Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2362
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ДОЛГОСРОЧНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошникова Елена Анатольевна

На современном этапе экономического развития общества, в условиях нестабильности макроэконо- мической ситуации, увеличения влияния факторов внешней среды на финансово-хозяйственную деятель- ность предприятий, наблюдается тенденция ужесточения конкурентной борьбы между предприятиями, что влияет на поведение их руководителей в отношении вопросов обеспечения долгосрочной конкуренто- способности предприятий.В этой связи особо актуальной становится проблема организации эффективного стратегического управления предприятием, в основе которого лежит стратегический анализ. Стратегический анализ по- зволяет оценить внутренние возможности организации, ее ресурсный потенциал, определить влияние факторов внешней среды на финансово-хозяйственную деятельность, оценить положение на рынке, вы- явить конкурентные преимущества и неиспользованные резервы, а также обосновать управленческие решения по корректировке действующей стратегии предприятия. Результаты стратегического анали- за являются основой при формировании планов и прогнозов эффективности деятельности организации, ее долгосрочной конкурентоспособности.Цель статьи в обосновании роли стратегического анализа в управлении деятельностью предприятий, необходимости использования результатов данного анализа. В статье проведен анализ подходов к трак- товке понятия «стратегический анализ», а также к его сущности и роли в управлении деятельностью предприятий. Сформулировано авторское видение сущности стратегического анализа. Обоснована необ- ходимость использования результатов данного вида анализа в условиях жесткой конкуренции. Предложе- ны и рассмотрены основные составляющие стратегического анализа, влияющие на его эффективность. В качестве методологической основы исследования использованы общие и локальные методы, а именно анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также системный подход к исследованию стратегического анализа.Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных исследований теорети- ческих основ экономического анализа хозяйствующих субъектов, при исследовании практических проблем эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND THE IMPORTANCE OF THE STRATEGIC ANALYSIS IN THE MANAGEMENT OF BUSINESS UNITS

At the present stage of economic development of the society, in the conditions of instability of the macroeco- nomic situation and the increase in the influence of environmental factors on financial and economic activities of companies there is a tendency for tougher competition among companies which affects the behavior of their lead- ers concerning the long-term competitiveness of companies.In that regard the problem of organizing an effective strategic management of a company based on strate- gic analysis becomes especially important. Strategic analysis allows to assess the internal capabilities and the resource potential of a company to determine the influence of environmental factors on financial and economic activities, to assess the situation on the market, to identify competitive advantages and unused reserves, and to justify management decisions to adjust the existing company strategy. The results of strategic analysis are the basis for the formation of plans and forecasts of the effectiveness of a company and its long-term competitiveness. The purpose of the article is to prove the role of strategic analysis in the management of companies and the necessity of these results usage. Inthe article the author analyzes the approaches to the interpretation of the con- cept of «strategic analysis» as well as its essence and role in the management of companies. The author's vision of the essence of strategic analysis is formulated. The necessity of using the results of this type of analysis under conditions of fierce competition is substantiated. The main components of the strategic analysis that affect its ef- fectiveness are proposed and considered. As a methodological basis for the study general and local methods such as analysis and synthesis, comparison and generalization as well as a systematic approach to the study of strategicanalysiswere used.The obtained results can be used for further scientific research of the theoretical bases of the economic analysis of economic entities, in investigating problems of the efficiency of financial and economic activities of companies.Keywords: strategic analysis; the role of strategic analysis; long-term competitiveness; business efficiency.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ»

УДК 338.24:005.7

Елена Анатольевна Мирошникова, аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

На современном этапе экономического развития общества, в условиях нестабильности макроэкономической ситуации, увеличения влияния факторов внешней среды на финансово-хозяйственную деятельность предприятий, наблюдается тенденция ужесточения конкурентной борьбы между предприятиями, что влияет на поведение их руководителей в отношении вопросов обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятий.

В этой связи особо актуальной становится проблема организации эффективного стратегического управления предприятием, в основе которого лежит стратегический анализ. Стратегический анализ позволяет оценить внутренние возможности организации, ее ресурсный потенциал, определить влияние факторов внешней среды на финансово-хозяйственную деятельность, оценить положение на рынке, выявить конкурентные преимущества и неиспользованные резервы, а также обосновать управленческие решения по корректировке действующей стратегии предприятия. Результаты стратегического анализа являются основой при формировании планов и прогнозов эффективности деятельности организации, ее долгосрочной конкурентоспособности.

Цель статьи в обосновании роли стратегического анализа в управлении деятельностью предприятий, необходимости использования результатов данного анализа. В статье проведен анализ подходов к трактовке понятия «стратегический анализ», а также к его сущности и роли в управлении деятельностью предприятий. Сформулировано авторское видение сущности стратегического анализа. Обоснована необходимость использования результатов данного вида анализа в условиях жесткой конкуренции. Предложены и рассмотрены основные составляющие стратегического анализа, влияющие на его эффективность. В качестве методологической основы исследования использованы общие и локальные методы, а именно анализ и синтез, сравнение и обобщение, а также системный подход к исследованию стратегического анализа.

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных исследований теоретических основ экономического анализа хозяйствующих субъектов, при исследовании практических проблем эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ключевые слова: стратегический анализ, роль стратегического анализа, долгосрочная конкурентоспособность, эффективность деятельности коммерческих предприятий.

Стратегический анализ является важнейшим этапом стратегического управления хозяйствующим субъектом и представляет собой процесс исследования и оценки влияния внутренних и внешних факторов на деятельность фирмы, результатом которого является формирование информационной базы для стратегического планирования. Применение стратегического анализа в системе управления предприятием вызвано потребностью в поиске наиболее эффективных методов управления экономическим субъектом.

В настоящее время вопросу развития стратегического анализа уделяется большое внимание как в отечественной науке, так и в зарубежной.

Вопросам изучения стратегического анализа посвящены научные труды таких авторов, как И.В. Зен-киной, Л.А. Коношенко, В.А. Лубкова, П.В. Магдано-ва, И.А. Мальсагова, Н.С. Пласковой, В.Г. Прудско-го, К. Фляйшер, Б. Бенсуссан, F.R. David, L. Worrall, D. Paul, D. Yeates and J. Cadle и др.

Существуют различные подходы к современной трактовке сущности стратегического анализа.

Обратимся к данным, представленным в таблице 1.

Согласно представленной информации, Маль-сагов И.А. сводит стратегический анализ к анализу внешних и внутренних факторов, которые оказывают воздействие на прогнозные стратегические показатели. Тем самым определение дает обобщенную характеристику стратегическому анализу, не позволяет получить полного представления о его цели и задачах, не раскрывает особенностей его применения.

Зенкина И.В. рассматривает стратегический анализ как одну из составляющих системы учетно-аналитического обеспечения предприятия, координирующую стратегическое развитие предприятия, способствующую объективной оценке эффективности принятых управленческих решений, а также определяет данный вид анализа, как процесс исследования и оценки деятельности предприятия с целью определения его позиции на рынке и выявления направлений развития организации на перспективу. Данный автор делает акцент на внешние взаимодействия предприятия с окружающей сре-

Таблица 1. Современные трактовки понятия «стратегический анализ» в трудах отечественных и зарубежных ученых

Авторы, давшие определение понятия «стратегический анализ» Сущность понятия «стратегический анализ»

Отечественные авторы

Мальсагов И. А. Стратегически анализ - это анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на прогнозные значения ключевых показателей стратегического развития [4]. Стратегический анализ на отдельной стадии может иметь разный инструментарий, теоретически обусловленный необходимостью оценки, диагностики, организационно-экономического моделирования ситуаций, и других подходов [5].

Зенкина И.В. ...стратегический анализ, определяемый автором как процесс системного исследования и оценки деятельности хозяйствующего субъекта в целях идентификации его текущей рыночной позиции и выявления перспективных путей развития, основывается на стратегическом учете, выступающем важным элементом его информационной базы. Стратегический анализ выступает основой стратегического планирования, базой разработки и обоснования управленческих решений с учетом приоритетов и долговременных ориентиров деятельности компании. Стратегический анализ выражается в процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив. Важной целью стратегического анализа является нахождение в каждом процессе наиболее устойчивых закономерностей и тенденций, способных играть решающую роль в будущем, и прогнозирование на их основе показателей финансово-хозяйственной деятельности [1].

Пласкова Н.С. ... (на микроуровне управления) стратегический анализ - это формализованное системное представление стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, способствующих максимизации рыночной стоимости организации, на основе комплексного изучения сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результативность ее деятельности. Реализация задач стратегического анализа позволяет создать систему финансово-экономических индикаторов - агрегированных характеристик долгосрочного развития организации, в соответствии с которыми разрабатывается финансовая, экономическая, сбытовая, производственная, социальная стратегии [6].

Коношенко Л.А. Целью анализа является уяснение перспектив, создание информационной и теоретической базы для принятия управленческих решений относительно будущего развития торговой организации. Стратегический анализ можно рассматривать с точки зрения совокупности пяти взаимосвязанных управленческих процессов: - анализ среды; - определение миссии и целей; - выбор стратегии; - выполнение стратегии; - оценка и контроль выполнения. Вся деятельность по стратегическому анализу направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях [2].

Лубков В.А. Традиционно стратегический анализ выражается в процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив. Его отличительными особенностями являются прогнозная направленность, комплексный характер, а объектом исследования выступает организация в целом, либо ее отдельные сегменты. Целью стратегического анализа, на наш взгляд, является обеспечение сбалансированности и устойчивости бизнес-модели коммерческой организации на всех стадиях ее жизненного цикла в интересах сохранения конкурентных преимуществ, роста стоимости компании, ее операционных и географических сегментов. Стратегический анализ представляется важнейшей функцией стратегического управления, являясь связующим звеном между стратегическим учетом и принятием стратегических управленческих решений

Авторы, давшие определение понятия «стратегический анализ» Сущность понятия «стратегический анализ»

Лубков В.А. Стратегический анализ позволяет выявить наиболее важные факторы бизнес-модели с учетом жизненного цикла фирмы и, на этой основе, предложить адекватные стратегии, способные выступить в качестве рациональной движущей силы бизнес-модели хозяйствующего субъекта [3].

В.Г. Прудский, П.В. Магданов Стратегический анализ - первый этап процесса стратегического планирования; он служит основой для выбора стратегических альтернатив. На основании данных стратегического анализа формулируются цели и задачи развития, формируется перечень проектов, разрабатывается план мероприятий по реализации стратегии, рассчитываются ключевые показатели деятельности на планируемый период. Сущность стратегического анализа заключается в том, чтобы выявить тенденции, характер и динамику внешнего окружения, оценить состояние организации, выявить ее сильные и слабые стороны, проблемы и возможности, дать оценку составу и степени влияния рисков. В зависимости сложившейся в организации ситуации уточняются цели проведения стратегического анализа, выбирается интервал времени, за который анализируются данные, отбираются методы анализа. Глубина и сложность стратегического анализа, количество вовлеченных в него участников, формы отчетности также определяются целью его проведения [7].

Зарубежные авторы

Фляйшер К., Бенсуссан Б. Назначение «Стратегического и конкурентного анализа» состоит в том, чтобы помочь аналитикам, стратегам, менеджерам и специалистам, принимающим решения, эффективно понимать условия внешней среды и условия своих организаций в постоянном развитии, играя в них динамичную роль [8].

David, К R. Стратегический анализ позволяет оценить исходное положение дел организации, оценить ситуацию внутри и снаружи компании, выявить факторы, которые могут стать причиной изменения условий функционирования предприятия во внешней среде [9].

Worrall К Стратегический анализ это процесс изучения информации о состоянии внешней среды, в которой функционирует предприятие, а также взаимодействия предприятия с его внешней средой, для повышения эффективности деятельности фирмы, расширения ее возможностей и повышения эффективности использования ресурсов, которыми она обладает [10].

Раи1 D., Yeates D. аМ Cadle J. Стратегический анализ представляет собой применение специальных методов, чтобы проанализировать воздействие окружающей среда на предприятие и оценить уровень ее внутренних способностей ответить на это воздействие [11].

дой. Автором также выделены основополагающие индикаторы стратегического анализа, такие как стратегический потенциал, стратегический климат и стратегическая позиция организации.

По нашему мнению, нельзя недооценивать роль влияния процессов, протекающих внутри организации, так как инструментарий и результаты стратегического анализа используются для оценки экономической безопасности предприятия в будущем на основе показателей финансовой устойчивости.

Пласкова Н.С. рассматривает стратегический анализ в разрезе уровней управления (на микроуровне и макроуровне). На уровне хозяйствующего субъекта определяет стратегический анализ, как совокупность целей организации, реализация которых направлена на долгосрочное развитие предпри-

ятия и повышение его стоимости на рынке. Определение достаточно абстрагированное, не дает точного понимания сущности стратегического анализа. Автор не раскрывает вопрос понимания системы финансово-экономических индикаторов.

Коношенко Л.А. делает акцент в определении на торговых предприятиях, хотя цель анализа представлена достаточно обобщенно и не отражает особенностей применения в организациях торгового сектора. Автор отмечает зависимость стратегического анализа от пяти управленческих процессов.

Лубков В.А. Автор определяет стратегический анализ как важнейшую функцию стратегического управления, которая устанавливает связь стратегического учета с принимаемыми управленческими решениями. Автор представляет объект стратеги-

ческого анализа как бизнес-модель предприятия и отмечает, что система взаимосвязанных факторов бизнес-модели корректируется под влиянием требований рынка.

По нашему мнению, запросы рынка оказывают значительное влияние на формирование стратегии и ее корректировку, а также непосредственно на сам процесс стратегического анализа, но не всегда являются первостепенными по значимости влияния, так как в зависимости от специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его миссии, стратегических целей, значимость тех или иных факторов может изменяться, а также проведение стратегического анализа предполагает соблюдение принципа комплексности.

Такие авторы, как Прудский В.Г. и Магданов П.В., рассматривают стратегический анализ в разрезе 4 основных блоков:

- анализ внутренней среды;

- анализ внешнего окружения;

- анализ сильных и слабых сторон, проблем и возможностей;

- анализ рисков, что, по нашему мнению, позволяет более структурировано подойти к трактовке результатов стратегического анализа.

Таким образом, все определения дают обобщенную характеристику понятия стратегический анализ, выделяя в качестве основных его составляющих анализ внешней среды, анализ внутренней среды, а также анализ возможностей и угроз. В формулировках зарубежных авторов прослеживается подход к определению стратегического анализа сквозь призму анализа положения фирмы и выявления факторов, способных повлиять на изменение этого положения, стратегический анализ рассматривается в рамках менеджмента. Отечественные авторы более детально подходят к вопросу рассмотрения факторов, влияющих на эффективность деятельности фирмы, углубляются в прогнозирование будущего состояния предприятия, на основе рассмотрения сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта, возможностей и угроз, а также рисков с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности.

В представленных подходах к определению стратегического анализа не уделяется должного внимания специфике данного анализа, специфике его применения в различный отраслях, а также его инструментарию.

Эффективность стратегического анализа зависит от таких составляющих, как:

1. Целевые установки руководящих органов.

2. Информационная база стратегического анализа.

3. Аналитический инструментарий.

4. Уровень и качество интерпретации результатов анализа.

Рассмотрим перечисленные элементы подробнее.

Цель стратегического анализа определяется потребностями персонала, принимающего управленческие решения.

Если говорить о цели стратегического анализа в обобщенном виде, то она может выступать как представление достоверных данных, необходимых для эффективного управления хозяйствующим субъектом, о состоянии предприятия, о результатах его деятельности, о наличии различного рода проблем, реальных и потенциальных угроз, возможностей его развития и повышения конкурентоспособности, которые формируются под воздействием внешних и внутренних факторов, с целью разработки плановых перспективных установок развития предприятия.

Если же рассматривать стратегический анализ в рамках конкретного предприятия, то необходимо тщательно изучить заданную управленческую ситуацию, затем привести в соответствие этой ситуации цели и задачи стратегического анализа. Сложность анализа, его инструментарий, сроки его проведения, вид предоставления отчетной информации о результатах стратегического анализа напрямую зависят от целевых установок.

Стратегический анализ осуществляется по системе стратегических показателей, в качестве которых на практике используют систему сбалансированных показателей. Система стратегических показателей формируется в соответствии с целями анализа. Особенности развития предприятия выражаются в показателях стратегического анализа, которые могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер.

В качестве финансовых показателей стратегического анализа выступают такие показатели, как чистая прибыль, валовая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность активов, рыночная стоимость предприятия, ликвидность и др.

К нефинансовым относятся такие показатели, как доля рынка компании, количество претензий к качеству продукции, время обслуживания клиента, темп роста продаж по определенным группам клиентов и прочие.

Рассчитанные значения стратегических показателей служат основой стратегического анализа, формируя информационную базу для интерпретации выводов по результатам его проведения, а также отражаются в аналитических отчетах.

В связи с тем, что пользователей информации о результатах стратегического анализа довольно много, часто возникает угроза конфликта интересов разных управленческих групп, который препятствует нормальному функционированию системы управления организации. При этом снижается объективность информации, эффективность принимаемых управленческих решений и организация их исполнения и др. В качестве конфликтующих управленческих групп на предприятиях чаще всего выступает руководство, акционеры, инвесторы,

менеджеры и иные специалисты, осуществляющие управленческие функции.

Эффективность стратегического анализа во многом определяется его информационной базой, которая представляет собой единство двух составляющих: внутренних источников информации и внешних источников информации.

Основой внутренних источников информации служат сведения, формируемые на всех организационных уровнях, т. е. во внутренних источниках аккумулируется информация, которой обладает предприятие в рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом к внутренним источникам относятся:

- бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий;

- бухгалтерская (управленческая) отчетность;

- плановая документация;

- данные оперативного учета;

- различного рода статистические данные;

- статистика качества производимой продукции;

- акты ревизий и проверок;

- статистика уровня продаж;

- отчеты внешних консультантов;

- аналитические отчеты за предыдущие периоды и пр.

Внешние источники информации содержат широкий спектр сведений о рынке, на котором предприятие осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, а также затрагивают вопросы правового регулирования деятельности. В качестве внешних источников информации для предприятия выступают следующие:

- законодательные и нормативные акты (законы, постановления, инструкции, методические указания и др.);

- статистическая информация от агентств;

- результаты маркетинговых исследований и обзоров;

- среднеотраслевые показатели;

- результаты анализа рекламы конкурентов;

- сведения покупателей и поставщиков;

- заказные аналитические статьи у сторонних экспертов;

- информация сети Internet;

- аналитические статьи в журналах, посвященные проблемам учета и анализа эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий определенных отраслей;

- статистические данные по уровням потребления продукции предприятий по регионам и др.

Несмотря на многообразие источников информации для повышения эффективности их использования необходимо четко ограничивать объем и характер информации в соответствии с конкретными целями стратегического анализа.

Выбор инструментария стратегического анализа зависит от цели и задач анализа, от специфики

отрасли, квалификации персонала, ответственного за его осуществление, материально-технических возможностей предприятия.

Каждый этап стратегического анализа требует определенного инструментария, т. е. использование соответствующих специфических методов и приемов, схем, моделей, концепций и др. Стратегический анализ использует как традиционные, так и экономико-математические методы.

На практике встречаются такие методы стратегического анализа, как SWOT-анализ, STEP-анализ, PEST-анализ, SNW-анализ, портфельный анализ, R-анализ, модель <^е1ШРМ», матрица Ансоффа, матрица «BCG», матрица «МсКшеу^», матрица «ЮЕ/МсКшеу», 5 конкурентных сил Портера, контактные аудитории Котлера, а также схем жизненных циклов товаров, изделий, организаций и др. Каждый из инструментов имеет свои особенности применения и формирует определенный род информации о том или ином объекте анализа, явлении или процессе.

Уровень и качество интерпретации результатов анализа является не менее важной составляющей в связи с тем, что наличие результатов анализа не гарантирует их качества и эффективности использования полученной информации в системе управления предприятием, что определяется квалификацией и опытом аналитиков. Специалисты с разным уровнем квалификации, опытом работы, способностями и другими характерными особенностями по разному трактуют результаты анализа. В связи с этим, особую важность приобретает достоверность и точность интерпретации, ее соответствие целевым установкам анализа и предоставление информации в том виде и объеме, который необходим для повышения эффективности системы управления организации, т. е. возможность применения результатов интерпретации показателей.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что стратегический анализ является сложной подсистемой в системе управления предприятием, определяемой целевыми установками анализа, информационной базой, ее специфическим аналитическим инструментарием, уровнем и качеством интерпретации результатов, а также спецификой деятельности хозяйствующего субъекта. По нашему мнению, стратегический анализ - важнейший инструмент стратегического управления, позволяющий выявить сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной и управленческой деятельности экономических субъектов и оценить их стратегические возможности, направления и перспективы развития, снизив при этом уровень неопределенности принимаемых управленческих решений.

Данный вид анализа аккумулирует и преобразует необходимую информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности организации,

о тенденциях и особенностях ее развития, то есть повышает качество информации, необходимой для эффективного управления предприятием, что обеспечивает информационную базу для принятия стратегических управленческих решений.

Таким образом, в проведенном нами исследовании мы рассмотрели различные подходы отечественных и зарубежных ученых к современной трактовке сущности стратегического анализа, сформулировали свое видение его роли в управлении деятельнос-

тью экономических субъектов, а также предложили и рассмотрели четыре основные структурные составляющие стратегического анализа, оказывающие влияние его на эффективность, такие как:

- целевые установки руководящих органов;

- информационная база стратегического анализа;

- аналитический инструментарий;

- уровень и качество интерпретации результатов анализа.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зенкина, И.В. Учетно-аналитическое обеспечение стратегического управления коммерческой организации / И.В. Зенкина // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 290-293.

2. Коношенко, Л.А. Стратегический анализ устойчивого развития организации / Л.А. Коношенко // ПСЭ. - 2012. - № 4. - С. 136-139.

3. Лубков, В.А. Объект и этапы стратегического анализа организации / В.А. Лубков // Российское предпринимательство. - 2013. - Том 14. - № 8. - С. 46-51.

4. Мальсагов, И.А. Методические основы формирования интегрированной системы стратегического управленческого учета, анализа и контроля / И.А. Мальсагов // Вопросы экономики и права. - 2013. -№ 6. - С. 98-102.

5. Мальсагов, И.А. Методическое развитие стратегического управленческого учета и анализа в организациях / И.А. Мальсагов // Инновационное развитие экономики. - 2013. - № 6. - С. 169-174.

6. Пласкова, Н.С. Стратегический анализ в системе бизнес-планирования организации / Н.С. Пласко-ва // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 5. - С. 360-364.

7. Прудский, В. Г., Магданов, П. В. Концепция стратегического анализа / В.Г. Прудский, П.В. Магда-нов // Вестник ПГУ Серия: Экономика. - 2009. - № 1. - С. 51-60.

8. Фляйшер, К., Бенсуссан, Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Под ред. д.э.н., проф. И.М. Степнова и к.э.н. Ю.А. Ковальчук. Пер. с англ. - Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. - С. 32.

9. David, F.R. Strategic management: concepts and cases / F.R. David. - 13th ed. p. cm. - pp. 6-8.

10. Worrall, L. Strategic analysis: a scientific art / L. Worrall // Inaugural lecture. Management Research Centre. Wolverhampton Business School. - 1998. - pp. 3-4.

Papulova, Z., Gazova, A. Role of Strategic Analysis in Strategic Decision-Making. // Procedia Economics and Finance. - 2016. - Vol. 39. - pp. 571-579.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.