УДК 65.011
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
© 2016
Бердников Андрей Александрович, аспирант кафедры «Экономика и финансы»
Самарский государственный университет путей сообщения (443066, Россия, г. Самара, 1-й Безымянный пер., e-mail: [email protected]) Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, директор центра научных журналов
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современные условия обусловлены высокой конкуренцией, недостатком ресурсов, наличием факторов неопределенности. Своевременность выявления различных предпринимательских рисков, оценки их влияния на организацию способствует принятию экономически обоснованных управленческих решений. В этой связи большое значение приобретает стратегический экономический анализ. Стратегический экономический анализ окружающей среды предполагает исследование конъюнктуры рынка, деятельности конкурентов, поставщиков, покупателей. Он позволяет определить не только различные риски, но и выявить открывающиеся возможности, разработать стратегию развития предприятия. Особое значение в стратегическом экономическом анализе имеет исследование внутренней среды, в частности потенциала компании, эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста прибыли, конкурентных преимуществ. В статье представлена блок-схема стратегического экономического анализа. Проведение стратегического экономического анализа и достоверность его результатов зависит от его информационного обеспечения, от качества используемой информации. Все источники информации, используемые в стратегическом экономическом анализе, можно разделить на внешние и внутренние. Внешняя информация способствует оценке бизнес-среды, реализации возможностей и управлению предпринимательскими рисками. Внутренняя информация является наиболее достоверной и служит основной для проведения стратегического экономического анализа и управления деятельностью организации. От качества используемой информации зависят и результаты стратегического экономического анализа. В процессе проведения стратегического экономического анализа необходимо применять различные методы, их комбинация определяется конкретной ситуацией.
Ключевые слова: стратегический экономический анализ; внешняя среда; внутренняя среда; риски; источники информации; отчетная информация; учетная информация; плановая информация; методы; горизонтальный анализ; вертикальный анализ; детализация; факторный анализ
BASICS OF INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF STRATEGIC
ECONOMIC ANALYSIS
© 2016
Berdnikov Andrey Aleksandrovich, postgraduate student of Department "Economics and Finance"
Samara State Transport University (443066, Russia, Samara, 1st Bezymyanny lane, e-mail: [email protected]) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, director of the Center of scientific journals
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Modern conditions due to high competition, lack of resources, the presence of uncertainties. The timeliness of identifying various business risks, evaluating their impact on the organization promotes the adoption of economically justified management decisions. In this regard, great importance is strategic economic analysis. Strategic economic environmental analysis involves the study of market conditions, activities of competitors, suppliers, buyers. It allows you to identify not only risks, but also to identify opportunities to develop the enterprise development strategy. Of particular importance in a strategic economic analysis is the study of the internal environment, in particular the potential of the company, resource efficiency, identification of reserves of profit growth, competitive advantages. The article presents the block diagram of strategic economic analysis. The strategic economic analysis and the accuracy of its results depends on its informational support, the quality of information used. All sources of information used in strategic economic analysis can be divided into external and internal. External information contributes to the assessment of the business environment, implement the features and management of business risks. Internal information is most credible and is the basis for a strategic economic analysis and management of the organization. From the quality of the information depend on the outcome of the strategic economic analysis. In the process of conducting a strategic economic analysis necessary to apply different methods, their combination is determined by the specific situation.
Keywords: strategic economic analysis; external environment; internal environment; risks; information sources; reporting information; accounting information; routine; methods; horizontal analysis; vertical analysis; detail; factor analysis.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные быстроменяющиеся условия внешней среды, обусловлены высокой конкуренцией, недостатком ресурсов. Это требует поиска путей повышения эффективности функционирования организации, усиления ее финансовой устойчивости, а также расширения направлений деятельности. В этой связи ведущее место отводится стратегическому экономическому анализу.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. Вопросы теории и методики стратегического анализа рассматриваются в трудах ученых таких как: В.А. Баринов, В.Л. Харченко, А.Т. Зуб, Н.С. Пласкова, В.Э. Керимов, А.Н. Петров, А. Артур. Томпсон-мл., А. Дж. Скринкленд III, А.Н. Хорин
и др. [1-7]. Однако вопросы организации и методики стратегического экономического анализа до конца не исследованы и остаются по-прежнему актуальными.
Формирование целей статьи (постановка задания) Основной целью данной статьи является раскрытие информационно-методических вопросов проведения стратегического экономического анализа.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Благополучное развитие каждой организации во многом зависит от воздействия экзогенных и эндогенных факторов. Своевременность выявления различных предпринимательских рисков, оценки их влияния на организацию способствует принятию правильных экономически обоснованных управленческих решений. В этой связи большое значение приобретает стратегический экономический анализ, в рамках которого целесо-
образным является исследование внешней и внутренней среды предприятия.
В настоящее время внешняя среда динамична. Для выбора и реализации эффективной стратегии необходимо прогнозирование и оперативное выявление влияния различных факторов [8, 9]. Так, стратегический экономический анализ окружающей среды предполагает исследование конъюнктуры рынка, деятельности конкурентов, поставщиков, покупателей, что позволяет определить не только различные риски, но и выявить открывающиеся возможности, что необходимо для разработки стратегии развития. Анализ внешней среды позволяет сформировать четкое представление о поведении организации в деловой среде, о ее конкурентоспособности, ценовой политике. Результаты стратегического экономического анализа внешней среды дают руководителям необходимую информацию, обеспечивающую принятие своевременных решений, направленных на повышение результатов функционирования, рост конкурентоспособности и, в целом, достижение стратегии.
Необходимо отметить, что особое значение в стратегическом экономическом анализе также имеет исследование внутренней среды, в частности потенциала компании, эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста прибыли, конкурентных преимуществ.
Следует отметить, что для поддержания рыночных позиций и для избежания перенасыщения рынка предлагаемой продукцией необходимо постоянно ее совершенствовать, отвечать потребностям потенциальных покупателей. Следовательно, производство инновационной продукции играет большую роль в повышении конкурентоспособности организации, привлечении дополнительных клиентов. Использование новейших технологий при производстве продукции позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы, сократить операционный цикл, что в конечном итоге может уменьшить себестоимость изделия. В свою очередь, это даст преимущество при формировании ценовой политики.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия зависит от правильной организации производства и сбыта продукции, внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективного использования ресурсов и оперативных обоснованных управленческих решений.
В процессе стратегического экономического анализа внутренней среды выявляется возможность реализации предлагаемых стратегий, определяются их целесообразность и эффективность в конкретных условиях.
Блок-схема стратегического экономического анализа представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Блок-схема стратегического экономического анализа
По нашему мнению, в рамках проведения стратегического экономического анализа необходимо исследовать как внешнюю, так и внутреннюю среду организации, определить ее сильные и слабые стороны, исследовать различные предпринимательские риски, оценить возможности. По результатам проведенного исследования формулируются выводы, на основании которых разрабатываются и принимаются управленческие решения.
Проведение стратегического экономического анализа и достоверность его результатов зависит от его информационного обеспечения, от качества используемой
информации. Оценка экономической информации, проверка ее на качество, отслеживание и хранение требует значительных временных затрат, квалификации специалистов, технического обеспечения. Необходимо учитывать, что большинство сведений могут устаревать и это требует оперативности работы с информационными источниками и способности своевременного их изучения и использования в процессе стратегического экономического анализа.
Это связано с тем, что недостоверная и устаревшая информация может исказить результаты исследования и привести и принятию необоснованных управленческих решений, возникновению дополнительных рисков и снижению прибыли предприятия. Недостаток информации при проведении стратегического экономического анализа также может препятствовать развитию организации и достижению ее стратегии.
В целом все источники информации, используемые в процессе стратегического анализа можно разделить на внешние и внутренние. Внешняя информация способствует оценке бизнес-среды, реализации возможностей и управлению предпринимательскими рисками. Из источников внешней информации можно узнать о потребностях в производимой продукции, ее конкурентоспособности, об объемах, качестве, новом ассортименте и ценах на используемые в производстве сырье и материалы, о достижениях научно-технического прогресса и т.д. [10]. Внутренняя информация является наиболее достоверной и служит основной для управления деятельностью организации.
Таким образом, для эффективного управления предприятием необходимо владеть достоверной информацией, уметь мобильно реагировать на влияние различных эндогенных и экзогенных факторов. В настоящее время благополучное развитие компании во многом зависит от того насколько правильно выбрано направление долгосрочного развития и четко поставлены стратегические цели и задачи [11]. В этой связи особенно значимым и актуальным является проведение стратегического экономического анализа [12-18]. С его помощью определяются отклонения от заданных целей, устанавливаются их причины и разрабатываются мероприятия по успешному развитию организации в перспективе. Стратегический экономический анализ приобретает весомое значение в деятельности каждого предприятия, поскольку ориентирован на выбор грамотной стратегии его развития в перспективе.
Проведение стратегического экономического анализа требует системного подхода к изучению деятельности организации.
Система информации должна формироваться и постоянно совершенствоваться, соответствовать требованиям к ее качеству.
Таким образом, для проведения стратегического экономического анализа необходимо наличие единой системы его информационного обеспечения, позволяющей своевременно проводить исследование, формировать выводы и принимать правильные управленческие решения.
Информация, используемая в процессе стратегического экономического анализа, различная по содержанию, качеству, источникам формирования, что требует ее своевременного сбора, проверки, аналитической обработки и оформления результатов аналитической работы.
В каждой организации регулярно циркулируют различные информационные потоки, находящие своих потребителей. При этом выделяют внешние и внутренние потоки.
Внешние информационные потоки представляют информацию, формируемую за пределами компании в окружающей среде. Степень воздействия внешней среды на деятельность предприятия различна.
Информация, поступающая из микроокружения,
представляет регулярные входящие информационные потоки, используемые организацией в текущей ее деятельности. Информация, поступающая из макроокружения предприятия, характеризует нерегулярные входящие информационные потоки, и она содержит необходимые сведения, являющиеся основой для принятия стратегических решений. Своевременное поступление и анализ такой информации существенно влияет на развитие предприятия.
Внешние источники предоставляют информацию, позволяющую оценить деловую среду, выявить возможности, определить потребности в производимой продукции, исследовать стоимость аналогичной продукции, предлагаемой конкурентами, узнать о достижениях научно-технического прогресса, новых технологиях производства и т.д.
Внутренняя информация циркулирует в пределах организации, и является важной для стратегического экономического анализа.
Особое значение в процессе осуществления стратегического экономического анализа имеет внутренняя информация, включающая: учетную, отчетную, внеу-четную, плановую, нормативную информацию.
К учетной информации относятся данные бухгалтерского, статистического, управленческого, налогового учета.
Отчетная информация включает в себя бухгалтерскую, статистическую, управленческую, налоговую отчетность [19-26].
К внеучетной информации относятся: материалы официальной переписки с кредитными, страховыми организациями; материалы периодических изданий, протоколы совещаний; договоры с заказчиками и поставщиками и т.д.
Плановая информация включает бизнес-планы и иную плановую информацию, формируемую на предприятии.
В состав нормативной информации входит нормативно-законодательные акты, нормативы, разработанные внутри организации и т.д.
Достоверность внутренней информации обеспечивается системой внутреннего контроля.
В процессе проведения стратегического экономического анализа необходимо применять различные методы, их комбинация определяется конкретной ситуацией.
Одним из широко используемых методов при стратегическом экономическом анализе является сравнение, представляющее собой сопоставление сведений и фактов хозяйственной жизни. При этом отчетные данные сравниваются с плановыми, нормативными, сведениями прошлых лет, с показателями работы других компаний и т.д.
Не менее важным в стратегическом экономическом анализе является метод группировки, при котором анализируемые показатели объединяются в однородные группы по исследуемым признакам. Выделяют структурные и аналитические группировки. Построение структурных группировок направлено на исследование структуры и состава совокупности. Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими исследуемую совокупность [27, 28].
Прием детализации способствует наиболее тщательному изучению исследуемого процесса и явления.
Сущность метода обобщения состоит в исследовании итоговых результатов на базе изучения составляющих показателей, в формулировании выводов и рекомендаций, а также разработке мероприятий, направленных на улучшение работы хозяйствующего субъекта.
Существенное значение в стратегическом экономическом анализе имеет факторный анализ, предполагающий исследование влияния факторов на результативный показатель.
Следует отметить, что в процессе проведения стра-
тегического экономического анализа необходимо применять и методы статистики, которые включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, а так же корреляционный и регрессионный анализ и др.
Кроме того, существенное значение имеет горизонтальный и вертикальный анализ. С целью определения динамики применяют трендовый анализ, позволяющий сравнить несколько отчетностей за ряд периодов и определить основную тенденцию показателей, не учитывая при этом случайные влияния и индивидуальные особенности отдельных периодов.
В настоящее время стратегическому экономическому анализу в научной литературе недостаточно уделено внимания, что требует дополнительных исследований. В связи с тем, что он позволяет определить ориентиры для перспективного развития организации, его значение трудно переоценить в деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, стратегический экономический анализ направлен на исследование основных направлений деятельности организации и способствует сформированию эффективной стратегии для ее развития в перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баринов В.А., Харченко В.Л.. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 237 с.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 432 с.
3. Пласкова Н.С. Современный экономический анализ / Н.С. Пласкова // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: настоящее и будущее: сборник трудов научной конференции памяти С.Б. Барнгольц, 14 декабря 2009 г., г. Москва. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 414 с.
4. Пласкова, Н. С. Экономический анализ : учебник.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 704 с.
5. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. - СПб. : Питер, 2006. - 496 с. : ил
6. Томпсон-мл. Артур. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа : пер. с англ. - 12-е изд. - М. : Изд. дом «Вильямс, 2009. - 928 с.: ил. : Парал. тит. Англ.
7. Хорин А. Н. Стратегический анализ : учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. - М. : Эксмо, 2006.
- 288 с.
8. Бердников А.А. Экономический анализ: понятие, роль в деятельности организации и перспективы развития /А.А. Бердников// Экономическая наука и практика (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - 120 с. - С. 45-47.
9. Бердников А.А. Финансовое состояние организации как объект стратегического экономического анализа / А.А. Бердников // Информационно-образовательная среда современного вуза: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. 20 ноября 2012 г. / науч. ред. М.В. Волкова - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2012. - 184 с. - С. 39-44.
10. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 160 с.
11. Бердникова Л.Ф. Об источниках информации для стратегического экономического анализа / Л.Ф. Бердникова, А.А. Бердников // Научный вестник РГГУ в г. Тольятти : сб. научных. Статей. - Тольятти ; Самара : ООО «Издательство СА Гард», 2012. - 336 с. - 173-183.
12. Ушанов И.Г. Стратегический управленческий учет как информационная основа бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 85-88.
13. Великая Е.Г., Чурко В.В. Механизм стратегического управления затратами малобюджетного бизнес
проекта // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 43-47.
14. Ядранский Д.Н. Диагностирование и контроль социально-экономической эффективности как направление современного экономического анализа // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 209-216.
15. Червяков И.М. Стратегическое планирование выхода из нестабильного состояния регионального промышленного комплекса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 199-202.
16. Бердникова Л.Ф., Бердников А.А. Стратегический анализ финансового состояния организации: сущность и методика // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 43-45.
17. Курилова А.А. О стратегических подходах к процессу управления расходами на предприятии // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 57-62.
18. Черный С.А., Копотева А.В., Гуреев К.А. Анализ влияния экономического потенциала предприятия на его конкурентоспособность // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 238-247.
19. Хачатурова Т.О. Интегрированная отчетность: понятие, история возникновения и развития, применение на современном этапе // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 103-104.
20. Зубенко Е.Н. Система бухгалтерского учета и отчетности в условиях вступления в ВТО // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 82-89.
21. Михайлова Д.В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 125-127.
22. Овчаров А.О. Статистические методы систематизации туристской информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 137-142.
23. Васильчук О.И. Использование данных управленческого учета при принятии управленческих решений // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 8-10.
24. Назарова А.Н. Разработка процесса постановки системы управленческого учета и управленческой отчетности в организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 174-178.
25. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета // Вестник НГИЭИ. 2014. № 1 (32). С. 59-69.
26. Альдебенева С.П. Роль финансового анализа и контроля в принятии управленческих решений // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 37-40.
27. Любушин Н.П. Экономический анализ: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» / Н.П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423 с.
28. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 536 с.