное планирование тура позволяет избежать возможных накладок в процессе реализации тура, таких как изменение состава или общего количества услуг относительно с заявленными или нестыковка по времени организации туристских мероприятий.
Туристское агентство - это организация или индивидуальный предприниматель, которые занимаются продажей туров, скомплектованных туроператором. Эти организации покупают туры у туроператора и продают их потребителю. Турагент реализует туристу составленный туроператором тур на тех условиях, которые предлагаются туроператором. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункту размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно [2, с. 102]. Главной рыночной функцией турагентств является соединение импортеров услуг с туристами, иногда сильно разъединенных как по времени, так и территориально.
Главные задачи турагентства:
- полное и безграничное изложение возможностей отдыха и путешествий по всем существующим турам, курортам, и так далее;
- продвижение этих изложенных данных с помощью рекламы;
- организация продажи туристского продукта согласно с современными способами торговли, а также используя специфику и особенности туристского предпринимательства.
У туристских агентств могут быть разные формы:
- туристские агентства по продаже туров, которые сформированы туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения;
- транспортно-туристские агентства по организации транстуров. Здесь появляются перспективы для образования совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Видом взаимодействия с перевозчиками тоже являются агентские соглашения по продаже транспортных билетов;
- турагентства при туроператоре, реализующие, прежде всего собственные продукты, но продающие и приобретенные туры.
С точки зрения специфики деятельности, турагентства могут быть:
- многопрофильными (наиболее популярны), то есть осуществляющими
I
SCIENCE TIME
I
комплексное предоставление услуг любым клиентам, в том числе отпускникам, командированным и др.;
- специализированными, особенно распространенными из них являются коммерческие турагентства, которые организуют деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся на организации отдыха.
Среди иных возможных шагов и немаловажных условий для благополучного развития туристского бизнеса является профессионализм менеджеров турагентства. Менеджер по туризму - это специалист в области туризма, занимающийся организацией туристских поездок клиентов. Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и обладать знаниями в области управления предприятием, придерживаться норм корпоративного поведения [3, с. 107].
В основные обязанности менеджера турфирмы входят:
- организация изучения потребностей туризма;
- организация приема запросов от туристов-клиентов, оформление платежных документов;
- предоставление туристских услуг;
- проведение беседы с турагентами и туроператорами;
- всевозможные консультации туристов и др.
Менеджер в сфере туризма должен уметь:
- удовлетворить потребность потребителя;
- находить мотивы к приобретению туристского продукта;
- понять интересы, выслушать;
- убеждать, вести переговоры;
- уметь аргументировано отвечать на возражения;
- использовать выразительные средства речи;
- знать, как принять потребителя и завязать контакт;
- внимательно следить за развитием отношений;
- завершить продажу тогда, когда это потребуется [4, с.30].
Человеческий фактор в сфере туризма является главным в становлении
качества обслуживания, так как от этого зависит уровень продаж туристского продукта, а самое главное прибыльность самой турфирмы.
Особое внимание уделяют сервисной составляющей в формировании целостной деятельности менеджера по туризму, так как она формирует способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта, умение организовывать процесс обслуживания потребителя, способность правильно использовать нормативные документы по качеству.
Сейчас общепризнанно, что успех в бизнесе полностью обуславливается способностью менеджера работать с коллегами, его личными качествами и
I
SCIENCE TIME
I
умением эффективно управлять людьми.
Из всего выше сказанного следует, что роль менеджера в управлении турагентством заключается в обеспечении выживания организации на долгосрочное время, выполнения тех задач, для которых организация была первоначально предназначена. От менеджеров зависит как быстро и успешно будет развиваться турфирма.
Таким образом, современная индустрия туризма является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Успех развития туризма зависит от эффективной деятельности турагентства. Туризм, в свою очередь, способствует притоку в страну финансовых ресурсов. Развитие туризма способствует созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения, повышает качество жизни людей, улучшает систему социально-культурного обслуживания.
Литература:
1. Горгоц О.В. Анализ состояния индустрии туризма в условиях глобализации / О.В. Горгоц // АВУ - 2007. - № 6. - С. 87-89.
2. Белоградская К.В. Турфирма в условиях современной экономики / К.В. Белоградская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 117. - С. 100-105.
3. Лычак Я.Д. Ключевые квалификации специалистов сферы туристского сервиса / Я.Д. Лычак // Вестник РГУ им. И. Канта. - 2008. - № 5. - С. 106-110.
4. Иванова Е.В. Сервисная составляющая в деятельности менеджера турагентства / Е.В. Иванова // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию ДГТУ (19-20 мая 2015 г.): сб. ст.: в 2-х ч. / под общ. ред. д.т.н., проф. В.Е. Жидкова. - Ставрополь: Ставролит; ТИС, 2015. - Ч. I. - С. 26-33.